СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по биологии "Глобальные экологические проблемы современности"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Глобальные экологические проблемы современности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по биологии "Глобальные экологические проблемы современности"»

Тема: Глобальные экологические проблемы современности

Учитель: Отырова Людмила Очировна

Цели занятия:

1. Способствовать формированию целостного представления о мире, об общих проблемах, стоящих перед человечеством в XXI веке.

2.Систематизировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания по данной теме.


Задачи:

- расширить и углубить знания о глобальных экологических проблемах;

- убедить учащихся в том, что взаимоотношения между человеком и природой не могут складываться по принципу превосходства друг над другом;

- умение анализировать практическую деятельность, выдвигая гипотезу на основе мысленного эксперимента;

- развивать коммуникативные способности учащихся на уроке при работе в группах, взаимоконтроле, рефлексии;

- развивать формально-логическое, диалектическое мышление.



Тип урока: систематизация и закрепление знаний по теме.

Форма урока: урок – презентация и защита проектов учащихся.


Средства обучения:

- компьютеры, мультимедийный проектор, Интернет, глобус;

- бланки с названиями групп;

- информационные листы для групп;

- сигнальные карточки (зеленые, красные, голубые);

- листы самоконтроля знаний.


Ход урока

На доске эпиграфы:

“Разуму свойственно размышлять,
то есть связывать причины и следствия,
давать ответ на вопрос “почему”
и находить в цепи происходящего начало и конец”.

«Потомки никогда не простят нам опустошения Земли, надругательства над тем, что принадлежит не только нам, но и им по праву».

Ж. Фабр.

К.Г. Паустовский

Информационный этап.

Введение в тему (мини-лекция).

Для человека, как для любого другого биологического вида, природа – среда жизни и источник существования. Как биологический вид, человек нуждается в определенном составе и давлении атмосферного воздуха, чистой природной воде с растворенными в ней солями, растениях и животных, земной температуре. Оптимальная для человека окружающая среда – это естественное состояние природы, которое поддерживается нормально протекающими процессами круговорота веществ и потока энергии.

Как биологический вид, человек своей жизнедеятельностью влияет на природную среду не больше, чем другие живые организмы. Однако это влияние несравнимо с тем огромным воздействием, которое оказывает человечество на природу благодаря своему труду. Преобразующее влияние человечества на природу неизбежно, оно усиливается по мере развития общества, увеличения числа и массы веществ, вовлекаемых в хозяйственный оборот. Вносимые человеком изменения сейчас приобрели настолько крупные масштабы, что превратились в угрозу нарушения существующего в природе равновесия и препятствие для дальнейшего развития производительных сил. Долгое время люди смотрели на природу как на неисчерпаемый источник необходимых для них материальных благ. Однако, сталкиваясь с отрицательными последствиями своего воздействия на природу, они постепенно пришли к убеждению в необходимости ее рационального использования и охраны. Примерно 15 тыс. лет назад человек впервые примерил на себя венец царя природы. И чего в результате добился?

Великие умы прошлого предвещали последствия покорения человеком природы. Они предупреждали: род людской может погубить себя. Давайте окинем мысленным взором нашу голубую планету! (глобус). Ныне она уже не кажется нам бесконечной, скорее хрупкой и беззащитной.


Моя планета – человеческий дом,

Но как ей жить под дымным колпаком,

Где сточная канава – океан?!

Где вся природа поймана в капкан,

Где места нет ни аисту, ни льву,

Где стонут травы: больше не могу!..

Вот она летит, маленькая какая!

Вот она грустит, в думы свои вникая,

Вот она плывет, зыбкой прохладой веет,

Все еще живет! Все еще людям верит!

Вот она плывет сквозь грозовую полночь,

Всех людей зовет, просит прийти на помощь!


? учащимся. Вы согласны с данной позицией? Выскажите своё мнение, почему планета «просит прийти на помощь»?

Любые проблемы, связанные с воздействием человека на природу и обратным воздействием, т. е. влиянием среды на здоровье и хозяйственную деятельность людей – это экологические проблемы (на доске - определение).

Глобальная экологическая катастрофатакое состояние географической среды на Земле, когда жизнь на ней становится невозможна. К ней ведут экологические проблемы,

охватывающие весь земной шар – глобальные экологические проблемы.


? учащимся. Грозит глобальная экологическая катастрофа нашей планете сейчас?


Презентация. Экологические проблемы.

Экологические проблемы. С таким словосочетанием вы сталкивались не раз, поэтому цель нашего урока – не знакомство с экологическими проблемами. Давайте ее сформулируем.

Цель урока: Обобщение, углубление и систематизация знаний о глобальных экологических проблемах.


? учащимся. Скажите, что бы вы хотели вспомнить или узнать о глобальных экологических проблемах? (ответы учащихся)

Для того чтобы ответить на ваши вопросы мы будем использовать: энциклопедии, электронные учебные издания, слайд-реферат учащихся предыдущего 11 класса, Интернет, свои интеллектуальные и коммуникативные возможности. Урок будет построен по принципу ролевой игры.

Распределение по группам.

Кто из вас хотел бы быть:

  1. Юристом?

Ваша роль - в предложенных источниках информации найти и осветить сведения об организациях, мерах, законах, охраняющих природу?

  1. Статисты. Вам необходимо свести имеющиеся числовые данные о последствиях, принесенных глобальными экологическими проблемами.

  2. Экологи. Вам нужно осветить современное состояние атмосферы.

На основе текста предложенного стихотворения, выявить и осветить глобальные экологические проблемы, связанные с состоянием атмосферы.

  1. Гидробиологи. Чем они занимаются?

На основе предложенного текста, выявить и осветить глобальные экологические проблемы, связанные с водными ресурсами.

  1. Почвоведы. Ваша задача, рассказать о процессе деградации земель, в частности, опустынивание. К чему это может привести и как это можно предотвратить.

8. Эксперты. Ваша задача – следить и оценивать работу групп по критериям, которые вам необходимо составить, выставленные баллы необходимо перевести в отметки.

Происходит распределение по группам. Выдаются информационные листы на группу и листы самоконтроля каждому учащемуся.

Объявляются критерии ответов (оценивания) групп – вывешены на доске:

    1. Полнота, логика освещаемой проблемы.

    2. Целесообразность отобранного материала (научность, доступность).

    3. Участие в ответе всех членов группы.

На работу в группах отводится 8 минут. На выступление - 4 минуты.


Смысловой этап.

В мире мудрых мыслей:
Если путь твой к познанию мира ведет, -
Как бы ни был он долог и труден – вперёд!

Работа учащихся по заданиям с использованием информационных листов.


Презентационный этап.

Анвари о силе знания:

Вот тебе два дела, - сделай хоть одно из них,
Или то, что сам
ты знаешь, передай другим,
Или то, чего не знаешь, от других возьми.

Выступления групп, в ходе которого обучающиеся других групп работают с листом самоконтроля.

  1. Статисты.

  2. Экологи.

  3. Гидробиологи.

  4. Почвоведы.

  5. Юристы.

  6. Эксперты – подведут итоги урока, выставят отметки в «Лист оценивания групп».

Учитель выставляет отметки за урок на основе оценивания обучающихся группой экспертов с учетом качества заполнения листа самоконтроля каждым обучающимся.

По окончании выступления, если есть необходимость, каждой из групп задаются вопросы.

Вам предоставляется возможность оспорить баллы.


Рефлексия занятия.

Человек, по-настоящему мыслящий, черпает из своих ошибок не меньше познания, чем из своих успехов. Д. Дьюи.

Необходимо оценить следующие параметры. Легко ли работать в группе? Все ли из вас заняли в группе ту роль, на которую рассчитывали? Каково ваше настроение после урока?

Обучающиеся поднимают карточки разного цвета, символизирующие их настроение: зеленый – отлично, желтый – удовлетворительно, черный – плохо. Дополнительно принимаются устные ответы.

Домашнее задание.


Приложение 1.


Лист самоконтроля


Заполните таблицу.


Оболочки Земли

Проблемы

Пути решения

Что осталось непонятным на уроке? (сомнения, противоречия, вопрос)

Атмосфера
























Лист самоконтроля


Заполните таблицу.


Оболочки Земли

Проблемы

Пути решения

Что осталось непонятным на уроке? (сомнения, противоречия, вопрос)

Атмосфера

























Лист самоконтроля


Заполните таблицу.


Оболочки Земли

Проблемы

Пути решения

Что осталось непонятным на уроке? (сомнения, противоречия, вопрос)

Гидросфера
























Лист самоконтроля


Заполните таблицу.


Оболочки Земли

Проблемы

Пути решения

Что осталось непонятным на уроке? (сомнения, противоречия, вопрос)

Гидросфера


























Лист самоконтроля


Заполните таблицу.


Оболочки Земли

Проблемы

Пути решения

Что осталось непонятным на уроке? (сомнения, противоречия, вопрос)

Литосфера
























Лист самоконтроля


Заполните таблицу.


Оболочки Земли

Проблемы

Пути решения

Что осталось непонятным на уроке? (сомнения, противоречия, вопрос)

Литосфера


























Информационный лист.

Статисты.

Задание. Вам необходимо свести имеющиеся числовые данные о последствиях, принесенных глобальными экологическими проблемами.

Источники информации: словари, энциклопедии, научно-популярная литература.

Время работы – 8 минут, выступления – 4 минуты.


Информационный лист.

Экологи.

На основе текста предложенного стихотворения осветить глобальные экологические проблемы, связанные с атмосферой.

Озоновая дыра над Антарктидой!

А не было её ещё вчера.

Зачем она учеными открыта?

Неужто в вечность нам уже пора?


Неужто судный день для бела света

Подкрался вдруг космической тропой?

И под жестоким ультрафиолетом

Нам корчиться беспомощной толпой?


Неужто всё, что дорого и свято

В единой человеческой судьбе,

Вдруг будет уничтожено, распято

Потоками диапазона « Б »?


Великая озонная защита

Разорвана отныне навсегда.

Виновников незримых не ищите,

Виновники – мы с вами, господа!


Озонная дыра над Антарктидой!

Как рана в сердце, как пожар в груди.

Одумайся, беспечный индивидуум,


И в будущее взор обороти!


И ощути всей плотью знак сей грозный,

И хоть на миг забудь о барышах,

Одумайся, пока ещё не поздно,

Пока не сделал свой последний шаг,


Пока другие дыры не пробиты

На нашем общем малом корабле,

Пока одна дыра над Антарктидой,

Пока один Чернобыль на Земле.


Вам нужно рассказать о современном состоянии атмосферы.

Источники информации: научно – популярная литература, энциклопедии.

Время работы – 8 минут, выступления – 4 минуты.


Информационный лист.


Экологи.


Осветить проблему изменения климата.





Информационный лист.

Гидробиологи.

На основе текста предложенного стихотворения осветить глобальные экологические проблемы, связанные с водными ресурсами.

Прочтите стихотворение А. Вознесенского «Озеро»

Я ночью проснулся. Мне кто-то сказал:

«Мертвое море – священный Байкал».

Я на себе почувствовал взор,

Будто я моря убийца и вор.

Когда ты болеешь, мы все больны.

Байкал, ты хрустальная печень страны!

Ну, неужели мы будем в истории –

«Эти, Байкал загубили которые»?


Предложить пути рационального использования и охраны водных ресурсов.

Время работы – 8 минут, выступления – 4 минуты.




Информационный лист.

Почвоведы.

Ваша задача - рассказать, как используется почва земли. К чему это может привести и как это можно предотвратить.




Информационный лист.

Юристы.

Воздух – наш отец. Вода – наша мать. Земля – дом. Роса – национальное сокровище. Будем же беречь нашу Землю!

В предложенных источниках информации найти и осветить сведения об организациях, мерах, законах, охраняющих природу.

Источники информации: Энциклопедии, справочная литература.

Время работы – 8 минут, выступления – 4 минуты.


Информационный лист.

Эксперты.

Ваша задача – следить и оценивать работу групп по критериям, которые вам необходимо составить, выставленные баллы необходимо перевести в отметки.

Источники информации: собственные интеллектуально - креативные, аналитические возможности.

Время работы – 8 минут, выступления – 4 минуты.



Озон образуется в атмосфере под действием электрических разрядов, синтезируюсь из кислорода под действием космической УФ-радиации. В пределах атмосферы повышенные концентрации озона образуют озоновый слой, имеющий важное значение для обеспечения жизни на Земле. Он ослабляет смертоносную УФ-радиацию в слое атмосферы между 40 и 15 км над земной поверхностью примерно в 6500 раз. Разрушение его на 50% увеличивает в 10 раз радиацию, что влияет на зрение животных и человека и может оказать другие губительные воздействия на живые организмы. Исчезновение озоносферы привело бы к серьезным последствиям — вспышке рака кожи, уничтожению планктона в океане, мутациям растительного и животного мира.

В том, что размеры озонового слоя уменьшаются являются следующие причины: запуск космических кораблей, сверхзвуковых самолетов, значительные масштабы производства фреонов. Впоследствии на основании научных исследований был сделан вывод, что основной причиной являются фреоны, которые широко используются в холодильной технике и аэрозольных баллончиках. Фреоны интенсивно разрушают озон. Сами же они разрушаются очень медленно, в течение 50-200 лет.









О масштабах загрязнения говорят следующие факты: ежегодно прибрежные воды пополняются 320 млн. т железа, 6,5 млн. т фосфора, 2,3 млн. т свинца. Только в водоемы Черного и Азовского морей в 1995 г. было сброшено 7,7 млрд м3 загрязненных производственных и коммунальных сточных вод.

Наиболее распространенными веществами, загрязняющими океан, являются нефть и нефтепродукты. В Мировой океан ежегодно поступает в среднем 13—14 млн. т нефтепродуктов. Нефтяное загрязнение опасно по двум причинам: во-первых, на поверхности воды образуется пленка, которая лишает доступа кислорода морскую флору и фауну; во-вторых, нефть сама по себе является токсичным соединением, которое имеет большой период полураспада, при содержании нефти в воде 10—15 мг/кг гибнет планктон и мальки рыб. Настоящими экологическими катастрофами можно назвать крупные разливы нефти при крушении супертанкеров.
















Озон образуется в атмосфере под действием электрических разрядов, синтезируюсь из кислорода под действием космической УФ-радиации. В пределах атмосферы повышенные концентрации озона образуют озоновый слой, имеющий важное значение для обеспечения жизни на Земле. Он ослабляет смертоносную УФ-радиацию в слое атмосферы между 40 и 15 км над земной поверхностью примерно в 6500 раз. Разрушение его на 50% увеличивает в 10 раз радиацию, что влияет на зрение животных и человека и может оказать другие губительные воздействия на живые организмы. Исчезновение озоносферы привело бы к серьезным последствиям — вспышке рака кожи, уничтожению планктона в океане, мутациям растительного и животного мира.

В том, что размеры озонового слоя уменьшаются являются следующие причины: запуск космических кораблей, сверхзвуковых самолетов, значительные масштабы производства фреонов. Впоследствии на основании научных исследований был сделан вывод, что основной причиной являются фреоны, которые широко используются в холодильной технике и аэрозольных баллончиках. Фреоны интенсивно разрушают озон. Сами же они разрушаются очень медленно, в течение 50-200 лет.



О масштабах загрязнения говорят следующие факты: ежегодно прибрежные воды пополняются 320 млн. т железа, 6,5 млн. т фосфора, 2,3 млн. т свинца. Только в водоемы Черного и Азовского морей в 1995 г. было сброшено 7,7 млрд м3 загрязненных производственных и коммунальных сточных вод.

Наиболее распространенными веществами, загрязняющими океан, являются нефть и нефтепродукты. В Мировой океан ежегодно поступает в среднем 13—14 млн. т нефтепродуктов. Нефтяное загрязнение опасно по двум причинам: во-первых, на поверхности воды образуется пленка, которая лишает доступа кислорода морскую флору и фауну; во-вторых, нефть сама по себе является токсичным соединением, которое имеет большой период полураспада, при содержании нефти в воде 10—15 мг/кг гибнет планктон и мальки рыб. Настоящими экологическими катастрофами можно назвать крупные разливы нефти при крушении супертанкеров.

Особенно опасным является радиоактивное загрязнение при захоронении радиоактивных отходов (РАО). Первоначально основным способом избавления от радиоактивного мусора было захоронение РАО в морях и океанах. Это были, как правило, низкоактивные отходы, которые упаковывали в 200-литровые металлические барабаны, заливали бетоном и сбрасывали в море. Первое такое захоронение РАО произвели США в 80 км от побережья Калифорнии. До 1983 г. 12 стран практиковали сброс РАО в открытое море. В воды Тихого океана за период с 1949 г. по 1970 г. было сброшено 560 261 контейнер с РАО


3) Технологическая карта урока по теме «Глобальные экологические проблемы». Биология. 11 класс.

Цель урока: обобщить, углубить и систематизировать знания о экологических проблемах.

Этапы занятия

Цель этапа

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности ученика

Средство обучения

Формы деятельности обучающихся

Методы обучения

Измерители

Организационный

Организовать учащихся на деятельность

Нацеливание учащихся на работу

Получение информации об уроке


Фронтальная

Беседа

Вопросы

Подготовительный

Подготовка учащихся к работе над проблемой

Краткая лекция. Информация о работе в группах

Прослушивание лекции и получение информации о работе в группах

Презентация-мультимедиа-проектор, глобус

Фронтальная

Монолог


Работа над заданной проблемой

Уметь подбирать и анализировать материал

Консультант

Подбор материала. Анализ материала. Выполнения задания.

Дополнительная литература, учебные электронные издания, презентации, Интернет

Групповая

Самостоятельная работа, дискуссии в группах

Вопросы по мере необходимости

Презентационный

Уметь представить и логически изложить материал

Консультант

Представление подготовленного материала

Компьютеры, мультимедийный проектор, Интернет

Групповая, индивидуальная

Демонстрация

Вопросы

Итоговый

Умение оценить полноту и правильность выполнения задания согласно разраб критериев

Рефлексия занятия

Оценивание работы групп учащихся экспертами

Экспертный лист

Группы

Беседа

Критерии оценки





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!