Просмотр содержимого документа
«Презентация: "Гнездо муравьев"»
Гнездо муравьев
- Актуальность темы. Экология муравьев мало изучена, и в сравнительном плане имеет научный интерес.
- Комплексная экскурсия по изучению муравейника как модели экологической связи рассматривается нами как важнейшее дидактическое и методическое средство интеграции естественнонаучных знаний школьников.
- Отражая идею единства природы, они позволяют создать целостное представление о ней; показать тесное переплетение физических, химических, геологических, биологических процессов, протекающих в природе; реализовать на практике один из основных законов экологии, согласно которому организм и необходимые для его жизни условия составляют единое целое.
- Объектом исследования является температурный режим муравейника.
- Проблема: Как температура воздуха влияет на температуру внутри муравейника.
- Цель исследования: Целью настоящей работы было изучение температурного режима гнезда и разработка комплексной экскурсии.
- Предмет исследования: Влияние температуры воздуха на изменение температуры гнезда.
- Задачи:
- 1. Проследить изменение температуры в муравейнике в течение дня.
- 2. Определить оптимальное использование материалов работы в школе.
- Гипотеза: Температурный режим атмосферного воздуха влияет на изменение температуры в муравейнике.
- Каждый муравейник – это природная биофабрика, поставляющая неутомимых защитников леса.
- Выяснено, что четырех гнезд рыжих лесных муравьев достаточно, чтобы защитить 1 гектар хвойного леса от вспышки массового появления большинства хвоелистогрызущих вредителей.
- Дубравы средней полосы и южные леса не страдают от нашествия вредных насекомых, если их 1 гектар контролируют труженики 6-ти муравейников.
- С давних времен муравьи использовались в медицине для лечения многих болезней, из муравьев выделены некоторые антибиотики, а в Новой Гвинее муравьев – бульдогов используют для наложения хирургических швов – муравьев прикладывают к краям раны, и они зажимают их челюстями. Затем тела муравьев отрывают и оставляют такой шов до полного заживления.
- Муравьиный яд – уменьшает воспаление суставов, снижает боль при ревматоидном артрите. Убивает грибы и бактерии, возбудителей тифа, холеры, туберкулеза. Мази от ревматизма, против цинги – использовали муравьев-древоточцев, препараты кровоостанавливающего действия.
- Исследования температурного режима муравейника рыжих лесных муравьев проводили осенью 2014 года в «Иванаевском саду» г. Дюртюли, с.Иванаево.
- Муравейник был сооружен из веточек, листьев и хвои, имел ширину 115 см. максимальная высота 68 см. Температуру измеряли на поверхности и на различной глубине в куполе 10 см, 20 см, 30 см.
- Измеряли температуру воздуха, почвы и гнезда муравьев с помощью ртутных термометров. Температуру почвы (недалеко от муравейника) измеряли также на глубине 10 см, 20 см, 30 см. Температуры регистрировались в течение дня: 8 часов утра, 12 часов дня, 14 часов дня, 17 часов вечера и 21 час вечера.
- Погода была сухая, солнечная и почти безветренная.
Таблица 1. Изменение температуры в течение дня
Время (ч)
8
Температура воздуха ( 0 С)
12
Температура почвы на глубине 10см ( 0 С)
18
14
Температура почвы на глубине 20см ( 0 С)
17
23
24
20
15
17
Температура почвы на глубине 30см ( 0 С)
23
22
18
21
14
Температура на поверхности муравейника ( 0 С)
18
22
19
18
16
Температура муравейника на глубине 10см ( 0 С)
18
19
Температура муравейника на глубине 20см ( 0 С)
17
17
25
16
35
Температура муравейника на глубине 30см ( 0 С)
17
15
22
32
14
28
16
20
29
21
22
17
23
23
19
24
21
21
Рисунок 1. Изменение температуры воздуха в течение дня
время (в часах)
Рисунок 2. Изменение температуры поверхности гнезда и внутри гнезда в течение дня
время (в часах)
Рисунок 3. Изменение температуры почвы в течение дня
время (в часах)
- Выводы
-
- 1. Температура в муравейнике рыжих лесных муравьев на протяжении дня отличается от температуры воздуха и почвы.
- 2. На изменение температуры в муравейнике влияет солнечное излучение.
- 3. На изменение температуры в муравейнике влияет теплопродукция муравьев микроорганизмов, живущих в гнезде, перенос тепла муравьями - теплоносцами.
- 4. На изменение температуры в муравейнике влияет конденсация воздуха.
- 5. На изменение температуры в муравейнике влияет вентиляция.
Использование материалов работы в школе. Комплексная экскурсия. Муравейник как модель экологических связей.
Задачи экскурсии: познакомить учащихся с основными типами экологических связей в природе; показать характер взаимосвязей муравьев с другими компонентами природного сообщества леса; продолжить формирование умений и навыков проводить наблюдения, сравнивать объекты и явления, делать обобщения, формулировать выводы, составлять отчеты; продолжить экологическое воспитание школьников.
- Оборудование: лопаты, копалки, планшеты с листом бумаги, рулетки линейки, ручные лупы, пинцеты, термометр для определения температуры почвы, карандаши, ластики, блокноты.
- Литература: «Школьный ботанический атлас» Т.В. Асеевой и В.Н. Тихомирова, «Школьный атлас – определитель насекомых» Б.М. Мамаева.
- Экскурсию следует проводить в погожий солнечный день, так как активность муравьев в значительной степени зависит от абиотических факторов.
- По дороге к месту экскурсии учитель знакомит школьников с особенностями ландшафта, напоминает правила поведения в природе.
- Экскурсия начинается со вступительной беседы, в ходе которой учащиеся вспоминают особенности биологии муравьев, общественный характер их жизни.
- Остановившись в той части леса, где на сравнительно небольшом удалении друг от друга находятся несколько муравейников, учитель предлагает учащимся внимательно рассмотреть их месторасположение, внешний вид, характер строительного материала, ориентацию склонов по отношению к частям света.
Инструктивная карточка №1
1. Внимательно рассмотрите муравейник, обратите внимание на его расположение.
- 2. Измерьте размеры муравейника, определите его высоту и диаметр. Данные измерения занесите в дневник.
- 3. Рассмотрите наземную часть-купол муравейника. Определите его форму. Измерьте крутизну склона. Определите зависимость между крутизной склона и количеством падающего на него света.
- 4. Зарисуйте муравейник и ответьте на вопросы: почему муравьи часто устраивают своё гнездо у пня или ствола дерева? Как по местоположению муравейника можно определить стороны света? Как по форме купола муравейника и крутизне его склона сделать прогноз о погоде в данной сезон.
Инструктивная карточка №2
1. Проведите близко над поверхностью муравейника рукой, взмахните веточкой или просто подуйте на муравейник. Понаблюдайте за поведением муравья.
- 2. Подержите над растревоженным муравейником синюю лакмусовую бумажку. Понаблюдайте за изменением ее окраски. Чем это можно объяснить?
- 3. Посадите муравья себе на руку, раздражайте его травинкой. Что вы ощущаете при этом? Как вы это можете объяснить? Какое значение такое поведение муравья играет в его жизни, жизни всей муравьиной семьи?
- 4. Поместите муравья из одного муравейника в другой. Понаблюдайте за его поведением. Сделайте вывод.
Инструктивная карточка №3
- 1. Составьте план местности, на которой расположен обследуемый муравейник.
- 2. Приглядитесь к муравейнику. Обратите внимание на движение муравьев возле него. Определите основные направления движения муравьев. Нанесите эти направления на план местности.
- 3. Подсчитайте количество троп, отходящих от муравейника, определите их протяженность.
- 4. Понаблюдайте за муравьями, передвигающимися по тропам. Посмотрите, что они несут в муравейник. Сравните размер ноши с размерами самого муравья.
- Проделанная работа по исследованию гнезда рыжих лесных муравьев не только обогатила нас новыми знаниями и умениями, но и была очень интересной, требовала самостоятельности и творческого подхода, способствовала развитию коммуникативных и деловых качеств. Работа представляет несомненный практический интерес, поскольку может быть использована как комплексная экскурсия: «Гнездо муравьев как экологическая система». Результаты исследований могут использоваться при изучении тем: «Природные сообщества» ( VIII класс) и «Основы экологии» ( X класс).
Спасибо за внимание!