Тема урока: Города России
Раздел «Путешествия». Проект «Города России»
(первый этап работы над проектом)
Тип урока: формирование и развитие отдельных проектных умений.
Цель урока: Создать условия для ознакомления обучающихся с некоторыми историческими и культурными достопримечательностями Москвы , Санкт –Петербурга
Планируемые результаты урока:
Предметные:
- понимают то, что в каждом городе имеются объекты, делающие его известным, знаменитым;
- знают достопримечательности городов России: Москвы и Санкт-Петербурга
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- находят и формулируют цель урока совместно с учителем;
- планируют и реализуют свои действия в сотрудничестве с учителем;
- оценивают свои действия.
Коммуникативные УУД:
- сотрудничают с учителем и сверстниками;
-строят речевое высказывание в устной форме.
Познавательные УУД:
- анализируют, сопоставляют и обобщают;
-устанавливают причинно – следственные связи, выстраивают логическую цепочку рассуждений;
- работают с разными источниками информации.
Личностные:
- проявляют этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость;
- проявляют самостоятельность в разных видах детской деятельности;
- любовь к Родине, бережное отношение к историческим ценностям, достопримечательностям.
Материально-техническое оснащение:
ПК, электронный носитель, экран для показа слайдов, авторская презентация, детские работы «сообщения о городах», физическая карта России, маршрутный лист «Путевые заметки».
Ход урока
Организационный момент.
1 слайд
Он знает мир не понаслышке: вдоль, поперёк его прошёл.
О том, что видел- пишет в книжках, где что услышал, что нашёл.
Без путешествий он не может- ведь мир прекрасный так велик!
О ком же речь? Скажите сами:
Ведь это- ….(путешественник)
- А вы любите путешествовать?
-Сегодня мы совершим с вами виртуальное путешествие. Случалось ли вам прежде совершать такое путешествие? ( Передача «Орёл и решка») А куда…узнаем, решив кроссворд. ( 2 – 3 слайды)
3. Определение темы урока
Что такое Москва и Санкт- Петербург? (Это города) В какой стране они находятся?
Кто сформулирует тему нашего урока? (4 слайд)
Какие цели, как путешественники , мы поставим перед собой? (5 слайд)
2. 4. Актуализация знаний.
- Каждый город уникален. Он имеет свою судьбу: историю, традиции, свои особые памятные места. Всё это делает город известным и знаменитым.
- В России разные города: большие и маленькие.
Для справки: Москва - 11,5 млн. чел.; -Санкт-Петербург- 5 млн. - - В каждом городе - и большом и маленьком есть свои достопримечательности.
- Что такое «достопримечательности»? (Работа со словарём)
Ну, что ж. Начнём наше путешествие. В дорогу с собой мы возьмём … Что?
(6 слайд)
- Ребята, посмотрите, как велика территория России, как много на ней городов.
Начнём знакомство с Москвы. Найдите её на карте. Кто покажет этот город на карте у доски? Послушаем справку о нём.
Архивариус (рассказывает о том, как возник этот город и кто его основал)
-Скажите, где можно подробнее узнать об интересующем нас городе?( в книгах, интернете, телевидении…) А можно узнать от своего товарища?
3. Постановка проблемы. Работа в группе.
1. У вас на парте лежат листочки с названием достопримечательностей и фотографий. Возьмите карандаши и соотнесите достопримечательности Москвы с названиями.( подпишите цифру к фотографии) Там 4 Московских достопримечательности.
2. Путешествуем дальше. Перед нами Санкт- Петербург. Найдите его на карте. Покажите.
Архивариус (рассказывает о создании Санкт- Петербурга.)
Отметьте на листочках те памятные места, которые вы считаете достопримечательностью Санкт-Петербурга.
- Кто уверен в правильности своих ответов? Отложите листочки на край парты. В конце урока мы к ним вернёмся и вы проверите, правильно ли отметили достопримечательности этих городов.
- Сегодня мы начнём создавать карту-путеводитель по городам, чтобы легче было ориентироваться нам и тому, кто тоже захочет путешествовать по России и посмотреть на достопримечательности данного города.
5. Инструктаж к предстоящей работе.
- У вас на столах в конверте разрезанные кусочки какой- либо достопримечательности Москвы или Санкт-Петербурга. Ваша задача собрать пазлы и подготовить сообщение об этом месте.
6. Выступление групп. Практическая работа по созданию продукта – карты-путеводителя.
Выступления детей, взаимооценка.
-Слушаем внимательно выступление товарищей. У вас на столах есть маршрутные листы нашего путешествия. Очутившись в новом городе, вы должны внести в таблицу его название и записать достопримечательности, о которых вы узнали. Это и будет начало создания нашей карты- путеводителя.
Каждая группа выступает, рассказывая о той достопримечательности, которая у них получилась в пазлах, а остальные дети вписывают названия достопримечательностей к тому городу, к которому она относится.
Проверка.
- Итак, наше путешествие подошло к концу. Возьмите снова те листы с достопримечательностью Москвы и Санкт- Петербурга. Просмотрите их. Исправьте ошибки. (слайд)
8. Рефлексия
- Посмотрите, какая наглядная и содержательная получилась у нас карта-путеводитель. Теперь вы сможете по ней рассказать детям других классов о достопримечательностях Москвы и Санкт- Петербурга. Спасибо большое за отличную работу!!!
9. Закрепление полученных знаний. Игра.
- Если осталось время –игра «Верю –не верю»)
Скажите : Я молодец! -те, кто не допустил ошибок
Скажите: «Я хорошо поработал!»-те, кто допустил 1-2 ошибки
Скажите : «У меня всё получится! –те, у кого больше 2 ошибок
12.Домашнее задание.
1. Подготовить сообщение о тех достопримечательностях Москвы или Санкт-Петербурга, о которых мы сегодня еще не говорили.
2. Стр. учебника……… подготовить пересказ.