Отчёт
о проделанной работе
воспитателей старшей группы Даниловой О.В., Дедик Т.А.
за 2016–2017 учебный год
Состав старшей группы: 26 человек
Мальчиков: 11 человек
Девочек: 15 человек
В начале года были поставлены следующие задачи:
1. Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей.
2. Воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.
3. Обеспечение познавательно-речевого, социально – личностного, художественно – эстетического развития детей.
4. Оказание консультативной и методической помощи родителям по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
5. Взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей.
Работа велась по примерной общеобразовательной программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в соответствии с ФГОС.
В течение года дети развивались согласно возрасту, изучали программный материал и показали позитивную динамику по всем направлениям развития.
С детьми систематически проводилась организованная образовательная деятельность в соответствии с основной общеобразовательной программой и утвержденным расписанием непосредственно образовательной деятельности. Все виды деятельности представляют основные направления развития детей: физическое, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, социально-личностное.
В течение года регулярно организовывалась поисково-исследовательская деятельность детей: экспериментирование с различными материалами, веществами, предметами; наблюдения за погодой, объектами живой и неживой природы.
Образовательный процесс, в основном, строился по тематическим неделям, благодаря которым жизнь детей в детском саду становилась более интересной, разнообразной, занимательной. В учебном году с детьми проводились различные праздники, досуги, развлечения: праздник Осени, «День матери», праздник Новый год, каникулярная неделя «Конкурс чтецов», развлечение «Масленица», досуг «23 Февраля», праздник 8 Марта, развлечение «День смеха Юморина» на 1 апреля, конкурс рисунков и поделок «Краски осени», «По сказкам Роу», «По сказкам К.И. Чуковского», «Юные космонавты», тематическое занятие День Победы, развлечение 1 июня – День защиты детей и другие.
В течение года строго соблюдался режим дня и все санитарно-гигиенические требования к пребыванию детей в ДОУ.
К началу учебного года подготовлена развивающая среда, которая играет особую роль для укрепления здоровья ребенка, его всестороннего физического и психического развития, что позволило детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности. В группе созданы оптимальные условия для охраны и укрепления здоровья.
Группу оформили так, чтобы детей привлекали красивые, яркие, красочные пособия и игрушки. Для успешного пребывания ребёнка в ДОУ использовали следующие моменты в работе: создание в группе комфортной обстановки, атмосферы радости, покоя, тепла (использование в работе с детьми фольклорных, пальчиковых игр); создали специально предметно-развивающую среду в группе для самостоятельной двигательной активности детей: уголок с\р игр "Парикмахерская, "Магазин", "Поликлиника". Обновили уголок книги по возрасту, пополнили уголок краеведения дидактическим материалом, пополнили методическую литературу по физкультуре, сенсорике, по пожарной безопасности, развитию речи, по ознакомлению с миром природы, уголок театрализованной деятельности костюмами для инсценировок, также были приобретены папки-ширмы для родительского уголка.
В образовательном процессе используются современные педагогические технологии, которые открывают новые возможности воспитания и обучения дошкольников. Уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования - сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. НОД по физическому развитию способствовали не только физическому развитию детей, но и формированию у них навыков, которые закрепляются во время непосредственно-образовательной деятельности в группе.
При проведении организованной образовательной деятельности использовались как традиционные, так и нетрадиционные методы работы: артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, сказкотерапия, элементы психогимнастики и дыхательной гимнастики, способствующие межполушарному взаимодействию.
Кроме здоровьесберегающих и информационных технологий, применяется метод проектов, который даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Проектная деятельность создаёт условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить и трудиться в новом обществе.
Еще один немаловажный плюс применения метода проектов – это совместная реализация с родителями различных проектов как одна из наиболее эффективных форм работы. Становясь активными участниками процесса обучения своих детей, мамы и папы вносят свой вклад в обучение и приобретают новые умения; у них формируется более высокая оценка достижений своих детей и гордость за них, развивается более глубокое понимание процесса обучения детей дошкольного возраста.
С другой стороны, участие родителей доставляет детям удовольствие, благоприятствует их успехам; расширяет социальный опыт ребёнка; дети начинают относиться к родителям, как к источнику знаний и опыта.
Инновационная деятельность в старшей группе реализуется через тематические проекты, направленные на работу по основным разделам программы воспитания и обучения: художественное и эстетическое развитие, физкультурно-оздоровительные занятия, экспериментально–исследовательская и социальная работа.
В практике нашей групп были реализованы следующие проекты:
Проект «Друзья светофора»
Проект «Пожарная безопасность»
Проект «Моя мама лучше всех!»
Проект «Скоро, скоро Новый год!»
Патриотический проект «Защитники Отечества»
Проект «Широкая Масленица»
Проект «Делу время – потехе час»
Проект «Ни кто не забыт и ни что не забыто»
Таким образом, в нашей группе создана благоприятная обстановка для детей в целях проявления двигательной, игровой и интеллектуальной активности и удовлетворения интереса к разнообразным видам деятельности.
Оценить динамику достижений воспитанников, эффективность и сбалансированность форм и методов работы позволяет мониторинг достижения детьми планируемых итоговых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, реализуемой в МБДОУ.
Мониторинг качества освоения детьми основной общеобразовательной программы за 2016-2017 учебный год показал следующие результаты:
Вид деятельности | Уровень освоения программы | Старшая группа |
% |
Образовательная область «Речевое развитие» | Высокий | 78,3% |
Средний | 21,7% |
Образовательная область «Познавательное развитие» | Высокий | 76,2% |
Средний | 23,8% |
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» | Высокий | 76,6% |
Средний | 23,4% |
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» | Высокий | 70% |
Средний | 30% |
Образовательная область «Физическая культура» | Высокий | 70% |
Средний | 30% |
Анализ выполнения требований к содержанию и методам воспитания и обучения, а также анализ усвоения детьми программного материала показывают стабильность и позитивную динамику по всем направлениям развития. Положительное влияние на этот процесс оказывает тесное сотрудничество воспитателей и родителей, а также использование приемов развивающего обучения и индивидуального подхода к каждому ребенку.
В работе воспитателя важно знать не только особенности ребенка, но и те проблемы, которые часто возникают у родителей в воспитании своего ребёнка. Поэтому основное направление деятельности педагога – это работа с родителями. Она очень трудна и очень интересна. И эффективной она будет только тогда, когда ведется систематически и планово, коллективно и индивидуально. Ведь большинство родителей позитивно относятся к советам воспитателя, но есть и такие, которые с недоверием выслушивают требования воспитателя, стараются доказывать своё мнение.
Мы использовали разные формы организации работы с родителями: анкетирование, консультации, родительские собрания, совместные проекты, развлечения, конкурсы семейных творческих работ и другое. Был составлен перспективный план работы с родителями, в котором указаны все совместные мероприятия, консультации, родительские собрания, наглядно-стендовая информация. На родительских собраниях были детально изучены следующие актуальные темы: «Играют дети – играем вместе». Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в условиях семьи. «Влияние двигательной активности на состояние здоровья дошкольников». Цель: Формирование у родителей устойчивой мотивации к сохранению и укреплению здоровья своих детей. «Лэпбук» как инновационный подход в работе с детьми дошкольного возраста. Беседа с родителями о правилах противопожарной безопасности.
В родительском уголке постоянно можно было найти полезную информацию: памятки, консультации, рекомендации по различной тематике: проблемы воспитания, профилактика болезней, ПДД, безопасность в быту, организация досуга, правильное питание, одежда, обувь и др. Оформлялись стенды, папки-передвижки - по временам года, тематические - к праздникам, например, фотостенды «День матери», «Наши мамочки к 8 марта», «По пожарной безопасности». На протяжении учебного года детям и родителям была предоставлена возможность поучаствовать в разнообразных проектах, (проект «Пожарная безопасность», «Друзья светофора», «Моя мама лучше всех», «Скоро, скоро Новый год», патриотический проект «Защитники Отечества», «Широкая масленица»), а также в различных конкурсах семейных творческих работ (поделок) - «Дары осени», «Парад дедов Морозов», «Ёлочная игрушка» «По сказкам Роу», «По сказкам Чуковского», «Волшебные палочки» и т.д.
Отрадно, что многие родители охотно шли на контакт и старались участвовать во всех совместных мероприятиях группы, ДОУ и города.
Постоянно ведется работа по самообразованию, обмен опытом (педсоветы, посещение НОД других воспитателей), которая направлена на формирование профессиональных качеств, к восприятию и реализации инновационных идей, новой информации. В рамках работы по темам самообразования «Развитие физических качеств детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую гимнастику», «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества» были проведены следующие мероприятия:
- Выступление на общем родительском собрании: консультация по теме «Лепбук – как инновационный подход в работе с детьми дошкольного возраста», выступление на педсовете «Освоение грамматического строя речи дошкольниками».
- Посещение мастер-классов и семинаров в дошкольных образовательных учреждениях города.
- Участие в вебинарах: «Методы изучения индивидуального развития детей: беседа, разговор, продукты детской деятельности», семинаре «ИКТ-компетентность педагога и практические вопросы внедрения и эксплуатации информационной системы образовательного учреждения в соответствии с требованиями ФГОС».
- Публикации педагогических разработок в интернете. Являемся активными участниками Всероссийской акции «Активист методического обмена».
- Создана закрытая группа в контакте для родителей, где воспитатели и родители обмениваются информацией, родители получают консультации на интересующие их темы.
- преемственность ДОУ и школы (бывшие выпускники приходили в гости и помогали подрастающему поколению делать подарки для мам и бабушек на 8 марта).
Все это способствовало творческому и профессиональному росту.
Результаты деятельности в группе за 2016-2017 учебный год были тщательно проанализированы и позволяют сделать вывод о том, что в целом работа проводилась целенаправленно и эффективно.
На 2017-2018 учебный год намечены следующие задачи:
1. Продолжить целенаправленную работу с детьми по всем образовательным областям.
2. Продолжить работу с детьми с использованием проектных технологий.
3. Продолжить совершенствование предметно-развивающей среды в группе в соответствии с ФГОС.
4. Повысить уровень педагогического мастерства путем участия в семинарах, мастер-классах, обучения на курсах повышения квалификации.