Муниципальное дошкольное образовательное учреждение« Детский сад №7 « Колокольчик»
1.Психологический анализ социальной ситуации развития в ДОУ.
2.Мониторинг психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психологического развития.
3.Разработка и внедрение психологических программ и проектов.
4. Содействие формированию у детей предпосылок к учебной деятельности, обеспечение готовности к школе.
5.Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста, диагностика и коррекция нарушений в развитии детей .
6.Содействие педагогическим работникам и родителям.
1. Сохранение естественных механизмов развития ребенка, предотвращая всякое возможное их искажение и
торможение.
2. Развитие индивидуальных качеств детей с постоянным обнаружением новых творческих ресурсов.
3. Формирование у педагогов и родителей коммуникативных навыков и представлений о здоровом образе жизни.
№ | Направление деятельности. Цель работы. | Содержание деятельности | Ответственный. | Сроки проведения. |
| Психологическая диагностика. |
Работа с детьми | | | |
| Цель: - выявление эмоционального состояния детей во время прихода в группу, отслеживание отношения родителей к детям. | Отслеживание адаптации у детей 1 гр. раннего возраста Наблюдение за детьми во время приема детей в ДОУ. Организация развивающей среды Определение уровня адаптации детей - Корепанова М.В., Харлампова Е.В.( лист адаптации) | Педагог – психолог, Воспитатель группы | Сентябрь, октябрь. |
Цель: определение уровня нервно-психического развития | Обследование детей от 1 года до 3 лет по методике Печоры К.Л. | Педагог – психолог, Воспитатели групп | Октябрь, январь, май. |
Цель: Изучение сформировавшихся приемов игровой деятельности, соц. Эмоций, воображения, уровня наглядно-образного мышления, памяти, речи , самооценки и уровня притязаний детей. | Методика Битяновой М. «Диагностика дошкольной зрелости» у детей 5-6 лет. | Педагог-психолог | Апрель |
| Цель: определение готовности детей к школьному обучению. | Обследование детей 6 -7 лет на готовность детей к школе - Веракса Н.Е. Подготовительная группа. | Педагог- психолог. | сентябрь, апрель. |
Цель: определение ведущих мотивов учения. | Гуткина Н.И. у детей 6-7 лет. | Педагог-психолог | Май |
| Цель: определение уровня развития у детей 5-6 лет эмоциональной сферы, уровня тревожности, агрессивности. | Обследование у детей старшей группы уровня развития эмоциональных процессов по методикам Минаевой В.М. Индивидуальная и групповая диагностика. Обследование детей дошкольного возраста- эмоционально – личностная сфера по проективным методикам « Рисунок семьи», « Рисунок Человека», « Лесенка», « Два дома» П. Экблад. Теммел Дорки. ( использование схемы наблюдения в течении 6 мес) | Педагог – психолог | Ноябрь, май. |
Цель: осуществление диагностики и коррекции , направленной на решение проблем связанных со своевременным выявлением, обучением и воспитанием, социальной адаптацией и интеграцией в обществе детей с различными отклонениями в развитии. | Обследование детей в рамках ППк и ТПМПК. Углубленная диагностика на уровень познавательного развития, тревожности или агрессивности детей по индивидуальным запросам родителей | Педагог-психолог | В течении года по плану ППК и по запросу. |
| Цель: отслеживание динамики коррекционно-психологической работы, корректировки программы развития, выявление резервных возможностей детей. | Плановая диагностика в течении года детей с ОВЗ , детей –инвалидов (три раза в год) Методики Семаго М.М., Л.Ф.Фатихова. | Педагог-психолог | Сентябрь-январь-май. |
| Цель: обследование детей средней группы на уровень развития познавательных процессов по методикам Семаго М.М. | Обследование детей средней группы по методикам Семаго М.М. по запросу педагога. | Педагог-психолог | Ноябрь |
| Цель: изучение мотивационной и потребностной сферы детей старшего дошкольного возраста. | По методике « Три желания» Веракса индивидуальное обследование. | Педагог – психолог. | Январь. |
Цель: изучение психологического климата в группах детей дошкольного возраста. | Репина « Секрет» январь- дети 6-7 лет, февраль- 5-6 лет. | Педагог-психолог | Январь, февраль |
Цель: обследование уровня развития познавательных процессов у детей ( по запросу от воспитателя, родителя, законного представителя) | Выведение на консилиум, обследование по методикам Семаго М.М. | Педагог-психолог | В течении года. |
Цель: обследование детей с 4 до 7 лет в рамках инновационной площадки. | Подбор методик. | Педагог-психолог | Сентябрь-май. |
С педагогами. Цель: определение уровня эмоционального выгорания. Цель: изучение психологического климата пед. коллектива. | Тест В.В. Бойко Индекс групповой сплоченности Сишора. | Педагог-психолог Педагог-психолог | Февраль Март |
С родителями. Цель: изучение степени удовлетворенности родителей качеством осуществления психолого-педагогического сопровождения субъектов образовательного процесса. | Тест | Педагог-психолог | Апрель |
Коррекционно-развивающая работа | Работа с детьми | | | | | Цель: формирование личностно-значимых качеств и обеспечение благоприятных условий для успешного социально-психологического развития и самоопределения воспитанников на всех возрастных этапах. | Коррекционно-развивающие занятия - групповые по проблемам , возникающим в течении года | Педагог-психолог | С октября по май | | Цель: коррекция познавательных процессов у детей 6 – 7 лет, подготовка детей к обучению в школе. | Проведение коррекционных занятий с детьми 6-7-лет на подготовку к школьному обучению по программе Арцишевской групповое. 1 раз в неделю. Индивидуальные коррекционные занятия на развитие познавательных процессов по программе Е.О. Севостьяновой. | Педагог – психолог. | С октября по март включительно. В течении года. | Цель: развитие познавательных процессов у детей 4 – 5 лет. | Проведение групповых занятий на развитие познавательных процессов по программе Арцишевской И.Л. | Педагог-психолог | По мере необходимости | Цель: развитие внимания у детей 4-6 лет. | Проведение групповых занятий . | Педагог-психолог | По мере необходимости | | Цель: Развитие познавательных процессов у детей 5 – 6 лет. | Проведение индивидуальных коррекционных занятий, групповых, малая подгруппа детей 5-6 лет – познавательные процессы по программе «Развитие интеллекта» Е.О. Севостьянова. | Педагог – психолог. | По мере необходимости | | Цель: нивелирование тревожности, снятие агрессивности у детей дошкольного возраста. | Проведение индивидуальных занятий по коррекции и нивелированию тревожности, агрессивности у детей дошкольного возраста. По запросу педагогов, родителей или по результатам обследования детей , наблюдений за детьми во время свободной деятельности. | Педагог- психолог. | По мере необходимости | | Работа с одаренными детьми. | Отбор и наблюдение, диагностическое обследование детей. Проведение индивидуальных занятий. Отдельный план. | Педагог-психолог | С ноября по май. | | Работа с детьми инвалидами , ОВЗ. Цель: Создание условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников. Задачи: Выявить особые образовательные потребности ребенка; Осуществлять особую педагогическую помощь ребенку; Способствовать усвоению ребенком частично образовательной программы дошкольного образования; Обеспечить позитивные сдвиги в развитии ребенка, его целенаправленное продвижение относительно собственных возможностей, стимулирование индивидуальных возможностей; Оказать методическую помощь родителям ребенка. | Проведение индивидуальных занятий по развитию координации движений , мелкой и крупной моторики, развития психических процессов, нивелирование застенчивости, повышение самооценки. Отдельный план. Проведение индивидуальных занятий с детьми ОВЗ –по индивидуальным планам. ( ОВЗ-ЗПР (5-6 лет (Удалов, Садыкова), 6-7 лет (Талалаев), ОВЗ-ТНР (6-7 лет) (Кобешева) Проведение индивидуальных занятий с детьми –инвалидами по индивидуальной программе развития Мартынов (ДЦП ОВЗ) 6 лет, Фирсова (ДЦП-эпилепсия, интеллектуальные нарушения 6 года. | Педагог-психолог | С сентября по май. | | Работа с педагогами | | цель: достичь хороших межличностных отношений (специфики формальных и неформальных организационных связей в коллективе и соотношение между ними), демократического уровня в коллективе, оптимального уровня психологической совместимости коллектива, раскрытие внутреннего творческого потенциала педагога. задачи: консолидация группы, формирование в ней эмоционально позитивной атмосферы; раскрытие творческого потенциала педагога; активизация и укрепление доверия педагога к самому себе, к собственным желаниям и потребностям, развитие его индивидуальности, расширение самосознания, поиск эффективного индивидуального стиля педагогической деятельности; повышение уровня самооценки педагога; развитие эмоционального восприятия; развитие у педагогов способности к педагогической рефлексии; развитие средств эффективного общения педагога с коллегами по работе; помочь человеку войти в диссоциированное состояние, чтобы увидеть и осознать свои проблемы как бы со стороны, повысить уверенность в себе. | Тренинг раскрытия индивидуальности педагогов.. Занятие 1. Занятие 2. | Педагог – психолог. Педагог – психолог. | Октябрь Декабрь . | Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса. |
| Работа с педагогами Задачи : помочь педагогам овладеть новым педагогическим мышлением, формировать у педагогов потребность в психологических знаниях, желание использовать их в работе с детьми, повышение уровня теоретической подготовки педагогов. | Консультации. 1. Организация работы педагогов с детьми с ОВЗ. 2.Консультация « Особенности работы по психологическому сопровождению детей с ОВЗ. 3.Консультация « Обеспечение личной безопасности личности ребенка» 4.Консультация « Агрессивность у детей дошкольного возраста» | Педагог – психолог. Педагог – психолог. Педагог-психолог. Педагог – психолог. | октябрь декабрь февраль апрель май |
| С родителями ( родительские собрания) |
| Цель: познакомить родителей с возрастными особенностями детей раннего возраста; обозначить основные проблемы, связанные с адаптацией детей к детскому саду, и наметить пути их решения. Цель: содействовать осознанию родителями своей роли в развитии отцовского и материнского воспитания; выработать навыки взаимодействия с ребенком. Цель: повышение родительской компетентности в понимании потребностей ребенка, компьютерной грамотности, правил пользования компьютером, зависимость от ПК. Цель: определение родителями уровня готовности своих детей к школе. Цель: познакомить родителей с их правами и обязанностями по отношению к детям; дать характеристику основным типам семейного воспитания; познакомить с приоритетными направлениями и перспективами развития семейной политики. Цель: изучить факторы, влияющие на психическое здоровье ребенка, побудить родителей проявлять заботу о психоэмоциональном состоянии ребенка. Цель: изучить влияние совместных игр в семье на развитие личности ребенка. Цель: приблизить родителей к состоянию детей « на пороге школы»; помочь подобрать приёмы поддержки ребенка на пороге школы; наметить линию развития и подготовки детей к школе. Цель: актуализировать проблему детских страхов и тревожности для профилактики их возникновения. Цель: познакомить родителей с психологическими особенностями ребенка 3 лет; наметить пути преодоления острых кризисных проявлений. | 1 младшая группа - Практикум « Адаптируемся вместе» 2 младшая группа , средняя гр. – консультация ( профилактическое) « Малыши наоборот» Старшая группа – «Компьютер в жизни ребенка» Сообщение результатов диагностики по эмоциональной сфере. Средняя группа – «Родительские запреты» Сообщение результатов диагностического обследования по эмоциональному фону, самооценке. Подготовительная группа – Консультация « Психологическая готовность к обучению в школе у детей 6-7 лет.» Все группы -Профилактическое занятие.- « Воспитание – дело трудное». Подготовительная группа, старшая, средняя - Тренинг (коррекционное занятие) – « Секреты психологического здоровья» 2 младшая группа, 1 младшая -«Поощрение и наказание ребенка в семье» Подготовительная группа. ( тренинг для родителей) « Готовимся к поступлению в школу». Старшая , средняя – «Знаете ли Вы своего ребенка» 1,2 мл. гр.- «Эмоциональное благополучие ребенка» | Педагог – психолог. Педагог – психолог. Педагог –психолог. Педагог – психолог. Педагог – психолог. Педагог – психолог. Педагог – психолог. Педагог – психолог. Педагог – психолог. Педагог –психолог. | 1 квартал. 1 квартал. 1 квартал. 1 квартал. 2 квартал. 3 квартал. 3 квартал. 4 квартал. 4 квартал. 4 квартал. |
3 | | Психопрофилактика. | | |
| Работа с детьми |
| Цель: облегчение адаптационного периода у детей 1 мл.гр | Помощь педагогу 1 гр. раннего возраста и первой младшей группы в проведении игр с детьми. Проведение игр на сплочение детей, создание условий для положительного эмоционального фона. По программе Роньжиной. | Педагог – психолог. | Сентябрь, ноябрь. В течении года |
| Цель: ранняя социализация малышей, гармонизация детско-родительских отношений. | ЦИПР. | Педагог-психолог | Июнь-июль |
| Цель: развитие познавательных процессов, пробуждение эмоциональной отзывчивости, обогащение выразительности движений, расширение чувственного опыта детей. | Психологические игры экологического направления на свежем воздухе с детьми дошкольного возраста. | Педагог – психолог. | Летний период. |
| Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса – педагогов, родителей |
| Цель: повышение уровня психолого- педагогических знаний. Цель: оказание помощи в решении возникающих проблем в воспитании и развитии детей, родителей детей инвалидов с ОВЗ. | Консультация по теме: « Как помочь ребенку в период адаптации?» «Особенности психологической безопасности личности ребенка» «Влияние взаимоотношений взрослых в семье на психическое развитие ребенка». «Индивидуальный подход в общении с детьми». «Что делать, если?» Индивидуальное консультирование по запросу родителей и педагогов по вопросам развития и воспитания детей. | Педагог – психолог Педагог-психолог | август сентябрь ноябрь январь март В течении года |