Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №8
города Южно-Сахалинска
Адрес: 693007 г. Южно-Сахалинск, ул. Пограничная д.18, тел. 8 (4242) 73-54-87; 75-09-76; [email protected];
___________ИНН-6501103858; КПП-650101001; ОГРН:1026500527580______________
Годовой отчёт
учителя-логопеда
МАОУ СОШ №8
Михалевой Анны Сергеевны
за 2016/2017 учебный год
Южно-Сахалинск
2017 год
Годовой отчёт учителя-логопеда за 2016-2017 учебный год
В 2016/2017 учебном году коррекционно-логопедическая работа на школьном логопункте строилась на основе программы по дисграфии Мазановой Е.В. и Ефименковой Л.Н., рекомендованной для преодоления нарушений письма и чтения у младших школьников, а также на основе перспективного планирования для детей с ОНР и ФФНР согласно результатам проведенного первичного обследования.
Коррекционное воздействие осуществлялось на основе чётко спланированной работы учителя-логопеда.
В прошедшем учебном году работа учителя-логопеда велась по следующим направлениям:
Диагностическая работа;
Результаты обследования;
Коррекционно-развивающее направление;
Консультативное направление;
Взаимодействие логопеда с педагогами;
Научно-методическая работа;
Ведение документации;
Участие в работе школьной ПМПк.
Цель: преодоление и предупреждение нарушений устной и письменной речи у учащихся начальных классов.
В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи:
Диагностика и анализ звукопроизношения, фонематического восприятия и анализа, грамматического строя, связной речи первоклассников.
Проанализировать устную, письменную речь и некоторые неречевые процессы учащихся и определить причины затруднений в овладении письменной речи.
Проанализировать письменные работы учащихся 2 – 4-ых классов.
Описать типологию ошибок, выявленных в письменных работах, в индивидуальные речевые карты.
Разработать и реализовать содержание коррекционной работы по предупреждению и преодолению нарушений устной и письменной речи у учащихся начальных классов.
Оценить эффективность логопедической работы детей, зачисленных на школьный логопедический пункт.
Разъяснить специальные знания по логопедии среди педагогов, родителей учащихся.
Для решения данных задач применялись следующие формы и методы работы:
Индивидуальное обследование учащихся;
Консультирование детей, родителей, педагогов;
Коррекционно-развивающие занятия (индивидуальные, подгрупповые).
За 2016/2017 учебный год проделана следующая работа:
Диагностическая работа.
Цель: выявление детей с нарушением устной и письменной речи.
Проведено логопедическое обследование учащихся с речевой патологией:
первичное обследование звукопроизношения первоклассников;
первичное обследование учащихся начальной школы, которым необходимы занятия на логопункте;
диагностика развития письменной речи и чтения обучающихся 2-4 классов;
итоговое обследование учащихся;
оценка результатов обследования, обработка данных.
Результаты обследования
В результате проведенного логопедического обследования на школьный логопункт в течение учебного года было зачислено 52 ребенка:
1 класс – 16 человек;
2 класс – 10 человек;
3 класс – 14 человек;
4 класс – 7 человек;
5 класс – 3 человека;
9 класс – 2 человека.
Виды, структура и сложность речевого нарушения у детей-логопатов
разнообразны:
С общим недоразвитием речи – 6 человек;
С фонетико-фонематическим недоразвитием речи – 10 человек;
С фонетическим дефектом – 15 человек;
Со смешанными формами дисграфии и дислексии – 21 человек.
Из зачисленных детей было сформировано 9 групп. Группы были укомплектованы в соответствии с возрастом и речевым нарушением. Разработаны перспективные планы работы, а также проведены индивидуальные консультации с родителями.
Кроме занятий с детьми с сохранным интеллектом, велась работа и с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Занятия с этими детьми проводилась индивидуальная работа.
Повторное обследование показало (май, 2017):
Отчислено детей с положительной динамикой – 37 человек;
Оставлено для продолжения занятий – 12 человек;
Выбыло в течение года по собственному желанию – 3 человека.
Коррекционно – развивающее направление
Проводились коррекционные подгрупповые и индивидуальные занятия логопеда согласно циклограмме рабочего времени (Приложение № 1).
Проводимые занятия были направлены на развитие самостоятельной связной речи, произвольной памяти и внимания, обогащение словарного запаса, развитие фонематического восприятия и языкового анализа и синтеза, совершенствование навыков мелкой моторики, артикуляционной моторики, а также коррекция нарушения письменной речи и чтения.
Результаты коррекционной работы представлены в таблице (Приложение №2)
Консультативное направление
В рамках этого направления в течение учебного года было дано 68 консультаций:
Индивидуальные беседы с родителями учеников 2, 3, 4 классов, посещающих логопедические занятия;
Консультирование родителей по специфическим вопросам: «Что такое дисграфия и дислексия?», «Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи ребенка», «Особенности развития связной речи у детей по сюжетной картинке», «Преодоление оптической дисграфии», «Упражнения по развитию сонорных звуков», «Упражнения, способствующие устранению нарушений свистящих и шипящих звуков».
Взаимодействие логопеда с педагогами
Индивидуальные консультации учителей начальных классов по поводу особенностей обучения детей-логопатов;
Индивидуальные консультации учителей-предметников по поводу использования различных методических приёмов в работе с детьми с ОВЗ.
Научно-методическая работа
Выступления на родительских собраниях:
Работа со студенткой 3 курса заочной формы обучения направления «Специальное (дефектологическое) образование» Института филологии, истории и востоковедения СахГУ, проходящая практику в МБОУ СОШ №8 г.Южно-Сахалинска в период с 24.10.2016 г. По 03.12.2016 г. (6 недель).
Работа со студенткой 3 курса очной формы обучения направления «Специальное (дефектологическое) образование» Института филологии, истории и востоковедения СахГУ, проходящая практику в МБОУ СОШ №8 г.Южно-Сахалинска в период с 26.01.2017 г. по 09.03.2017 г. (6 недель);
Прошла очное обучение в семинаре - обучении «Речевой комплекс биологической обратной связи» с 26.01.2017г. по 27.01.2017г. в частном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Институт биологической обратной связи» (24 часа).
Прошла курс повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе «Подготовка организаторов в/вне аудитории пункта проведения экзамена» с 13.02.2017г. по 03.03.2017г. в Государственном бюджетном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Сахалинской области» (24 часа).
Пополнение методических материалов:
Знакомство с новинками логопедии в методических журналах «Логопедия», «Школьный логопед», на сайтах «Логопед», «Про школу. Ру.»;
2) Систематизирован иллюстративный и раздаточный материал для детей с ФФНР: для индивидуальных и подгрупповых занятий по темам «ФРУКТЫ», «ОВОЩИ», «ОДЕЖДА» «МЕБЕЛЬ», «ПРОДУКТЫ», «ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА», «ИГРУШКИ», «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ», «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ», «ИНСТРУМЕНТЫ», «ПОСУДА», «РЫБЫ», «ПТИЦЫ», «ГРИБЫ», «ЦВЕТЫ», «ДЕРЕВЬЯ», «ПИСЬМЕННЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ»;
Мазанова Е.В. Логопедия. Оптическая дисграфия: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Тетрадь № 5.—М.: ООО «АКВАРИУМ БУК», К.: «Дом печати — ВЯТКА», 2004.
Мазанова Е. В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М.: издательство ГНОМ, 2012.
Мазанова Е. В. Учусь работать со словом. Альбом упражнений по коррекции аграмматической дисграфии. – М.: издательство ГНОМ, 2012.
Мазанова Е. В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М.: издательство ГНОМ, 2012.
Мазанова Е. В. Учусь не путать звуки. Альбомы 1,2. Упражнения по коррекции акустической дисграфии. – М.: издательство ГНОМ, 2012.
Мазанова Е. В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов. – М.: издательство ГНОМ, 2013.
Мазанова Е. В. Учусь работать с текстом. Альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. - М.: издательство ГНОМ, 2013.
Мазанова Е. В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М.: издательство ГНОМ, 2013.
Мазанова Е. В. Учусь не путать буквы. Альбомы 1, 2. Упражнения по профилактике и коррекции оптической дисграфии. - М.: издательство ГНОМ, 2013.
Краузе Е.Н.: Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. Практическое пособие. – С.-П.: издательство «Корона.Век», 2014.
Горбатова А.А. Пишем диктанты без ошибок. Для начальной школы. – М.:АСТ, 2014.
Новикова Е.В. Логопедическая азбука. От слова к предложению. Книга вторая. – М.: издательство ГНОМ и Д, 2009.
Документация
В организации планомерной и целенаправленной логопедической деятельности в начале учебного года была оформлена следующая документация:
График работы и циклограмма рабочей недели;
оформление речевых карт;
заполнение журнала логопедического обследования устной и письменной речи;
заполнение журнала контроля посещаемости логопедических занятий;
написание годового плана организационно-методической работы учителя-логопеда на 2016-2017 учебный год;
составление рабочей программы коррекционных логопедических занятий на 2016-2017 учебный год;
написание программ логопедического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья на 2016-2017 учебный год;
регулярное предоставление отчетов по результатам коррекционного обучения (в конце каждой четверти).
Участие в работе школьной ПМПк
1) Индивидуальное логопедическое обследование учеников 1-4 классов (по инициативе учителей начальных классов);
2) Индивидуальное логопедическое обследование учеников 6-9 классов (по инициативе классных руководителей);
3) Консультирование учителей по вопросу оформления необходимых документов для направления детей на районную ПМПК;
4) Даны рекомендации, оформлены логопедические заключения для направления на районную ПМПК.