Просмотр содержимого документа
«"Главные члены предложения" 3 класс»
Урок 26
Главные члены предложения
Цели: отработать алгоритм нахождения подлежащего и сказуемого; коллективно вывести правило.
Ход урока
I. Чистописание.
Рр Рр рл ре ру
Родина любимая, словно мать родимая.
II. Изучение нового материала.
1. Коллективное обсуждение нового правила.
На доске записаны предложения:
Миша рисует фломастерами.
На кухне закипел чайник.
Оля рассматривает альбом с фотографиями.
Учитель. Найдите в предложениях слова, без которых они не смогут существовать. Поставьте к этим словам вопросы.
– Как называются слова, без которых предложение не сможет существовать? (Главные члены предложения.)
Прочитайте, что нужно запомнить о главных членах предложения (учебник).
– Что в предложении выражает подлежащее? На какие вопросы оно отвечает? Как подчеркивается?
– Что называет сказуемое? На какие вопросы отвечает сказуемое?
Найдите в наших предложениях подлежащее и сказуемое. Подчеркните их.
2. Отработка алгоритма нахождения главных членов предложения.
1) Чтение учащимися алгоритма «Как находить подлежащее и сказуемое, то есть грамматическую основу предложения» (учебник).
2) Применение алгоритма при выполнении упражнения 1 устно (учебник).
Физкультминутка
III. Закрепление нового материала.
1. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое» (учебник).
Учитель. Узнайте о происхождении слов подлежащее и сказуемое. Кем были введены эти понятия в русский язык?
2. Выполнение упражнения 2 (учебник).
Задание: найдите подлежащее и сказуемое в каждом предложении. Запишите грамматические основы в тетрадь. Подчеркните их.
В конце работы проводится коллективная проверка. Учащиеся объясняют ход своих действий по алгоритму.
Образец. В предложении (Солнце закатилось за дальний бугор) сначала нашли слово, которое называет то, о чем в нем говорится (солнце). Потом поставили к нему вопрос (что?). Так определили, что это подлежащее. Затем нашли слово, которое называет, что делает солнце. Проверили, что это слово отвечает на вопрос (что сделало?) (закатилось). Грамматическая основа – солнце закатилось.
IV. Итог урока.
– Какой член предложения означает «лежащий» в основе предло-
жения?
– Какой член предложения означает то, что «сказано о подлежащем»?
Домашнее задание: выпишите из стихотворений об осени 4–5 предложений, выделив в них грамматическую основу.