СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ГОРОД МАСТЕРОВ конспект 3 класс ПО ШР

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитательное мероприятие по направлению «Трудовое воспитание» на тему «Город мастеров (о городах России, славящихся своими искусными мастерами)». (Целевой ориентир: сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества)

Цель: создать условия для формирования ценностного отношения к труду посредством ознакомления с городами России, славящимися своими искусными мастерами.

 

Ход занятия

1. Введение в ситуацию

- Ребята, сотрудникам этнографического музея нужна помощь для организации новой выставки-экспозиции. Они предлагают нам стать юными этнографами.

- Этнограф – это человек, который изучает культуру какого-то народа. А наука называется этнография.

Слайд

Этнограф - это специалист, изучающий культуру и традиции народов мира. Научный интерес для специалиста представляют элементы материальной культуры (наряды, жилища, утварь, оружие, сельскохозяйственные инструменты и т.д.), а также все, что представляет собой духовное наследие народа: народный фольклор, язык, верования, особенности быта, традиции, письменность и другое (слайд).

- Работа этнографа очень интересна и увлекательна. Вы хотите стать юными этнографами и участвовать в организации выставки? Я буду вашим научным руководителем, зовут меня…

2. Целеполагание и планирование

Упражнение «Ассоциации»

- Ребята, посмотрите на слова на доске.

ИСКУСНЫЙ, УМЕЛЫЙ, ВИРТУОЗ, СПЕЦИАЛИСТ, ПРОФЕССИОНАЛ, АС, РЕМЕСЛЕННИК, «ЗОЛОТЫЕ РУКИ»

Эти слова мы можем использовать, если захотим рассказать о ком? (о мастере)

- Перед вами фрагмент карты России. Ответьте на вопросы.

- Названия чего мы видим на карте? (названия городов и предметы).

- Почему предметы нанесены на карту? Города славятся ими по всей России и даже за ее пределами.

- Скажите, как связано слово мастер с тем, что изображено на карте? Труд мастеров прославил эти города.

- Наша выставка будет посвящена городам России, славящимися своими искусными мастерами. Она будет называться «Россия мастеровая».

- Работа этнографа заключается в том, что, путешествуя по разным местам, он собирает различные сведения и экспонаты.

Определим цель, что мы соберем для нашей выставки.

Цель: собрать сведения о городах мастерах и экспонаты, их представляющие.

- Для этого отправимся в этно-путешествие «Русь красавица мастерами славится».

3. Актуализация знаний

- Для начала проверим, что вы знаете о городах-мастерах. Послушайте старую сказку: (придумай сопровождение: картины, музыка)

«Жила-была в одном селе Марья-Искусница. Была она большой мастерицей: и вышивать, и игрушки лепить, а посуду узорами расписывать умела - залюбуешься.

Решил Кощей Бессмертный ее заполучить, схватил и понес в свое царство. Но Марья-Искусница превратилась в красивую жар-птицу и стала ронять на землю разноцветные перышки. Куда попало перышко, там и появлялись новые мастера, умелые руки которых делали замечательные изделия, прославившиеся на весь мир».

Слайд - Одно перышко упало в город Павловский посад. Чем славятся павлопосадские мастера? Платками.

Слайд - Другое перышко упало в городе Гусь-Хрустальный. Чем славятся там мастера? Стеклянными изделиями, хрусталем

Слайд - Третье перышко упало в городе Городец. Чем прославились Городецкие мастера? Они расписывали деревянные изделия: прялки, посуду, мебель.

Слайд - А еще одно перышко упало в город г. Жостово. И там появились мастера на все руки. Чем они знамениты? Подносами.

4. Затруднение в ситуации

- Еще 3 перышка упали в Каргополь, Великий Устюг и Холмогоры. Это основные центры народных ремесел Русского Севера.

- На карте не обозначено, чем славятся эти города. А вы видели предметы, сделанные мастерами Русского Севера. Наше этно-путешествие будет по этим городам.

5. Открытие нового знания

- Чтобы быстрее собрать сведения, работать вы будете в парах. Каждая пара будет представлять изделия мастеров одного из городов.

Посмотрите на слайд, перед вами правила работы в паре, можете выполнять задание:

Правила работы в паре:

1. Прислушиваться к мнению друг друга.

2. Не спорить.

3. В работе должны принимать участие оба.

 

1-я пара

Карочка

Задание: Дополните таблицу, добавьте недостающие сведения.

Инструкция: Перейдите по кюаркоду на планшете к справосной информации и выполните задание.

Название промысла

Виды изделий промысла

Время возникновения промысла

Природные ресурсы и условия, способствующие возникновению промысла

Производятся ли по сей день

Холмогорская резная кость

 

Гребни, шахматы, шкатулки, чарки, коробочки, деревянные ларцы

 

 

Шедевры из кости и сегодня славят холмогорских мастеров по всему миру

 

Холмогорская резная кость

Бивень моржа на севере зовется «рыбьим зубом». Первое письменное упоминание о холмогорских резчиках относится к 17 векуКубки и браслеты, шкатулки, гребни и шахматы, даже предметы мебели - изящные изысканные резные изделия приобретали цари, ценила европейская знать Шедевры из кости и сегодня славят холмогорских мастеров по всему миру.

 

2-я пара

Карочка

Задание: Дополните таблицу, добавьте недостающие сведения.

Инструкция: Перейдите по кюаркоду на планшете к справосной информации и выполните задание.

Название промысла

Виды изделий промысла

Время возникновения промысла

Природные ресурсы и условия, способствующие возникновению промысла

Производятся ли по сей день

Великоустюгское черненое серебро

 

Серебряные изделия, украшенные рисунками

 

Через Устюг, лежащий на большом торговом пути, не только везли из Сибири серебро, но и создали здесь большие склады этого драгоценного металла.  Поэтому именно здесь русское чернение достигло своего расцвета.

 

Великоустюгское черненое серебро

Техника чернения серебра была известна на Руси очень давно, однако как промысел оформилась лишь в 17 и именно в Великом Устюге. Современные мастера делают вручную и посуду, и украшения, и столовое серебро, и сувениры.

 

3-я пара

Карочка

Задание: Дополните в таблицу, добавьте недостающие сведения.

Инструкция: Перейдите по кюаркоду на планшете к справосной информации и выполните задание.

Название промысла

Виды изделий промысла

Время возникновения промысла

Природные ресурсы и условия, способствующие возникновению промысла

Производятся ли по сей день

Каргопольская игрушка

Глиняные игрушки:

- одиночные фигурки женщин, мужчин, домашних и диких животных

- сюжетные сценки из деревенской жизни севера

Своего расцвета это ремесло достигло в XIX веке

 

 

 

Каргопольская игрушка

Старинный русский город Каргополь в Архангельской области – родина расписной глиняной игрушки. Все дело в местной красной глине. Из нее веками мастера делали посуду, которую продавали на ярмарках, а из остатков лепили забавные фигурки для потехи. Своего расцвета это ремесло достигло в 19 веке. Появились и сюжетные глиняные игрушки, которые показывали сценки из деревенской жизни: охоту и рыбалку, стирку белья и работу в кузнице, сбор урожая и праздничные гулянья.

 

- Я вижу, работу закончили. Отправляемся на выствку.

Физкультминутка (для глаз)

На выставке нужно внимательно смотреть на экспонаты, которые расположены по всему залу. Давайте сейчас потренируем наши глаза. Не поворачивая головы, посмотрите вправо, прямо, влево, вверх, вниз. Посмотрите, что происходит у нас далеко за окном, взгляните на кончики пальцев. Теперь мы готовы к экскурсии.

- Рассмотрим экспонанаты которые вы привезли.

- Первыя пара, зачитайте сведения из таблицы (на слайде образцы изделия).

Вторая пара…

Третья…

- Искусные  мастера   прославили своим трудом города, где зародились эти  уникальные  ремесла.

6. Включение нового знания в систему знаний и умений

- Вот беда! Налетел ураган страшной силы, разметал, перевернул, перепутал все изделия народных мастеров. Давайте поможем расставить все по своим местам.

Лернинг и карточка (работа в группах) Игра «Каждое изделие – в свой город» (Дети расставляют изделия по названию города.)

- Как вы понимаете пословицу «Каков мастер, такова и работа»? Искуссный мастер - и работа будет искуссной.

- Что помогает мастеру стать искусным? Помогает трудолюбие.

Только трудолюбивый человек может стать искусным, только трудолюбивый человек может выполнять свою работу качественно потому, что только благодаря трудолюбию он приобретает опыт наилучшего ее исполнения.

- Высшее качество важно в любом труде.

- А зачем вообще нужно стремиться делать что-то очень хорошо, зачем нужно качество? Хорошее качество - это забота всех людей без исключения друг о друге: врач должен хорошо лечить, учитель хорошо учить, швея хорошо шить и т.д.

- Как вы понимаете пословицу «Люби дело – мастером будешь»? Если человек с любовью относится к своей работе, он становится мастером своего дела.

!!!На случай, если много лишнего времени остается!!!

Работа в ресурсном кругу

- А я приглашаю вас встать в круг. Представьте, что вы все взрослые и стали мастерами. Про вас можно сказать много хороших слов. Давайте мы эти слова сейчас скажем друг другу. Вы произнесите свое доброе пожелание, вытягиваете руку вперед и кладете ее на ладонь уже высказавшего свое пожелание. Начну я. Я хочу вам пожелать быть …. – умелыми. Продолжите. (добросовестными, старательными, аккуратными, трудолюбивыми, терпеливыми….)

После того как все выскажут свои пожелания и возведут «Пирамиду добра», педагог тихонько раскачивает ее со словами:- Пусть наши пожелания сбудутся! подталкивает лежащие на его ладони  ладони детей рассыпая пирамиду.

7. Итог. Рефлексия

В России очень много мест, где с любовью  создаются  великолепные предметы  и  изделия, неповторимые  по своей  красоте! Всё больше и больше энтузиастов проводит время в музеях, с книгами, встречается с известными мастерами-наставниками, чтобы собрать сведения о ремёслах. Знать народные ремёсла, работы народных мастеров-умельцев – это значит лучше понимать свой народ.

- Пора подвести итоги.

- Цель достигнута? Кем мы были? Что мы сделали?

- Оцените результаты деятельности: своей работы, работы группы и достижение цели мероприятия.

«Я»       0_______________10

«Мы»   0_______________10

«Дело» 0_______________10

- Если вам понравилось быть учеными–этнографами, присоединяйтесь к моим аплодисментам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«ГОРОД МАСТЕРОВ конспект 3 класс ПО ШР»

Воспитательное мероприятие по направлению «Трудовое воспитание» на тему «Город мастеров (о городах России, славящихся своими искусными мастерами)». (Целевой ориентир: сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества)

Цель: создать условия для формирования ценностного отношения к труду посредством ознакомления с городами России, славящимися своими искусными мастерами.


Ход занятия

1. Введение в ситуацию

- Ребята, сотрудникам этнографического музея нужна помощь для организации новой выставки-экспозиции. Они предлагают нам стать юными этнографами.

- Этнограф – это человек, который изучает культуру какого-то народа. А наука называется этнография.

Слайд

Этнограф - это специалист, изучающий культуру и традиции народов мира. Научный интерес для специалиста представляют элементы материальной культуры (наряды, жилища, утварь, оружие, сельскохозяйственные инструменты и т.д.), а также все, что представляет собой духовное наследие народа: народный фольклор, язык, верования, особенности быта, традиции, письменность и другое (слайд).

- Работа этнографа очень интересна и увлекательна. Вы хотите стать юными этнографами и участвовать в организации выставки? Я буду вашим научным руководителем, зовут меня…

2. Целеполагание и планирование

Упражнение «Ассоциации»

- Ребята, посмотрите на слова на доске.

ИСКУСНЫЙ, УМЕЛЫЙ, ВИРТУОЗ, СПЕЦИАЛИСТ, ПРОФЕССИОНАЛ, АС, РЕМЕСЛЕННИК, «ЗОЛОТЫЕ РУКИ»

Эти слова мы можем использовать, если захотим рассказать о ком? (о мастере)

- Перед вами фрагмент карты России. Ответьте на вопросы.

- Названия чего мы видим на карте? (названия городов и предметы).

- Почему предметы нанесены на карту? Города славятся ими по всей России и даже за ее пределами.

- Скажите, как связано слово мастер с тем, что изображено на карте? Труд мастеров прославил эти города.

- Наша выставка будет посвящена городам России, славящимися своими искусными мастерами. Она будет называться «Россия мастеровая».

- Работа этнографа заключается в том, что, путешествуя по разным местам, он собирает различные сведения и экспонаты.

Определим цель, что мы соберем для нашей выставки.

Цель: собрать сведения о городах мастерах и экспонаты, их представляющие.

- Для этого отправимся в этно-путешествие «Русь красавица мастерами славится».

3. Актуализация знаний

- Для начала проверим, что вы знаете о городах-мастерах. Послушайте старую сказку: (придумай сопровождение: картины, музыка)

«Жила-была в одном селе Марья-Искусница. Была она большой мастерицей: и вышивать, и игрушки лепить, а посуду узорами расписывать умела - залюбуешься.

Решил Кощей Бессмертный ее заполучить, схватил и понес в свое царство. Но Марья-Искусница превратилась в красивую жар-птицу и стала ронять на землю разноцветные перышки. Куда попало перышко, там и появлялись новые мастера, умелые руки которых делали замечательные изделия, прославившиеся на весь мир».

Слайд - Одно перышко упало в город Павловский посад. Чем славятся павлопосадские мастера? Платками.

Слайд - Другое перышко упало в городе Гусь-Хрустальный. Чем славятся там мастера? Стеклянными изделиями, хрусталем

Слайд - Третье перышко упало в городе Городец. Чем прославились Городецкие мастера? Они расписывали деревянные изделия: прялки, посуду, мебель.

Слайд - А еще одно перышко упало в город г. Жостово. И там появились мастера на все руки. Чем они знамениты? Подносами.

4. Затруднение в ситуации

- Еще 3 перышка упали в Каргополь, Великий Устюг и Холмогоры. Это основные центры народных ремесел Русского Севера.

- На карте не обозначено, чем славятся эти города. А вы видели предметы, сделанные мастерами Русского Севера. Наше этно-путешествие будет по этим городам.

5. Открытие нового знания

- Чтобы быстрее собрать сведения, работать вы будете в парах. Каждая пара будет представлять изделия мастеров одного из городов.

Посмотрите на слайд, перед вами правила работы в паре, можете выполнять задание:

Правила работы в паре:

1. Прислушиваться к мнению друг друга.

2. Не спорить.

3. В работе должны принимать участие оба.


1-я пара

Карочка

Задание: Дополните таблицу, добавьте недостающие сведения.

Инструкция: Перейдите по кюаркоду на планшете к справосной информации и выполните задание.

Название промысла

Виды изделий промысла

Время возникновения промысла

Природные ресурсы и условия, способствующие возникновению промысла

Производятся ли по сей день

Холмогорская резная кость


Гребни, шахматы, шкатулки, чарки, коробочки, деревянные ларцы



Шедевры из кости и сегодня славят холмогорских мастеров по всему миру


Холмогорская резная кость

Бивень моржа на севере зовется «рыбьим зубом». Первое письменное упоминание о холмогорских резчиках относится к 17 векуКубки и браслеты, шкатулки, гребни и шахматы, даже предметы мебели - изящные изысканные резные изделия приобретали цари, ценила европейская знать Шедевры из кости и сегодня славят холмогорских мастеров по всему миру.


2-я пара

Карочка

Задание: Дополните таблицу, добавьте недостающие сведения.

Инструкция: Перейдите по кюаркоду на планшете к справосной информации и выполните задание.

Название промысла

Виды изделий промысла

Время возникновения промысла

Природные ресурсы и условия, способствующие возникновению промысла

Производятся ли по сей день

Великоустюгское черненое серебро


Серебряные изделия, украшенные рисунками


Через Устюг, лежащий на большом торговом пути, не только везли из Сибири серебро, но и создали здесь большие склады этого драгоценного металла.  Поэтому именно здесь русское чернение достигло своего расцвета.


Великоустюгское черненое серебро

Техника чернения серебра была известна на Руси очень давно, однако как промысел оформилась лишь в 17 и именно в Великом Устюге. Современные мастера делают вручную и посуду, и украшения, и столовое серебро, и сувениры.


3-я пара

Карочка

Задание: Дополните в таблицу, добавьте недостающие сведения.

Инструкция: Перейдите по кюаркоду на планшете к справосной информации и выполните задание.

Название промысла

Виды изделий промысла

Время возникновения промысла

Природные ресурсы и условия, способствующие возникновению промысла

Производятся ли по сей день

Каргопольская игрушка

Глиняные игрушки:

- одиночные фигурки женщин, мужчин, домашних и диких животных

- сюжетные сценки из деревенской жизни севера

Своего расцвета это ремесло достигло в XIX веке




Каргопольская игрушка

Старинный русский город Каргополь в Архангельской области – родина расписной глиняной игрушки. Все дело в местной красной глине. Из нее веками мастера делали посуду, которую продавали на ярмарках, а из остатков лепили забавные фигурки для потехи. Своего расцвета это ремесло достигло в 19 веке. Появились и сюжетные глиняные игрушки, которые показывали сценки из деревенской жизни: охоту и рыбалку, стирку белья и работу в кузнице, сбор урожая и праздничные гулянья.


- Я вижу, работу закончили. Отправляемся на выствку.

Физкультминутка (для глаз)

На выставке нужно внимательно смотреть на экспонаты, которые расположены по всему залу. Давайте сейчас потренируем наши глаза. Не поворачивая головы, посмотрите вправо, прямо, влево, вверх, вниз. Посмотрите, что происходит у нас далеко за окном, взгляните на кончики пальцев. Теперь мы готовы к экскурсии.

- Рассмотрим экспонанаты которые вы привезли.

- Первыя пара, зачитайте сведения из таблицы (на слайде образцы изделия).

Вторая пара…

Третья…

- Искусные мастера прославили своим трудом города, где зародились эти уникальные ремесла.

6. Включение нового знания в систему знаний и умений

- Вот беда! Налетел ураган страшной силы, разметал, перевернул, перепутал все изделия народных мастеров. Давайте поможем расставить все по своим местам.

Лернинг и карточка (работа в группах) Игра «Каждое изделие – в свой город» (Дети расставляют изделия по названию города.)

- Как вы понимаете пословицу «Каков мастер, такова и работа»? Искуссный мастер - и работа будет искуссной.

- Что помогает мастеру стать искусным? Помогает трудолюбие.

Только трудолюбивый человек может стать искусным, только трудолюбивый человек может выполнять свою работу качественно потому, что только благодаря трудолюбию он приобретает опыт наилучшего ее исполнения.

- Высшее качество важно в любом труде.

- А зачем вообще нужно стремиться делать что-то очень хорошо, зачем нужно качество? Хорошее качество - это забота всех людей без исключения друг о друге: врач должен хорошо лечить, учитель хорошо учить, швея хорошо шить и т.д.

- Как вы понимаете пословицу «Люби дело – мастером будешь»? Если человек с любовью относится к своей работе, он становится мастером своего дела.

!!!На случай, если много лишнего времени остается!!!

Работа в ресурсном кругу

- А я приглашаю вас встать в круг. Представьте, что вы все взрослые и стали мастерами. Про вас можно сказать много хороших слов. Давайте мы эти слова сейчас скажем друг другу. Вы произнесите свое доброе пожелание, вытягиваете руку вперед и кладете ее на ладонь уже высказавшего свое пожелание. Начну я. Я хочу вам пожелать быть …. – умелыми. Продолжите. (добросовестными, старательными, аккуратными, трудолюбивыми, терпеливыми….)

После того как все выскажут свои пожелания и возведут «Пирамиду добра», педагог тихонько раскачивает ее со словами:- Пусть наши пожелания сбудутся! подталкивает лежащие на его ладони  ладони детей рассыпая пирамиду.

7. Итог. Рефлексия

В России очень много мест, где с любовью создаются великолепные предметы и изделия, неповторимые по своей красоте! Всё больше и больше энтузиастов проводит время в музеях, с книгами, встречается с известными мастерами-наставниками, чтобы собрать сведения о ремёслах. Знать народные ремёсла, работы народных мастеров-умельцев – это значит лучше понимать свой народ.

- Пора подвести итоги.

- Цель достигнута? Кем мы были? Что мы сделали?

- Оцените результаты деятельности: своей работы, работы группы и достижение цели мероприятия.

«Я» 0_______________10

«Мы» 0_______________10

«Дело» 0_______________10

- Если вам понравилось быть учеными–этнографами, присоединяйтесь к моим аплодисментам.


























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!