СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ГМО воспитателя

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сообщение на ГМО воспитателей Использование малых форм фольклора в ДОУ. Представлен опыт работы воспитателя в данном направлении

Просмотр содержимого документа
«ГМО воспитателя»

«Использование фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста»

1 слайд

 У русского народа, как и у любого другого, есть бесценное богатство – устное народное творчество, его фольклор. Фольклор – это создаваемое народом и бытующее в народных массах творчество, народная мудрость, народное знание, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы. Фольклор выражает вкусы, склонности, интересы народа.

2 слайд

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. В.А. Сухомлинский считал сказки, песни, потешки незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. И действительно, ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности; веры в ребенка.

3 слайд

В основном это  малые жанры фольклора, то есть небольшие по объему фольклорные произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность. К видам малых жанров относятся: песенки, потешки, прибаутки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, дразнилки, кричалки, скороговорки .

Они окрашивают речь педагога, делая ее образной и красочной, привлекают внимание детей, оживляют обычные повседневные дела дошкольника. Жизнь ребенка становится ярче, интереснее. Из нее уходят скука, однообразие, монотонность. У ребенка при этом развиваются память, внимание, мышление и речь, а если он выполняет определенные движения, то дополнительно развивает координацию и ловкость.

4 слайд

Рассказывая потешки, необходимо использовать на первых порах наглядность, объяснять значение новых слов, опираясь на опыт и знания детей. Совершенствуя свою речь, нельзя забывать о том, что подражание движущая сила в развитии ребенка!

А теперь давайте рассмотрим подробнее, как я использую устное народное творчество в режимных моментах. Повседневная жизнь ребенка в детском саду – это в первую очередь питание, сон, прогулки, гигиенические процедуры, адаптация. Где важно использовать малые жанры фольклора.

5 слайд

 Одна из основных задач педагога это способствовать благоприятной адаптации вновь прибывших в детский сад детей. Ведь в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому и маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми.

6 слайд

Малые формы фольклора использовала и при формировании навыков самообслуживания и гигиены. Показ трудового действия сопровождала потешкой, песенкой. Например, обучая мыть руки, показывала, как надо заворачивать рукава, намыливать руки, смывать мыло, вытираться насухо полотенцем, побуждая малышей повторять действия. Чтобы вызвать радостное настроение, сопровождала процесс умывания словами: «Чистая водичка, моет Саше личико, Анечке – ладошки, а пальчики – Антошке». Или: «Водичка, водичка, умой Андрюше личико». Все это помогало малышам запомнить и последовательность процедуры, и веселую потешку.

7 слайд

Во время одевания на прогулку прибаутки научат детей ориентироваться в собственном теле. Детям легче будет запомнить где у них левая или правая ножка, ручка. Можно использовать такую считалку как "Раз, два, три, четыре, пять, собираемся гулять!". Считалка поможет детям запомнить порядковый счет. Сама процедура одевания пройдет веселее и быстрее.

8 слайд

 Во время прогулки показывая детям насекомых, птиц или наблюдая за живыми объектами, можно рассказывать подходящие для этого случая потешка или заклички. Например такие как: "Пчелы гудят — В поле летят. С поля идут — Медок несут"; "Дождик, дождик, полно лить, Малых детушек мочить!"; " Воробей, воробей! Не гоняй голубей, Не клюй песок, Не тупи носок!"; " Жук, жук, где твой дом? — Мой дом под кустом.". Такого рода потешки познакомят детей с разными природными явлениями, животными, птицами, насекомыми их повадками, местом обитания и образом жизни. и т.д.

9 слайд

Использовать можно малые жанры фольклора и во время приема пищи сопровождая прибаутками: "На моей тарелочке, пушистая белочка. Чтоб была она видна,  все съедаю я до дна!" или " Умница, Наденька, ешь кашу сладеньку, вкусную, пушистую, мягкую, душистую!".

10 слайд

Вызывают у детей интерес народные произведения, в которых имеются звукоподражания голосам животных и очень конкретно описываются их повадки. В таких потешках малыши улавливают доброе, гуманное отношение ко всему живому:



Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Что так рано встаешь,

Деткам спать не даешь?


11 слайд

Малыши осуществляли самостоятельный перенос действий, ситуаций полюбившихся потешек в игры и в повседневную деятельность. Во время игры с куклами они с удовольствием вспоминали содержание колыбельных песенок. Во время игры в «парикмахерскую» можно было услышать: «Оля, тебе не больно? Я тебе волосики в ряд причешу, коса вырастет до пояса».

12 слайд

Для того, чтобы дети могли наглядно представить себе жесты, мимику, позу того или иного персонажа потешки, прибаутки, песенки, почувствовать свое отношение к нему, я использовала «живые картинки». Например, при чтении потешки «Сорока», “Кисонька мурысонька” я ставила деток сороки друг за другом и раздавала им кашу, а самому последнему, «который ничего не делал», говарила: « А ты постой, вот тебе горшок пустой».

Малыши осуществляли самостоятельный перенос действий, ситуаций полюбившихся потешек в игры и в повседневную деятельность. Во время игры с куклами они с удовольствием вспоминали содержание колыбельных песенок.

13 слайд

Например, на занятиях по конструированию малыши строили домики-теремки. Затем по моему предложению каждый выбрал понравившийся ему домик и при обыгрывании постройки отвечал на вопросы: «Кто постучался в твой теремок? Как он просился жить в домике? Что он стал делать там?» (Ответы детей: «Кошка на окошке рубашку шьёт», «Курочка в сапожках избёнку метет» и т.д.).

14 слайд

Так же можно использовать фольклор для развития движений ребенка. Например потешки – песенки, сопровождающие игры ребенка в координации пальцев ручек. Одни из самых известных  – "Ладушки" и "Сорока-сорока", у которых существует множество вариантов. В "Сороке" щедрая белобока накормила кашей всех деток, роли которых выполняют пальчики, кроме одного, хотя и самого маленького (мизинец), но лентяя. Потешка не только развивает моторику рук, но еще ненавязчиво учит не лениться и помогать взрослым.

15 слайд

Без считалок не обходятся ни одна игра, в которой нужно выбрать ведущего. Игры с потешками приносят радость, вызывают желание повторить слова за взрослым, выполнять задания педагога, участвовать в общих играх, вызывают потребность вступить в эмоциональный контакт со взрослым. Одна из таких игр "Васька кот". ("Мыши водят хоровод. На лежанке дремлет кот. Тише, мыши, не шумите, Кота Ваську не будите. Вот проснется Васька-кот, Разобьет весь хоровод!"). Сопровождая действия со словами воспитатель приучает детей вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и понемногу проникать в их смысл.

16 слайд

Таким образом, мой опыт показал, что целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора в работе с детьми младшего возраста помогает им овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественно-речевой деятельности.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!