СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Годовой проект на тему: Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» «Волшебство вокруг нас»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка годового проекта со старшим дошкольным возрастом. О нетрадиционной техники рисования

Просмотр содержимого документа
«Годовой проект на тему: Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» «Волшебство вокруг нас»»

Муниципальное казенное дошкольное общеобразовательное учреждение

«Детский сад №10» комбинированного вида г. Карабаша




Проект на тему: «Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»


«Волшебство вокруг нас»

Выполнила: Анненкова Д.В.




2018-2019 уч.г.

Актуальность темы.

 Актуальность темы заключается в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т. к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.


Проблема:

- Недостаточность дидактического материала, художественного материала для рисования.

- Недостаточность знаний, опыта работы у детей дошкольного возраста по проблеме изобразительного творчества по средствам нетрадиционного рисования.


Тип проекта: долгосрочный; исследовательско-творческий

Реализация проекта: сентябрь 2018-май 2019 год.

Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы «А», родители.

Ожидаемые результаты:

  • Формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования.

  • Владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами.

  • Умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования.

  • Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросах рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.


Цель проекта:

развитие художественно-творческих способностей детей старшего возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.



Задачи проекта:

- создать предметно-развивающую среду в группе для развития и формирования художественно-творческих способностей детей;

- знакомить детей старшего возраста с нетрадиционными способами рисования, формировать интерес к изобразительной деятельности;

- способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;

- побуждать воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования (рисование пальчиками и ладошкой, рисование ватной палочкой и т. д.).

- воспитывать у детей умение работать индивидуально и создавать коллективные композиции, развивать эмоционально положительные эмоции на предложение рисовать, формирование умений использовать опыт для достижения цели.


В соответствии с федеральными государственными требованиями в процессе изобразительной деятельности обеспечивается интеграция всех образовательных областей:

-познание (форма, размер, ориентировка на листе);

-безопасность (осторожное обращение с материалом и инструментами);

-чтение художественной литературы –(стихи, загадки, сказки);

-социализация (проблемные ситуаций, дружеские взаимоотношения;

-коммуникация (беседа, сверстниками, педагогом);

-здоровьесбережение (пальчиковые игр, физкультминутки);

-музыка (прослушивание музыкальных произведений, музыкальное сопровождение);

- труд (совместная трудовая деятельность)



Этапы работы:

1 Подготовительный этап

-Определить цель и задачи проекта.

-Составить план проекта (см. приложение 1)

-Диагностика уровня развития творческих способностей детей (см. приложение 2);

-Подготовить необходимый для изодеятельности материал, различную бумагу, краски, карандаши, а также нетрадиционный материал для рисования и аппликации - свечи, трубочки, мыльные пузыри, ватные палочки, соль и др.

-Провести анкетирование родителей «Знаете-ли вы нетрадиционные техники рисования». (см. приложение 3)

2 Основной этап

-Познакомить детей с нетрадиционными техниками рисования;

-Использовать разнообразные методы и приемы (беседы, показ, объяснение, указание, напоминание, поощрение, игровые приемы)

-Использование мультимедийного оборудования, иллюстративного материала.

- Консультации для родителей: «Нетрадиционные техники рисования».

3 Заключительный этап

- Диагностика (результативно-сравнительный анализ) (см. приложение 2)

- Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Развивать умение выбирать самостоятельно технику.

- Выставка детских рисунков: “Волшебство вокруг нас”

- Оформление альбома “Волшебство вокруг нас”.

- Определить перспективу на будущее.


















Приложение 1.

Перспективный план работы по рисованию в нетрадиционной технике в старшей группе на 2018-2019 г.


Тема (техника)

Цель

Материал

Результат

ОКТЯБРЬ



Осенний лес

(Печать листьями)

Знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования - «Отпечаток»

Воспитание чувства прекрасного, приобщение к природе

Альбомный лист, кисть, листья деревьев разной величины, гуашь всех цветов, салфетка, баночка с водой, рассматривание сухих листьев разных деревьев (гербарий).

Яблоня с золотыми яблоками.

(рисование печатью из поролоновой губки)

Учить создавать сказочный образ, рисовать развесистые деревья, передавая разветвлённость кроны фруктовых деревьев

Альбомный лист, гуашь, палитра, кисть, баночка с водой, салфетка, поролоновый штамп.

Краски осеннего леса

(Рисование мятой бумагой и поролоновой губкой)

Знакомить с новой техникой рисования мятой бумагой, рисование фона с помощью поролоновой губки. Учить аккуратно набирать краску, наносить оттиски на бумагу. Продолжать знакомить с цветом. Развивать эстетический вкус.

Альбомный лист, листы бумаги для формирования комочков, палитра, гуашь, кисть, поролоновая губка, баночка с водой, салфетка



Птицы летят на юг

(Набрызг)

Учить распылять краску с помощью зубной щётки и палочки, аккуратно не спеша.

Трафарет птиц, летящих стаей на картоне, акварель, кисть, баночка с водой, салфетка, палочка для набрызга, альбомный лист, зубная щётка


НОЯБРЬ



Белка пушистая

(Тычок жесткой полусухой кистью)

Учить технике рисования тычком полусухой жесткой кистью. Развивать умение заполнять рисунок тычковыми движениями  (сверху вниз), тем самым получая пушистую шубку.

Альбомный лист, контур белочки, вырезанный из картона, гуашь, жёсткие кисти, баночка с водой, салфетка




Морские глубины

(Свеча + акварель)

Знакомить с техникой рисования свечойНарисовать свечой медузы и морских обитателей, а затем аккуратно закрашивать лист жидкой краской (синей, черной, фиолетовой), получая таким образом фон воды.


Свеча, акварель, листы плотной бумаги, большая кисть для тонирования, баночка с водой




Корзина с грибами

(Печать картофелем)

Закреплять умение пользоваться печатью (но из другого материала – картофеля)

Печать грибов из картофеля, корзины нарисованные, краска, кисть, бумага, баночка для воды


Осень отражается в воде.

(Монотипия)

Знакомить с техникой рисования монотипия, складывая лист бумаги вдвое и на одной его половине рисуя желаемый рисунок, используя много воды. Затем по сгибу накрывают рисунок чистой стороной листа и прижимают ладошками.


Альбомный лист, акварель, образец пейзажа, баночка с водой, кисть, салфетка




ДЕКАБРЬ





Чудесные превращения кляксы

(Кляксография)


Создать условия для свободного экспериментирования. Научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, перейти к следующему этапу - обведение или дорисовка клякс.

Кисть, акварель, баночка с водой, салфетка, трубочка для коктейля




Морозные узоры

(Рисование солью)

Познакомить с техникой рисования солью. Создать ситуацию для свободного творческого применения разных декоративных элементов в создании морозного узора (волнистая линия, завиток, перо, пушистая точка)

Цветной картон тёмного цвета, клей, поваренная соль




Раскидистое дерево в снегу

(Рисование ладошками, пальчиками и кистью)

Продолжать закреплять умение использовать ладонь, как изобразительное средство, окрашивать её, делать отпечаток (пальцы расставлены в стороны). Закрепить умение дополнять изображение деталями (ветками, снегом)

Альбомный лист, гуашь коричневая, акварель голубая, кисть толстая и тонкая, салфетка, баночка с водой



Ночной дождь (Акварель + свеча)

Продолжать знакомить с техникой рисования свечой.

Свеча, акварель, листы плотной бумаги, большая кисть для тонирования, баночка с водой


ЯНВАРЬ



Зайчонок на снегу

(Рисование мятой бумагой)

Продолжать знакомить с техникой рисования мятой бумагой. Развивать наглядно- образное мышление, воображение

Цветной картон тёмного цвета, гуашь, палитра, листы бумаги для формирования комочков, салфетка, кисть, баночка с водой




Береза в снегу

(Тычок жёсткой полусухой кистью,)

Закрепить умение пользоваться техниками «тычок жесткой полусухой кистью», «печать мятой бумагой». Учить дополнять изображение подходящими деталями. Развивать эмоционально- чувственное восприятие.

Тонированная бумага, белая гуашь, кисть, баночка с водой, салфетка



На что похоже? (Аппликация с дорисовыванием)

Развивать наблюдательность. Учить детей создавать интересные образы

Карандаши, краски, листы бумаги с наклеенными кусочками цветной бумаги




Укрась рукавицу

(Работа со знакомыми техниками)

Развивать умения самостоятельно использовать знакомые техники. Воспитывать эмоциональную отзывчивость.

Листы бумаги, гуашь, мятая бумага, печатки, салфетка, баночка с водой, палитра, ватные палочки, коктейльные трубочки.


ФЕВРАЛЬ



Узоры на окнах

(Кляксография)

Развивать ассоциативное мышление, воображение. Воспитывать желание создавать интересные оригинальные рисунки.

Тонированная бумага, белая бумага, гуашь, трубочка для коктейля, баночка с водой, салфетка


Игрушки не простые- расписные (дымковская игрушка)

(Печать штампами разных форм (круг, овал, ромб, точки)  и ватными палочками)

Продолжать учить способу прижимания штампов к штемпельной подушке с краской и наносить оттиск на бумагу.

Мисочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, штампы, салфетка




Две кошки

(пластинография)


Учить использовать в работе нетрадиционную технику рисования – пластилинографию. Добиваться реализации выразительного, яркого образа. Развивать мелкую моторику рук;

Пластилин, стека, белый картон, трафарет ёлочки, образец готовой поделки - шаблон для детей



Ёлочки-красавицы

(Набрызг)

Продолжать учить распылять краску с помощью зубной щётки и палочки, аккуратно не спеша.

Трафарет кошки и шаблон на картоне, акварель, кисть, баночка с водой, салфетка, альбомный лист, Зубная щётка.

МАРТ

Весёлый клоун

(Аппликация с дорисовыванием )

Учить детей пользоваться шаблонами, учить путем аппликации создавать образ веселого человечка – клоуна.

Шаблоны из картона, гуашь, цветная бумага, клей, альбомный лист.



Цветы для мамы

(Рисование акварельными красками, коктейльной трубочкой и ватными палочками)

Учить акварельные краски выдувать из коктейльной трубочки, получая разветвление на бумаге. Формировать из полученного изображения цветы при помощи ватных палочек.

Альбомный лист, акварель, вода, трубочка для коктейля, ватные палочки.



Сказочная птица

(Рисование ладошками и пальчиками)

Закреплять умение использовать ладонь, как изобразительное средство: окрашивать её краской и делать отпечаток. Закрепить умение дополнять изображение.

Альбомный лист, гуашь, кисть, баночка с водой, салфетка




Мимоза в вазе

(Рисование ватными палочками + трафарет)

Упражнять в рисовании ватными пальчиками и использовать трафарет вазы, соединять в работе две техники.

Альбомный лист, ватные палочки, гуашь, трафареты разной формы ваз, поролоновые кисточки

АПРЕЛЬ



Бабочка

(Монотипия)

Закреплять технику рисования монотипия, складывая лист бумаги вдвое.

Белый альбомный лист, акварель, образцы бабочек, баночка с водой, салфетка


Придумай и дорисуй

Развивать творческое воображение. Учить детей создавать новые образы.

Листы бумаги с незаконченным рисунком




Яблоневый цвет

(Рисование мыльными пузырями)

Продолжать учить разбавленную жидким мылом гуашь выдувать из коктейльной трубочки, получая пузырьки и переносить их на бумагу.

Альбомный листа, гуашь, вода, жидкое мыло, трубочка для коктейля, мелкая баночка, кисть.




Пушистые одуванчики

(Пластилинография)

Совершенствовать основные приемы лепки: раскатывание прямыми движениями, круговыми движениями, сплющивание, прижимание, работа со стекой.

Картон белого цвета, пластилин желтого и зеленого цвета, стека, салфетка для рук.


















Приложение 2

Диагностическая карта

по методике «Диагностика изобразительной деятельности» Г.А. Урунтаевой


№/n


Ф.И.

Реб.

Технические навыки


Точность движений

Средства выразительности (цвет, форма и др.)


Наличие замысла

Проявление самостоятельности


Отношение к рисованию

Речь в процессе рисования

итог

Н

я

К.

Н.

я

К.

Н.

я

К.

Н.

я

К.

Н.

я

К.

Н.

я

К.

Н.

я

К.

Н

я

К.

1

Вашкеева Елизавета

3

4

5

1

3

4

2

3

4

1

3

4

2

3

4

3

4

5

2

3

4

2

3,2

4,2

2

Беспалова Лера

3

3

4

2

3

4

2

3

4

2

3

4

2

3

4

4

5

5

3

4

4

2,5

3,4

4,1

3

Наумов Савва

3

3

4

2

3

4

2

3

4

1

2

3

3

4

5

3

4

4

3

3

4

2

3,5

4

4

Карпова Елизавета

3

4

5

2

3

4

2

3

4

2

3

4

2

3

4

4

5

5

2

4

4

2

3,8

4,2

5

Евсеева Катя

2

3

4

1

4

5

2

3

4

2

2

3

3

4

5

4

5

5

2

4

4

2,2

3,5

4,1

6

Поташов Кирилл

3

4

5

2

3

4

2

3

4

1

3

4

3

4

5

4

5

5

2

3

4

2,4

3,5

4,3

7

Ахметзянова Диана

2

3

4

2

3

4

2

3

4

2

2

3

2

3

4

4

5

5

3

4

5

2,4

3,2

4,1

8

Мотовилова Даша

3

4

4

1

4

5

2

3

4

3

4

4

3

4

5

3

4

5

2

3

4

2,4

4

4,3

9

Артемьева Даша

2

3

4

2

3

4

2

3

4

2

3

4

2

4

5

4

4

5

3

4

5

2,4

3,4

4,3

10

Зараева Алиса

2

3

4

1

3

4

2

3

4

3

4

4

3

4

5

3

5

5

3

4

5

2,4

3,7

4,3


Итог:

2,6

3,4

4,3

1,6

3,2

4,2

2

3

4

1,9

2,9

3,7

2,5

3,6

4,6

3,6

4,2

4,9

2,5

3,6

4,7






Н.- начало года

Я.- январь

К.- конец года



В начале учебного года была проведена диагностика уровня развития творческих способностей детей старшей группы в изобразительной деятельности. Результаты показали, что преобладает количество детей с низким уровнем развития творческих способностей:

Полученные результаты заставляют задуматься о том, как важно не упустить момент и не оттолкнуть маленького ребенка от творческой деятельности, наоборот, приблизить к ней, заинтересовать, научить видеть и реализовывать свои возможности.


В январе в результате целенаправленной и систематической работы по изобразительной деятельности были получены заметные положительные результаты: дети приобрели знания о свойствах и особенностях традиционных и нетрадиционных изобразительных материалов, дети стали использовать в работе различные техники и приемы, с расширением спектра изобразительных техник и приемов, работы детей стали более выразительными и богатыми по тематике, улучшилось качество изображения, стал заметен более творческий подход к изобразительной деятельности.



На начало учебного года были получены следующие результаты:

Средний уровень – 4 детей – 42 %

Низкий уровень - 6 детей- 58%



На конец учебного года были получены следующие результаты:

Высокий уровень-5 детей-50%

Средний уровень-5 детей-50%



Приложение 3.

Анкета для родителей

по выявлению у детей интереса к нетрадиционным техникам рисования.

Уважаемые родители! Изобразительное искусство является важным источником развития эмоций, социального опыта и творчества детей. Для выявления у воспитанников интереса к нетрадиционным техникам рисования и эффективной организации работы с ними по изобразительной деятельности в дошкольном образовательном учреждении предлагаем вам ответить на вопросы данной анкеты.

1. Чем ваш ребенок любит заниматься дома (рисовать, лепить, вырезать из бумаги и т.д.)? ___________________________________________________________________________________

2. Как вы считаете, есть ли у вашего ребенка способности к изобразительному творчеству? ___________________________________________________________________________________________

3. Имеется ли у ребенка специальное место для занятий изобразительной деятельностью и хранения соответствующих материалов? __________________________________________

4. Рисует ли кто-то из членов семьи профессионально? __________________________________________________________________________________

5. Обращается ли к вам ребенок за помощью в процессе рисования (необходим совет по теме, выбору материалов, расположению рисунка на листе и т.д.)? _____________________________________________________________________ __________

6. Рассматриваете ли вы с ребенком иллюстрации детских книг, обращаете ли внимание на работу художников-иллюстраторов? __________________________________________________________________________________

7. Считаете ли вы необходимым осуществлять руководство детской изобразительной деятельностью? _____________________________________________________________________

8. Какими изобразительными материалами любит рисовать ребенок (карандашами, гуашью, акварелью, углем, сангиной, пастелью, цветными восковыми мелками, фломастерами...)? ___________________________________________________________________________________

9. С какими нетрадиционными техниками рисования вы знакомы? ___________________________________________________________________________________

10. Использует ли ребёнок в рисовании нетрадиционные способы (пальцем, ладошкой, другими предметами)? _______________________________________________________________

11. Ребенок пользуется любыми из имеющихся у него материалов для рисования, когда сам пожелает, или по вашему разрешению? ____________________________________________

12. Какие темы наиболее часто ребенок отражает в рисунках? _____________________________________________________________________ _____________

13. Рассказывает ли ребенок о своем рисунке? _____________________________________________________________________ __________

14. Как используются детские работы дома (собираются в специальную папку, устраиваются мини-выставки, периодически рассматриваются совместно с ребенком, др.)? ______________________________________________________________________________

15. Как вы оцениваете результаты изобразительного творчества вашего ребенка? __________________________________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество.







Список литературы.

1.Г.Н. Давыдова "Нетрадиционные техники рисования в детском саду"

2.Е.Н. Лебедева “Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников”.

3.Р.Г.Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».

4.А.В.Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей».

5.Педагогический опыт, опубликованный в журналах “Дошкольное образование, «Учимся играя”.

6.Марина Озерова «О детском рисовании».

7.Развёрнутое перспективное планирование по программе «Радуга». Старшая группа.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!