СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нижегородская земля –сказочный край, историческая родина народных художественных промыслов

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить участников экскурсии с промыслами нижегородской губернии, раскрыть суть гончарного промысла и познакомить с мастерами и династиями мастеров гончарного дела.  

Просмотр содержимого документа
«Нижегородская земля –сказочный край, историческая родина народных художественных промыслов»









Нижегородская земля –сказочный край, историческая родина народных художественных промыслов







Выполнила

Ученица МБОУ «ШКОЛА № 169»

10 «А» класса

Киселева Анастасия Андреевна

Руководитель

Каганова Екатерина Александровна










Нижний Новгород

2018 г.

Введение

Нижегородский край - это сердцевина России, земля, не только давшая целую плеяду славных имен на российском историческом небосклоне, но имеющая свою замечательную историю, корни которой уходят в седую древность. Это земля, сохраняющая до сих пор богатейшие кладовые традиционного народного искусства.

Слово "промысел" произошло от "промыслить", т.е. подумать как добыть средства для жизни (такое определение дает словарь В.Даля) и промыслы существовали до тех пор, пока приносили доход и кормили.

Нижегородская область – один из тех регионов, где издавна существовал едва ли не самый развитой комплекс народных промыслов.

Гончарный промысел в настоящее время это искусство, которое начинает возрождаться. В домах стали появляться такие изделия, как глиняные вазы, игрушки и многое другое. Именно поэтому в моей экскурсии мы поподробнее познакомимся с этим промыслом, и раскроем его содержание.

Целью моей экскурсии является познакомить участников экскурсии с промыслами нижегородской губернии, раскрыть суть гончарного промысла и познакомить с мастерами и династиями мастеров гончарного дела.

Задачи:

  1. Раскрыть промысловый потенциал нижегородской области

  2. Рассмотреть разнообразные виды народных промыслов нижегородской области

  3. Подробно познакомить с гончарным промыслом, мастерами и династиями мастеров нижегородской области.












2 СЛАЙД

По самым приблизительным подсчетам, на ее территории бытовало не менее половины промыслов, известных в России. Этому способствовали многие факторы, и главным образом небогатые по плодородию земли, потребность в дополнительном заработке, без которого крестьянину трудно было свести концы с концами.

Еще в середине XIX века нижегородский краевед и этнограф А.С.Гациский заметил, что « не родит земля хлеба – родит кустаря; родит хлеб – на кустаря неурожай».

Изделия крестьянских промыслов удовлетворяли потребности сельских жителей в самых необходимых бытовых предметах, которые не каждый мог произвести в собственном хозяйстве.

Здесь развиты и Хохлома и Городецкая роспись, и Филигрань , и производство Ножей, и резьба по дереву, и резьба по кости.. много промыслов на земле нижегородской

3-5 СЛАЙД Хохлома - этот вид искусства довольно популярен в наше время. Издавна этой росписью украшали предметы быта, а в наше время это вошло в моду, и теперь в магазинах можно увидеть вещи, расписанные под хохлому.

6 -10 СЛАЙД Городецкая роспись постепенно угасает в наше время в быту, она была более популярна в 20 веке, но зато сейчас можно увидеть и детские игрушки, расписанные городецкой росписью, и даже клавиатуру.

11-14 СЛАЙД Филигрань также становится популярной в наше время по большей части из-за женской тяги к эстетике. Сейчас в этой технике делается достаточно многие женские украшения.

15-17 СЛАЙД производство Ножей в городах Павлово и Ворсма изготавливаются ножи. Причем в настоящее время это не орудие убийства животных, а скорее сувенир.

18-20 СЛАЙД Резьба по дереву давно популярна в нашем крае. Причем популярность ее не угасает. Даже сейчас можно увидеть деревянные скамейки росписные, фасады домов и многое, многое другое.

21-22СЛАЙД резьба по кости Резьба по кости в настоящее время только набирает свои обороты, поскольку промысел только-только возрождается. Этим промыслом особнно интересуются иностранные туристы.

23 СЛАЙД

Но в моей экскурсии мы заглянем подробно в сундуки с тайнами гончарного ремесла.. как бы просто это не казалось на вид, но для того, чтобы выучиться на мастера гончарного дела, нужно долго и упорно учиться, стараться и пробовать.

Посмотрим на карту. Гончарный промысел развивался в Богородске. Большое Казариново, Смиркино Но почему именно здесь? Прежде всего это связано с геологическими характеристиками данной местности В некоторых районах земля была непригодна(таких, как: Богородский, Большое Казариново, Смиркино), а глины было много. Поэтому с точки зрения сельского хозяйства этот район развиваться не мог. Тогда и началось здесь развитие гончарного промысла.

24-27СЛАЙД

На самом деле среди людей бытует мнение, что гончарные изделия- это нелепые горшки, и больше ничего. А на самом же деле гончарные изделия широко могут использоваться в быту, как например на представленном на слайде изображении- в виде подсвечников, коньячные и винные наборы, как утварь ,вазы и прочие декоративные изделия.

28 СЛАЙД

Искусство гончара требовало большого мастерства, учиться ему начинали с детства. Сначала надо было найти пригодную для работы глину и хорошенько ее промять. Для этого из кучи глины брали ком весом не менее пуда, отделяли от него порцию для одного изделия. Положив глину на гончарный круг, мастер вращая его, обжимал глину мокрой ладонью. Постепенно под рукой гончара вырастал горшок. Специальными деревянными шаблонами - бочаркой и ножом мастер склаживал изделие и внутри и снаружи, гладил мокрой тряпкой. Потом подрезал низ горшка ниткой и ставил сушить.

А вот как готовится глина, это целая история:

Глину заготовляли поздней осенью и в начале зимы, когда земля сверху достаточно промерзла. Ее нарезали заступом на куски и раскладывали ровными рядами вокруг ямы для промерзания. Замерзшую глину складывали вблизи дома, по мере надобности из нее брали количество, необходимое для 1-2-дневной работы.

Основными инструментами, употреблявшимися при формовке, были деревянные ножи для заглаживания сырых изделий и нанесения орнамента, «нитка» - кусок тонкой проволоки с деревянными или тряпичными ручками для срезания изделия с круга, влажная тряпка для выравнивания и выглаживания стенок и губка, которой собирали излишки воды со дна изготовленного сосуда.

Нижегородская губерния(область) всегда славилась своими народными художественными промыслами. И славу эту составляли, в первую очередь, Мастера. Они оставили свой след в истории промысла или оказали значительное влияние на его развитие.

Промысел создается многие годы и не одним поколением мастеров. Но - удивительная ситуация - в нашей истории есть промыслы, зачинателями которых становились конкретные люди. Есть Мастера, чьи работы способствовали новому направлению в промысле.

Если промысел часто был делом семейным и не всегда можно было выделить автора, то в декоративно-прикладном искусстве

Так складывается история наших промыслов, что были моменты, когда надо было просто спасать тот или иной промысел, переживающий тяжелые времена или просто угасающий. И появлялись мастера и организаторы производства, подарившие ему новую жизнь. Эта деятельность, направленная на сохранение традиций, "материально-духовных" ценностей заслуживает признания. Тем более, что она не всегда "на виду".

Например, в начале ХХ века в с. Богородском с населением 9 тысяч жителей насчитывалось 150 мастеров-горшечников. Были среди них династии Стешовых, Жуковых, Зобниных.

Сейчас мастера:

29 СЛАЙД

Чернышов Александр Юрьевич развивает направления:

чернолощеной керамики, которая была хорошо известна местным гончарам до середины ХIХ века керамику в стиле «раку».

Вместе с керамистом Сергеев Зарубиным в 2000 году организовал Центр развития гончарного искусства. Музей Керамики , который объединил мастеров Богородска, занимающихся гончарным промыслом.

Зарубин Сергей Валерьевич, начавший свою деятельность в качестве гончара в 1985 г., сейчас занимается изготовлением изделий с кристаллической глазурью.

30 СЛАЙД

Ермакова Елена Альфредовна глубоко изучила технику «кракле» и расписывает в этой технике разные сосуды и тарелки с видами исторических мест города Богородска. Эта технология до сих пор редко используется мастерами нашей страны в силу своей трудоемкости. Его работы позволяют увидеть и насладиться удивительными кристаллами в глазурном слое.

31 СЛАЙД

ПУГИН Василий проводит показательные мастер-классы.

32 СЛАЙД

Помимо одиночного гончарного промысла существует еще и семейный промысел. Например в семье БЕЗУМНОВЫХ гончарный промысел как реликвия передается из поколения в поколение.

33 СЛАЙД

Щипанов Владимир Григорьевич

Дети- Щипанов Василий Владимирович, Щипанов Владимр Владимирович работают в мастерской отца, продолжают династию.

Авторская чернолощеная и обварная керамика.

Ручная работа. Используется старинная технология дровяного бескислородного обжига(16 век).

Изделия: вазы, кофейные и чайные сервизы, подсвечники, арома-лампы, коньячные и винные наборы, турки, предметы декора, мелкая пластика, свистульки, скульптуры, другое.














Вывод

Однако процессы, происходившие в нашей стране на рубеже XXI века, привели к почти полному упадку всех народных промыслов, не исключая и гончарный. Молодежь стала больше тяготеть к жизни в городе, а на селе – к более престижным и доходным занятиям, нежели гончарство. Традиция гончарного ремесленного производства, по существу, оказалась прерванной. В большинстве мест в настоящее время промысел практически угас. Но есть на нижегородской земле места, где до сих пор хранятся старые традиции и устои, где они сохраняются, возрождаются и передаются из поколения в поколение.
























Список литературы

  1. «Кувшины. Сер.XIXв. Изделия гончаров Нижегородской губернии.»

  2. Наины Величко "Русская роспись. Техника. Приемы. Изделия." Энциклопедия. Аст-Пресс. 2009 г

  3. «Народное гончарство России. Сохранившиеся центры. Пути возрождения.» Каталог выставки.-М.:Сов. Художник, 1987.-84 л.

  4. Илюшина Н. «О гвозде железном и кувшине глиняном.»// Нижегор. Рабочий.-1994.-9сент.-с.11.

  5. Чуянов С. Сеанс гипноза у гончарного круга// Нижегор. Правда.-1995.-24 дек.

  6. Т. Гусарова, Е. Шмелев. Гончарные промыслы Нижегородчины.(http://www.opentextnn.ru/museum/nn/aetnolog/crafts/?id=2395)

  7. http://www.uic.unn.ru/handicraft/KOI/main.html

  8. http://www.opentextnn.ru/museum/nn/aetnolog/crafts/?id=2395

  9. http://letopisi.ru/index.php/






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!