СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация: "Гнездо муравьев"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научно- практическая работа: "Гнездо муравьев". Изучение температурного режима муравейника.

Просмотр содержимого документа
«Презентация: "Гнездо муравьев"»

Гнездо муравьев

Гнездо муравьев

  • Актуальность темы. Экология муравьев мало изучена, и в сравнительном плане имеет научный интерес.
  • Комплексная экскурсия по изучению муравейника как модели экологической связи рассматривается нами как важнейшее дидактическое и методическое средство интеграции естественнонаучных знаний школьников.
  • Отражая идею единства природы, они позволяют создать целостное представление о ней; показать тесное переплетение физических, химических, геологических, биологических процессов, протекающих в природе; реализовать на практике один из основных законов экологии, согласно которому организм и необходимые для его жизни условия составляют единое целое.
  • Объектом исследования  является температурный режим муравейника.
  • Проблема:  Как температура воздуха влияет на температуру внутри муравейника.
  • Цель исследования:  Целью настоящей работы было изучение температурного режима гнезда и разработка комплексной экскурсии.
  • Предмет исследования:  Влияние температуры воздуха на изменение температуры гнезда.
  • Задачи:
  • 1. Проследить изменение температуры в муравейнике в течение дня.
  • 2. Определить оптимальное использование материалов работы в школе.
  • Гипотеза:  Температурный режим атмосферного воздуха влияет на изменение температуры в муравейнике.
Каждый муравейник – это природная биофабрика, поставляющая неутомимых защитников леса. Выяснено, что четырех гнезд рыжих лесных муравьев достаточно, чтобы защитить 1 гектар хвойного леса от вспышки массового появления большинства хвоелистогрызущих вредителей. Дубравы средней полосы и южные леса не страдают от нашествия вредных насекомых, если их 1 гектар контролируют труженики 6-ти муравейников.
  • Каждый муравейник – это природная биофабрика, поставляющая неутомимых защитников леса.
  • Выяснено, что четырех гнезд рыжих лесных муравьев достаточно, чтобы защитить 1 гектар хвойного леса от вспышки массового появления большинства хвоелистогрызущих вредителей.
  • Дубравы средней полосы и южные леса не страдают от нашествия вредных насекомых, если их 1 гектар контролируют труженики 6-ти муравейников.
С давних времен муравьи использовались в медицине для лечения многих болезней, из муравьев выделены некоторые антибиотики, а в Новой Гвинее муравьев – бульдогов используют для наложения хирургических швов – муравьев прикладывают к краям раны, и они зажимают их челюстями. Затем тела муравьев отрывают и оставляют такой шов до полного заживления. Муравьиный яд – уменьшает воспаление суставов, снижает боль при ревматоидном артрите. Убивает грибы и бактерии, возбудителей тифа, холеры, туберкулеза. Мази от ревматизма, против цинги – использовали муравьев-древоточцев, препараты кровоостанавливающего действия.
  • С давних времен муравьи использовались в медицине для лечения многих болезней, из муравьев выделены некоторые антибиотики, а в Новой Гвинее муравьев – бульдогов используют для наложения хирургических швов – муравьев прикладывают к краям раны, и они зажимают их челюстями. Затем тела муравьев отрывают и оставляют такой шов до полного заживления.
  • Муравьиный яд – уменьшает воспаление суставов, снижает боль при ревматоидном артрите. Убивает грибы и бактерии, возбудителей тифа, холеры, туберкулеза. Мази от ревматизма, против цинги – использовали муравьев-древоточцев, препараты кровоостанавливающего действия.
Исследования температурного режима муравейника рыжих лесных муравьев проводили осенью 2014 года в «Иванаевском саду» г. Дюртюли, с.Иванаево.
  • Исследования температурного режима муравейника рыжих лесных муравьев проводили осенью 2014 года в «Иванаевском саду» г. Дюртюли, с.Иванаево.
Муравейник был сооружен из веточек, листьев и хвои, имел ширину 115 см. максимальная высота 68 см. Температуру измеряли на поверхности и на различной глубине в куполе 10 см, 20 см, 30 см.
  • Муравейник был сооружен из веточек, листьев и хвои, имел ширину 115 см. максимальная высота 68 см. Температуру измеряли на поверхности и на различной глубине в куполе 10 см, 20 см, 30 см.
Измеряли температуру воздуха, почвы и гнезда муравьев с помощью ртутных термометров. Температуру почвы (недалеко от муравейника) измеряли также на глубине 10 см, 20 см, 30 см. Температуры регистрировались в течение дня: 8 часов утра, 12 часов дня, 14 часов дня, 17 часов вечера и 21 час вечера. Погода была сухая, солнечная и почти безветренная.
  • Измеряли температуру воздуха, почвы и гнезда муравьев с помощью ртутных термометров. Температуру почвы (недалеко от муравейника) измеряли также на глубине 10 см, 20 см, 30 см. Температуры регистрировались в течение дня: 8 часов утра, 12 часов дня, 14 часов дня, 17 часов вечера и 21 час вечера.
  • Погода была сухая, солнечная и почти безветренная.
   Таблица 1. Изменение температуры в течение дня Время (ч) 8 Температура воздуха ( 0 С) 12 Температура почвы на глубине 10см ( 0 С) 18 14 Температура почвы на глубине 20см ( 0 С) 17 23 24 20 15 17 Температура почвы на глубине 30см ( 0 С) 23 22 18 21 14 Температура на поверхности муравейника ( 0 С) 18 22 19 18 16 Температура муравейника на глубине 10см ( 0 С) 18 19 Температура муравейника на глубине 20см ( 0 С) 17 17 25 16 35 Температура муравейника на глубине 30см ( 0 С) 17 15 22 32 14 28 16 20 29 21 22 17 23 23 19 24 21 21

Таблица 1. Изменение температуры в течение дня

Время (ч)

8

Температура воздуха ( 0 С)

12

Температура почвы на глубине 10см ( 0 С)

18

14

Температура почвы на глубине 20см ( 0 С)

17

23

24

20

15

17

Температура почвы на глубине 30см ( 0 С)

23

22

18

21

14

Температура на поверхности муравейника ( 0 С)

18

22

19

18

16

Температура муравейника на глубине 10см ( 0 С)

18

19

Температура муравейника на глубине 20см ( 0 С)

17

17

25

16

35

Температура муравейника на глубине 30см ( 0 С)

17

15

22

32

14

28

16

20

29

21

22

17

23

23

19

24

21

21

Рисунок 1. Изменение температуры воздуха в течение дня  время (в часах)

Рисунок 1. Изменение температуры воздуха в течение дня

время (в часах)

 Рисунок 2. Изменение температуры поверхности гнезда и внутри  гнезда в течение дня время (в часах)

Рисунок 2. Изменение температуры поверхности гнезда и внутри гнезда в течение дня

время (в часах)

 Рисунок 3. Изменение температуры почвы в течение дня время (в часах)

Рисунок 3. Изменение температуры почвы в течение дня

время (в часах)

 Выводы   1. Температура в муравейнике рыжих лесных муравьев на протяжении дня отличается от температуры воздуха и почвы. 2. На изменение температуры в муравейнике влияет солнечное излучение. 3. На изменение температуры в муравейнике влияет теплопродукция муравьев микроорганизмов, живущих в гнезде, перенос тепла муравьями - теплоносцами. 4. На изменение температуры в муравейнике влияет конденсация воздуха. 5. На изменение температуры в муравейнике влияет вентиляция.
  • Выводы
  •  
  • 1. Температура в муравейнике рыжих лесных муравьев на протяжении дня отличается от температуры воздуха и почвы.
  • 2. На изменение температуры в муравейнике влияет солнечное излучение.
  • 3. На изменение температуры в муравейнике влияет теплопродукция муравьев микроорганизмов, живущих в гнезде, перенос тепла муравьями - теплоносцами.
  • 4. На изменение температуры в муравейнике влияет конденсация воздуха.
  • 5. На изменение температуры в муравейнике влияет вентиляция.
Использование материалов работы в школе.  Комплексная экскурсия. Муравейник как модель экологических связей.    Задачи экскурсии: познакомить учащихся с основными типами экологических связей в природе; показать характер взаимосвязей муравьев с другими компонентами природного сообщества леса; продолжить формирование умений и навыков проводить наблюдения, сравнивать объекты и явления, делать обобщения, формулировать выводы, составлять отчеты; продолжить экологическое воспитание школьников. Оборудование: лопаты, копалки, планшеты с листом бумаги, рулетки линейки, ручные лупы, пинцеты, термометр для определения температуры почвы, карандаши, ластики, блокноты. Литература: «Школьный ботанический атлас» Т.В. Асеевой и В.Н. Тихомирова, «Школьный атлас – определитель насекомых» Б.М. Мамаева.

Использование материалов работы в школе. Комплексная экскурсия. Муравейник как модель экологических связей.

Задачи экскурсии: познакомить учащихся с основными типами экологических связей в природе; показать характер взаимосвязей муравьев с другими компонентами природного сообщества леса; продолжить формирование умений и навыков проводить наблюдения, сравнивать объекты и явления, делать обобщения, формулировать выводы, составлять отчеты; продолжить экологическое воспитание школьников.

  • Оборудование: лопаты, копалки, планшеты с листом бумаги, рулетки линейки, ручные лупы, пинцеты, термометр для определения температуры почвы, карандаши, ластики, блокноты.
  • Литература: «Школьный ботанический атлас» Т.В. Асеевой и В.Н. Тихомирова, «Школьный атлас – определитель насекомых» Б.М. Мамаева.
Экскурсию следует проводить в погожий солнечный день, так как активность муравьев в значительной степени зависит от абиотических факторов. По дороге к месту экскурсии учитель знакомит школьников с особенностями ландшафта, напоминает правила поведения в природе. Экскурсия начинается со вступительной беседы, в ходе которой учащиеся вспоминают особенности биологии муравьев, общественный характер их жизни. Остановившись в той части леса, где на сравнительно небольшом удалении друг от друга находятся несколько муравейников, учитель предлагает учащимся внимательно рассмотреть их месторасположение, внешний вид, характер строительного материала, ориентацию склонов по отношению к частям света.
  • Экскурсию следует проводить в погожий солнечный день, так как активность муравьев в значительной степени зависит от абиотических факторов.
  • По дороге к месту экскурсии учитель знакомит школьников с особенностями ландшафта, напоминает правила поведения в природе.
  • Экскурсия начинается со вступительной беседы, в ходе которой учащиеся вспоминают особенности биологии муравьев, общественный характер их жизни.
  • Остановившись в той части леса, где на сравнительно небольшом удалении друг от друга находятся несколько муравейников, учитель предлагает учащимся внимательно рассмотреть их месторасположение, внешний вид, характер строительного материала, ориентацию склонов по отношению к частям света.
Инструктивная карточка №1    1. Внимательно рассмотрите муравейник, обратите внимание на его расположение. 2. Измерьте размеры муравейника, определите его высоту и диаметр. Данные измерения занесите в дневник. 3. Рассмотрите наземную часть-купол муравейника. Определите его форму. Измерьте крутизну склона. Определите зависимость между крутизной склона и количеством падающего на него света. 4. Зарисуйте муравейник и ответьте на вопросы: почему муравьи часто устраивают своё гнездо у пня или ствола дерева? Как по местоположению муравейника можно определить стороны света? Как по форме купола муравейника и крутизне его склона сделать прогноз о погоде в данной сезон.  

Инструктивная карточка №1

1. Внимательно рассмотрите муравейник, обратите внимание на его расположение.

  • 2. Измерьте размеры муравейника, определите его высоту и диаметр. Данные измерения занесите в дневник.
  • 3. Рассмотрите наземную часть-купол муравейника. Определите его форму. Измерьте крутизну склона. Определите зависимость между крутизной склона и количеством падающего на него света.
  • 4. Зарисуйте муравейник и ответьте на вопросы: почему муравьи часто устраивают своё гнездо у пня или ствола дерева? Как по местоположению муравейника можно определить стороны света? Как по форме купола муравейника и крутизне его склона сделать прогноз о погоде в данной сезон.

 

Инструктивная карточка №2      1. Проведите близко над поверхностью муравейника рукой, взмахните веточкой или просто подуйте на муравейник. Понаблюдайте за поведением муравья. 2. Подержите над растревоженным муравейником синюю лакмусовую бумажку. Понаблюдайте за изменением ее окраски. Чем это можно объяснить? 3. Посадите муравья себе на руку, раздражайте его травинкой. Что вы ощущаете при этом? Как вы это можете объяснить? Какое значение такое поведение муравья играет в его жизни, жизни всей муравьиной семьи? 4. Поместите муравья из одного муравейника в другой. Понаблюдайте за его поведением. Сделайте вывод.

Инструктивная карточка №2

  1. Проведите близко над поверхностью муравейника рукой, взмахните веточкой или просто подуйте на муравейник. Понаблюдайте за поведением муравья.

  • 2. Подержите над растревоженным муравейником синюю лакмусовую бумажку. Понаблюдайте за изменением ее окраски. Чем это можно объяснить?
  • 3. Посадите муравья себе на руку, раздражайте его травинкой. Что вы ощущаете при этом? Как вы это можете объяснить? Какое значение такое поведение муравья играет в его жизни, жизни всей муравьиной семьи?
  • 4. Поместите муравья из одного муравейника в другой. Понаблюдайте за его поведением. Сделайте вывод.
 Инструктивная карточка №3   1. Составьте план местности, на которой расположен обследуемый муравейник. 2. Приглядитесь к муравейнику. Обратите внимание на движение муравьев возле него. Определите основные направления движения муравьев. Нанесите эти направления на план местности. 3. Подсчитайте количество троп, отходящих от муравейника, определите их протяженность. 4. Понаблюдайте за муравьями, передвигающимися по тропам. Посмотрите, что они несут в муравейник. Сравните размер ноши с размерами самого муравья.  

Инструктивная карточка №3

  • 1. Составьте план местности, на которой расположен обследуемый муравейник.
  • 2. Приглядитесь к муравейнику. Обратите внимание на движение муравьев возле него. Определите основные направления движения муравьев. Нанесите эти направления на план местности.
  • 3. Подсчитайте количество троп, отходящих от муравейника, определите их протяженность.
  • 4. Понаблюдайте за муравьями, передвигающимися по тропам. Посмотрите, что они несут в муравейник. Сравните размер ноши с размерами самого муравья.

 

Проделанная работа по исследованию гнезда рыжих лесных муравьев не только обогатила нас новыми знаниями и умениями, но и была очень интересной, требовала самостоятельности и творческого подхода, способствовала развитию коммуникативных и деловых качеств. Работа представляет несомненный практический интерес, поскольку может быть использована как комплексная экскурсия: «Гнездо муравьев как экологическая система». Результаты исследований могут использоваться при изучении тем: «Природные сообщества» ( VIII класс) и «Основы экологии» ( X класс).  
  • Проделанная работа по исследованию гнезда рыжих лесных муравьев не только обогатила нас новыми знаниями и умениями, но и была очень интересной, требовала самостоятельности и творческого подхода, способствовала развитию коммуникативных и деловых качеств. Работа представляет несомненный практический интерес, поскольку может быть использована как комплексная экскурсия: «Гнездо муравьев как экологическая система». Результаты исследований могут использоваться при изучении тем: «Природные сообщества» ( VIII класс) и «Основы экологии» ( X класс).

 

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!