ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ г. Губкинский
мкр. 11, д. 138, г. Губкинский, ЯНАО, 629830
Код 34936 телефон 5-78-52 E-mаil: s8sc@uo-gub.ru
Особенность логопедической работы в условиях реализации федерального государственного стандарта для детей с ОВЗ состоит в том, что она направлена на оказание помощи обучающимся, испытывающих трудности в достижении предметных результатов (письмо, чтение). Тем самым своевременная и действенная логопедическая коррекционная работа предупреждает или минимизирует трудности достижения метапредметных результатов (формирование коммуникативных и познавательных УУД).
1. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации;
2. Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 "О введении ФГОС ОВЗ" (методические рекомендации по вопросам реализации ФГОС ОВЗ);
3. Концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ОВЗ;
4. Постановление Правительства РФ от 12.03.1997г. №288 (редакция от 10.03.2009г.) "Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья";
5. Рекомендации по организации логопедической работы в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида (Письмо Минобразования России от 20 июня 2002 г. № 29/2194-6);
6. Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения (Письмо Минобразования России от 14 декабря 2000 г. №2).
Каждое из этих направлений по – своему важно и решает определённые задачи. Диагностика представляет собой такое обследование речи, которое даёт представление о состоянии речевого развития ребёнка и позволяет учителям – логопедам определить вид речевой патологии, её форму и степень тяжести речевого дефекта.
Речевые нарушения, встречающиеся у обучающихся начальных классов, являются серьёзным препятствием в овладении ими на начальных этапах обучения письмом и чтением, а на более поздних этапах – в усвоении программы. Это способствует формированию негативного отношения к обучению, отрицательно влияет на эмоциональное состояние обучающегося.
Для оказания помощи этим обучающимся учитель – логопед зачисляет их на специальные коррекционные занятия, основными задачами которых являются:
№ | Наименование мероприятия | Содержание | Сроки выполнения |
Организационная работа |
1 | Предварительная работа с документацией. | Составление плана работы учителя-логопеда на 2018-2019 учебный год. Подготовка диагностического материала, бланков речевых карт и протоколов первичного логопедического обследования. | до 01.09.2018. |
Диагностико-аналитическая деятельность |
2 | Первичное и углубленное обследование устной и письменной речи обучающихся | Проведение массового логопедического обследования обучающихся начальной и среднего звена, углубленное обследование устной и письменной речи обучающихся зачисленных на логопункт. | 02.09.2018-15.09.2018 |
3 | Знакомство с данными медицинского обследования, сбор анамнеза обучающихся зачисленных на логопункт | Сбор анамнестических данных и выписка из медицинских карт обучающихся сведений, необходимых для учителя-логопеда | 02.09.2018-15.09.2018 |
4 | Проведение мониторинга устной и письменной речи обучающихся | Проведение мониторинга, обработка результатов и заполнение соответствующей документации. | 02.09.2018-15.09.2018 14.01.2019-18.01.2019 16.05.2019-31.05.2019 |
5 | Оформление документации учителя-логопеда на начало и конец учебного года | Заполнение речевых карт, протоколов обследования устной и письменной речи и визирование необходимой документации, комплектование пакета документов в соответствии с рекомендуемым перечнем. Разработка адаптированной рабочей программы по преодолению нарушений устной и письменной речи. Согласование данных программ на методическом совете ОУ. | 02.09.2018-15.09.2018 14.01.2019-18.01.2019 15.05.2019-30.05.2019 а так же в теч. уч. года |
6 | Комплектование групп и подгрупп для коррекционной работы | Комплектование групп для коррекционной работы в соответствии с логопедическим диагнозом | 02.09.2018-15.09.2018 |
Коррекционно-развивающая деятельность |
7 | Проведение фронтальных занятий в виде групповых согласно графику логопедических занятий | Коррекция аграмматической дисграфии, оптической дисграфии и дислексии, акустической дисграфии, дисграфии обусловленной нарушениями языкового анализа и синтеза, дизорфографии, ОНР. | 15.09.2018–14.05.2019 |
8 | Проведение индивидуальных коррекционных занятий согласно графику логопедических занятий | Коррекция дислалии, заикания. | 15.09.2018–14.05.2019 |
Консультативно-методическая деятельность |
9 | Консультирование педагогов по результатам обследования устной и письменной речи | Итоги и результаты обследования речи обучающихся | 02.09.2018-15.09.2018 15.05.2019-30.05.2019 |
10 | Мероприятия по пропаганде логопедических занятий среди учителей и родителей, проведение групповых консультаций (беседы, лекции, выступления на родительских собраниях, методических объединениях, спецсеминарах, консилиумах), проведение индивидуальных консультаций для родителей и педагогов ОУ | Профилактика дизорфографии у младших школьников; Дисграфические ошибки и их коррекция; Речевое общение ребёнка и пути его активизации; Дислексия и нарушения устной речи; Обучающиеся с общим недоразвитием речи; Особенности речевого развития умственно отсталых обучающихся; Особенности семьи, имеющей ребёнка с нарушениями речи; Полезные задания при устранении дисграфии; Специфика обучения детей-мигрантов русскому языку. | По плану работы школы |
11 | Проведение логопедической недели для учителей, воспитателей и специалистов ОУ. | Доклад, открытые индивидуальное и подгрупповое занятия, внеклассное воспитательное мероприятие, оформление речевой газеты, организация викторины. Темы открытых занятий по календарно-тематическому планированию коррекционно-логопедических занятий. | Октябрь 2018г. |
12 | Взаимодействие с учителями начальных классов, русского языка среднего звена, воспитателями и психологом. | Взаимопосещение открытых занятий и внеклассных мероприятий | в течении года по плану работы МО |
Взаимосвязь со специалистами ОУ |
13 | Диагностика различных сфер деятельности, определенных функций ребенка | Совместно с педагогом-психологом проведение исследования сенсорной и познавательной сферы, мелкой моторики у обучающихся. | Со 2 по 15 сентября и с 16 по 30 мая. |
14 | Анализ результатов обследования, составление индивидуальных программ развития | Взаимный обмен информацией, с целью уточнения и конкретизации заключения, а так же для составления индивидуальных программ развития | сентябрь по плану заседания школьного ПМПк |
15 | Знакомство с содержанием коррекционного обучения | Познакомить психолога, учителей начальных классов, учителей русского языка среднего звена и воспитателей с направлениями коррекционной (логопедической) работы на текущий год. | сентябрь по плану заседания школьного ПМПк |
16 | Взаимопосещение коррекционных занятий и воспитательных мероприятий | Посещение коррекционных занятий психолога, учителей начальных классов, учителей русского языка 5-9 классов, открытых мероприятий воспитателей. | в течении года по плану работы МО |
17 | Подготовка документации к ПМПк и ПМПК | Составление логопедического представления при необходимости уточнения или смены образовательного маршрута для обучающегося. | в течении года по плану работы ПМПк |
18 | Индивидуальное консультирование | Еженедельно согласно графику работы учителя-логопеда | в течении года |
Работа с родителями |
19 | Индивидуальное консультирование, проведение подгрупповых консультаций, выступление на родительских собраниях | Как стимулировать речевое развитие ребёнка; Как помочь ребёнку заговорить? Развитие мелкой моторики; Учимся общаться с ребёнком; Леворукий ребёнок; Готовим руку к письму; Дыхательная гимнастика; Упражнения для занятий по развитию речи; Причины дислексии; Системное недоразвитие речи; Зеркальное письмо; Связь мелкой моторики и развитие речи; Нарушения речи при двуязычии; Профилактика школьной дисграфии. | в течении года |
Работа по улучшению оснащённости логопедического кабинета |
20 | Предоставление заявки на имя директора ОУ на приобретение методических пособий, обучающих компьютерных игр | | в течении года |
21 | Изготовление раздаточного материала | по лексическим темам логопедических занятий: «Овощи», «Фрукты», «Домашние животные», «Дикие животные», «Посуда», «Одежда», «Обувь», «Головные уборы», «Транспорт», «Игрушки», «Учебные принадлежности», «Продукты» и т.д. | в период каникул |
Повышение профессиональной компетентности |
22 | Работа с научной и публицистической литературой | Изучение статей периодических изданий . | в течении года |
23 | Работа над темой по самообразованию | Коррекция речи обучающихся в условиях внедрения ФГОС. - Выбор и определение темы самообразования Изучение психолого-педагогической литературы, научных статей и новинок логопедической литературы. - Подготовка буклета по теме: «Логопедическое сопровождение обучающихся в условиях введения ФГОС». - Подготовка дидактического материала. - Разработка памятки для родителей по теме: «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекции нарушений речи младших школьников в условиях внедрения ФГОС». - Консультация по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях в условиях введения ФГОС». - Систематизация практического материала по теме: «Коррекция речи обучающихся в условиях внедрения ФГОС». | в течении года октябрь 2018г. ноябрь 2018г. декабрь 2018г. январь-февраль 2019г. март 2019г. апрель-май 2019г. |
План работы составила учитель-логопед Шарафисламова Ю.Р.