СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Главные члены предложения. Подлежащее. (5 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: открытие новых знаний

Цели урока: развить понятие о членах предложения, о способах вы­ражения подлежащего, продолжить формирование  навыков синтаксического разбора.

Просмотр содержимого документа
«Главные члены предложения. Подлежащее. (5 класс)»











Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе
«Виды предложений. Главные и второстепенные члены предложения»

(ФГОС)











Тема урока: «Виды предложений. Главные и второстепенные члены предложения»

Класс: 5 класс

Тип урока: соершенствование новых знаний

Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо

Реализуемая программа: по русскому языку общеобразовательных учреждений для 5-9 классов: авт.-сост. М.М. Разумовская, С..И. Львова. В.И. Капинос. В. В. Львов, Г.А. Богданова .- 2-е изд., стереотипное., - М.: Дрофа. 2013 г. в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования по русскому языку.

УМК: Русский язык. 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений /М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.- М.: Дрофа, 2012.-317с.

Цель урока: обеспечить формирование умения узнавать и отличать распространённые предложения от нераспространённых, умения характеризировать предложение по наличию главных и второстепенных членов, ценностного отношения к совместной познавательной деятельности.

Предметные результаты:

Научатся: опознавать предложения по наличию и отсутствию второстепенных членов предложения, определять их вид (распространённые, нераспространённые)

Получат возможность научиться: анализировать предложения с точки зрения структурной организации.

Метапредметные результаты: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации для выражения своих мыслей; планирование и регуляция своей деятельности.

Личностные результаты: Л1 - достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; Л-2 понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей.

УУД личностные: Л3 - ориентирование в системе моральных норм и ценностей.

УУД регулятивные: Р1 - целеполагание и планирование своей деятельности; Р2- принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров; Р3 - осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; Р4 – контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия.

УУД познавательные: П1 – проводят сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; П2 - выбирают смысловые единицы предложения и устанавливать отношения между ними; П3 - определяют основную и второстепенную информацию; П4 - строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; П5 – представляют информацию в наглядно-символической форме (в виде схем).

УУД коммуникативные: К1 – приобретают опыт работы в группе; К2 - практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества; К3 – действуют с учётом позиции другого, умеют согласовывать свои действия.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор;

  • мультимедийная презентация к уроку.



п/п

Этап урока

Цель

(формируемые УУД)

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Результат

Оценка

1.

Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

Настрой на учебную деятельность


Л3

Р3

П2

П4

К2

Я бы хотела начать урок с эпиграфа:

Пусть кипит работа, сильней соревнование!

Успех играет не судьба, а ваши знания!


- Как вы понимаете эти слова?

- Я вам желаю, чтобы вам сегодня сопутствовала удача, которая поможет вам быть успешным. Предлагаю сегодня поработать в группах. Сигналом о выполнении вами задания будут смайлики разного цвета.

Объясняют смысл приветствия.

Волевая саморегуляция

Внутренняя и внешняя готовность

Словесное поощрение учителя

2.

Актуализация

Знаний.

Приём ТРКМЧП:

«Мозговой штурм»

«Веришь ли ты, что…»


Организация ситуации, которая актуализирует необходимые для последующего открытия знания


Л1

Р2

Р3

Р4

П1

П2

П4

К1

К3

На партах у групп по одному предложению:

1. Выпал снег.

2. Ты радуешься пушистому снегу?

3. Быстро проходят зимние дни.

4. Морозна зима!

На доске – схемы этих предложений.

Выберите, какой схеме соответствует оно, объясните, почему. Прикрепите на доску.

Слайд 2

«Считаешь ли ты, что…»

- эти предложения можно объединить в группы по цели высказывания?

Слайд 3

- эти предложения можно объединить в группы по интонации?

Слайд 4

- эти предложения можно распределить в группы по наличию второстепенных членов предложения?

Кто сможет распределить по этому признаку?

А кто знает, как называются эти предложения?

Групповая работа.

Разбирают своё предложение, находят на доске соответствующую схему, прикрепляют предложение, объясняют свой выбор.

Делят предложен-ные предложения на группы.

Актуализация знаний, необходимых для понимания новой темы

Словесная оценка учителя работы групп, уч-ся.

Самооценка в маршрутном листе.



3.

Постановка учебной задачи (определение темы, цели урока)

Уметь узнавать и отличать распространён-ные предложе-ния от нерас-пространённых

Р1, Р4, Л1, Л2, П4

Мотивация к формулированию темы и цели урока:

Вы хотите это узнать? Сформулируйте тему урока.

Давайте, посмотрим, как я её сформулировала? Согласны?

Слайд 5

Запишите число и тему урока.

Сформулируйте цели урока.

Давайте, посмотрим, как их сформулировала я?

Слайд 6

Формулируют тему и цель урока

Готовность к восприятию новых знаний

Словесная оценка учителя

4.

Усвоение новых знаний и первичное закрепление.


Приём ТРКМЧП:

«Инсерт» (маркировка текста)


Открытие новых знаний:

- работа с информацией в учебнике


Л1

Л2

Р2

Р4

П3

П4

К1

К2


Ребята, подсчитайте в маршрутном листе количество заданий урока (Приложение №1)

Не забывайте, что в течение урока вы оцениваете свою работу в листах индивидуальных достижений. (Приложение №2)

Назовите критерии оценки:

- цель достигнута

- допускаю ошибки

- ещё нужно над этим работать

Оценивать работу групп сегодня будет учитель.

Предлагаю выполнить

Задание № 1 из маршрутного листа:

- Прочитать информацию в учебнике о видах предложений по наличию второстепенных членов - с.160, 161

- Читая информацию, поставьте карандашом знаки: («Инсерт»)

v знаю

+ новое

! интересное

? не понимаю


Выполните это задание: распределить в группы предложения по наличию второстепенных членов предложения?

Выполняют задание №1

(индивидуальная работа)

Читают текст на стр. 127, перерабатывают информацию












Распределяют предложения на доске в группы по наличию второстепенных членов предложения

(групповая работа)

Присвоение выявленных закономернос-тей. Фиксирование новых знаний через моделирование

Словесная оценка учителя работы групп, уч-ся.

Самооценка в маршрутном листе.


5.









Закрепление изученного материала

Организация деятельности для отработки навыков

Л2

Р4

П1

П2

П4

К2

К3

Выполните следующее задание из маршрутного листа.

Задание № 2

С.160 упр. 442

Спишите предложения, распределив их в группы, выделите грамматические основы.

Самопроверка по образцу.

Слайд7


Выполняют задание № 2

Стр.160, упр. 442

Проверяют по образцу на слайде


Осознание значимости новых знаний

Словесная оценка учителя работы групп, уч-ся.

Самооценка в маршрутном листе.


6.

Физминутка

7.



Контроль за процессом и результатом учебной деятельности.

Приём ТРКМЧП:

«Синквейн»



Мониторинг планируемых результатов усвоения новых знаний

Л1

Л2

Р2

Р3

Р4

П3

П5

К2

К3



Выполнить задание из маршрутного листа.

Задание № 3

Составление синквейна (алгоритма изученного правила)

со словом «Предложения»:

1 строка – существительное

2 строка – 2 прилагательных

3 строка – 3 глагола

4 строка – фраза из 4 слов

5 строка – существительное – синоним первому


Объяснить.

Слайд 8


Выполняют

Задание № 3

Групповая работа

Пример синквейна:

Слайд 8

Предложения

Распространённые, нераспространённые

Бывают, состоят, делятся

По наличию второстепенных членов

Виды

Осознание значимости новых знаний

Словесная оценка учителя работы групп, уч-ся.


Самооценка в маршрутном листе.

8.

Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия)

Приём ТРКМЧП: «Веришь ли ты, что…»



Обобщение ценностного отношения к деятельности, к совместной деятельности, её оценка

Л1

Л3

Р3

Р4

П1

П4

К2

Ответьте на вопросы:

- какова тема урока?

- какую цель ставили?

- достигли ли цели?

- какое правило использовали?


Предлагаю вернуться к приёму

«Веришь ли ты, что…»

Слайд 9

- эти предложения можно распределить в группы по наличию второстепенных членов предложения?


- что было интересно на уроке?

- что было трудно?

- где ваши знания пригодятся?

Оцените свою работу, поставьте оценку.

Кто поработал на «5»? «4»? «3»?

Поднимите руку, кому из вас сегодня помог сосед по парте, по группе? Чем?

Оцените работу своей группы.

Даю свою оценку работе групп.

Сегодня конец рабочей недели. Поднимите руку, у кого в листках достижений просматривается продвижение вперёд! В чём?

Отвечают на вопросы.

Дают оценку своей деятельности, оценивают работу группы.

Ценностное отношение к деятельности и её оценка

Самооценка в маршрутном листе.

9.

Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок

Закрепить полученные знания.

Развить творческие способности

Л1

Л3

П5.

Предлагаю выполнить по выбору:

Стр. 161, упр. 445

Стр. 162, упр. 446


Ну что ж, ребята, закончить урок мне хочется словами поэта Н.Рыленкова:

На доброе слово не надо скупиться,

Сказать это слово – что дать напиться…

Слайд 10

СПАСИБО всем, кто сегодня со всеми вместе своей маленькой удачей помог сделать успешным наш урок!

Самостоятельная домашняя работа

Закрепление полученных знаний, развитие творческих способностей

Оценка учителя

















Приложение №1

Маршрутный лист


Задания

Задание № 1

- стр. 160,161

прочитать информацию в учебнике о видах предложений по наличию второстепенных членов предложения

- «Инсерт»:

v знаю

+ новое

! интересное

? не понимаю


Задание № 2

С.160 упр. 442

Спишите предложения, распределив их в группы, выделите грамматические основы.

Самопроверка по образцу.





Задание № 3

Составление синквейна (алгоритма изученного правила)

со словом «Предложения»:

1 строка – существительное

2 строка – 2 прилагательных

3 строка – 3 глагола

4 строка – фраза из 4 слов

5 строка – существительное – синоним первому

Домашнее задание:

По выбору:

Стр. 161, упр. 445

Стр. 162, упр. 446

























Приложение №2


Лист индивидуальных достижений: _________________________________________________________________ 5 класс

Тема «Синтаксис». Уроки 76 – 80

№ урока/ Дата

Урок

76


Урок

77


Урок

78


Урок

79


Урок

80


Оценка за неделю

цель достигнута -

допускаю ошибки -

ещё нужно над этим поработать -

1. Понимаю учебную задачу: определяю цель урока







2. Умею работать самостоятельно с текстом («Инсерт»)







3. Умею составлять схему, модель правила







4. Умею применять правило при выполнении заданий







5. Умею составлять «Синквейн»







6. Умею быть внимательным







7. Умею работать в группе: не перебивать другого, выслушивать и уважать мнение других, не подводить группу







8. Умею оценивать свою деятельность







9. САМООЦЕНКА ЗА УРОК

Всё понял, могу этот материал объяснить другому. (5 баллов)

Я сам всё понял, но объяснить другому не берусь.(4 балла)

Для полного понимания мне нужно повторить тему.(3 балла)











Список используемых источников



1. Рабочей программой. Русский язык. 5-9 классы: авт.-сост. М.М. Разумовская, С..И. Львова. В.И. Капинос. В. В. Львов, Г.А. Богданова .- 2-е изд., стереотипное., - М.: Дрофа. 2013 г.; в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования по русскому языку.

2. Русский язык. 5 кл..: учебник для общеобразовательных учреждений. /М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.- М.: Дрофа, 2012.-317с.

3. КИМы по русскому языку 5 класс: к учебнику М.М. Разумовской - М.: «ВАКО», 2013

4. Разумовская М.М., С.И. Львова, В.И. Капинос. Методическое пособие к учебнику «Русский язык. 5 класс». М: «Дрофа», 2013 г.

5.Русский язык V класс. Поурочные планы. По учебнику М.М. Разумовской и др. Автор – составитель М.М. Разумовская – Волгоград.:Учитель, 2010.

6.Тесты по русскому языку. 5 класс: к учебнику М Разумовской «Русский язык. 5 класс». - М.: «Экзамен», 2012 г.

7.Русский язык V класс. Тетрадь для оценки качества знаний. Автор В.В. Львов. Москва. «Дрофа», 2013 г.

5. Генике,  Е. А., Трифонова,  Е. А. Развитие критического мышления (Базовая модель) / Е.А. Генике, Е.А. Трифоова . – М.: БОНФИ, 2002

6. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. пособие. М.: Мирос, 2002. – 176 с.

7. Загашеев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. – СПб., 2003. – 192 с.

8. http://www.velib.com/shcool_ru_1.html







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!