СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Глобальные проблемы человечества - это следствие НТР?

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-открытие новых знаний в технологии развивающего обучения.

Образовательные задачи:

  • создать   представление о глобальных проблемах;
  • определить сущность каждой проблемы;
  • установить причины возникновения проблем, наметить пути их решения;
  • развивать умения высказывать свою точку зрения, вести аргументированный разговор, делать выводы на основе сопоставления фактической  информации;
  • продолжить совершенствовать навык работы с различными источниками информации.

Развивающие задачи:

  • развивать логическое мышление школьников путём постановки и решения проблем, поиска причинно-следственных связей, анализа и обобщения информации;
  • развивать способности правильно формулировать свои мысли в процессе обобщения полученной информации.

Воспитательные задачи:

  • формировать мировоззренческую идею о взаимосвязанности и взаимообусловленности глобальных проблем человечества, о возможности их решения только при комплексном подходе в условиях международного сотрудничества и взаимопомощи.
  • воспитывать познавательную активность, самостоятельность, коммуникативность.

Просмотр содержимого документа
«Глобальные проблемы человечества - это следствие НТР?»

Открытый урок по географии в 10 классе.

Автор – Колесникова Наталья Александровна

учитель географии МАОУ «Лицей № 56»

г.Новоуральска Свердловской области


Тема: Глобальные проблемы человечества - это следствие НТР?


Цели: формирование у учащихся представлений о глобальных проблемах человечества на

конкретных примерах.

Образовательные задачи:

  • создать представление о глобальных проблемах;

  • определить сущность каждой проблемы;

  • установить причины возникновения проблем, наметить пути их решения;

  • развивать умения высказывать свою точку зрения, вести аргументированный разговор, делать выводы на основе сопоставления фактической информации;

  • продолжить совершенствовать навык работы с различными источниками информации.

Развивающие задачи:

  • развивать логическое мышление школьников путём постановки и решения проблем, поиска причинно-следственных связей, анализа и обобщения информации;

  • развивать способности правильно формулировать свои мысли в процессе обобщения полученной информации.

Воспитательные задачи:

  • формировать мировоззренческую идею о взаимосвязанности и взаимообусловленности глобальных проблем человечества, о возможности их решения только при комплексном подходе в условиях международного сотрудничества и взаимопомощи.

  • воспитывать познавательную активность, самостоятельность, коммуникативность.


Оборудование: график анализа анкет, проекты учащихся, графопроектор, раздаточный

материал.

Тип урока : «открытие» новых знаний.

Ход урока.

1. Самоопределение к деятельности.

Учитель: Продолжите фразу: НТР – это …

/ответы шкльников/

если (+) то анкета «Развиваем одно- портим другое. Например – развивая промышленность, наносим вред окружающей среде в мире. Поэтому последствия НТР могут привести к глобальным проблемам».

если (-) то анкета «Мне повезло, что я живу в это время. Мне нравится видеть этот процесс. А последствия незначительны.»

Чего больше- положительных или отрицательных сторон? Кто как считает?

/ответы школьников/

Давайте на уроке попытаемся ответить на этот вопрос.

Руководитель отдела теоретических проблем академик РАН П.П.Гаряев отметил, что науку нельзя остановить, иначе цивилизация начнёт топтаться на месте, а это гибель.

Как вы понимаете эти слова?

/ответы школьников/

Учитель: На прошлом уроке была проведена анкета, в которой был только один вопрос

«Какие вы видите последствия НТР».

Вот что получилось.

Сформулируйте тему урока.

/Ответы школьников/

Учитель: На прошлом уроке вы работали над этими проблемами. Готовили проекты.

Давайте с ними познакомимся.

2. Защита проектов.

1 группа – Проблема мира и разоружения.

2 группа – Экологическая проблема.

3 группа – Демографическая или проблема здоровья и долголетия.

4 группа – Энергетическая и сырьевая проблема.

5 группа – Проблема мирного освоения космоса.

6 группа – Проблема использования Мирового океана.

7 группа – Продовольственная проблема.

В проекте раскрывали следующие вопросы:

  1. Сущность проблемы.

  2. Причины возникновения проблемы

  3. Возможные пути решения проблемы.

Ход защиты проектов.

  1. На защиту проекта каждой группе отводится 3-4 минуты.

  2. Во время выступления группы остальным участникам предлагается заполнить «взаимооценочный лист».

  3. Оценка производится по параметрам:

  • Сущность проблемы.

  • Причины возникновения проблемы

  • Возможные пути решения проблемы.

4. Критерии оценки: 1 балл – В ходе защиты не раскрыты все параметры; отсутствие

конкретных примеров.

2 балла – Не чётко раскрыты все параметры. Ученики владеют

учебной информацией, но мало использовано

дополнительной;

3 балла – Полно раскрыты все параметры. Наличие конкретных

примеров; использование интересной дополнительной

информации при защите проекта.

Взаимооценочный лист.

1 группа


«Проблема мира и разоружения»


1) Сущность проблемы _____


2) Причины возникновения проблемы _________


3) Возможные пути решения проблемы _________



Итого: ________


2 группа


«Экологическая проблема»



1) Сущность проблемы _____


2) Причины возникновения проблемы _________


3) Возможные пути решения проблемы _________


Итого: ________


3 группа


«Демографическая проблема»


1) Сущность проблемы _____


2) Причины возникновения проблемы _________


3) Возможные пути решения проблемы _________


Итого: ________


4 группа


«Энергетическая и сырьевая»


1) Сущность проблемы _____


2) Причины возникновения проблемы _________


3) Возможные пути решения проблемы _________


Итого: ________


5 группа


«Мирное освоение космоса»


1) Сущность проблемы _____


2) Причины возникновения проблемы _________


3) Возможные пути решения проблемы _________



Итого: ________


6 группа


«Использование Мирового океана»

1) Сущность проблемы _____


2) Причины возникновения проблемы _________


3) Возможные пути решения проблемы _________



Итого: ________


7 группа


«Продовольственная проблема»


1) Сущность проблемы _____


2) Причины возникновения проблемы _________


3) Возможные пути решения проблемы _________



Итого: ________



3. Рефлексия.

Учитель: Вернёмся к высказыванию академика П.П.Гаряева. Что же получается? Если не

развивать науку, то цивилизация погибнет; а если совершенствовать научные

достижения, то цивилизация придёт к глобальным проблемам? Где же выход?

/Ответы школьников/

Совсем скоро вы заканчиваете школу. Перед вами откроются большие

перспективы. Может быть кто-то из вас станет учёным-теоретиком или

практиком, вот тогда вы сможете выбрать какой наукой заниматься- той что

создаёт проблемы, или той которая их призвана решать?!

Ведь есть учёные которые считают что «Мы унаследовали Землю от наших

предков. Мы берём её взаймы у наших потомков». А есть учёный Энрико

Ферми, который после испытания первой атомной бомбы произнёс: «Не

надоедайте мне с вашими терзаниями совести! В конце концов – это

превосходная физика!»

А теперь посмотрим результаты нашей работы.


Экран взаимооценки.*


группы


критерии

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

5 группа

6 группа

7 группа


Сущность проблемы










Причины возникновения проблемы










Возможные пути решения проблемы










8-9 баллов – «5»; 6-7 баллов – «4»; 3-5 баллов – «3».


* Назначаются учащиеся в счётную группу, которые после выступления каждой группы собирают «Взаимооценочные листы» и подсчитывают среднее арифметическое число баллов.


4. Домашнее задание: Подготовить реферат на одну из тем:

«На пути к безъядерному и безопасному миру»;

«Факторы и формы взаимодействия общества и окружающей

среды»;

«Проблемы здоровья и долголетия человека в XXI веке»;

«Альтернативные источники энергии»;

«Географические аспекты продовольственной проблемы»;

«Демографический портрет планеты в наши дни».

«Космическое пространство – поле для звёздных войн?»

«Мировой океан – источник жизни».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!