СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Голосеменные растения

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Голосеменные растения. 7 класс. Разработала сама.

Просмотр содержимого документа
«Голосеменные растения»

Тема урока: Голосеменные растения

Цель урока: создать условия для изучения представителей отдела Голосеменные

Задачи:

  1. Организовать работу по выяснению основных особенностей строения голосеменных растений;

  2. Формирование умения сравнивать, обобщать, делать выводы, работать с натуральными объектами;

  3. Воспитание любви к объектам живой природы.

Тип урока: комбинированный

Метод обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный

Оборудование: учебник биологии В.В. Пасечника «Биология. Бактерии. Грибы. Растения» 5 класс, таблицы, побеги и шишки сосны, ели, лиственницы, можжевельника.

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания


- На прошлом уроке мы с вами изучали высшие споровые растения: мхи, папоротники, хвощи, плауны. Давайте повторим пройденный материал. Часть ребят работает по индивидуальным карточкам (раздаю карточки с проблемными задачами – Приложение 1), остальные отвечают на поставленные мной вопросы:

1. Где растут плауны, хвощи, папоротники?
2. Какие органы можно выделить у растений этой группы?
3. Какое наследие оставили нам древние папоротникообразные?
4. Почему плауны, хвощи, папоротники относят к высшим споровым растениям?

Пять человек работает по индивидуальным карточкам, остальные отвечают на вопросы домашнего задания.

4. Актуализация знаний

5.Изучение нового материала

- Сегодня ребята, мы приступаем к изучению новой группы растений - Голосеменные. Мы должны познакомиться с характерными особенностями голосеменных, рассмотреть типичных представителей этой группы растений, выяснить их значение.

- Как вы думаете, почему эти растения получили такое название?

- Голосеменные - это наземные растения, большинство из них вечнозеленые, но бывают и листопадные. Встречаются огромные, свыше 100 м деревья, кустарники, но травянистых растений среди голосеменных нет. У голосеменных хорошо выражены органы: корень, лист, стебель. Для размножения им служат не споры, а семена, которые не покрыты семенной кожурой. Семя содержит запас питательных веществ для зародыша, поэтому голосеменные имеют преимущества перед споровыми растениями. Расцвет голосеменных наблюдался 150 млн. лет назад. Из современных голосеменных наиболее известны хвойные. У них листья преобразованы в иголки, которые покрыты восковым налетом.

- Как вы думаете для чего голосеменным нужна эта особенность?

- Сегодня на уроке мы поговорим о самых распространенных представителях хвойных растений. Как вы думаете каких?

- Сосны - могучие исполины с отливающими медью стволами и кудрявой кроной до 30- 40 м в высоту. Сосна - светолюбивое дерево. Ветви у старых сосен начинаются на высоте 10 м от земли. По отношению к почве сосны неприхотливы, могут расти на песках, скалах, болотах, корневая система у них глубоко проникает в почву. Листья-хвоинки 3-4 см длиной, расположены по 2, держатся на растении 2-3 года. Весной образуются шишки 2 типов. Мужские собраны у основания побегов, а женские, - на их вершинах. Женские шишки растут, одревесневают, через 2 года их них высыпаются семена. Сосна может жить до 400 лет.

- Ель, напротив, теневыносливое дерево, нижние ветви сохраняются. Корневая система поверхностная, растет на богатых глинистых почвах, там, где близко залегают грунтовые воды. В еловом лесу сумрачно и прохладно. Недаром обычное название еловых лесов у местного населения «темнолесье» или «чернолесье». Хвоинки сидят поодиночке, 5-7 лет держатся на ветвях. Так же на побегах расположены два типа шишек - мужские и женские. Красавицы ели – это очень высокие деревья, выше 40 м. Они могут жить до 400-700 лет.

- Вы прослушали небольшую информацию, а теперь вам предстоит выполнить лабораторную работу «Строение хвои и шишек хвойных» (раздаю побеги и шишки ели и сосны). Выполняем работу в соответствии с инструктивной карточкой (Приложение 2).

По окончании работы предлагаю учащимся ответить на вопросы:

- Чем отличается хвоя сосны от хвои ели? Как располагаются хвоинки на побегах?

- Как вы думаете, мы рассматривали мужские или женские шишки?

- Какой вывод вы сделали?

- Ну а теперь, давайте познакомимся еще с двумя представителями хвойных: лиственницей и можжевельником.

- Итак, мы с вами выяснили, какие растения относятся к голосеменным, выяснили особенности их строения. Теперь давайте выясним, какое значение имеют эти растения в природе и жизни человека?

Записывают тему урока.

Высказывают разные точки зрения.

Записывают основные особенности Голосеменных.

Высказывают разные точки зрения.

- Сосна, ель, лиственница.

Записывают основные характеристики сосны.

Записывают основные характеристики ели.

Выполняют лабораторную работу: рассматривают хвою и шишки ели и сосны, отмечают цвет, измеряют длину хвоинок и шишек, оформляют таблицу, делают выводы.


Отвечают на вопросы, зачитывают сформулированные выводы.



Выступают с сообщениями заранее подготовленные учащиеся (Приложение 3).

Работают с учебником, выписывают значение голосеменных, рассказывают о том, какое значение имеют эти растения.

4. Закрепление изученного материала

- Для закрепления пройденного материала, предлагаю вам ответить на вопросы:

1. Какие растения относят к голосеменным?

2. Что характерно для хвойных голосеменных растений?

3. В чем основное отличие семенных растений от споровых?

- И решить проблемные задачи:

1) Почему в сосновом лесу можно встретить молодые ели, а в еловом лесу молодые сосны не растут?

2) В каком лесу (сосновой или еловом) мы найдем большее количество видов растений и животных? Почему?

3) Известно, что в лесах ель постепенно вытесняет сосну, березу и другие древесные породы. Означает ли это, что через некоторое время все леса на нашей планете станут еловыми?

Отвечают на вопросы, пытаются решить приведенные учителем биологические задачи.

5. Рефлексия

- Давайте подведем итог урока.

- Кому работа на уроке показалась трудной?

- Кто почти все запомнил с урока?

- А есть такие, кто вообще ничего не запомнил?

- Таких нет, значит наша с вами работа на уроке оказалась плодотворной.

Отвечают на вопросы.

6. Домашнее задание

  1. Читаем параграф 22, отвечаем на вопросы.

  2. Рабочая тетрадь – 73 задание






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!