Глоссарий по конфликтологии
Подготовили:
Студентки 3 курса
Направления «Технология и доп. Образование»
Максимова Анастасия
Красильникова Анастасия
Кайзер Кристина
Москвина Вероника
Агрессивность –
относительно устойчивое эмоциональное состояние и свойство личности, предполагающее готовность к агрессивному поведению и проявляющееся в гневе, злости, действиях против других людей, если они мешают удовлетворению потребностей или достижению цели. В конфликтных ситуациях может быть вариантом психологической защиты в реакциях на конфликтогены общения, в том числе на силовые приемы конфликтного взаимодействия, унижающие личность и собственное достоинство участника конфликта.
Враждебность, злобность, гнев по отношению к субъекту или объекту, возможны потеря самоконтроля и тенденция к нападению.
Агрессия –
специфическая форма деструктивного поведения личности, характеризующаяся демонстрацией преимущества в силе или использованием силы в отношении к другому человеку или группе лиц, которым субъект стремится нанести физический ущерб или вызвать у них психологический дискомфорт (негативные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности, униженности и др.). В большинстве случаев является реакцией человека на фрустрацию и сопровождается эмоциональными состояниями гнева, враждебности, ненависти.
индивидуальное или групповое поведение, направленное на нанесение физического или психологического ущерба другому человеку или социальной группе.
Антагонизм –
непримиримое противоречие.
одна из основных категорий конфликтологии, обозначает одну из двух возможных форм разрешения конфликта: конфликтная система распадается на два непересекающихся полюса агентов и их союзников таким образом, что каждый член одного полюса «дружит» с каждым членом своего полюса и «воюет» с каждым членом противоположного полюса.
Антипатия –
осознанная или неосознанная неприязнь, эмоциональное проявление неприятия кого-либо или чего-либо, поведения либо отдельных черт характера, взглядов, вкусов и др.
устойчивое отрицательное эмоциональное отношение индивида к другому человеку (социальной группе); проявляется в неприязни, недоброжелательности.
Арбитр —
третья сторона в конфликте.
тип участия третьей стороны в конфликте. Обладает более значительным влиянием на конфликт по сравнению с посредником, помощником или наблюдателем.
Барьеры психологические –
состояния, проявляющиеся в неадекватной пассивности человека и препятствующие выполнению тех или иных действий. характеризуются усилением отрицательных переживаний, установок, коммуникативных барьеров, проявляющихся в отсутствии эмпатии и гибкости межличностных социальных установок.
внутреннее препятствие психологической природы, выражающееся в неадекватной пассивности человека и мешающее выполнению тех или иных действий.
Блеф —
тактический прием конфликтного противоборства; представляет собой демонстрацию реально не существующих сил и средств с целью запугивания оппонента.
тактический прием конфликтного противоборства, одна из составляющих демонстративных действий, заключающаяся в формировании у оппонента убеждения в том, что вторая сторона обладает значительными силами и средствами, которых на самом деле нет или их мало.
Внутренняя установка — субъективное восприятие личностью своего статуса в группе.
Внутриличностный конфликт —
конфликт внутри психического мира личности; представляет собой столкновение ее противоположно направленных мотивов.
конфликт, который локализован в человеке, в его индивидуальных, личностных особенностях. К.в. может проявляться, в частности, в наличии у человека не совместимых друг с другом мыслей, переживаний, чувств, порождающих состояние внутреннего дискомфорта. См. конфликт, конфликт межличностный.
Восприятие конфликтной ситуации – целостное отражение субъектом конфликтной ситуации, возникающее как при непосредственном участии его в конфликте, так и при нахождении вне конфликта. В связи с ярко выраженной оценочной и ценностной окраской и зависимостью ценностного компонента от мотивационно-смысловой структуры воспринимающего субъекта является почти всегда искаженным, неадекватным.
Гнев –
чувство негодования, неудовлетворенности каким-либо явлением или событием, выражение, нередко вплоть до аффекта, резко отрицательного отношения к нему. Часто возникает у участника конфликта в результате действий другой стороны, явно ущемляющей его интересы и скрытые желания.
Сильная, аффективная, эмоционально отрицательная реакция, которая возникает у человека или животного в ситуации фрустрации и направлена на объект, который воспринимается человеком или животным как причина его фрустрации.
Границы конфликта –
внешние структурно-динамические пределы конфликта. различают субъективные (количество основных участников), пространственные (территория, на которой происходит конфликт) и временные (продолжительность конфликта) границы конфликта.
внешние пределы в пространстве и во времени, а также относительно той социальной системы, в масштабах которой возникает и развивается конфликтное столкновение.
Групповая атрибуция — объяснение позитивного поведения своей группы внутренними причинами, а чужой группы — внешними обстоятельствами, и, соответственно, наоборот.
Групповые конфликты — конфликты, возникающие в системах социального взаимодействия: «личность—группа» или «группа—группа».
Диагностика конфликта –
деятельность по определению сущности, вида и особенностей конфликта на основе его анализа, а также совокупность методов и принципов изучения конфликтов.
исследование конфликта с целью определения его основных характеристик.
Динамика конфликта –
процесс развития конфликта под влиянием действующих на него факторов и условий, включающий в себя скрытый период (возникновение проблемной ситуации во взаимодействии субъектов, ее осознание ими, попытки разрешить ее неконфликтными методами, возникновение предконфликтной ситуации), открытый период (инцидент, конфликтное взаимодействие, завершение конфликта), развитие постконфликтной ситуации.
развитие конфликта, включающее его основные периоды и этапы, стадии и фазы его развития.
Завершение конфликта –
этап в динамике конфликта, заключающийся в прекращении, окончании конфликта по любым причинам. завершение конфликта может протекать в следующих формах: разрешение, урегулирование, затухание, перерастание в другой конфликт, устранение конфликта.
устранение объективных причин, вызвавших конфликтную ситуацию.
Зона конфликта –
совокупность интересов, взглядов, позиций, отстаиваемых в конфликте его участниками.
субъективно-объективное пространство, на которое распространяются интересы оппонентов данного конфликта.
Избегание–
одна из основных стратегий поведения в конфликте, предполагающая уклонение от борьбы, поддержание нейтралитета любой ценой, отсутствие стремления участника отстаивать свои права и сотрудничать с кем бы то ни было для поиска или выработки способа решения проблемы.
стратегия поведения в конфликтной Ситуации, суть которой в выходе из конфликта, прекращение конфликтных отношений без разрешения предмета спора.
Интеракция –
когнитивное взаимодействие людей, в котором у каждого актуализируется образ, с которым он взаимодействует.
взаимодействие; влияние, оказываемое людьми друг на друга; эффект взаимного воздействия.
Институционализация конфликта -
установление четких норм и правил конфликтного взаимодействия, определение рабочих групп и комиссий по управлению конфликтом.
процесс включения конфликтных взаимодействий в существующую в обществе систему ценностно-нормативных образцов действия, приведение их в соответствие с требованиями и установлениями Конституции и других правовых актов.
Исход конфликта– результат конфликта с точки зрения состояния сторон и их отношения к объекту конфликта в форме устранения или подавления одной или обеих сторон, приостановки конфликта с сохранением возможности его возникновения, победы одной из сторон, отказа обеих сторон от посягательств на данный объект и др.
Климат социально-психологический–
общая социально-психологическая характеристика состояния малой группы, особенности сложившихся в ней человеческих отношений.
вид психологического климата, вызванный межличностными отношениями или влияющий на них.
Компромисс –
стратегия поведения субъекта в конфликте, ориентированная на определенные уступки взамен на частичные уступки со стороны другого участника конфликта.
соглашение между людьми, достигнутое за счет взаимных уступок друг другу в чем-либо существенном по обсуждаемому ими вопросу.
Конгруэнтность —
адекватная реакция личности на конфликтную ситуацию.
способность человека приходить в контакт с собственными чувствами и способность их искренне выражать.
Конкуренция –
соперничество, активное соревнование на каком-то поприще между отдельными лицами, заинтересованными в одной и той же цели, легко переходящее в конфликт при соответствующем стечении обстоятельств и активном применении конфликтогенов общения.
стремление к достижению успеха, вознаграждения, власти и.т.п. путем опережения, отстранения или устранения соперников, стремящихся к идентичным целям, и вызывающая конфликтные взаимодействия в обществе.
Консенсус –
совпадение мыслей, принципов, согласованное принятие решений всеми участниками.
общее согласие по спорному вопросу; соглашение, которое устраивает обе конфликтующие стороны на основе взаимных уступок.
Конфликт –
процесс резкого столкновения, обострения противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия; воспринимаемая несовместимость действий или целей.
отношение между субъектами социального взаимодействия, характеризующееся их противоборством на основе противоположно направленных мотивов или суждений.
Конфликт внутригрупповой–
конфликт между микрогруппами в коллективе, личностью и микрогруппой, личностью и всем коллективом.
столкновение, Разногласие между личностью и группой, вызванное различиями индивидуальных и общих интересов, ослаблением сплоченности и совместных действий либо несоблюдением норм группового поведения.
Конфликт внутриличностный –
один из основных типов конфликтов, в котором участниками конфликта являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности, являющиеся несовместимыми и характеризующиеся переживаниями двойственности чувств и затянувшейся борьбой мотивов, интересов, влечений, отражающих противоречивые связи с социальной средой и задерживающих принятие решения.
конфликт, который локализован в человеке, в его индивидуальных, личностных особенностях. К.в. может проявляться, в частности, в наличии у человека не совместимых друг с другом мыслей, переживаний, чувств, порождающих состояние внутреннего дискомфорта.
Конфликт деструктивный (дисфункциональный)–
конфликт, препятствующий эффективному взаимодействию и принятию решений.
разновидность конфликтного противоборства, способного привести к снижению эффективности соответствующей системы, общности или организации либо к ее разрушению; возникает, как правило, вследствие неквалифицированных, Непрофессиональных действий руководителей или их подчиненных, а также неверных, не учитывающих изменившуюся ситуацию, тех и других.
Конфликт конструктивный (функциональный)–
конфликт, способствующий принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений и служащий источником самосовершенствования и саморазвития личности.
конфликт, в котором доминируют такие характеристики, как неантагонистические отношения между сторонами, функциональность, рациональные действия в рамках нормативно-правового поля. СКН направлен на сохранение целостности социальной организации и ее развитие.
Конфликт межгрупповой –
конфликт между микрогруппами в коллективе или между различными социальными группами, отстаивающими противоположные интересы, преследующими несовместимые цели и противодействующими друг другу.
чрезвычайно Распространенный тип конфликтного противоборства, субъектами которого выступают различные социальные группы (политические, демографические, Профессиональные, спортивные и т.п.), конкурирующие между собой по различным причинам, в различных условиях и формах, с различной степенью напряженности и интенсивности за обладание различными объектами.
Конфликт межличностный–
самый распространенный тип конфликта, характеризующийся противоборством между двумя взаимодействующими субъектами; обусловлен разнонаправленностью ценностно-мотивационных ориентации, борьбой за ограниченные ресурсы, формированием негативного отношения друг к другу.
противоречие, Возникающее в сфере межличностных отношений, вызванное несовместимостью взглядов, интересов, целей и потребностей людей.
Конфликтная ситуация –
один из основных (наряду с конфликтным взаимодействием) структурных элементов конфликта; ситуация скрытого или открытого противоборства двух или нескольких участников, каждый из которых имеет свои цели, мотивы, средства или способы решения проблемы, имеющей личную значимость для каждого из ее участников.
накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия и объективно создающие почву для реального противоборства между этими субъектами.
Конфликт с нулевой суммой – конфликт, в котором интересы сторон полностью противоположны. В таком конфликте «выигрыш» одной стороны точно равен «проигрышу» другой, а в итоге сумма выигрышей равна нулю.
Конфликт с отрицательной суммой – конфликт, в котором все его участники оказываются в проигрыше.
Конфликтное взаимодействие –
процесс взаимных негативных воздействий индивидов, групп, движений, партий, этносов, стран друг на друга, в процессе которых сталкиваются между собой интересы, цели, устремления, ценностные ориентации соперничающих субъектов конфликта.
один из основных (наряду с конфликтной ситуацией) структурных элементов конфликта; совокупность способов, форм и приемов взаимодействия, придающих конфликту такое свойство, как динамизм; этап динамики конфликта, собственно конфликт, характеризующийся внешними действиями, конфликтным противоборством.
Конфликтность личности–
черта характера и личностное свойство, предполагающее частоту эскалирования и вступления личности в конфликты. определяется комплексным действием факторов: психологических (темперамент, агрессивность, ригидность, низкая саморегуляция, актуальное эмоциональное состояние, социально-психологические установки и ценности, отношение к оппоненту, компетентность в общении и др.) и социальных (условия жизни и деятельности, среда и социальное окружение, общий уровень культуры и т. д.).
степень готовности человека к развитию и завершению проблемных ситуаций социального взаимодействия путем конфликтов, а также относительная частота участия человека в реальных конфликтах по сравнению с др. людьми. По своей психологической природе является сложным интегральным образованием.
Конфликтный человек –
индивид, который чаще других создает и вовлекает других в конфликты и конфликтные ситуации, активно использует и эскалирует конфликтогены общения.
акцентуированная личность, стремящаяся к разрешению противоречий жизнедеятельности и взаимодействия с помощью конфликтных действий.
Конфликтогены –
вербальные и невербальные компоненты поведения личности или группы, содействующие возникновению и эскалации конфликта.
слова, жесты, оценки, суждения, действия или бездействия одной или обеих аимодействующих сторон, способные привести к возникновению конфликтной ситуации и к ее перерастанию в реальный конфликт.
Конфронтация –
противоборство, противопоставление, столкновение сторон, интересов, целей.
противопоставление, Противоборство сторон, групп, идейно-политических принципов и др., демонстрация готовности к борьбе.
Конформизм —
приспособленчество, пассивное принятие чужой точки зрения, неоправданная уступка в конфликте.
социально-психологическое явление, характеризующееся массовым конформным поведением людей в социальной группе или в обществе.
Лидер —
член группы, оказывающий существенное влияние на сознание и поведение остальных членов группы в силу своего личного авторитета (неформальный лидер) или занимаемой должности (формальный лидер).
член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, т. е. наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.
Лидерство —
способ воздействия на группу, основанный на личном авторитете, признании личности лидера.
явление, факт выхода человека в лидеры какой-либо группы людей; социально-психологические явления, касающиеся поведения лидера в группе, его взаимоотношений с другими членами группы.
Манипулятор – человек, стремящийся контролировать других и управлять ими в соответствии со своими скрываемыми от других желаниями и целями, закрытый, недоверчивый, перекладывающий ответственность на других.
Маргиналы —
неадекватные, неприспособившиеся к социальным условиям люди.
те, кто утратил прежние социальные связи и не приспособился к новым условиям жизни
Медиация –
проведение прямых переговоров между конфликтующими сторонами с помощью посредника медиатора.
переговорный процесс по разрешению конфликта с участием посредника - медиатора.
Межличностные отношения–
субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимовлияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.
субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляемые в характере и способах взаимных влияний людей в ходе деятельности совместной и общения.
Макроуровень – уровень сосредоточения внимания на крупномасштабных социальных структурах, институтах, фактах, событиях.
Микроуровень — уровень сосредоточения внимания на элементах межличностного взаимодействия и общения.
Мотив в конфликте –
побуждение к вступлению в конфликт, связанное с удовлетворением потребностей участника конфликта; совокупность внешних и внутренних условий и причин, вызывающих конфликтную активность субъекта.
истинные внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов социального взаимодействия к конфликту.
Мотивация –
побуждение, совокупность мотивов (причин), вызывающих активность человека и определяющих ее направленность.
побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность.
Насилие –
применение человеком или социальной группой различных форм принуждения (физического, психологического, политического, экономического, вооруженного и т. п.) в отношении других людей, социальных групп и слоев с целью завоевания или сохранения и укрепления экономического, политического, идеологического господства, приобретения тех или иных прав или привилегий без учета интересов другой стороны.
в узком смысле насилие ассоциируется с нанесением человеку физических и моральных травм; в широком смысле под насилием понимаются любые формы принуждения в отношении других индивидов и социальных групп. Различают физическое, экономическое, моральное и др. насилие. Часто применяется в социальных конфликтах, носящих острый, интенсивный характер, с целью подавления или уничтожения соперника.
Необходимые и достаточные условия конфликта — наличие противоположно направленных мотивов, суждений или личных антипатий между субъектами социального взаимодействия, а также состояния противоборства между ними. Образ конфликтной ситуации — субъективное отражение предмета конфликта в сознании субъектов конфликта.
Образ конфликтной ситуации –
организованная репрезентация конфликтной ситуации в системе знаний субъекта, которая представлена в двух аспектах: структурном и динамическом.
субъективное отражение предмета конфликта в сознании субъектов конфликта.
Общение –
многоплановый процесс развития контактов между людьми, всегда порождаемый потребностями в совместной деятельности.
Взаимодействие людей, их воздействие друг на друга.
Объект конфликта –
конкретная материальная (ресурс), социальная (власть) или духовная (идея, принцип, норма) ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся оба участника конфликта.
неравный ресурс, который приобретает свойство неделимости, либо как физический объект, либо в результате притязаний участников конфликта.
Пантомимика –
система выразительных движений, осуществляемая с помощью разных частей тела.
объективизация эмоций не только мимикой, но и движениями конечностей, туловищем и головой.
Переговоры –
механизм разрешения (урегулирования) конфликта; совместная деятельность оппонентов по поиску взаимоприемлемого решения проблемы. Переговоры часто проводятся с участием третьей стороны.
все процессы, используемые двумя или больше людьми или группами, пытающимися договориться о взаимных уступках в их взаимодействии.
Помощник –
третья сторона в урегулировании конфликта, функции которой заключаются в совершенствовании процесса обсуждения проблемы и невмешательстве в полемику по поводу содержания проблемы и принятия окончательного решения.
тип участия третьей стороны в регулировании конфликта, неавторитарная роль по сравнению с арбитром и посредником.
Поведение конфликтное —
агрессивные действия, направленные на причинение ущерба другой стороне.
действия, направленные на противостоящую сторону с целью захвата, удержания спорного объекта или принуждения оппонента к отказу от своих целей или к их изменению.
Позиция —
то, о чем заявляют субъекты конфликта.
система отношений оппонента к элементам конфликтной ситуации, проявляющаяся в соответствующем поведении; совокупность фактических прав, обязанностей и возможностей оппонента, реализующихся в конфликтной ситуации посредством общения, поведения и деятельности. Характеризуется динамичностью, относительной устойчивостью.
Посредник –
человек, не являющийся участником конфликта, а осуществляющий урегулирование конфликта. обеспечивает конструктивное обсуждение проблемы, однако окончательное решение принимается участниками самостоятельно.
третья сторона в переговорном процессе по поводу конфликта, обеспечивающая конструктивное обсуждение проблемы.
Предмет конфликта - то, из-за чего возник конфликт.
Посредничество –
попытка нейтральной третьей стороны разрешить конфликт путем улучшения коммуникации и выдвижения предложений.
участие третьей нейтральной стороны в конфликте с целью оптимизации процесса нахождения оппонентами такого решения проблемы, которое позволило бы прекратить конфликт.
Поступок –
основная единица поведения личности, оцениваемая как акт.
сознательное действие, совершенное Человеком исходя из определенных убеждений, ценностей или нравственных норм.
Предмет конфликта –
воображаемая или реально существующая проблема, выступающая в качестве источника противодействия между сторонами, а также основное противоречие (власть, обладание теми или иными ценностями, проблема совместимости, истинности знания, идеи), из-за которого человек вступает в конфликт.
то, из-за чего возник конфликт.
Предупреждение конфликта –
организация взаимодействия и сосуществования людей, исключающая или сводящая к минимуму вероятность возникновения конфликтов между ними; деятельность субъектов взаимодействия (или одного из них), а также третьих лиц (посредников) по устранению объективных и субъективных причин назревающего конфликта.
деятельность, которую субъект конфликта осуществляет с целью не допустить возникновения конфликта. Предупреждение конфликта может осуществляться в вынужденной и превентивной форме.
Преодоление конфликта – управляющее воздействие на конфликт, в котором центр тяжести усилий смещен в сторону скорейшего прекращения конфликта, а не разрешения противоречия, лежащего в его основе.
Причины конфликта – совокупность ряда обстоятельств (объективных и субъективных), наличие или действие которых ведет к возникновению конфликтов.
Проблема –
осознание субъектом невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации, средствами наличного знания и опыта.
возникающий в ходе изучения чего-л. вопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет практический или теоретический интерес.
Проблемная или предконфликтная ситуация –
стечение жизненных обстоятельств (социальных, организационных, материальных, духовных) и личностных интересов, в комплексе создающих почву для возникновения конфликтного противодействия между социальными субъектами.
рост социальной Напряженности в отношениях между потенциальными субъектами конфликта, вызванный определенными противоречиями.
Прогнозирование конфликта –
обоснованное предположение о возможности возникновения или развития конфликта в будущем.
вид деятельности субъекта управления, направленной на выявление причин конфликта в его скрытом развитии.
Противоборство —
взаимодействие субъектов социального взаимодействия, характеризующееся нанесением взаимного ущерба.
общение, поведение или деятельность оппонентов, состоящие из противоположно направленных действий; чередования взаимных реакций, направленных на утверждение интересов каждой стороны и ограничение интересов противника.
Разрешение конфликта –
одна из форм завершения конфликта, совокупность положительных действий (решений) самих участников конфликта, предполагающая нахождение взаимоприемлемого решения проблемы, имеющей личную значимость для участников конфликта, и прекращающая противоборство участников конфликта мирными или силовыми средствами, и ведущая к гармонизации их взаимоотношений.
окончание конфликтного взаимодействия между сторонами;
Регрессия —
реакция на ответственные ситуации «возвращением» к детским типам поведения, которые на той стадии были успешными.
негативный Защитный механизм (бегство от ситуации). Регрессия не решает проблему, ситуация остается, и вся энергия конфликта, не нашедшая выхода вовне, направляется на разрушение самой личности.
Регулирование конфликта —
вид деятельности субъекта управления, направленной на ослабление и ограничение конфликта, обеспечение его развития в сторону разрешения.
деятельность третьей стороны по воздействию на конфликт с целью изменения его развития.
Ригидность —
отсутствие гибкости в поведении, трудности в перестройке восприятия и представлений в изменившейся обстановке.
заторможенность, замедленность Мышления и реакций человека.
Роль —
нормативно заданный или коллективно одобряемый образец поведения личности в группе.
социальная функция личности; соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе (группе), в системе межличностных отношений.
Самооценка в конфликте – оценка личностью самой себя, своих возможностей и особенностей, своего места среди других в конфликтных ситуациях.
Соперничество –
стратегия поведения участника конфликта, заключающаяся в ориентации на свои интересы, навязывании другой стороне предпочтительного для себя решения, открытой борьбе за реализацию своих интересов.
стратегия поведения в конфликте, характеризуется стремлением одержать победу над соперником.
Сотрудничество –
наиболее эффективная, кооперативная стратегия поведения участников конфликта, состоящая в ориентации на координацию усилий в решении проблемы и поиск варианта решения, удовлетворяющего интересы всех участников, сторон конфликта.
стратегия поведения в конфликте, характеризующаяся стремлением противоборствующих сторон совместными усилиями разрешить возникшую проблему.
Социальная напряженность —
психологическое состояние людей (индивидов или групп), причинами которого является неудовлетворенность существующим положением дел или ходом развития событий.
эмоциональное состояние в группе или в обществе в целом, вызванное воздействием со стороны природной или социальной среды, продолжающееся в течение более или менее длительного времени.
Статус —
реальное положение личности в системе внутригрупповых отношений, степень его авторитетности. Статус может быть высоким, средним или низким.
положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии.
Стратегия поведения в конфликте – общая ориентация и линия поведения личности или группы в конфликте.
Стресс –
состояние, вызванное чрезмерными психическими и физическими напряжениями или воздействиями травмирующих раздражителей. стресс может оказывать как положительное, мобилизующее, так и отрицательное влияние на деятельность (дистресс) вплоть до ее полной дезорганизации.
состояние сильного психического (эмоционального) перенапряжения, связанное с душевным расстройством, с неспособностью трезво размышлять и принимать разумные решения.
Структура конфликта –
совокупность устойчивых связей конфликта, обеспечивающих его целостность, тождественность самому себе, отличие от других явлений социальной жизни.
совокупность элементов Конфликтного столкновения (основная причина, Непосредственные участники, социальная среда).
Тактика поведения в конфликте – совокупность способов и приемов воздействия на участника конфликта, с помощью которых реализуется стратегия поведения для достижения цели в конфликте.
Тест –
стандартизированное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий.
стандартизированная измерительная методика, направленная на выявление скрытого свойства интересующего объекта путем одного или нескольких кратких испытаний (заданий), обладающих максимальной информативностью.
Технология предупреждения конфликта – совокупность знаний о способах, средствах, приемах воздействия на предконфликтную ситуацию, а также последовательность действий оппонентов и третьих лиц, в результате которых разрешается возникшее противоречие.
Тревожность –
в разной степени устойчивое личностное свойство и индивидуальная особенность, проявляющаяся в повышенном переживании тревоги при отсутствии минимальной или воображаемой угрозы.
психологическое состояние Повышенного беспокойства, эмоционального напряжения человека. Тревожность может выступать как ситуативное, т.е. временное, состояние человека и как устойчивая черта его личности.
Толерантность —
терпимость к чужому образу жизни, мнению, поведению, ценностям и т.д.
отсутствие или ослабление реагирования на какой-л. конфликтогенный фактор. Внутренне проявляется в повышении порога эмоционального реагирования на конфликтную ситуацию, а внешне – в выдержке, самообладании. Т. – одно из основных психологических условий предупреждения конфликтов.
Трансакция —
единица взаимодействия партнеров по общению, предполагающая выбор определенной позиции (Родитель, Взрослый, Ребенок).
взаимодействие эгосостояний двух вступающих в общение индивидов.
Установка —
готовность, предрасположенность субъекта к определенной ситуации, определенному поведению, действию.
оценивание конкретных объектов, событий или ситуаций как благоприятных или неблагоприятных для субъекта.
Установка конфликтная — предрасположенность и готовность действовать в предполагаемом конфликте определенным образом.
Уступка —
стратегия поведения в конфликте, характеризуется стремлением уйти от конфликта при восприятии предмета конфликта как несущественного для себя и значимого для соперника.
один из основных способов завершения или разрешения социального конфликта, заключающийся в том, что одна из сторон частично или полностью жертвует своими интересами в пользу др. стороны.
Уход —
стратегия поведения в конфликте, характеризуется стремлением уйти от конфликта при восприятии предмета конфликта в качестве несущественного как для себя, так и для соперника.
способ справиться с конфликтом, когда люди физически или психологически устраняются от конфликта.
Участник (сторона) спора, переговоров, конфликта, конфликтной ситуации – субъект (лицо, группа, организация, государство), непосредственно вовлеченный во все фазы спора, переговоров, конфликта, конфликтной ситуации.
Фасилитация –
процесс урегулирования конфликтных отношений с помощью посредника в группе. используется, как правило, во время встреч, сборов, конференций.
процесс оказания помощи группе в выполнении задачи, решении проблемы или достижения соглашения к взаимному удовлетворению участников.
Фрустрация –
психологическое состояние нарастающего эмоционально-волевого напряжения, которое возникает в конфликтных ситуациях, мешающих достижению цели или удовлетворению потребностей и желаний, угрожающих человеку или его престижу, человеческому достоинству.
психическое состояние переживания человеком какой-либо неудачи, утраты, крушения надежд, Сопровождаемое чувством безысходности, тщетности Прилагаемых усилий.
Эмоциональность –
свойство личности, характеризующееся склонностью к легкой возбудимости и быстрому и яркому проявлению эмоций.
свойство темперамента и черта характера человека, проявляющаяся в частоте, Интенсивности и длительности возникающих у него эмоций, а также в их влиянии на его психологическое состояние и поведение.
Эскалация конфликта –
характеристика динамики конфликта, его разжигание и разрастание.
развитие конфликта «по вертикали» и «горизонтали», нарастание его остроты и размаха, связанное с обострением конфликтных отношений и включение все большего количества участников, организаций, институтов и разнообразных ресурсов.
Источники:
Конфликтология : учебно-методическое пособие / составитель А. Е. Блохин. — Нижний Новгород : ННГУ им. Н. И. Лобачевского, 2019. — 45 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/144585 (дата обращения: 02.11.2021). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
Бадонов, А. М. Конфликтология в социальной работе : учебно-методическое пособие / А. М. Бадонов. — Улан-Удэ : БГУ, 2020. — 110 с. — ISBN 978-5-9793-1504-1. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/154251 (дата обращения: 02.11.2021). — Режим доступа: для авториз. Пользователей.
Клепикова, Наталья Михайловна, Конфликтология [Электронный ресурс]: учебно-методический комплекс / Н. М. Клепикова ; Новосиб. гос. пед. ун-т, Ин-т открытого дистанционного образования. - Новосибирск : НГПУ, 2011.
Гришина, Наталия Владимировна, Психология конфликта / Н. В. Гришина. - Санкт-Петербург : Питер, 2008. - 544 с.: ил. - (Мастера психологии). - Библиогр.: с. 454-464. - ISBN 978-5-91180-895-2.
Лазукин, Анатолий Дмитриевич. Конфликтология : учебное пособие для вузов / А. Д. Лазукин. - Москва : ОМЕГА-Л, 2011. - 152 с. : ил., табл. - (Библиотека высшей школы). - Библиогр.: с. 105-106. - ISBN 978-5-370-01573-1.
Светлов, Виктор Александрович, Конфликтология : учебное пособие для вузов и послевузовской системы образования : рек. УМО вузов РФ / В. А. Светлов, В. А. Семенов. - Санкт-Петербург : Питер, 2011. - 352 с. : ил. - (Учебное пособие). - Библиогр. в конце гл. и с. 336-350. - Словарь: c. 321-335. - ISBN 978-5-49807-937-0.
Цыбульская, Марина Владимировна, Конфликтология [Электронный ресурс] : учебно-практическое пособие / М. В. Цыбульская ; Междунар. консорциум "Электронный ун-т", Моск. гос. ун-т экономики, статистики и информатики, Евразийский открытый ин-т. - Москва : Евразийский открытый институт, 2010. - 312 с.
Анцупов, Анатолий Яковлевич. Словарь конфликтолога / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. - 2-е изд. - Москва [и др.] : Питер, 2006. - 527, [1] с.; 24 см.; ISBN 5-469-01216-6
Даукша, Л.М. Чекель Л.В. Педагогическая психология. учебно-методический комплекс по одноименному курсу для студ./Л.М. Даукша, Л.В. Чекель; Учреждение образования "Гродненский гос. ун-т им. Я.Купалы".- Гродно : ГрГУ, 2008. - 471 с. - ISBN 978-985-515-054-2.
Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007. Немов Р.С.
Давлетчина С.Б. Словарь по конфликтологии. Улан-Удэ: ВСГТУ, 2005. – 100 с.