СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Глобализация причины

Нажмите, чтобы узнать подробности

лдрплаопвгкегробЖдЭДютилиодпопвчвякцфукфпмотюдь

Просмотр содержимого документа
«Глобализация причины»

Как кубачинские изделия сохранили дух времени и традиции предков?

2727 0

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. История селения Кубачи

  2. Развитие ювелирной отрасли

  3. Особенности кубачинских изделий

Кавказ славится не только своей природой и славной историей, но и людьми, которые живут здесь и создают удивительные по красоте вещи. К настоящим произведениям искусства можно отнести кубачинские изделия, восхищающие даже знатоков своими изящными линиями и орнаментами.

История селения Кубачи

Некогда Кубачи был простым аулом. Сегодня это поселок городского типа, расположен он в горах Дагестана, в Дахадаевском районе и имеет статус Кубачинского городского поселения. Известен поселок, в первую очередь, своими ювелирными и оружейными традициями. Работы местных мастеров выставлены в музеях Москвы, где можно найти самые невероятные ювелирные украшения и предметы. Кубачинская культура давно стала достоянием не только Дагестана, но и всей России.

Кубачи – селение очень древнее. О нем упоминается еще в средневековых летописях. Исследователи истории Северного Кавказа утверждают, что аул существовал, по меньшей мере, с VI века. В то время в арабских хрониках нередко встречалось название Зерихгеран – таким персидским словом обозначалась местность, в которой жили люди, изготовляющие кольчуги и оружие.

В Зерихгеране исповедовались сразу три религии – христианство, ислам, иудаизм. Позже это название сменилось другим – Кубачи (имеющим тюркское происхождение). Во времена Средневековья именно здесь производилось большинство оружия, без которого в ту воинственную эпоху прожить было нельзя. Изделия кубачинских мастеров – это не только кольчуги, но и другие доспехи, мечи, копья.

В XIV жители Зерихгерана возвели вокруг аула мощное крепостное укрепление, остатки башен можно видеть даже сегодня. Но раскол населения на две части и усиленная экспансия арабских завоевателей не позволили сохранить независимость селения. Постепенно местность полностью попала под влияние ислама, который вытеснил другие религиозные течения. Жители села изначально были достаточно воинственными, но со временем они начали отходить от своих взглядов, сосредоточившись исключительно на развитии ремесел.

Развитие ювелирной отрасли

Всемирную славу селению принесли златокузнецы и их работы. Уже в раннее Средневековье здесь умели изготавливать качественные и красивые вещи. Наряду с доспехами и оружием мастера производили великолепные серебряные и золотые изделия, которые находили сбыт даже в дальних странах. А все потому, что здесь очень рано начали заниматься добычей металлов и металлургией.

Местность богата железной рудой, поэтому многие жители освоили ремесло рудодобытчиков. В ущелье Хъябкъойла Катала шла большая добыча руды, здесь же были обустроены металлургические печи, хотя и довольно примитивные, но надежные.

Возможно, это только легенда, но, тем не менее, имеются сведения, что именно в Кубачи был изготовлен щит для самого Александра Невского. Коллекционное оружие хранится сегодня и в одном из лондонских музеев – некогда этой коллекцией владела королева Виктория. Однако созданием оружия и доспехов мастера не ограничивались.

Они также изготавливали бытовые изделиямножество архивных фото может продемонстрировать, насколько восхитительно выглядит посуда, подсвечники, другие предметы обихода, изготовленная как из простых металлов, так и из серебра. Специалисты хорошо знают, что бытовые предметы ручной выделки из серебра в старину ценились очень высоко, чуть ли не дороже золотых.

И, конечно, мировую известность приобрели кубачинские ювелирные изделия из золота. Причем мастера селения старались украсить золотом или серебром даже те вещи, которые они изготавливали из железа. Был распространен обычай отделки ружей и пистолетов золотой насечкой. Что уж говорить об украшениях, каждое из которых становилось эксклюзивным.

Впрочем, большая часть изделий – это по-прежнему предметы обихода, в основном, посуда. Дагестанские мастера сегодня из золота и серебра создают:

  • кувшины;

  • блюда;

  • кубки;

  • кофейники;

  • чашки;

  • подстаканники;

  • столовые приборы;

  • вазы для фруктов.

Во многих специализированных салонах (чаще всего, в интернет-магазинах) можно найти не только эти предметы, но и многие другие. Пролистав каталог кубачинских изделий, вы сможете самостоятельно определить, что именно вам хочется приобрести. В любом случае, такая вещь украсит ваш дом и подчеркнет статус.

Особенности кубачинских изделий

Ювелирные изделия, которые создаются руками местных умельцев, отличаются изумительным качеством. Несмотря на то, что серебро и золото – металлы мягкие, они могут прослужить много десятилетий. Разумеется, такие предметы владелец вряд ли будет использовать каждый день в обиходе, что дополнительно увеличивает срок их службы. Чаще всего, мастер изготавливает изделие в одном экземпляре и это тоже вызывает восхищение. Не случайно они неоднократно побеждали на различных конкурсах и выставках.

Главная особенность кубачинского серебра заключается не только в том, что оно всегда выглядит уникально. Художественную ценность этих изделий никто не оспаривает. Но эксклюзивность их во многом зависит от качества самого сырья. Ведь металл, из которого производятся серебряные изделия, является очень чистым. По утверждениям экспертов, аналогов ему в мире практически нет. А поскольку чистое серебро обладает лечебными свойствами, то и любое произведение местных мастеров становится своего рода амулетом, предохраняющим своего владельца от многих болезней и стрессов.

Вне зависимости от того, решаете вы приобрести какую-то вещь бытового назначения либо предмет декора, ваша энергетика будет нормализоваться при регулярном взаимодействии с серебром из Кубачи. На такие шедевры можно смотреть, любуясь их изяществом, можно пользоваться ими – и они всегда будут радовать глаз, оздоравливая вас на энергетическом уровне. Поэтому приобрести кубачинские изделия стремятся многие и осуществляют свои мечты – ведь выбор их необычайно велик.

Большой выбор изделий известных кубачинских мастеров представлен в магазине KavkazSuvenir.ru.  Заходите и выбирайте то, что вам нравится. Если возникнут вопросы – опытные специалисты проконсультируют Вас.

© РИА Новости, М. Валиев

Декоративно-прикладное искусство Кубачи

20:2818.01.2013

Тайну кубачинского искусства Не ищите в нитках серебра Носят тайну этого искусства В сердце кубачинцы-мастера Надпись на кубачинских золотых изделиях

Одним из традиционных видов декоративно-прикладного искусства Дагестана является художественная обработка металла, непревзойденным центром которого считается аул мастеров Кубачи. Истоки кубачинского искусства уходят в глубокую древность. По свидетельству исследователей и результатам археологических раскопок установлено, что исторические корни художественной обработки металла в Дагестане уходят в медно-бронзовый век, в IV-III тысячелетие до н.э.

Литые бронзовые фигуры животных и людей, медные тяжелые височные кольца, браслеты, подвески, найденные археологами, говорят о распространении технологии бронзового литья и ковки в Дагестане. Высокий уровень развития технологии литья и ковки медной и бронзовой утвари, ее художественное совершенство способствовали выделению металлообработки в отдельную отрасль.

В середине I тысячелетия до н.э. в горном Дагестане достигло совершенства бронзовое литье. Подтверждением этому является антропоморфная и зооморфная (анималистическая) скульптура малых форм. Основная масса таких статуэток обнаружена в местах культовых сооружений.

Как отмечают исследователи, в эпоху средневековья искусство Дагестана достигло высокого уровня художественной обработки металла. В этот период пластического совершенства достигает литейное искусство кубачинцев в изготовлении бронзовых котлов открытого и закрытого типов. На рельефах многих изделий встречаются богато, с большим мастерством отделанные изображения животных, птиц, крылатых грифонов, барсов, геральдические сцены со львами, воины-всадники, растительные орнаменты и арабские надписи.

Особое место в искусстве кубачинцев занимало производство медночеканной посуды: большие водоносные кувшины - водолеи, маленькие кувшины, различная кухонная утварь, медные подносы с крупным растительным орнаментом.

Наиболее ярко талант кубачинских мастеров проявился в художественной обработке металла. Начиная с ХVIII века и до конца ХХ столетия получает мощное развитие изготовление холодного и огнестрельного оружия - кинжалов, сабель, шашек, пистолетов, ружей. Амузгинские и харбукские кузнецы поставляли свою продукцию кубачинским мастерам для художественной отделки, которая славилась высоким качеством технической обработки и совершенством художественного исполнения.

Изделия кубачинских мастеров, богато отделанные серебром с чернью, глубокой гравировкой, позолотой, резной слоновой костью, золотой насечкой, эмалью с различными видами растительного орнамента, имели большой спрос и сбывались не только в Дагестане, но и на Кавказе, в России и за рубежом.

Не только на Кавказе, но и в Иране, Турции, других странах на протяжении многих веков особенно ценилось кубачинское оружие. Старожилы селения и сегодня с гордостью рассказывают о том, что двурогий шлем Александра Македонского, меч русского князя Мстислава, щит Александра Невского были изготовлены местными мастерами и подарены великим полководцам.

Время меняло приоритеты. Так, в ХIII-XV веках высокой степени совершенства достигло литье декорированных бронзовых котлов. В ХIV-XV веках переживала расцвет резьба по камню и дереву. На каменных рельефах, которые многие искусствоведы приравнивают к античным образцам, с удивительным художественным вкусом, тонким мастерством высекались сцены охоты, состязаний, звериного гона, изображения животных, птиц, скачущих всадников и другое. ХVI-ХVII столетия замечательны тем, что в этот период сформировались основные типы кубачинского растительного орнамента, нашедшего широкое применение в разных видах народного искусства и до сих пор являющегося основой национального художественного языка (орнамент не может быть основой художественного ЯЗЫКА, потому что под художественным языком принято понимать язык художественной литературы. Видимо, здесь имеется в виду язык художественного народно-прикладного творчества? - корр.).

Кубачинцы являются также непревзойденными мастерами в ювелирном искусстве. Именно оно принесло промыслу мировую славу. По мнению исследователей, к началу ХХ столетия кубачинское ювелирное дело стало ярким художественным явлением и оказало существенное влияние на ювелирное дело многих кавказских народов. Так, еще в конце XIX-начале XX века легендарную славу обрели кубачинские мастера Омар Атта Гаджи Закарьяев, удостоенный 17 медалей; Гаджиабдула Ибрагимов, завоевавший 15 медалей на различных российских и международных выставках, эмальеры Махмуд и Абдулла Тупчиевы, граверы Магомед Чамсудинов, Абдулла Капалаев и другие.

В свою очередь само ювелирное искусство значительно обогатилось за счет заимствования некоторых технических приемов. Например, стала широко использоваться цветная выемчатая и перегородчатая эмаль для художественной отделки разнообразных изделий из серебра, богаче стала палитра орнаментальных мотивов и композиций. Кубачинские ювелиры изготовляли всевозможные украшения (браслеты, кольца, серьги, подвески), мужские наборные пояса, газыри, портсигары, сосуды и другое.

 

Примечателен тот факт, что кубачинцы всегда были не только умелыми мастерами, но и ценителями народного искусства, о чем свидетельствуют традиционные коллекции-музеи, которые имеются в доме каждого кубачинца. В них обычно собраны предметы декоративно-прикладного искусства стран Востока и Запада. Это фарфоровые, глиняные, медные, фаянсовые, латунные чаши, миски, блюдца, украшенные орнаментом. Здесь можно найти изделия персидские, индийские, арабские, китайские, французские, русские, а также кувшины, вазы, котлы, женские украшения - изделия кубачинцев. Все эти предметы переходят от одного поколения к другому.

Ювелирные изделия кубачинских мастеров на протяжении многих лет были самыми разнообразными. Большую группу составляли различные женские украшения - свадебные пояса, серьги, браслеты, кольца и так далее. В кубачинских браслетах особенно ярко отражаются традиции скульптурного решения вещи. Широкие и массивные браслеты покрываются крупным узором типа мархарай, но заключенный в светлый контур каждый элемент в свою очередь подвергается мелкой внутренней орнаментальной обработке.

Среди серебряных браслетов преобладали витые со стилизованным зооморфным мотивом. Удивительной оригинальностью отличаются браслеты с разноцветной эмалью и филигранью. Умелое сочетание различных цветов, использование красных, желтых стекловидных и каменных вставок придавали им особую оригинальность.

Особое место в украшении женской одежды занимали массивные пояса и нагрудные украшения, в декоративной отделке которых мастера использовали в основном гравировку, ажурную филигрань и цветные камни. В отделке женских поясов также использовалась перегородчатая эмаль синего, зеленого, белого цветов в сочетании с накладной филигранью. При изготовлении мелких ювелирных изделий в основном применялись филигрань, зернь, эмаль, глубокая гравировка, чернь. В орнаментальных композициях женских украшений мастера использовали и зооморфные мотивы.

Особую художественную ценность имеют работы мастеров, которые входят в группу посудных изделий - кувшины, декоративные блюда, подносы, чаши, вазы, чайные, столовые и винные сервизы, выполненные в разнообразных композиционных решениях. Умелое заполнение всего предмета ажурным орнаментом, а также использование изобразительных мотивов в композиции придают изделиям оригинальный вид.

Излюбленная зооморфная тематика искусства средневековья продолжает использоваться и сейчас. «Добрый зверь» - так называется работа известного мастера Р. Алиханова. При создании образа сказочного зверя автор использовал мотивы средневекового камнерезного искусства Кубачи. Причиной обращения Р. Алиханова к древним мотивам является образность языка рельефов, где многие звери (львы, грифоны и другие) изображены в позе спокойного бега, отдыха и как бы не напоминают нам о хищной природе. Автору удалось передать свое отношение к природе и традиционному наследию через трактовку образа животного как зверя именно доброго. Вся композиция блюда построена с большим мастерством. Удачно сочетание орнаментального фона с центральным изображением зверя, где в плавных изгибах туловища животного, его когтистых лапах, хвосте мастер использует мотивы орнамента москав накьиш и мархарай.

 

Работа «Кубачинская свадьба» состоит из трех серебряных кубков, объединенных общей тематикой. Сама форма сосудов подсказала автору круговой характер композиции, который напоминает свадебное шествие. Сюжет взят из свадебных обычаев Кубачи. Женщины в традиционной одежде направляются с приданым (подносы, нукнусы, мучалы) в дом жениха, провожают невесту к роднику. Вся композиция выглядит динамичной, цельной, хотя каждая фигура выполнена в своем, самостоятельном ключе. Чувство ритма и торжественного движения создается за счет светлого ажурного фона и более темных фигур, а также цилиндрической формы чаши, на которой плавно исчезают уходящие фигуры.

Композиции сюжетов сходны и с работами других мастеров - Г.-Б. Магомедова «Весна в Кубачи», «Весна», А. Абдурахманова «Охота», «Жар-птица», в которых можно отметить удачное орнаментальное решение в гармоничном сочетании с изображением мотивов сюжета.

В 1924 году в селе Кубачи была организована ювелирная артель, преобразованная в 1960 году в Кубачинский художественный комбинат, ставший одним из крупнейших предприятий народных художественных промыслов Дагестана.

Комбинат выпускает высокохудожественные изделия из серебра различного назначения - кувшины, вазы, кубки, женские украшения, сервизы, портсигары, декоративные блюда. Многие из этих прекрасных образцов кубачинского ювелирного дела отмечены высшими наградами на всероссийских и международных выставках.

Уникальные произведения кубачинского ювелирного искусства, слава которых давно шагнула за пределы своего аула, сегодня являются гордостью многих музеев республики, страны и мира.

В создании высокохудожественных изделий больших успехов достигли мастера, заслуженные деятели искусств РСФСР, лауреаты Государственной премии РСФСР им. И. Е. Репина Р. Алиханов, А. Абдурахманов, Г. Кишев, Г.-Б. Магомедов и Г. Чабкаев, заслуженный деятель искусств РСФСР, ДАССР и Северо-Осетинской АССР М. Кулиев и многие другие мастера.

Современные кубачинские художники достойно продолжают дело своих предшественников и учителей, создавая эксклюзивные подарочные изделия, неповторимые по красоте и виртуозности исполнения, а также изделия массового ассортимента.

Уникальные произведения кубачинского искусства хранятся в коллекциях крупнейших музеев России и зарубежных стран, например, в Государственном историческом музее и Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства (Москва), Государственном Эрмитаже (Санкт-Петербург), Лувре (Париж), Музее Виктории и Альберта (Лондон), Метрополитен-музее (Нью-Йорк).

 

Многие из нас, особенно школьники и их родители, неустанно задаются вопросом о том, зачем нужно знать историю. Какова значимость и актуальность изучения событий многолетней давности? Однако существует множество разнообразных причин, указывающих на необходимость изучения этого предмета, который является сочетанием многих других дисциплин. Много аргументов уже было приведено по поводу важности истории, но они по-прежнему остаются актуальными и на сегодняшний день. Виртуальная машина времени Изучение значимых исторических событий и людей подобно путешествию во времени. История изучает прошлое и наследие прошлого в настоящем. Это необходимо для того, чтобы знать, как наш современный мир и народы нашей планеты стали такими, какими мы видим их сегодня, а также как мы эволюционировали. Многие загадки, пугающие и интригующие, перестают быть такими таинственными, как только становятся понятными сложные причины и события, к ним приведшие. Это объясняет, зачем нужна история. Когда понимается то общее, что мы делим с людьми из прошлого, а также осознаются различия в настоящем, формируется осознание нашего общества, его настоящего, прошлого и будущего. Учимся на ошибках В то же время история предлагает нам нечто гораздо больше, чем существующие в прошлом события, которые привели к созданию современного мира. Зачем нужна история? Она предлагает нам изучение прошлого и настоящего неизвестных нам народов и иностранных государств, в которых все устроено совершенно по-другому. Зная, что общего мы разделяем с людьми в прошлом, а попутно изучив, как сильно их жизнь отличается от нашей в настоящем, мы способны повернуть будущее в лучшую сторону. Мы оборачиваемся назад и видим последствия: кровопролитных войн; революций и государственных переворотов; бездумного отношения к природе; великих открытий; заблуждений и неграмотности. Можно много раз наступать на одни и те же грабли. Зачем? Нужно изучать историю, чтобы извлекать ошибки из прошлого и предотвращать их в дальнейшем. Перенимаем опыт Кроме того, история пытается понять прошлую жизнь отдельных людей и общества в целом, исследуя все возможные аспекты их реальности. Исследуется разнообразие человеческого опыта: как сильно люди отличались в своих идеях, убеждениях и культурных практиках, насколько широко их опыт изменялся в зависимости от времени, национальности и социального положения, сколько человечество боролось друг с другом, населяя общую для нас планету. Опыт прошлого колоссален и неоценим. Его бесспорное значение для будущих поколений показывает, зачем нужна история. Обдумать события, проанализировать их, «переварить» информацию и только затем, на основе уже состоявшегося опыта, разобраться в настоящем, составить целесообразный и безопасный план на будущее. Общее развитие История анализирует прошлое, оценивая сложную паутину причин, помогающих понять на происходящие события и явления в современном мире. Она учит аналитическим навыкам, критическому мышлению и логическому анализу ситуаций, что просто необходимо при изучении многих школьных дисциплин. История тренирует память и учит правильно обрабатывать и воспринимать информацию, помогает развить навыки, столь необходимые, чтобы заглянуть за заголовки текстов, правильно поставить вопросы и выразить свое собственное мнение. Воспитать патриотов Здоровая социальная атмосфера в стране, полноценное общество и мир – цель, к которой стремятся все люди в общем и каждое отдельное государство в частности. Невозможно все оценить деньгами и за все заплатить. Поэтому государство держится не на бизнесменах, а на меценатах, альтруистах и патриотах. На них держится весь мир. Их помнит история. Тех, кто любил свою страну, кто отдавал свои жизни за счастье других. Это и бесстрашные воины, и самоотверженные врачи, и талантливые ученые, и просто бескорыстные патриоты своего народа. Зачем нужна история? Потому что она популярно повествует каждому следующему поколению о том, чем оно обязано своим предкам. Мы узнаем, какими идеалами жили прадеды, какие подвиги они совершали. Мы понимаем, как их жизнь повлияла на наше настоящее. Воспитание уважения к прошлому с его реформами, борьбой, победами и неудачами - задача истории. Зачем нужно изучать историю? Сегодня неотделимо от вчера. Все люди и народы живут историей: мы говорим на языках, дошедших до нас из далекого прошлого, живем в обществах со сложными культурами, унаследованными с древних времен, используем технологии, разработанные нашими предками.… Таким образом, изучение взаимосвязи между прошлым и настоящим является неоспоримой основой для хорошего понимания современного человеческого бытия. Это объясняет, зачем нам история, почему и насколько она важна в нашей жизни. Знакомство с человеческим прошлым и есть путь к самопознанию. История помогает понять истоки современных социальных и политических проблем. Она является самым важным источником изучения характерного поведения людей в тех или иных социальных условиях. История заставляет нас осознать, что люди в прошлом были не просто «хорошими» или «плохими», но мотивированными в сложных и противоречивых отношениях, как и сейчас. - Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/160108/razvernutyiy-otvet-na-vopros-o-tom-zachem-nujna-istoriya



Взгляд на мир каждого человека формируется благодаря индивидуальному опыту, а также опыту общества, в котором он живет. Если мы не знаем современного и исторического опыта различных культур, то мы не можем даже и надеяться понять, как люди, общества или нации принимают решения в современном мире. Сама суть Историческое знание - не больше и не меньше, чем тщательно и критически построенная коллективная память. Именно память делает нас людьми, а коллективная память, то есть история, делает нас обществом. Зачем знать историю? Да потому что без индивидуальной памяти человек сразу же потеряет свою идентичность, не будет знать, как действовать при встрече с другими людьми. То же самое происходит и с коллективной памятью, хотя ее потеря будет заметна не так моментально. Однако память не может застыть во времени. Коллективная память постепенно приобретает новый смысл. Историки постоянно работают над переосмыслением прошлого, задавая новые вопросы, ища новые источники информации и анализируя старинные документы в целях приобретения новых знаний и опыта для лучшего понимания прошлого и происходящего. История постоянно меняется и расширяется, так же как и наша память, помогая нам приобретать новые знания и навыки для улучшения нашей жизни…. - Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/160108/razvernutyiy-otvet-na-vopros-o-tom-zachem-nujna-istoriya


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!