СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Глоссарий по конфликтологии

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Глоссарий по конфликтологии»

Глоссарий по конфликтологии

Подготовили:

Студентки 3 курса

Направления «Технология и доп. Образование»

Максимова Анастасия

Красильникова Анастасия

Кайзер Кристина

Москвина Вероника

  1. Агрессивность –

  • относительно устойчивое эмоциональное состояние и свойство личности, предполагающее готовность к агрессивному поведению и проявляющееся в гневе, злости, действиях против других людей, если они мешают удовлетворению потребностей или достижению цели. В конфликтных ситуациях может быть вариантом психологической защиты в реакциях на конфликтогены общения, в том числе на силовые приемы конфликтного взаимодействия, унижающие личность и собственное достоинство участника конфликта.

  • Враждебность, злобность, гнев по отношению к субъекту или объекту, возможны потеря самоконтроля и тенденция к нападению.

  1. Агрессия –

  • специфическая форма деструктивного поведения личности, характеризующаяся демонстрацией преимущества в силе или использованием силы в отношении к другому человеку или группе лиц, которым субъект стремится нанести физический ущерб или вызвать у них психологический дискомфорт (негативные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности, униженности и др.). В большинстве случаев является реакцией человека на фрустрацию и сопровождается эмоциональными состояниями гнева, враждебности, ненависти.

  • индивидуальное или групповое поведение, направленное на нанесение физического или психологического ущерба другому человеку или социальной группе.

  1. Антагонизм –

  • непримиримое противоречие.

  • одна из основных категорий конфликтологии, обозначает одну из двух возможных форм разрешения конфликта: конфликтная система распадается на два непересекающихся полюса агентов и их союзников таким образом, что каждый член одного полюса «дружит» с каждым членом своего полюса и «воюет» с каждым членом противоположного полюса.

  1. Антипатия –

  • осознанная или неосознанная неприязнь, эмоциональное проявление неприятия кого-либо или чего-либо, поведения либо отдельных черт характера, взглядов, вкусов и др.

  • устойчивое отрицательное эмоциональное отношение индивида к другому человеку (социальной группе); проявляется в неприязни, недоброжелательности.

  1. Арбитр —

  • третья сторона в конфликте.

  • тип участия третьей стороны в конфликте. Обладает более значительным влиянием на конфликт по сравнению с посредником, помощником или наблюдателем.

  1. Барьеры психологические –

  • состояния, проявляющиеся в неадекватной пассивности человека и препятствующие выполнению тех или иных действий. характеризуются усилением отрицательных переживаний, установок, коммуникативных барьеров, проявляющихся в отсутствии эмпатии и гибкости межличностных социальных установок.

  • внутреннее препятствие психологической природы, выражающееся в неадекватной пассивности человека и мешающее выполнению тех или иных действий.

  1. Блеф —

  • тактический прием конфликтного противоборства; представляет собой демонстрацию реально не существующих сил и средств с целью запугивания оппонента.

  • тактический прием конфликтного противоборства, одна из составляющих демонстративных действий, заключающаяся в формировании у оппонента убеждения в том, что вторая сторона обладает значительными силами и средствами, которых на самом деле нет или их мало.

  1. Внутренняя установка — субъективное восприятие личностью своего статуса в группе.

  2. Внутриличностный конфликт —

  • конфликт внутри психического мира личности; представляет собой столкновение ее противоположно направленных мотивов.

  • конфликт, который локализован в человеке, в его индивидуальных, личностных особенностях. К.в. может проявляться, в частности, в наличии у человека не совместимых друг с другом мыслей, переживаний, чувств, порождающих состояние внутреннего дискомфорта. См. конфликт, конфликт межличностный.

  1. Восприятие конфликтной ситуации – целостное отражение субъектом конфликтной ситуации, возникающее как при непосредственном участии его в конфликте, так и при нахождении вне конфликта. В связи с ярко выраженной оценочной и ценностной окраской и зависимостью ценностного компонента от мотивационно-смысловой структуры воспринимающего субъекта является почти всегда искаженным, неадекватным.

  2. Гнев –

  • чувство негодования, неудовлетворенности каким-либо явлением или событием, выражение, нередко вплоть до аффекта, резко отрицательного отношения к нему. Часто возникает у участника конфликта в результате действий другой стороны, явно ущемляющей его интересы и скрытые желания.

  • Сильная, аффективная, эмоционально отрицательная реакция, которая возникает у человека или животного в ситуации фрустрации и направлена на объект, который воспринимается человеком или животным как причина его фрустрации.

  1. Границы конфликта –

  • внешние структурно-динамические пределы конфликта. различают субъективные (количество основных участников), пространственные (территория, на которой происходит конфликт) и временные (продолжительность конфликта) границы конфликта.

  • внешние пределы в пространстве и во времени, а также относительно той социальной системы, в масштабах которой возникает и развивается конфликтное столкновение.

  1. Групповая атрибуция — объяснение позитивного поведения своей группы внутренними причинами, а чужой группы — внешними обстоятельствами, и, соответственно, наоборот.

  2. Групповые конфликты — конфликты, возникающие в системах социального взаимодействия: «личность—группа» или «группа—группа».

  3. Диагностика конфликта –

  • деятельность по определению сущности, вида и особенностей конфликта на основе его анализа, а также совокупность методов и принципов изучения конфликтов.

  • исследование конфликта с целью определения его основных характеристик.

  1. Динамика конфликта –

  • процесс развития конфликта под влиянием действующих на него факторов и условий, включающий в себя скрытый период (возникновение проблемной ситуации во взаимодействии субъектов, ее осознание ими, попытки разрешить ее неконфликтными методами, возникновение предконфликтной ситуации), открытый период (инцидент, конфликтное взаимодействие, завершение конфликта), развитие постконфликтной ситуации.

  • развитие конфликта, включающее его основные периоды и этапы, стадии и фазы его развития.

  1. Завершение конфликта –

  • этап в динамике конфликта, заключающийся в прекращении, окончании конфликта по любым причинам. завершение конфликта может протекать в следующих формах: разрешение, урегулирование, затухание, перерастание в другой конфликт, устранение конфликта.

  • устранение объективных причин, вызвавших конфликтную ситуацию.

  1. Зона конфликта –

  • совокупность интересов, взглядов, позиций, отстаиваемых в конфликте его участниками.

  • субъективно-объективное пространство, на которое распространяются интересы оппонентов данного конфликта.

  1. Избегание–

  • одна из основных стратегий поведения в конфликте, предполагающая уклонение от борьбы, поддержание нейтралитета любой ценой, отсутствие стремления участника отстаивать свои права и сотрудничать с кем бы то ни было для поиска или выработки способа решения проблемы.

  • стратегия поведения в конфликтной Ситуации, суть которой в выходе из конфликта, прекращение конфликтных отношений без разрешения предмета спора.

  1. Интеракция –

  • когнитивное взаимодействие людей, в котором у каждого актуализируется образ, с которым он взаимодействует.

  • взаимодействие; влияние, оказываемое людьми друг на друга; эффект взаимного воздействия.

  1. Институционализация конфликта -

  • установление четких норм и правил конфликтного взаимодействия, определение рабочих групп и комиссий по управлению конфликтом.

  • процесс включения конфликтных взаимодействий в существующую в обществе систему ценностно-нормативных образцов действия, приведение их в соответствие с требованиями и установлениями Конституции и других правовых актов.

  1. Исход конфликта– результат конфликта с точки зрения состояния сторон и их отношения к объекту конфликта в форме устранения или подавления одной или обеих сторон, приостановки конфликта с сохранением возможности его возникновения, победы одной из сторон, отказа обеих сторон от посягательств на данный объект и др.

  2. Климат социально-психологический–

  • общая социально-психологическая характеристика состояния малой группы, особенности сложившихся в ней человеческих отношений.

  • вид психологического климата, вызванный межличностными отношениями или влияющий на них.

  1. Компромисс –

  • стратегия поведения субъекта в конфликте, ориентированная на определенные уступки взамен на частичные уступки со стороны другого участника конфликта.

  • соглашение между людьми, достигнутое за счет взаимных уступок друг другу в чем-либо существенном по обсуждаемому ими вопросу.

  1. Конгруэнтность —

  • адекватная реакция личности на конфликтную ситуацию.

  • способность человека приходить в контакт с собственными чувствами и способность их искренне выражать.

  1. Конкуренция –

  • соперничество, активное соревнование на каком-то поприще между отдельными лицами, заинтересованными в одной и той же цели, легко переходящее в конфликт при соответствующем стечении обстоятельств и активном применении конфликтогенов общения.

  • стремление к достижению успеха, вознаграждения, власти и.т.п. путем опережения, отстранения или устранения соперников, стремящихся к идентичным целям, и вызывающая конфликтные взаимодействия в обществе.

  1. Консенсус –

  • совпадение мыслей, принципов, согласованное принятие решений всеми участниками.

  • общее согласие по спорному вопросу; соглашение, которое устраивает обе конфликтующие стороны на основе взаимных уступок.

  1. Конфликт –

  • процесс резкого столкновения, обострения противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия; воспринимаемая несовместимость действий или целей.

  • отношение между субъектами социального взаимодействия, характеризующееся их противоборством на основе противоположно направленных мотивов или суждений.

  1. Конфликт внутригрупповой–

  • конфликт между микрогруппами в коллективе, личностью и микрогруппой, личностью и всем коллективом.

  • столкновение, Разногласие между личностью и группой, вызванное различиями индивидуальных и общих интересов, ослаблением сплоченности и совместных действий либо несоблюдением норм группового поведения.

  1. Конфликт внутриличностный –

  • один из основных типов конфликтов, в котором участниками конфликта являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности, являющиеся несовместимыми и характеризующиеся переживаниями двойственности чувств и затянувшейся борьбой мотивов, интересов, влечений, отражающих противоречивые связи с социальной средой и задерживающих принятие решения.

  • конфликт, который локализован в человеке, в его индивидуальных, личностных особенностях. К.в. может проявляться, в частности, в наличии у человека не совместимых друг с другом мыслей, переживаний, чувств, порождающих состояние внутреннего дискомфорта.

  1. Конфликт деструктивный (дисфункциональный)–

  • конфликт, препятствующий эффективному взаимодействию и принятию решений.

  • разновидность конфликтного противоборства, способного привести к снижению эффективности соответствующей системы, общности или организации либо к ее разрушению; возникает, как правило, вследствие неквалифицированных, Непрофессиональных действий руководителей или их подчиненных, а также неверных, не учитывающих изменившуюся ситуацию, тех и других.

  1. Конфликт конструктивный (функциональный)–

  • конфликт, способствующий принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений и служащий источником самосовершенствования и саморазвития личности.

  • конфликт, в котором доминируют такие характеристики, как неантагонистические отношения между сторонами, функциональность, рациональные действия в рамках нормативно-правового поля. СКН направлен на сохранение целостности социальной организации и ее развитие.

  1. Конфликт межгрупповой –

  • конфликт между микрогруппами в коллективе или между различными социальными группами, отстаивающими противоположные интересы, преследующими несовместимые цели и противодействующими друг другу.

  • чрезвычайно Распространенный тип конфликтного противоборства, субъектами которого выступают различные социальные группы (политические, демографические, Профессиональные, спортивные и т.п.), конкурирующие между собой по различным причинам, в различных условиях и формах, с различной степенью напряженности и интенсивности за обладание различными объектами.

  1. Конфликт межличностный–

  • самый распространенный тип конфликта, характеризующийся противоборством между двумя взаимодействующими субъектами; обусловлен разнонаправленностью ценностно-мотивационных ориентации, борьбой за ограниченные ресурсы, формированием негативного отношения друг к другу.

  • противоречие, Возникающее в сфере межличностных отношений, вызванное несовместимостью взглядов, интересов, целей и потребностей людей.

  1. Конфликтная ситуация –

  • один из основных (наряду с конфликтным взаимодействием) структурных элементов конфликта; ситуация скрытого или открытого противоборства двух или нескольких участников, каждый из которых имеет свои цели, мотивы, средства или способы решения проблемы, имеющей личную значимость для каждого из ее участников.

  • накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия и объективно создающие почву для реального противоборства между этими субъектами.

  1. Конфликт с нулевой суммой – конфликт, в котором интересы сторон полностью противоположны. В таком конфликте «выигрыш» одной стороны точно равен «проигрышу» другой, а в итоге сумма выигрышей равна нулю.

  2. Конфликт с отрицательной суммой – конфликт, в котором все его участники оказываются в проигрыше.

  3. Конфликтное взаимодействие –

  • процесс взаимных негативных воздействий индивидов, групп, движений, партий, этносов, стран друг на друга, в процессе которых сталкиваются между собой интересы, цели, устремления, ценностные ориентации соперничающих субъектов конфликта.

  • один из основных (наряду с конфликтной ситуацией) структурных элементов конфликта; совокупность способов, форм и приемов взаимодействия, придающих конфликту такое свойство, как динамизм; этап динамики конфликта, собственно конфликт, характеризующийся внешними действиями, конфликтным противоборством.

  1. Конфликтность личности–

  • черта характера и личностное свойство, предполагающее частоту эскалирования и вступления личности в конфликты. определяется комплексным действием факторов: психологических (темперамент, агрессивность, ригидность, низкая саморегуляция, актуальное эмоциональное состояние, социально-психологические установки и ценности, отношение к оппоненту, компетентность в общении и др.) и социальных (условия жизни и деятельности, среда и социальное окружение, общий уровень культуры и т. д.).

  • степень готовности человека к развитию и завершению проблемных ситуаций социального взаимодействия путем конфликтов, а также относительная частота участия человека в реальных конфликтах по сравнению с др. людьми. По своей психологической природе является сложным интегральным образованием.

  1. Конфликтный человек –

  • индивид, который чаще других создает и вовлекает других в конфликты и конфликтные ситуации, активно использует и эскалирует конфликтогены общения.

  • акцентуированная личность, стремящаяся к разрешению противоречий жизнедеятельности и взаимодействия с помощью конфликтных действий.

  1. Конфликтогены –

  • вербальные и невербальные компоненты поведения личности или группы, содействующие возникновению и эскалации конфликта.

  • слова, жесты, оценки, суждения, действия или бездействия одной или обеих аимодействующих сторон, способные привести к возникновению конфликтной ситуации и к ее перерастанию в реальный конфликт.

  1. Конфронтация –

  • противоборство, противопоставление, столкновение сторон, интересов, целей.

  • противопоставление, Противоборство сторон, групп, идейно-политических принципов и др., демонстрация готовности к борьбе.

  1. Конформизм —

  • приспособленчество, пассивное принятие чужой точки зрения, неоправданная уступка в конфликте.

  • социально-психологическое явление, характеризующееся массовым конформным поведением людей в социальной группе или в обществе.

  1. Лидер —

  • член группы, оказывающий существенное влияние на сознание и поведение остальных членов группы в силу своего личного авторитета (неформальный лидер) или занимаемой должности (формальный лидер).

  • член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, т. е. наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.

  1. Лидерство —

  • способ воздействия на группу, основанный на личном авторитете, признании личности лидера.

  • явление, факт выхода человека в лидеры какой-либо группы людей; социально-психологические явления, касающиеся поведения лидера в группе, его взаимоотношений с другими членами группы.

  1. Манипулятор – человек, стремящийся контролировать других и управлять ими в соответствии со своими скрываемыми от других желаниями и целями, закрытый, недоверчивый, перекладывающий ответственность на других.

  2. Маргиналы —

  • неадекватные, неприспособившиеся к социальным условиям люди.

  • те, кто утратил прежние социальные связи и не приспособился к новым условиям жизни

  1. Медиация –

  • проведение прямых переговоров между конфликтующими сторонами с помощью посредника медиатора.

  • переговорный процесс по разрешению конфликта с участием посредника - медиатора.

  1. Межличностные отношения–

  • субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимовлияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.

  • субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляемые в характере и способах взаимных влияний людей в ходе деятельности совместной и общения.

  1. Макроуровень – уровень сосредоточения внимания на крупномасштабных социальных структурах, институтах, фактах, событиях.

  2. Микроуровень — уровень сосредоточения внимания на элементах межличностного взаимодействия и общения.

  3. Мотив в конфликте –

  • побуждение к вступлению в конфликт, связанное с удовлетворением потребностей участника конфликта; совокупность внешних и внутренних условий и причин, вызывающих конфликтную активность субъекта.

  • истинные внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов социального взаимодействия к конфликту.

  1. Мотивация –

  • побуждение, совокупность мотивов (причин), вызывающих активность человека и определяющих ее направленность.

  • побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность.

  1. Насилие –

  • применение человеком или социальной группой различных форм принуждения (физического, психологического, политического, экономического, вооруженного и т. п.) в отношении других людей, социальных групп и слоев с целью завоевания или сохранения и укрепления экономического, политического, идеологического господства, приобретения тех или иных прав или привилегий без учета интересов другой стороны.

  • в узком смысле насилие ассоциируется с нанесением человеку физических и моральных травм; в широком смысле под насилием понимаются любые формы принуждения в отношении других индивидов и социальных групп. Различают физическое, экономическое, моральное и др. насилие. Часто применяется в социальных конфликтах, носящих острый, интенсивный характер, с целью подавления или уничтожения соперника.

  1. Необходимые и достаточные условия конфликта — наличие противоположно направленных мотивов, суждений или личных антипатий между субъектами социального взаимодействия, а также состояния противоборства между ними. Образ конфликтной ситуации — субъективное отражение предмета конфликта в сознании субъектов конфликта.

  2. Образ конфликтной ситуации –

  • организованная репрезентация конфликтной ситуации в системе знаний субъекта, которая представлена в двух аспектах: структурном и динамическом.

  • субъективное отражение предмета конфликта в сознании субъектов конфликта.

  1. Общение –

  • многоплановый процесс развития контактов между людьми, всегда порождаемый потребностями в совместной деятельности.

  • Взаимодействие людей, их воздействие друг на друга.

  1. Объект конфликта –

  • конкретная материальная (ресурс), социальная (власть) или духовная (идея, принцип, норма) ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся оба участника конфликта.

  • неравный ресурс, который приобретает свойство неделимости, либо как физический объект, либо в результате притязаний участников конфликта.

  1. Пантомимика –

  • система выразительных движений, осуществляемая с помощью разных частей тела.

  • объективизация эмоций не только мимикой, но и движениями конечностей, туловищем и головой.

  1. Переговоры –

  • механизм разрешения (урегулирования) конфликта; совместная деятельность оппонентов по поиску взаимоприемлемого решения проблемы. Переговоры часто проводятся с участием третьей стороны.

  • все процессы, используемые двумя или больше людьми или группами, пытающимися договориться о взаимных уступках в их взаимодействии.

  1. Помощник –

  • третья сторона в урегулировании конфликта, функции которой заключаются в совершенствовании процесса обсуждения проблемы и невмешательстве в полемику по поводу содержания проблемы и принятия окончательного решения.

  • тип участия третьей стороны в регулировании конфликта, неавторитарная роль по сравнению с арбитром и посредником.

  1. Поведение конфликтное —

  • агрессивные действия, направленные на причинение ущерба другой стороне.

  • действия, направленные на противостоящую сторону с целью захвата, удержания спорного объекта или принуждения оппонента к отказу от своих целей или к их изменению.

  1. Позиция —

  • то, о чем заявляют субъекты конфликта.

  • система отношений оппонента к элементам конфликтной ситуации, проявляющаяся в соответствующем поведении; совокупность фактических прав, обязанностей и возможностей оппонента, реализующихся в конфликтной ситуации посредством общения, поведения и деятельности. Характеризуется динамичностью, относительной устойчивостью.

  1. Посредник –

  • человек, не являющийся участником конфликта, а осуществляющий урегулирование конфликта. обеспечивает конструктивное обсуждение проблемы, однако окончательное решение принимается участниками самостоятельно.

  • третья сторона в переговорном процессе по поводу конфликта, обеспечивающая конструктивное обсуждение проблемы.
    Предмет конфликта - то, из-за чего возник конфликт.

  1. Посредничество –

  • попытка нейтральной третьей стороны разрешить конфликт путем улучшения коммуникации и выдвижения предложений.

  • участие третьей нейтральной стороны в конфликте с целью оптимизации процесса нахождения оппонентами такого решения проблемы, которое позволило бы прекратить конфликт.

  1. Поступок –

  • основная единица поведения личности, оцениваемая как акт.

  • сознательное действие, совершенное Человеком исходя из определенных убеждений, ценностей или нравственных норм.

  1. Предмет конфликта –

  • воображаемая или реально существующая проблема, выступающая в качестве источника противодействия между сторонами, а также основное противоречие (власть, обладание теми или иными ценностями, проблема совместимости, истинности знания, идеи), из-за которого человек вступает в конфликт.

  • то, из-за чего возник конфликт.

  1. Предупреждение конфликта –

  • организация взаимодействия и сосуществования людей, исключающая или сводящая к минимуму вероятность возникновения конфликтов между ними; деятельность субъектов взаимодействия (или одного из них), а также третьих лиц (посредников) по устранению объективных и субъективных причин назревающего конфликта.

  • деятельность, которую субъект конфликта осуществляет с целью не допустить возникновения конфликта. Предупреждение конфликта может осуществляться в вынужденной и превентивной форме.

  1. Преодоление конфликта – управляющее воздействие на конфликт, в котором центр тяжести усилий смещен в сторону скорейшего прекращения конфликта, а не разрешения противоречия, лежащего в его основе.

  2. Причины конфликта – совокупность ряда обстоятельств (объективных и субъективных), наличие или действие которых ведет к возникновению конфликтов.

  3. Проблема –

  • осознание субъектом невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации, средствами наличного знания и опыта.

  • возникающий в ходе изучения чего-л. вопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет практический или теоретический интерес.

  1. Проблемная или предконфликтная ситуация –

  • стечение жизненных обстоятельств (социальных, организационных, материальных, духовных) и личностных интересов, в комплексе создающих почву для возникновения конфликтного противодействия между социальными субъектами.

  • рост социальной Напряженности в отношениях между потенциальными субъектами конфликта, вызванный определенными противоречиями.

  1. Прогнозирование конфликта –

  • обоснованное предположение о возможности возникновения или развития конфликта в будущем.

  • вид деятельности субъекта управления, направленной на выявление причин конфликта в его скрытом развитии.

  1. Противоборство —

  • взаимодействие субъектов социального взаимодействия, характеризующееся нанесением взаимного ущерба.

  • общение, поведение или деятельность оппонентов, состоящие из противоположно направленных действий; чередования взаимных реакций, направленных на утверждение интересов каждой стороны и ограничение интересов противника.

  1. Разрешение конфликта –

  • одна из форм завершения конфликта, совокупность положительных действий (решений) самих участников конфликта, предполагающая нахождение взаимоприемлемого решения проблемы, имеющей личную значимость для участников конфликта, и прекращающая противоборство участников конфликта мирными или силовыми средствами, и ведущая к гармонизации их взаимоотношений.

  • окончание конфликтного взаимодействия между сторонами;

  1. Регрессия —

  • реакция на ответственные ситуации «возвращением» к детским типам поведения, которые на той стадии были успешными.

  • негативный Защитный механизм (бегство от ситуации). Регрессия не решает проблему, ситуация остается, и вся энергия конфликта, не нашедшая выхода вовне, направляется на разрушение самой личности.

  1. Регулирование конфликта —

  • вид деятельности субъекта управления, направленной на ослабление и ограничение конфликта, обеспечение его развития в сторону разрешения.

  • деятельность третьей стороны по воздействию на конфликт с целью изменения его развития.

  1. Ригидность —

  • отсутствие гибкости в поведении, трудности в перестройке восприятия и представлений в изменившейся обстановке.

  • заторможенность, замедленность Мышления и реакций человека.

  1. Роль —

  • нормативно заданный или коллективно одобряемый образец поведения личности в группе.

  • социальная функция личности; соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе (группе), в системе межличностных отношений.

  1. Самооценка в конфликте – оценка личностью самой себя, своих возможностей и особенностей, своего места среди других в конфликтных ситуациях.

  2. Соперничество –

  • стратегия поведения участника конфликта, заключающаяся в ориентации на свои интересы, навязывании другой стороне предпочтительного для себя решения, открытой борьбе за реализацию своих интересов.

  • стратегия поведения в конфликте, характеризуется стремлением одержать победу над соперником.

  1. Сотрудничество –

  • наиболее эффективная, кооперативная стратегия поведения участников конфликта, состоящая в ориентации на координацию усилий в решении проблемы и поиск варианта решения, удовлетворяющего интересы всех участников, сторон конфликта.

  • стратегия поведения в конфликте, характеризующаяся стремлением противоборствующих сторон совместными усилиями разрешить возникшую проблему.

  1. Социальная напряженность —

  • психологическое состояние людей (индивидов или групп), причинами которого является неудовлетворенность существующим положением дел или ходом развития событий.

  • эмоциональное состояние в группе или в обществе в целом, вызванное воздействием со стороны природной или социальной среды, продолжающееся в течение более или менее длительного времени.

  1. Статус —

  • реальное положение личности в системе внутригрупповых отношений, степень его авторитетности. Статус может быть высоким, средним или низким.

  • положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии.

  1. Стратегия поведения в конфликте – общая ориентация и линия поведения личности или группы в конфликте.

  2. Стресс –

  • состояние, вызванное чрезмерными психическими и физическими напряжениями или воздействиями травмирующих раздражителей. стресс может оказывать как положительное, мобилизующее, так и отрицательное влияние на деятельность (дистресс) вплоть до ее полной дезорганизации.

  • состояние сильного психического (эмоционального) перенапряжения, связанное с душевным расстройством, с неспособностью трезво размышлять и принимать разумные решения.

  1. Структура конфликта –

  • совокупность устойчивых связей конфликта, обеспечивающих его целостность, тождественность самому себе, отличие от других явлений социальной жизни.

  • совокупность элементов Конфликтного столкновения (основная причина, Непосредственные участники, социальная среда).

  1. Тактика поведения в конфликте – совокупность способов и приемов воздействия на участника конфликта, с помощью которых реализуется стратегия поведения для достижения цели в конфликте.

  2. Тест –

  • стандартизированное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий.

  • стандартизированная измерительная методика, направленная на выявление скрытого свойства интересующего объекта путем одного или нескольких кратких испытаний (заданий), обладающих максимальной информативностью.

  1. Технология предупреждения конфликта – совокупность знаний о способах, средствах, приемах воздействия на предконфликтную ситуацию, а также последовательность действий оппонентов и третьих лиц, в результате которых разрешается возникшее противоречие.

  2. Тревожность –

  • в разной степени устойчивое личностное свойство и индивидуальная особенность, проявляющаяся в повышенном переживании тревоги при отсутствии минимальной или воображаемой угрозы.

  • психологическое состояние Повышенного беспокойства, эмоционального напряжения человека. Тревожность может выступать как ситуативное, т.е. временное, состояние человека и как устойчивая черта его личности.

  1. Толерантность —

  • терпимость к чужому образу жизни, мнению, поведению, ценностям и т.д.

  • отсутствие или ослабление реагирования на какой-л. конфликтогенный фактор. Внутренне проявляется в повышении порога эмоционального реагирования на конфликтную ситуацию, а внешне – в выдержке, самообладании. Т. – одно из основных психологических условий предупреждения конфликтов.

  1. Трансакция —

  • единица взаимодействия партнеров по общению, предполагающая выбор определенной позиции (Родитель, Взрослый, Ребенок).

  • взаимодействие эгосостояний двух вступающих в общение индивидов.

  1. Установка —

  • готовность, предрасположенность субъекта к определенной ситуации, определенному поведению, действию.

  • оценивание конкретных объектов, событий или ситуаций как благоприятных или неблагоприятных для субъекта.

  1. Установка конфликтная — предрасположенность и готовность действовать в предполагаемом конфликте определенным образом.

  2. Уступка —

  • стратегия поведения в конфликте, характеризуется стремлением уйти от конфликта при восприятии предмета конфликта как несущественного для себя и значимого для соперника.

  • один из основных способов завершения или разрешения социального конфликта, заключающийся в том, что одна из сторон частично или полностью жертвует своими интересами в пользу др. стороны.

  1. Уход —

  • стратегия поведения в конфликте, характеризуется стремлением уйти от конфликта при восприятии предмета конфликта в качестве несущественного как для себя, так и для соперника.

  • способ справиться с конфликтом, когда люди физически или психологически устраняются от конфликта.

  1. Участник (сторона) спора, переговоров, конфликта, конфликтной ситуации – субъект (лицо, группа, организация, государство), непосредственно вовлеченный во все фазы спора, переговоров, конфликта, конфликтной ситуации.

  2. Фасилитация –

  • процесс урегулирования конфликтных отношений с помощью посредника в группе. используется, как правило, во время встреч, сборов, конференций.

  • процесс оказания помощи группе в выполнении задачи, решении проблемы или достижения соглашения к взаимному удовлетворению участников.

  1. Фрустрация –

  • психологическое состояние нарастающего эмоционально-волевого напряжения, которое возникает в конфликтных ситуациях, мешающих достижению цели или удовлетворению потребностей и желаний, угрожающих человеку или его престижу, человеческому достоинству.

  • психическое состояние переживания человеком какой-либо неудачи, утраты, крушения надежд, Сопровождаемое чувством безысходности, тщетности Прилагаемых усилий.

  1. Эмоциональность –

  • свойство личности, характеризующееся склонностью к легкой возбудимости и быстрому и яркому проявлению эмоций.

  • свойство темперамента и черта характера человека, проявляющаяся в частоте, Интенсивности и длительности возникающих у него эмоций, а также в их влиянии на его психологическое состояние и поведение.

  1. Эскалация конфликта –

  • характеристика динамики конфликта, его разжигание и разрастание.

  • развитие конфликта «по вертикали» и «горизонтали», нарастание его остроты и размаха, связанное с обострением конфликтных отношений и включение все большего количества участников, организаций, институтов и разнообразных ресурсов.

Источники:

  • Конфликтология : учебно-методическое пособие / составитель А. Е. Блохин. — Нижний Новгород : ННГУ им. Н. И. Лобачевского, 2019. — 45 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/144585 (дата обращения: 02.11.2021). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

  • Бадонов, А. М. Конфликтология в социальной работе : учебно-методическое пособие / А. М. Бадонов. — Улан-Удэ : БГУ, 2020. — 110 с. — ISBN 978-5-9793-1504-1. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/154251 (дата обращения: 02.11.2021). — Режим доступа: для авториз. Пользователей.

  • Клепикова, Наталья Михайловна, Конфликтология [Электронный ресурс]: учебно-методический комплекс / Н. М. Клепикова ; Новосиб. гос. пед. ун-т, Ин-т открытого дистанционного образования. - Новосибирск : НГПУ, 2011.

  • Гришина, Наталия Владимировна, Психология конфликта / Н. В. Гришина. - Санкт-Петербург : Питер, 2008. - 544 с.: ил. - (Мастера психологии). - Библиогр.: с. 454-464. - ISBN 978-5-91180-895-2.

  • Лазукин, Анатолий Дмитриевич. Конфликтология : учебное пособие для вузов / А. Д. Лазукин. - Москва : ОМЕГА-Л, 2011. - 152 с. : ил., табл. - (Библиотека высшей школы). - Библиогр.: с. 105-106. - ISBN 978-5-370-01573-1.

  • Светлов, Виктор Александрович, Конфликтология : учебное пособие для вузов и послевузовской системы образования : рек. УМО вузов РФ / В. А. Светлов, В. А. Семенов. - Санкт-Петербург : Питер, 2011. - 352 с. : ил. - (Учебное пособие). - Библиогр. в конце гл. и с. 336-350. - Словарь: c. 321-335. - ISBN 978-5-49807-937-0.

  • Цыбульская, Марина Владимировна, Конфликтология [Электронный ресурс] : учебно-практическое пособие / М. В. Цыбульская ; Междунар. консорциум "Электронный ун-т", Моск. гос. ун-т экономики, статистики и информатики, Евразийский открытый ин-т. - Москва : Евразийский открытый институт, 2010. - 312 с.

  • Анцупов, Анатолий Яковлевич. Словарь конфликтолога / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. - 2-е изд. - Москва [и др.] : Питер, 2006. - 527, [1] с.; 24 см.; ISBN 5-469-01216-6

  • Даукша, Л.М. Чекель Л.В. Педагогическая психология. учебно-методический комплекс по одноименному курсу для студ./Л.М. Даукша, Л.В. Чекель; Учреждение образования "Гродненский гос. ун-т им. Я.Купалы".- Гродно : ГрГУ, 2008. - 471 с. - ISBN 978-985-515-054-2.

  • Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007. Немов Р.С.

  • Давлетчина С.Б. Словарь по конфликтологии. Улан-Удэ: ВСГТУ, 2005. – 100 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!