Работа педагога связана с большими голосовыми нагрузками. Для предотвращения профессионального заболевания голосового аппарата необходимо использовать различного рода упражнения.
Дыхание:
1) Выполняем вдох через нос, а на выдохе считаем сначала до 5, а затем удлиняем выдох до 10 и 15.
2) Выдыхаем воздух, как будто дуем на воображаемое пламя свечи таким образом, чтобы "пламя заколыхалось" и держим его в таком положении до конца выдоха.
3)Долго произносим звук [м]. Упражнение должно выполняться свободно, без напряжения, чтобы мышцы шеи, плечевого пояса, живота были расслаблены. Рекомендуется выполнение в сочетании с постукивающим движением пальцев, что настраивает речевой аппарат на звучание, активизирует движения лицевой мускулатуры, улучшает мимику лица:
1. постукивание кончиками пальцев от середины лба к ушам, озвучивая звук "мммм";
2. постукивание кончиками пальцев от спинки носа к ушам, озвучивая звук "мммм";
3. постукивание кончиками пальцев под носом от середины верхней надгубной части лица к ушам, озвучивая звук "ввввв".
Дыхательная гимнастика:
"Повороты головы" - исходное положение: встать прямо. Повернуть голову вправо и сделать короткий шумный вдох. Затем сразу же повернуть голову влево, шумно и коротко "понюхать воздух" слева. Выдох происходит во время поворота головы. И так 16 движений. Шея не напрягается, туловище неподвижно, плечи не движутся за головой и не поднимаются.
"Тянем канат" - исходное положение: встать прямо, ноги на ширине плеч, руки подняты вверх, ладони сжаты в кулаки. Слегка присесть, руки согнуть в локтях, как будто что-то тянем, сделать короткий шумный вдох, вернуться в исходное положение.
"Обними плечи" - исходное положение: встать прямо, руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч, ладони сжаты в кулаки. В момент короткого шумного вдоха носом бросаем руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи. Сразу же после короткого вдоха руки расходятся в разные стороны. В этот момент на выдохе пассивно уходит воздух.
Тренировка высоты голоса:
"Колокол" - "раскачиваем колокол", одновременно произнося звукосочетания на заданной высоте; сначала "мы раскачиваем небольшой колокол", произнося дон-дон-дон на обычной высоте голоса, затем - "массивный колокол", произнося бом-бом-бом низким голосом, затем - "бубенчики", произнося динь-дон-динь-дон-динь-дон высоким голосом.
"Генератор звука" - тянем гласные звуки [а], [о], [у], постепенно изменяя высоту голоса, как будто поворачиваем ручку звукового генератора
"Инопланетянин" - попеременно произносим звуки [у], [и], при этом звук [у] произносился низким голосом, а [и] - высоким
"Шагаем по ступенькам" - произносим фразы "Первый этаж, второй этаж: седьмой этаж", постепенно повышая свой голос, как бы шагаем по ступенькам.
Тренировка темпа речи:
1. Прочитать скороговорку: "Бабкин боб расцвел в дождь: будет бабке боб в борщ" в том темпе, который подсказывает ситуация, а ситуации следующие:
- вы диктуете нерадивому ученику данное сообщение;
- вы рассказываете данную новость хорошему другу в неторопливой беседе;
- вы рассказываете данное сообщение большой аудитории;
- вы рассказываете данную новость кому-либо, когда у вас совсем нет времени.
2. Произнести скороговорку с интонациями радости, удивления, восхищения, порицания, печали, безразличия; с вопросительной, восклицательной интонацией.
Скороговорки:
Как на горке на пригорке жили тридцать три Егорки.
Зимой бы съел грибок, да снег глубок.
Проворонила ворона вороненка?
Воет ветер в степи огромной? - Воет ветер в степи огромной
ВЫВОД: Работа по развитию голоса трудоемкая и чрезвычайно индивидуальная. Требуется соблюдение особой осторожности: неправильные или чрезмерные упражнения могут привести к болезненным последствиям. При подозрении на серьёзные нарушения голоса педагогу необходимо незамедлительно обратиться к врачу фониатру.
Составители:Учителя-логопеды:
Вильямова О.Н.
Денисова Т.А.
Областное государственное автономное общеобразовательное учреждение
«Центр образования «Ступени»
Голос педагога, что может быть главней?
Биробиджан, 2020