СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Головные уборы и причёски на Руси

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация разработана в качестве наглядного материала к методической разработке  воспитательного мероприятия «Головные уборы и причёски на Руси» в рамках раздела «Аксессуары в создании образа разных эпох и народов мира» по  дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы социально-гуманитарной направленности «Моделирование образа» в направлениипрофориентация (парикмахерское искусство, визаж и эстетика,  декоративно-прикладное искусство (смешанные техники)). 

Целевая аудитория воспитательного занятия: обучающиеся 7-12 лет.

 Данная разработка предназначена для педагогов дополнительного образования, учителей технологии, истории, литературы, МХК.

Просмотр содержимого документа
«Головные уборы и причёски на Руси»

Причёски и головные уборы на Руси

Причёски и головные уборы на Руси

Экскурсия в Хабаровский краевой музей  имени Н.И. Гродеково

Экскурсия

в Хабаровский краевой музей

имени Н.И. Гродеково

На выставки в Художественном музеи были представлены украшения:   славянских народов Европейской части России (русские, белорусы и украинцы),  народов Прибалтики, Поволжья, Кавказа, Казахстана и Средней Азии, народов Сибири и Дальнего Востока.  Это вещи типичные для народной культуры с конца XVII по середину ХХ века.

На выставки в Художественном музеи были представлены украшения:

  • славянских народов Европейской части России (русские, белорусы и украинцы),
  • народов Прибалтики, Поволжья, Кавказа, Казахстана и Средней Азии,
  • народов Сибири и Дальнего Востока.

Это вещи типичные для народной культуры с конца XVII по середину ХХ века.

А какие вам запомнились головные уборы и украшения русского народа?

А какие вам запомнились головные уборы и украшения русского народа?

Причёски и головные уборы на Руси В русском традиционном обществе головной убор был важной частью костюма.  Многие деревенские правила вежливости, а также обряды и ритуалы предполагали те или иные действия с головным убором.

Причёски и головные уборы на Руси

В русском традиционном обществе головной убор был важной частью костюма.

Многие деревенские правила вежливости, а также обряды и ритуалы предполагали те или иные действия с головным убором.

Мужские головные уборы 1. Конусообразные колпаки из войлока с вышивкой и металлическими украшениями. 2. Войлочные круглые шапки разного цвета с опушкой из меха. 3. Тафья - нижний головной убор, одевавшийся под большие шапки. Тафья представляла собой круглую или четырехугольную тюбетейку. 4. Мурмолка – разновидность колпака. Делалась из ткани, невысокая, вышивалась бисером. При этом от лица шли отвороты из меха лисицы, куницы, соболя.  5. Горлатная шапка – шапка, похожая на трубу, обязательный головной убор бояр. Такая шапка целиком изготавливалась из пушистого меха. И только круглое донышко делалось из дорогой ткани.  6. При дворе Ивана Грозного носили собольи шапки.

Мужские головные уборы

1. Конусообразные колпаки из войлока с вышивкой и металлическими украшениями.

2. Войлочные круглые шапки разного цвета с опушкой из меха.

3. Тафья - нижний головной убор, одевавшийся под большие шапки. Тафья представляла собой круглую или четырехугольную тюбетейку.

4. Мурмолка – разновидность колпака. Делалась из ткани, невысокая, вышивалась бисером. При этом от лица шли отвороты из меха лисицы, куницы, соболя. 5. Горлатная шапка – шапка, похожая на трубу, обязательный головной убор бояр. Такая шапка целиком изготавливалась из пушистого меха. И только круглое донышко делалось из дорогой ткани. 6. При дворе Ивана Грозного носили собольи шапки.

 И, конечно же, говоря о мужских головных уборах Московской Руси не стоит забывать про «шапку Мономаха» - своеобразную корону, царский головной убор. «Шапкой Мономаха» венчали на царство. По форме данный головной убор представлял из себя конус. Был украшен драгоценными камнями и золотом. Низ оторочен ценным мехом соболя, на маковке – золотой крест. Великий князь Владимир II Всеволодович Мономах

И, конечно же, говоря о мужских головных уборах Московской Руси не стоит забывать про «шапку Мономаха» - своеобразную корону, царский головной убор. «Шапкой Мономаха» венчали на царство. По форме данный головной убор представлял из себя конус. Был украшен драгоценными камнями и золотом. Низ оторочен ценным мехом соболя, на маковке – золотой крест.

Великий князь Владимир II Всеволодович Мономах

МУЖСКИЕ ПРИЧЕСКИ Мужчины, в отличие от женщин, волосы стригли коротко. Делали они это очень простым способом: на голову надевали глиняный горшок и все волосы, вылезавшие из-под него, состригали. Такая причёска называлась «под горшок». Позднее появились её разновидности, такие как «под скобку» и «в кружок», где концы волос подвивались внутрь. В XVI в. Модным было брить голову. Но Иван Грозный запретит боярам брить головы, и сам станет носить причёску «в скобку».

МУЖСКИЕ ПРИЧЕСКИ

Мужчины, в отличие от женщин, волосы стригли коротко. Делали они это очень простым способом: на голову надевали глиняный горшок и все волосы, вылезавшие из-под него, состригали. Такая причёска называлась «под горшок». Позднее появились её разновидности, такие как «под скобку» и «в кружок», где концы волос подвивались внутрь.

В XVI в. Модным было брить голову.

Но Иван Грозный запретит боярам брить головы, и сам станет носить причёску «в скобку».

Головные уборы русских девушек и женщин   В Древней Руси носили покрывала, которыми оборачивали голову. Позднее уборы стали более сложными и многослойными, порой женщины носили комбинацию из нескольких элементов. И чем богаче была женщина, тем сложнее и роскошнее был ее убор. 

Головные уборы русских девушек и женщин

В Древней Руси носили покрывала, которыми оборачивали голову. Позднее уборы стали более сложными и многослойными, порой женщины носили комбинацию из нескольких элементов. И чем богаче была женщина, тем сложнее и роскошнее был ее убор. 

На Руси девушки носили довольно простые по форме повязки и венки (венцы), оставляя открытыми темя и косу.

На Руси девушки носили довольно простые по форме повязки и венки (венцы), оставляя открытыми темя и косу.

Повязка (

Повязка ("налобник") - один из самых древних ленточных головных уборов (уже известен в X веке), представлял собой полоску шёлковой, парчовой, бархатной или шерстяной ткани. Такую ленту часто украшали вышивкой.   Повязки носили девицы из небогатых сословий.

Очелье – это тоже повязка, которая удерживала от попадания в глаза волос челки и висков. Она могла быть изготовлена из бересты, кожи, ткани, металла. Очелья были атрибутами представителей любого сословия, возраста и пола.

В.И. Суриков. Портрет Матвеевой. 1909.

Венцы на Руси носили исключительно девушки, поэтому венец - символ девичества. Венец представлял из себя обруч из кожи или бересты, обтянутый тканью и богато украшенный (бусами, косточками, пластинками, вышивкой, речным жемчугом и каменьями). Иногда венец мог иметь три или четыре зубца и съемную переднюю часть, которая называлась очельем. Д.Г.Левицкий. Портрет Агафьи Дмитриевной Левицкой.1785.

Венцы на Руси носили исключительно девушки, поэтому венец - символ девичества. Венец представлял из себя обруч из кожи или бересты, обтянутый тканью и богато украшенный (бусами, косточками, пластинками, вышивкой, речным жемчугом и каменьями). Иногда венец мог иметь три или четыре зубца и съемную переднюю часть, которая называлась очельем.

Д.Г.Левицкий. Портрет Агафьи Дмитриевной Левицкой.1785.

К. Маковский. Под венец.

К. Маковский. Под венец.

Выходя замуж, девица прощалась со своим венцом или его похищал жених. Само слово

Выходя замуж, девица прощалась со своим венцом или его похищал жених. Само слово "венец" происходит от русского "венить", то есть "заниматься жатвой". Жатва - вечная забота хлеборобов, а потому брачащийся получал помощницу "на вено" ("на жатву"), за что и должен был заплатить родителям выкуп, так как они своей помощницы лишались. Отсюда же и участие венка в обряде венчания.

Фирс Журавлев «Перед венцом» 1874.  

Фирс Журавлев «Перед венцом» 1874.  

Женские головные уборы были разнообразны. Носили кокошники  – головные уборы, по форме напоминающие луковицу. Такие головные уборы делались из плотной ткани – парча, атлас, шелк, натянутой на твердую основу. Края головного убора обрамляла бахрома. Сами кокошники расписывались различными узорами, украшались жемчугом.

Женские головные уборы были разнообразны. Носили кокошники  – головные уборы, по форме напоминающие луковицу. Такие головные уборы делались из плотной ткани – парча, атлас, шелк, натянутой на твердую основу. Края головного убора обрамляла бахрома. Сами кокошники расписывались различными узорами, украшались жемчугом.

Кокошник (др.рус.кокошь «курица») – старинный русский головной убор в виде гребня (опахала, полумесяца или округлого щита) вокруг головы, символ русского традиционного костюма. По краям кокошника могли быть пущены рясны (спадающие на плечи жемчужные нити), сам он мог быть обшит  поднизью  (сеткой) из жемчуга.

Кокошник (др.рус.кокошь «курица») – старинный русский головной убор в виде гребня (опахала, полумесяца или округлого щита) вокруг головы, символ русского традиционного костюма.

По краям кокошника могли быть пущены рясны (спадающие на плечи жемчужные нити), сам он мог быть обшит  поднизью  (сеткой) из жемчуга.

Изготавливался на заказ профессиональными мастерицами — «кокошницами», владевшими навыками шитья жемчугом, бисером, золотой нитью и умением обращаться с фабричными тканями.

Изготавливался на заказ профессиональными мастерицами — «кокошницами», владевшими навыками шитья жемчугом, бисером, золотой нитью и умением обращаться с фабричными тканями.

Значение вышивки В ход шла дорогая ткань, которую расшивали золотыми и серебряными нитями, бисером, цветными камнями в металлической оправе, а потом натягивали её на бересту. Традиционно по центру располагался символ плодородия, а по бокам — фигуры лебедей как символ верности супругу и семье. Тыльную часть украшало дерево («древо жизни»), каждая ветвь которого имитировала новое поколение, а на ветвях располагалась всевозможная флора и фауна. На каргопольских кокошниках (Архангельская область) были вышиты золотые звёзды, на «лбу» обычно располагалось солнце, а по бокам — небесные знаки.

Значение вышивки

В ход шла дорогая ткань, которую расшивали золотыми и серебряными нитями, бисером, цветными камнями в металлической оправе, а потом натягивали её на бересту.

Традиционно по центру располагался символ плодородия, а по бокам — фигуры лебедей как символ верности супругу и семье.

Тыльную часть украшало дерево («древо жизни»), каждая ветвь которого имитировала новое поколение, а на ветвях располагалась всевозможная флора и фауна.

На каргопольских кокошниках (Архангельская область) были вышиты золотые звёзды, на «лбу» обычно располагалось солнце, а по бокам — небесные знаки.

Набор тайных знаков служил ещё и оберегом. В XVIII веке такие уборы могли себе позволить только очень богатые семьи. Каждая нить и узор на были там неспроста: традиционно по центру располагался символ плодородия, а по бокам — фигуры лебедей как символ верности супругу и семье. К.Е. Маковский. Княгиня Зинаида Юсупова. 1900-1910.

Набор тайных знаков служил ещё и оберегом.

В XVIII веке такие уборы могли себе позволить только очень богатые семьи. Каждая нить и узор на были там неспроста: традиционно по центру располагался символ плодородия, а по бокам — фигуры лебедей как символ верности супругу и семье.

К.Е. Маковский. Княгиня Зинаида Юсупова. 1900-1910.

Помимо кокошников носили кику - нарядный головной убор. Форма данного головного убора зависела от местности. К примеру, в Тульской области носили «рогатую» кику. Женский головной убор (кика) Калужской губернии. 1845. Лопатообразная кичка (кика). Рязанская область, XIX век.

Помимо кокошников носили кику - нарядный головной убор. Форма данного головного убора зависела от местности. К примеру, в Тульской области носили «рогатую» кику.

Женский головной убор (кика) Калужской губернии. 1845.

Лопатообразная кичка (кика). Рязанская область, XIX век.

Также были и повойники – нижние головные уборы замужних женщин. По форме они напоминали маленькие шапочки или же чепчики. Шились они изо льна, полотна. Женщина и девушка Бирюченского уезда. Конец XIX века. В повойниках.

Также были и повойники – нижние головные уборы замужних женщин. По форме они напоминали маленькие шапочки или же чепчики. Шились они изо льна, полотна.

Женщина и девушка Бирюченского уезда. Конец XIX века. В повойниках.

Убрус Носили убрус - тяжелый верхний головной платок, зимой – маленькие меховые шапочки, шерстяные платки. В. Суриков, этюд к картине «Боярыня Морозова». Убрус.

Убрус

Носили убрус - тяжелый верхний головной платок, зимой – маленькие меховые шапочки, шерстяные платки.

В. Суриков, этюд к картине «Боярыня Морозова». Убрус.

Прически русских девушек и  женщин «Коса — девичья краса» являлась главной причёской для незамужних девушек со времён наших предков славян. Плели её плоско, низко на затылке из 3—4 и более прядей. Украшали лентами, бахромой, цветами, нитками жемчуга и бисера, простыми проволочными украшениями, например височными кольцами. Волосы заплетали в одну или две косы, которые спадали сзади по спине или к плечам.

Прически русских девушек и женщин

«Коса — девичья краса» являлась главной причёской для незамужних девушек со времён наших предков славян.

Плели её плоско, низко на затылке из 3—4 и более прядей. Украшали лентами, бахромой, цветами, нитками жемчуга и бисера, простыми проволочными украшениями, например височными кольцами. Волосы заплетали в одну или две косы, которые спадали сзади по спине или к плечам.

В кончик косы вплетали кисть или подвеску, называемую косник (накосник), который состоял из шёлковой или золотой нити.

В кончик косы вплетали кисть или подвеску, называемую косник (накосник), который состоял из шёлковой или золотой нити.

С распущенными волосами незамужним девушкам допускалось ходить только на праздник «Ивана Купала». К причастию в церковь, на праздник, под венец девушке разрешалось идти «космачом». В таких случаях в богатых семьях приветствовалась завивка волос.

С распущенными волосами незамужним девушкам допускалось ходить только на праздник «Ивана Купала». К причастию в церковь, на праздник, под венец девушке разрешалось идти «космачом». В таких случаях в богатых семьях приветствовалась завивка волос.

Во время свадьбы… Во время свадьбы косу невесты под грустные песни подружек и их рыданья расплетали и переплетали на две косы, которые укладывались вокруг головы, то есть « окручивали». – женская прическа. Таким образом, невеста и ее подружки прощались с незамужней жизнью девушки и ее девичеством.

Во время свадьбы…

Во время свадьбы косу невесты под грустные песни подружек и их рыданья расплетали и переплетали на две косы, которые укладывались вокруг головы, то есть « окручивали». – женская прическа.

Таким образом, невеста и ее подружки прощались с незамужней жизнью девушки и ее девичеством.

В основе традиции покрывать голову лежало древнее представление о том, что волосы впитывают негативную энергию. Уложенные «по-бабьи» волосы покрывали стягивающейся на затылке шапочкой — повойником или волосником. Сверху надевали головной убор, имевший, в отличие от девичьего, сложную конструкцию. В среднем такой убор состоял из четырех-десяти съемных деталей.

В основе традиции покрывать голову лежало древнее представление о том, что волосы впитывают негативную энергию.

Уложенные «по-бабьи» волосы покрывали стягивающейся на затылке шапочкой — повойником или волосником. Сверху надевали головной убор, имевший, в отличие от девичьего, сложную конструкцию. В среднем такой убор состоял из четырех-десяти съемных деталей.

Замужние женщины обязаны были прятать волосы под головными уборами. Абрам Клюквин. Женщина в торопецком жемчужном кокошнике и платке. Княгиня О. К. Орлова на костюмированном балу 1903 года.  Головной убор - кокошник.

Замужние женщины обязаны были прятать волосы под головными уборами.

Абрам Клюквин. Женщина в торопецком жемчужном кокошнике и платке.

Княгиня О. К. Орлова на костюмированном балу 1903 года. Головной убор - кокошник.

Древний метод ухаживания за волосами За волосами наши предки тщательно ухаживали. Мыли их в бане щёлоком — кипячёной водой с древесной золой, отварами из луковой шелухи, ромашки, крапивы. После мытья тщательно расчёсывали деревянным или костяным гребнем.  При этом с детства девушка или её мать приговаривали: «Расти, коса, до пояса, не вырони ни волоса, расти, косонька, до пят — все волосоньки в ряд!»

Древний метод ухаживания за волосами

За волосами наши предки тщательно ухаживали. Мыли их в бане щёлоком — кипячёной водой с древесной золой, отварами из луковой шелухи, ромашки, крапивы.

После мытья тщательно расчёсывали деревянным или костяным гребнем.

При этом с детства девушка или её мать приговаривали: «Расти, коса, до пояса, не вырони ни волоса, расти, косонька, до пят — все волосоньки в ряд!»

Для более быстрого роста волосы подравнивали во время новолуния.

Для более быстрого роста волосы подравнивали во время новолуния.

Украшения: гривна, ожерелье, монисто и лунница Гривна была особым знаком отличия, ее носили статусные женщины.

Украшения: гривна, ожерелье, монисто и лунница

Гривна была особым знаком отличия, ее носили статусные женщины.

Ожерелье - все украшения, опоясывающие шею (о - вокруг, жерело - горло).

Ожерелье - все украшения, опоясывающие шею (о - вокруг, жерело - горло).

Монисто Монисто - богатое ожерелье-нагрудник Монисто было особенно распространено в южно-русских землях.

Монисто

Монисто - богатое ожерелье-нагрудник Монисто было особенно распространено в южно-русских землях.

Лунницы Лунницы делались из серебра, украшались чернью, финифтью, сканью, реже - жемчугом и драгоценными камнями.

Лунницы

Лунницы делались из серебра, украшались чернью, финифтью, сканью, реже - жемчугом и драгоценными камнями.

Выводы В головном уборе, украшении, причёски отражается быт, традиции, обычаи русского народа. На Руси внешний вид головных уборов менялся в зависимости от территорий — и с течением времени. Головные уборы женщин отличались от мужских формой, вышивкой, набором тайных знаков, предназначением. Русские украшения наделены тонкой гармонией колорита, мягкостью и певучестью линий. В древности на Руси уже существовали методы ухода за волосами.

Выводы

В головном уборе, украшении, причёски отражается быт, традиции, обычаи русского народа.

На Руси внешний вид головных уборов менялся в зависимости от территорий — и с течением времени.

Головные уборы женщин отличались от мужских формой, вышивкой, набором тайных знаков, предназначением.

Русские украшения наделены тонкой гармонией колорита, мягкостью и певучестью линий.

В древности на Руси уже существовали методы ухода за волосами.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!