Оказание психологической помощи участникам образовательного процесса в соответствии с целями и задачами образовательного учреждения, способствование созданию оптимальных условий для реализации права каждого ребенка на полноценное познавательное и личностное развитие.
Осуществление психолого-педагогической диагностики для раннего выявления различного рода проблем у учащихся, определения причин их возникновения и поиска наиболее эффективных способов их профилактики и преодоления.
Осуществление в разнообразных формах индивидуального сопровождения развития ребенка, направленного на преодоление проблем, возникающих у него в процессе обучения, общения, на этапе выбора профиля обучения и профессионального самоопределения.
Проведение комплекса мероприятий для выявления и сопровождения учащихся «группы риска».
Обеспечение преемственности в процессе обучения и сопровождения ребенка.
Реализация системно-ориентированных программ сопровождения, направленных на профилактику проблем в учебной, социальной и эмоционально-волевой сферах, сохранение здоровья учащихся.
Осуществление информационной поддержки учащихся, учителей и родителей по проблемам в учебной, социальной и эмоциональной сферах, а также по вопросам выбора профиля обучения.
Распространение опыта сопровождения учащихся, повышение психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса
№ | Содержание работы | Дата проведения | Где и с кем планируется провести | Ожидаемые результаты |
1 | Диагностика личностных особенностей учащихся 1 класса в период адаптации: 1. Наблюдение за учащимися на уроках и вне уроков. 2. Определение уровня мотивационной готовности. 3.Анкета для родителей по выявлению уровня адаптации ребёнка. 4. Опросник для учителя. 5. Методика выявления уровня тревожности. 6. Проективная методика «Школа». | Сентябрь-октябрь | 1-й класс | Выявление дезадаптированных детей. Выработка рекомендаций родителям и классным руководителям. Ознакомление педагогов с результатами мониторинга |
2 | Диагностика адаптации учащихся 5 класса к новым условиям обучения 1. Тест школьной тревожности (Филлипс) 2. Методика «Самооценка» (Т.В.Дембо, С. Я. Рубенштейн) 3. Определение мотивации младшего школьника к обучению в школе (Н. Лусканова). 4. Методика «Социометрия» Дж. Морено. | Октябрь-ноябрь | 5 класс | Изучение течения адаптации пятиклассников, выявление детей с неблагоприятным течением адаптации, оказание им психологической поддержки. |
3 | Изучение уровня школьной мотивации | Ноябрь-декабрь | Учащиеся 2-3 классов | Определение причин низкой мотивации. Индивидуальное консультирование классных руководителей и родителей. |
4 | Диагностика уровня сформированности УУД у учащихся 6 классов при переходе на ФГОС | Ноябрь-декабрь | Учащиеся 6-х классов | Изучение уровня сформированности УУД, оказание психологической поддержки |
5 | Диагностика склонностей и способностей старшеклассников с целью профориентации: 1.Методика «Профиль» (методика карты интересов А. Голомштока в модификации Г. Резапкиной) 2. Методика «Тип мышления» (методика в модификации Г. Резапкиной) 3. Методика «Эрудит» (методика ШТУР в модификации Г. Резапкиной) 4. Опросник профессиональных склонностей (методика Л. Йовайши в модификации Г. Резапкиной) | Январь-февраль | 9 класс | Формирование ответственного отношения к выбору профессионального пути через расширение границ самопознания и получение информации о мире профессий, раннее выявление профессиональных и познавательных интересов |
6 | Проведение методики на выявление интересов и склонностей «Карта интересов» | Февраль-март | 8 класс | Определение учебных и профессиональных интересов. Выработка рекомендаций учащимся по профессиональному самоопределению |
7 | Диагностика готовности учащихся 4 класса к переходу в среднее звено 1.Тест школьной тревожности (Филлипс) 2. Методика «Самооценка» (Т.В.Дембо, С. Я. Рубенштейн) 3. Определение мотивации младшего школьника к обучению в школе (Н. Лусканова). 4. Методика «Социометрия» Дж. Морено. 5. Определение уровня умственного развития (Замбицявичене) | март | 4 класс | Выявление уровней готовности детей к переходу в среднее звено, предварительный прогноз возможных трудностей при обучении в 5 классе |
8 | Диагностика уровня тревожности учащихся 9-х, 11-х классов при подготовке к сдаче ГИА и ЕГЭ 1. Тест на тревожность Спилбергера -Ханина. (Методика оценки тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина)
| апрель | 9,11 класс | Выявление детей с высокой тревожностью. Выявление причин стрессонеустойчивости. Выработка рекомендаций классным руководителям. Ознакомление педагогов с результатами диагностики. |
9 | Мониторинг психологической готовности детей к обучению в школе: 1.Методика «Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний» 2. «Беседа о школе» (по Т.А. Нежновой) 3. Методика «Домик» (Н.И.Гуткина) 4.Методики диагностики памяти, внимания, мышления | май | дошкольники | Выявление уровней готовности к школе |
10 | Диагностические методики выявления уровня актуального развития учащихся | Сентябрь-апрель | Учащиеся школы | Подготовка документов на ПМПК. Выработка рекомендаций по дальнейшему обучению учащихся |
11 | Диагностика одаренных детей (по запросу) | В теч. года | Одаренные дети | Выявление уровня интеллектуальных способностей учащихся, направленности способностей личности. |
12 | Диагностический минимум для учащихся “группы риска”: 1. Незаконченные предложения 2. Волшебная страна чувств 3. ЦАМ 4. Исследование межличностных отношений детей в семье Р.Жиля 5. Исследование образа семьи (проективные методики) 6. МПДО 7. Методика экспресс - диагностики характерологических черт личности Айзенка 8. Опросник РОД (подростковый вариант) 9. Проективные методики | в теч. года | Учащиеся, состоящие на ВШУ, детей «группы риска» | Выявление особенностей детей с целью выработки рекомендаций учителям, родителям. |
13 | Диагностика личностных качеств детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. | в теч. года | Дети, оказавшиеся в ТЖС | Предупреждение возможных социально-психологических проблем. |
14 | Выявление факторов риска развития кризиса и суицида у учащихся | по отдельному плану | учащиеся | Предупреждение возможных социально-психологических проблем. |
15 | Индивидуальная и групповая психодиагностика | в теч. года по запросу | учащиеся | Предупреждение возможных социально-психологических проблем. |
№ | Содержание работы | Дата проведения | Где и с кем планируется повести | Ожидаемые результаты |
1 | Групповые коррекционно-развивающие занятия с детьми с низким уровнем адаптации к школе | Октябрь - ноябрь | 1 класс | Психологическое сопровождение детей, развитие навыков общения, самопознания, предупреждение дезадаптации. |
2 | Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с детьми с асоциальным поведением | В течение года | 1-6 классы | Развитие коммуникативных и личностных качеств у детей «группы риска» |
3 | Групповые и индивидуальные занятия с учащимися 5 класса, показавших высокий уровень тревожности и низкий уровень самочувствия | Ноябрь-декабрь | 5 класс | Благоприятное течение адаптации, снижение риска возникновения дезадаптированных детей |
4 | Групповые занятия с обучающимися 9-х, 11-х классов по подготовке к ГИА и ЕГЭ «В помощь выпускнику» | Февраль - март | 9,11 класс | Развитие умения управления своим психическим состоянием (обучение психической саморегуляции, формирование уверенности в своих силах, развитие творческих потенций, выработка навыков мобилизации в стрессе и т. д.) |
5 | Групповые занятия с учащимися 6-х классов | Март-апрель | 6-е классы | Освоение учащимися содержания ФГОС и достижения ими необходимых результатов школьного образования |
6 | Групповые занятия с учащимися 4-х классов « Дорога в пятый класс» | апрель | 4 класс | Снятие тревожности при переходе в среднее звено |
7 | Коррекционно-развивающие занятия с учащимися, обучающимися по СКОУ 7, 8 вида | В теч.года | учащиеся | Нормализация психического здоровья учащихся, развитие психических процессов, мотивации, развитие эмоционально-волевой сферы, коммуникативных умений и навыков |
8 | Индивидуальные и групповые занятия с одаренными обучающимися | В течение года (по запросу) | 2-11 классы | Развитие интеллектуального потенциала. формирование личностных и коммуникативных качеств |
9 | Организация и проведение психологических тренингов для педагогов | В теч.года | Педагогический коллектив школы | Снять психологическое напряжение, повысить профессиональную компетентность в целом |
10 | Индивидуальные коррекционные занятия с детьми состоящими на учете ОДН, ВШК, приемными, опекаемыми, детьми-инвалидами, детьми из неблагополучных семей. | В теч.года | Учащиеся | Профилактика девиантного, делинквентного, аддиктивного поведения, развитие произвольности психических процессов, нейропсихологическая коррекция ВПФ |
11 | Коррекционная работа по запросу | в теч. года | | |
№ | Содержание работы | Дата проведения | Где и с кем планируется провести | Ожидаемые результаты |
1 | Консультации по адаптации детей к школе Консультации для педагогов «Как помочь ребенку успешно адаптироваться к школьным условиям»; Консультирование родителей «Адаптация к школе. Основные показатели благоприятной адаптации ребенка к школе» | сентябрь-октябрь | учителя начальных классов, родители | Информирование учителей и родителей о прохождении адаптации учащихся к школе, дать рекомендации и выработать общую стратегию при оказании психолого-педагогической помощи учащимся дезадаптантам. |
2 | Консультации по предупреждению неуспеваемости учащихся | ноябрь - декабрь | учителя начальных классов | Повышение психологической компетенции педагогов. |
3 | Консультации по профориентации Консультация учителей «Уверенность в своих способностях и профессионально важных качествах»; Консультации родителей «Семь шагов к взвешенному решению»; Консультации учащихся по результатам диагностики. | январь - февраль | учащиеся, учителя | Исследование познавательных интересов учащихся в связи с задачами профориентации и дать необходимые рекомендации при осуществлении первичного профессионального самоопределения. |
4 | Консультации по работе с девиантными детьми Индивидуальное консультирование (рекомендации по улучшению детско-родительских отношений, изменение, если необходимо, стиля воспитания, переадресация к другим специалистам); Групповые и индивидуальные консультации учащихся; Консультации педагогов по результатам тестирования и наблюдений, рекомендации по выбору адекватных методов, педагогического влияния на весь класс в целом и на отдельных учащихся. | В теч. года | учителя, родители | Психологическая поддержка учащихся «группы риска» |
5 | Консультации по формированию у учащихся установки на здоровый образ жизни Консультирование родителей «Я расту здоровым»; «Влияние алкоголя и никотина на здоровье ребенка»; «Вместе с сыном, вместе с дочкой» Консультирование учителей «Правовые аспекты в сфере охраны здоровья»; Консультирование учащихся «Формула здоровья». | в теч. года | учителя, учащиеся, родители | Повышение психологической грамотности, умение самостоятельно находить решения в сложных ситуациях |
6 | Консультации «Экзамены и ЕГЭ» | март - апрель | учителя, учащиеся | Дать рекомендации учащимся и их родителям по психологической готовности к сдаче экзаменов. Провести тренинги по возникающим проблемам. |
7 | Консультации по готовности учащихся начальных классов к переходу в среднее звено Консультация педагогов «Основные новообразования младшего школьного возраста (рефлексия, теоретическое мышление)»; «Учебные навыки как условие успешного обучения будущего пятиклассника» Консультации для родителей «Психологические особенности четвероклассников» | апрель | учителя, родители | Дать рекомендации педагогам и родителям по психологической готовности к переходу в среднее звено. Провести тренинги по возникающим проблемам. |
8 | Консультации по психологической готовности к обучению в школе «Треугольник ответственности»; «Мы с ребенком идем в школу» | май | учителя, родители | Психологическая поддержка |
9 | Консультации по проблеме взаимоотношения в семье и коллективе | в теч. года | учителя, родители, учащиеся | Психологическая поддержка |
10 | Групповые консультации родителей (родительские собрания) по профилактике кризисов и суицидов среди учащихся | по отдельному плану | родители | Психологическая поддержка |
11 | Индивидуальное консультирование учителей по вопросам обучения и взаимодействия с учащимися | в теч. года | Учителя, кл. руководители | Психологическая поддержка |
12 | Индивидуальные и групповые консультации по запросу | в теч. года | | |
№ | Содержание работы | Дата проведения | Где и с кем планируется повести | Ожидаемые результаты |
1. | Психологический практикум для учащихся: -беседы - лекции - психологические игры и др. | В теч. года | Учащиеся 1-11 класс | Повышение психологической культуры учащихся |
2 | Выступления на родительских собраниях по программе обучения родителей (законных представителей) основам детской психологии | По отдельному плану | Родители | Повышение психологической культуры родителей |
3 | «Круглый стол» для педагогов: «От молодого специалиста к успешному педагогу» | октябрь | педагоги | Повышение психологической культуры учителей |
4 | Психолого-педагогический практикум для учителей: - «Пути успешной адаптации» -«Гиперактивный ребенок в школе» | ноябрь январь | педагоги | Повышение психологической культуры, сотрудничество учителей и психолога |
5 | Занятия для учащихся 9-11 классов по профилактике употребления ПАВ - « Подросток и наркотики» - « Страдания от кибермании» - « Влияние на здоровье личности аддиктивного поведения» | Декабрь - январь | Учащиеся 9-11 класс | Снижение риска употребления ПАВ, повышение психологической культуры подростков, осмысление необходимости бережного отношения к здоровью |
6 | Педагогический консилиум по итогам работы психолого-педагогического сопровождения 6-х классов в рамках ФГОС | май | педагоги | Психолого-педагогическое просвещение педагогов |
7 | Психологическая подготовка учащихся к ЕГЭ и ГИА | В теч. года | Учащиеся 9,11 класс | Профилактика возникновения стрессов при сдаче ЕГЭ |
8 | Работа по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса | В теч. года | учителя, родители, учащиеся | Психологическое просвещение родителей, учащихся, педагогов |
9 | Психологическое просвещение по запросу | в теч.года | | |
№ | Содержание работы | Дата проведения | Ожидаемые результаты |
1 | Ознакомление с планом работы школы на 2016-2017 учебный год. Планирование работы педагога-психолога в соответствие с приоритетными направлениями школы и запросами участников образовательного процесса. | Сентябрь | Согласованность работы с участниками образовательного процесса. |
2 | Разработка индивидуальных и групповых коррекционных программ с разными категориями детей | Сентябрь-октябрь | Психологическое просвещение всех участников образовательного процесса |
3 | Изучение нормативных документов и психологической литературы. Работа с образовательными Интернет-сайтами.Работа с личной страничкой на сайте «МОУ «Светловская школа»». | В теч. года | Осведомленность в области психологических знаний на современном этапе |
4 | Изготовление пособий к занятиям. Оборудование кабинета. Расширение картотеки диагностической методики, комплектование инструментария и систематизация картотеки коррекционных, развивающих методик и программ | В теч. года | Формирование методической базы кабинета и деятельности педагога-психолога |
5 | Издание стендовых методических материалов, буклетов, памяток для учащихся, педагогов, родителей по направлениям, оформление информации на школьный сайт. | В теч. года | Психологическое просвещение всех участников образовательного процесса |
6 | Обработка, анализ, обобщение результатов деятельности, интерпретация полученных данных | Постоянно | Написание справок, отчетов, анализа деятельности, выпуск методических рекомендаций |
7 | Заполнение учетно-отчетной документации | Постоянно | Заполнение журналов педагога- психолога с учащимися, родителями, педагогами |
№ | Содержание работы | Дата проведения | Ожидаемые результаты |
1 | Индивидуальные консультации с педагогами по сопроводительной работе с учащимися в течение года. | Сентябрь | Составление плана сопроводительной работы педагога- психолога с учащимися, педагогами, родителями каждого класса в течение учебного года |
2 | Участие в проведении М/О классных руководителей: | Октябрь-апрель | Взаимодействие с классными руководителями. Повышение психологической компетентности педагогов в работе с детьми с трудностями в обучении и проблемами в поведении |
3 | Индивидуальные и групповые консультации педагогов по вопросам взаимодействия с обучающимися | В течение года | Выработка эффективных форм взаимодействия между педагогами и обучающимися |
4 | Выступления на педагогических советах школы (по запросу администрации) | В течение года | Получение педагогами сведений о ходе психологической работы с учащимися по различным направлениям |
5 | Оказание методической помощи классным руководителям в проведении классных часов и родительских собраний | В течение года | Методические рекомендации классным руководителям в проведении просветительской работы. |
6 | Участие в работе РМО педагогов-психологов района, участие в семинарах, конференциях, открытых родительских собраниях. | В течение года | Повышение уровня профессиональной компетенции |
7 | Участие в работе школьной и территориальной ПМПК | В течение года | Повышение уровня профессиональной компетенции |
8 | Участие в работе экспертной комиссии по аттестации педагогов - психологов | В течение года | Повышение уровня профессиональной компетенции |