Муниципальное казенное дошкольное общеобразовательное учреждение
«Детский сад №10» комбинированного вида г. Карабаша
Проект на тему: «Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/05/14/s_5cdacbe682cda/1157643_1.jpeg)
«Волшебство вокруг нас»
Выполнила: Анненкова Д.В.
2018-2019 уч.г.
Актуальность темы.
Актуальность темы заключается в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т. к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.
Проблема:
- Недостаточность дидактического материала, художественного материала для рисования.
- Недостаточность знаний, опыта работы у детей дошкольного возраста по проблеме изобразительного творчества по средствам нетрадиционного рисования.
Тип проекта: долгосрочный; исследовательско-творческий
Реализация проекта: сентябрь 2018-май 2019 год.
Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы «А», родители.
Ожидаемые результаты:
Формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования.
Владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами.
Умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования.
Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросах рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.
Цель проекта:
развитие художественно-творческих способностей детей старшего возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Задачи проекта:
- создать предметно-развивающую среду в группе для развития и формирования художественно-творческих способностей детей;
- знакомить детей старшего возраста с нетрадиционными способами рисования, формировать интерес к изобразительной деятельности;
- способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
- побуждать воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования (рисование пальчиками и ладошкой, рисование ватной палочкой и т. д.).
- воспитывать у детей умение работать индивидуально и создавать коллективные композиции, развивать эмоционально положительные эмоции на предложение рисовать, формирование умений использовать опыт для достижения цели.
В соответствии с федеральными государственными требованиями в процессе изобразительной деятельности обеспечивается интеграция всех образовательных областей:
-познание (форма, размер, ориентировка на листе);
-безопасность (осторожное обращение с материалом и инструментами);
-чтение художественной литературы –(стихи, загадки, сказки);
-социализация (проблемные ситуаций, дружеские взаимоотношения;
-коммуникация (беседа, сверстниками, педагогом);
-здоровьесбережение (пальчиковые игр, физкультминутки);
-музыка (прослушивание музыкальных произведений, музыкальное сопровождение);
- труд (совместная трудовая деятельность)
Этапы работы:
1 Подготовительный этап
-Определить цель и задачи проекта.
-Составить план проекта (см. приложение 1)
-Диагностика уровня развития творческих способностей детей (см. приложение 2);
-Подготовить необходимый для изодеятельности материал, различную бумагу, краски, карандаши, а также нетрадиционный материал для рисования и аппликации - свечи, трубочки, мыльные пузыри, ватные палочки, соль и др.
-Провести анкетирование родителей «Знаете-ли вы нетрадиционные техники рисования». (см. приложение 3)
2 Основной этап
-Познакомить детей с нетрадиционными техниками рисования;
-Использовать разнообразные методы и приемы (беседы, показ, объяснение, указание, напоминание, поощрение, игровые приемы)
-Использование мультимедийного оборудования, иллюстративного материала.
- Консультации для родителей: «Нетрадиционные техники рисования».
3 Заключительный этап
- Диагностика (результативно-сравнительный анализ) (см. приложение 2)
- Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Развивать умение выбирать самостоятельно технику.
- Выставка детских рисунков: “Волшебство вокруг нас”
- Оформление альбома “Волшебство вокруг нас”.
- Определить перспективу на будущее.
Приложение 1.
Перспективный план работы по рисованию в нетрадиционной технике в старшей группе на 2018-2019 г.
| Тема (техника) | Цель | Материал | Результат |
ОКТЯБРЬ |
Осенний лес (Печать листьями) | Знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования - «Отпечаток» Воспитание чувства прекрасного, приобщение к природе | Альбомный лист, кисть, листья деревьев разной величины, гуашь всех цветов, салфетка, баночка с водой, рассматривание сухих листьев разных деревьев (гербарий). | ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/05/14/s_5cdacbe682cda/1157643_2.jpeg) |
Яблоня с золотыми яблоками. (рисование печатью из поролоновой губки) | Учить создавать сказочный образ, рисовать развесистые деревья, передавая разветвлённость кроны фруктовых деревьев | Альбомный лист, гуашь, палитра, кисть, баночка с водой, салфетка, поролоновый штамп. | ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/05/14/s_5cdacbe682cda/1157643_3.jpeg) |
Краски осеннего леса (Рисование мятой бумагой и поролоновой губкой) | Знакомить с новой техникой рисования мятой бумагой, рисование фона с помощью поролоновой губки. Учить аккуратно набирать краску, наносить оттиски на бумагу. Продолжать знакомить с цветом. Развивать эстетический вкус. | Альбомный лист, листы бумаги для формирования комочков, палитра, гуашь, кисть, поролоновая губка, баночка с водой, салфетка | ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/05/14/s_5cdacbe682cda/1157643_4.jpeg) |
Птицы летят на юг (Набрызг) | Учить распылять краску с помощью зубной щётки и палочки, аккуратно не спеша. | Трафарет птиц, летящих стаей на картоне, акварель, кисть, баночка с водой, салфетка, палочка для набрызга, альбомный лист, зубная щётка | |
НОЯБРЬ |
Белка пушистая (Тычок жесткой полусухой кистью) | Учить технике рисования тычком полусухой жесткой кистью. Развивать умение заполнять рисунок тычковыми движениями (сверху вниз), тем самым получая пушистую шубку. | Альбомный лист, контур белочки, вырезанный из картона, гуашь, жёсткие кисти, баночка с водой, салфетка | |
Морские глубины (Свеча + акварель) | Знакомить с техникой рисования свечой. Нарисовать свечой медузы и морских обитателей, а затем аккуратно закрашивать лист жидкой краской (синей, черной, фиолетовой), получая таким образом фон воды. | Свеча, акварель, листы плотной бумаги, большая кисть для тонирования, баночка с водой | |
Корзина с грибами (Печать картофелем) | Закреплять умение пользоваться печатью (но из другого материала – картофеля) | Печать грибов из картофеля, корзины нарисованные, краска, кисть, бумага, баночка для воды | |
Осень отражается в воде. (Монотипия) | Знакомить с техникой рисования монотипия, складывая лист бумаги вдвое и на одной его половине рисуя желаемый рисунок, используя много воды. Затем по сгибу накрывают рисунок чистой стороной листа и прижимают ладошками. | Альбомный лист, акварель, образец пейзажа, баночка с водой, кисть, салфетка |
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/05/14/s_5cdacbe682cda/1157643_5.png) |
ДЕКАБРЬ |
Чудесные превращения кляксы (Кляксография) | Создать условия для свободного экспериментирования. Научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, перейти к следующему этапу - обведение или дорисовка клякс. | Кисть, акварель, баночка с водой, салфетка, трубочка для коктейля | |
Морозные узоры (Рисование солью) | Познакомить с техникой рисования солью. Создать ситуацию для свободного творческого применения разных декоративных элементов в создании морозного узора (волнистая линия, завиток, перо, пушистая точка) | Цветной картон тёмного цвета, клей, поваренная соль | |
Раскидистое дерево в снегу (Рисование ладошками, пальчиками и кистью) | Продолжать закреплять умение использовать ладонь, как изобразительное средство, окрашивать её, делать отпечаток (пальцы расставлены в стороны). Закрепить умение дополнять изображение деталями (ветками, снегом) | Альбомный лист, гуашь коричневая, акварель голубая, кисть толстая и тонкая, салфетка, баночка с водой | |
Ночной дождь (Акварель + свеча) | Продолжать знакомить с техникой рисования свечой. | Свеча, акварель, листы плотной бумаги, большая кисть для тонирования, баночка с водой | |
ЯНВАРЬ |
Зайчонок на снегу (Рисование мятой бумагой) | Продолжать знакомить с техникой рисования мятой бумагой. Развивать наглядно- образное мышление, воображение | Цветной картон тёмного цвета, гуашь, палитра, листы бумаги для формирования комочков, салфетка, кисть, баночка с водой | |
Береза в снегу (Тычок жёсткой полусухой кистью,) | Закрепить умение пользоваться техниками «тычок жесткой полусухой кистью», «печать мятой бумагой». Учить дополнять изображение подходящими деталями. Развивать эмоционально- чувственное восприятие. | Тонированная бумага, белая гуашь, кисть, баночка с водой, салфетка | ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/05/14/s_5cdacbe682cda/1157643_6.jpeg) |
На что похоже? (Аппликация с дорисовыванием) | Развивать наблюдательность. Учить детей создавать интересные образы | Карандаши, краски, листы бумаги с наклеенными кусочками цветной бумаги | |
Укрась рукавицу (Работа со знакомыми техниками) | Развивать умения самостоятельно использовать знакомые техники. Воспитывать эмоциональную отзывчивость. | Листы бумаги, гуашь, мятая бумага, печатки, салфетка, баночка с водой, палитра, ватные палочки, коктейльные трубочки. | |
ФЕВРАЛЬ |
Узоры на окнах (Кляксография) | Развивать ассоциативное мышление, воображение. Воспитывать желание создавать интересные оригинальные рисунки. | Тонированная бумага, белая бумага, гуашь, трубочка для коктейля, баночка с водой, салфетка | |
Игрушки не простые- расписные (дымковская игрушка) (Печать штампами разных форм (круг, овал, ромб, точки) и ватными палочками) | Продолжать учить способу прижимания штампов к штемпельной подушке с краской и наносить оттиск на бумагу. | Мисочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, штампы, салфетка | |
Две кошки (пластинография) | Учить использовать в работе нетрадиционную технику рисования – пластилинографию. Добиваться реализации выразительного, яркого образа. Развивать мелкую моторику рук; | Пластилин, стека, белый картон, трафарет ёлочки, образец готовой поделки - шаблон для детей | ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/05/14/s_5cdacbe682cda/1157643_7.jpeg) |
Ёлочки-красавицы (Набрызг) | Продолжать учить распылять краску с помощью зубной щётки и палочки, аккуратно не спеша. | Трафарет кошки и шаблон на картоне, акварель, кисть, баночка с водой, салфетка, альбомный лист, Зубная щётка. | ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/05/14/s_5cdacbe682cda/1157643_8.jpeg) |
МАРТ | Весёлый клоун (Аппликация с дорисовыванием ) | Учить детей пользоваться шаблонами, учить путем аппликации создавать образ веселого человечка – клоуна. | Шаблоны из картона, гуашь, цветная бумага, клей, альбомный лист. | ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/05/14/s_5cdacbe682cda/1157643_9.jpeg) |
Цветы для мамы (Рисование акварельными красками, коктейльной трубочкой и ватными палочками) | Учить акварельные краски выдувать из коктейльной трубочки, получая разветвление на бумаге. Формировать из полученного изображения цветы при помощи ватных палочек. | Альбомный лист, акварель, вода, трубочка для коктейля, ватные палочки. | ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/05/14/s_5cdacbe682cda/1157643_10.jpeg) |
Сказочная птица (Рисование ладошками и пальчиками) | Закреплять умение использовать ладонь, как изобразительное средство: окрашивать её краской и делать отпечаток. Закрепить умение дополнять изображение. | Альбомный лист, гуашь, кисть, баночка с водой, салфетка | |
Мимоза в вазе (Рисование ватными палочками + трафарет) | Упражнять в рисовании ватными пальчиками и использовать трафарет вазы, соединять в работе две техники. | Альбомный лист, ватные палочки, гуашь, трафареты разной формы ваз, поролоновые кисточки | ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/05/14/s_5cdacbe682cda/1157643_11.jpeg) |
АПРЕЛЬ |
Бабочка (Монотипия) | Закреплять технику рисования монотипия, складывая лист бумаги вдвое. | Белый альбомный лист, акварель, образцы бабочек, баночка с водой, салфетка | |
Придумай и дорисуй | Развивать творческое воображение. Учить детей создавать новые образы. | Листы бумаги с незаконченным рисунком | |
Яблоневый цвет (Рисование мыльными пузырями) | Продолжать учить разбавленную жидким мылом гуашь выдувать из коктейльной трубочки, получая пузырьки и переносить их на бумагу. | Альбомный листа, гуашь, вода, жидкое мыло, трубочка для коктейля, мелкая баночка, кисть. | |
Пушистые одуванчики (Пластилинография) | Совершенствовать основные приемы лепки: раскатывание прямыми движениями, круговыми движениями, сплющивание, прижимание, работа со стекой. | Картон белого цвета, пластилин желтого и зеленого цвета, стека, салфетка для рук. | ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/05/14/s_5cdacbe682cda/1157643_12.jpeg) |
Приложение 2
Диагностическая карта
по методике «Диагностика изобразительной деятельности» Г.А. Урунтаевой
№/n | Ф.И. Реб. | Технические навыки | Точность движений | Средства выразительности (цвет, форма и др.) | Наличие замысла | Проявление самостоятельности | Отношение к рисованию | Речь в процессе рисования | итог |
Н | я | К. | Н. | я | К. | Н. | я | К. | Н. | я | К. | Н. | я | К. | Н. | я | К. | Н. | я | К. | Н | я | К. |
1 | Вашкеева Елизавета | 3 | 4 | 5 | 1 | 3 | 4 | 2 | 3 | 4 | 1 | 3 | 4 | 2 | 3 | 4 | 3 | 4 | 5 | 2 | 3 | 4 | 2 | 3,2 | 4,2 |
2 | Беспалова Лера | 3 | 3 | 4 | 2 | 3 | 4 | 2 | 3 | 4 | 2 | 3 | 4 | 2 | 3 | 4 | 4 | 5 | 5 | 3 | 4 | 4 | 2,5 | 3,4 | 4,1 |
3 | Наумов Савва | 3 | 3 | 4 | 2 | 3 | 4 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 3 | 4 | 5 | 3 | 4 | 4 | 3 | 3 | 4 | 2 | 3,5 | 4 |
4 | Карпова Елизавета | 3 | 4 | 5 | 2 | 3 | 4 | 2 | 3 | 4 | 2 | 3 | 4 | 2 | 3 | 4 | 4 | 5 | 5 | 2 | 4 | 4 | 2 | 3,8 | 4,2 |
5 | Евсеева Катя | 2 | 3 | 4 | 1 | 4 | 5 | 2 | 3 | 4 | 2 | 2 | 3 | 3 | 4 | 5 | 4 | 5 | 5 | 2 | 4 | 4 | 2,2 | 3,5 | 4,1 |
6 | Поташов Кирилл | 3 | 4 | 5 | 2 | 3 | 4 | 2 | 3 | 4 | 1 | 3 | 4 | 3 | 4 | 5 | 4 | 5 | 5 | 2 | 3 | 4 | 2,4 | 3,5 | 4,3 |
7 | Ахметзянова Диана | 2 | 3 | 4 | 2 | 3 | 4 | 2 | 3 | 4 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 4 | 4 | 5 | 5 | 3 | 4 | 5 | 2,4 | 3,2 | 4,1 |
8 | Мотовилова Даша | 3 | 4 | 4 | 1 | 4 | 5 | 2 | 3 | 4 | 3 | 4 | 4 | 3 | 4 | 5 | 3 | 4 | 5 | 2 | 3 | 4 | 2,4 | 4 | 4,3 |
9 | Артемьева Даша | 2 | 3 | 4 | 2 | 3 | 4 | 2 | 3 | 4 | 2 | 3 | 4 | 2 | 4 | 5 | 4 | 4 | 5 | 3 | 4 | 5 | 2,4 | 3,4 | 4,3 |
10 | Зараева Алиса | 2 | 3 | 4 | 1 | 3 | 4 | 2 | 3 | 4 | 3 | 4 | 4 | 3 | 4 | 5 | 3 | 5 | 5 | 3 | 4 | 5 | 2,4 | 3,7 | 4,3 |
| Итог: | 2,6 | 3,4 | 4,3 | 1,6 | 3,2 | 4,2 | 2 | 3 | 4 | 1,9 | 2,9 | 3,7 | 2,5 | 3,6 | 4,6 | 3,6 | 4,2 | 4,9 | 2,5 | 3,6 | 4,7 | ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/05/14/s_5cdacbe682cda/1157643_13.png) | | |
Н.- начало года
Я.- январь
К.- конец года
В начале учебного года была проведена диагностика уровня развития творческих способностей детей старшей группы в изобразительной деятельности. Результаты показали, что преобладает количество детей с низким уровнем развития творческих способностей:
Полученные результаты заставляют задуматься о том, как важно не упустить момент и не оттолкнуть маленького ребенка от творческой деятельности, наоборот, приблизить к ней, заинтересовать, научить видеть и реализовывать свои возможности.
В январе в результате целенаправленной и систематической работы по изобразительной деятельности были получены заметные положительные результаты: дети приобрели знания о свойствах и особенностях традиционных и нетрадиционных изобразительных материалов, дети стали использовать в работе различные техники и приемы, с расширением спектра изобразительных техник и приемов, работы детей стали более выразительными и богатыми по тематике, улучшилось качество изображения, стал заметен более творческий подход к изобразительной деятельности.
На начало учебного года были получены следующие результаты:
Средний уровень – 4 детей – 42 %
Низкий уровень - 6 детей- 58%
На конец учебного года были получены следующие результаты:
Высокий уровень-5 детей-50%
Средний уровень-5 детей-50%
Приложение 3.
Анкета для родителей
по выявлению у детей интереса к нетрадиционным техникам рисования.
Уважаемые родители! Изобразительное искусство является важным источником развития эмоций, социального опыта и творчества детей. Для выявления у воспитанников интереса к нетрадиционным техникам рисования и эффективной организации работы с ними по изобразительной деятельности в дошкольном образовательном учреждении предлагаем вам ответить на вопросы данной анкеты.
1. Чем ваш ребенок любит заниматься дома (рисовать, лепить, вырезать из бумаги и т.д.)? ___________________________________________________________________________________
2. Как вы считаете, есть ли у вашего ребенка способности к изобразительному творчеству? ___________________________________________________________________________________________
3. Имеется ли у ребенка специальное место для занятий изобразительной деятельностью и хранения соответствующих материалов? __________________________________________
4. Рисует ли кто-то из членов семьи профессионально? __________________________________________________________________________________
5. Обращается ли к вам ребенок за помощью в процессе рисования (необходим совет по теме, выбору материалов, расположению рисунка на листе и т.д.)? _____________________________________________________________________ __________
6. Рассматриваете ли вы с ребенком иллюстрации детских книг, обращаете ли внимание на работу художников-иллюстраторов? __________________________________________________________________________________
7. Считаете ли вы необходимым осуществлять руководство детской изобразительной деятельностью? _____________________________________________________________________
8. Какими изобразительными материалами любит рисовать ребенок (карандашами, гуашью, акварелью, углем, сангиной, пастелью, цветными восковыми мелками, фломастерами...)? ___________________________________________________________________________________
9. С какими нетрадиционными техниками рисования вы знакомы? ___________________________________________________________________________________
10. Использует ли ребёнок в рисовании нетрадиционные способы (пальцем, ладошкой, другими предметами)? _______________________________________________________________
11. Ребенок пользуется любыми из имеющихся у него материалов для рисования, когда сам пожелает, или по вашему разрешению? ____________________________________________
12. Какие темы наиболее часто ребенок отражает в рисунках? _____________________________________________________________________ _____________
13. Рассказывает ли ребенок о своем рисунке? _____________________________________________________________________ __________
14. Как используются детские работы дома (собираются в специальную папку, устраиваются мини-выставки, периодически рассматриваются совместно с ребенком, др.)? ______________________________________________________________________________
15. Как вы оцениваете результаты изобразительного творчества вашего ребенка? __________________________________________________________________________________
Спасибо за сотрудничество.
Список литературы.
1.Г.Н. Давыдова "Нетрадиционные техники рисования в детском саду"
2.Е.Н. Лебедева “Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников”.
3.Р.Г.Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».
4.А.В.Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей».
5.Педагогический опыт, опубликованный в журналах “Дошкольное образование, «Учимся играя”.
6.Марина Озерова «О детском рисовании».
7.Развёрнутое перспективное планирование по программе «Радуга». Старшая группа.