СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Городецкая роспись

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:   Знакомство с народными ремеслами России. Выполнение фрагмента росписи по мотивам городецской росписи с использованием образа растительных элементов в кругу поэтапно. 

Задачи:

            1.  Образовательные:

  • Ознакомление с произведениями и историей развития Городецкой росписи и произведений промысла.
  •  Познакомить с узорами в изделиях мастеров г. Городца и основными этапами росписи.
  • Учить детей составлять узор по мотивам Городецкой росписи.
  • Научить рисовать кистью основные элементы цветочного узора (розан и купавка), выполнять оживку.
  • Способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности.
  •  Стимулировать стремление своими руками создавать красоту.                                                                       2. Коррекционно-развивающие:
  • Развитие познавательной активности детей, творческой фантазии, художественного вкуса.
  • Формировать практические умения и навыки рисования с образца.
  • Развивать потребность в творческой деятельности, самовыражения, самоанализа.
  • Содействовать развитию  аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать.
  • Ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка.
  • Развивать правильность восприятия формы, умение размещать элементы узора по шаблону.
  • Уметь использовать художественные материалы, выполнять орнамент, смешивать краски на палитре, использовать декоративные элементы для украшения своих изделий.
  • Совершенствовать навыки рисования кистью декоративных элементов Городецкой росписи.

      3. Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к искусству Городецких мастеров, уважение к творческому наследию.
  •  Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками.
  •  Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.

Оборудование для ученика

  • модель для раскрашивания «Блюдо»
  • гуашь
  • кисти большие и маленькие
  • баночка для воды
  • лист бумаги
  • салфетка
  • простой карандаш
  • шаблон (3шт. больших круга, 1шт. маленький)

 

Оборудование для учителя

 

  • образцы городецкой росписи, слайды, репродукции.
  •  Литературный ряд: стихи о городецкой прялке.
  • Музыкальный ряд: русские народные песни.
  • презентации «Городецкая роспись»

 

План проведения урока: 

           1. Организационный момент.

  • Приветствие ученика.
  • Проверка готовности к уроку.                                                                                                                                              ​​​​​​2. Сообщение темы и цели урока.
  •  Вводная беседа с демонстрацией городецкой росписи, презентаций.

           3. Актуализация знаний.

  • Проверка домашнего задания.                                                                                                                                     4. Постановка художественной задачи.                                                                                                   5. Физкультминутка.                                                                                                                                           6. Объяснение последовательности росписи.                                                                                                   7. Практическая часть.                                                                                                                                           Самостоятельная роспись блюда.                                                                                                                            8. Заключительная часть. Подведение итогов.                                                                                                           9. Домашнее задание.

Ход урока:

        1. Организационный момент.

Приветствие ученика.

Проверка готовности к уроку.

       2. Сообщение темы и цели урока.

  - На прошлом уроке мы выполнили орнамент с элементом городецкой росписи. Сегодня Айгуль, мы побываем с тобой в тех местах, где родилась « Городецкая роспись». Познакомимся с историей развития Городецкой росписи и произведениями промысла. Сегодня - распишем блюдо с элементоми городецкой росписи, которое ты выполнила на уроке «Технологии»  из папье-маше.

      3. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания: элемнеты городецкой росписи - поэтапное выполнение купавки с литьями.

 

Далее рассказ с показом презентации «Городецкая роспись», плакатом с поэтапной росписью.

  - На берегу Волги стоит славный и древний город Городец. По преданию, основал его еще в 1152 году князь Юрий Долгорукий как сторожевую крепость. Называли Городец в те времена Малым Китежем. Во время нашествия хана Батыя враги сожгли, разграбили Городец. Но он, словно птица Феникс, отстроился заново.

   - Городец стоял на бойком месте, по соседству со знаменитой Макарьевской ярмаркой. Шли по Волге баржи и суда с грузами, а по дорогам – конные обозы. На километры растягивались ряды, в которых торговля велась на разных языках, тысячи лавок и лавчонок переполнены товарами, привезенными не только со всей России, но и из других стран.

    - Привозили все, что умели делать. По берегу Волги расползался щепной ряд, где продавали сделанные из дерева сани, кадки, корыта, коромысла, лапти. Жители Городца и окрестных селений (Курцево, Косково, Ахлебаиха) славились как умелые плотники, резчики по дереву. Леса давали дешевый и разнообразный материал, из которого делали все: от детских игрушек и колыбелей до кораблей. Особой известностью пользовались городецкие прялки. Их с удовольствием покупали во многом благодаря забавным расписным картинкам на донце прялки. После окончания работы, такое донце хозяйка вешала на стену вместо картины.

Городецкая роспись - как ее нам не знать. Здесь и жаркие кони, молодецкая стать. Здесь такие букеты, что нельзя описать. Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

    - Со временем мастера стали расписывали лубочные короба, игрушки, посуду, мебель и даже части дома - ставни, двери, ворота.

Желтый вечер, черный конь, И купавки, как огонь, Птицы смотрят из ларца – Чудо-роспись Городца! Л. Куликова.

   - Благодаря знаменитому мастеру Лазарю Мельникову в 19 веке в росписи появились бутоны цветов, розаны, купавки. Розаны это стилизованное изображение цветка шиповника. Теперь они являются основными элементами цветочного узора в Городецкой росписи.

 - Давай рассмотрим последовательность выполнения цветов городецкой росписи.

- В течение многих десятилетий мастера отрабатывали приемы рисования цветов (розана, купавки) и выработали определенные правила.

- Сначала готовят цветной фон (часто желтый, т.к. раньше окрашивали дерево луковой шелухой), на него наносят главные фигуры в виде крупных цветовых пятен. Розан выполняется обычно розовым цветом, а купавка - голубым. Этот этап называют «подмалевка».

- Следующий этап называют «теневка», т.к. здесь используются более темные краски бардовые или синие. Обозначают центр цветка и лепестки. У розана центр рисуют в середине цветка, у купавки он смещается влево или вправо. Центр обозначают небольшим кружком. Лепестки цветов имеют форму полукруглых дужек. Цвет дужек совпадает с цветом центра цветка.

- Завершающий этап росписи называют «оживка», т.к. именно после нее весь рисунок словно оживает. «Оживку» делают белой и черной краской.

4. Постановка художественной задачи.

 Учитель: А сейчас мы с вами научимся изображать основные элементы городецкой росписи так, как это делают народные мастера. Мы познакомились с элементами росписи. Чтобы приблизиться к ее секретам, стать мастером, нужно учиться. А как называют учеников мастера?

Ответ: Подмастерья.

5. Физкультминутка

Две сороконожки                         Руки скрещены, пальцы каждой руки «бегут» по

Бежали по дорожке.                    предплечью, затем по плечу другой руки и сцепляются

Все бежали  и бежали,                в крепкий замок на затылке. При последних словах

Все друг дружку догоняли.     игры дети разнимают руки (пальцы рук могут сцепляться

                                                             на макушке, на спине, под коленом).

Как друг дружечку догнали,

Так друг дружечку обняли,

Что едва ли их разняли!

 Учитель: Так вот ты пока ученик - подмастерья. Начнем!

6.    Педагогический рисунок:

       - Объяснение последовательности росписи.

 

7. Практическая часть.

Самостоятельная роспись блюда

В процессе самостоятельной работы предоставить ученику творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. В конце урока демонстрация работы.

  Оценка работы.

8.   Заключительная часть. Подведение итогов.

Вопрос: С каким народным промыслом мы сегодня познакомились?

Ответ: С городецкой росписью.

Вопрос: Какие элементы городецкой росписи мы умеем расписывать?

Ответ: купавка.

Вопрос: На каких изделиях выполняется роспись?

Ответ: Она выполняется на деревянных изделиях (ларцах, шкатулках, мебели, предметах быта, посуде).

Вопрос: Какие изделия Городецких мастеров больше всего понравились?

8. Домашнее задание. Доработать роспись.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Городецкая роспись»


Тема урока: Городецкая роспись

Цели урока: Знакомство с народными ремеслами России. Выполнение фрагмента росписи по мотивам городецской росписи с использованием образа растительных элементов в кругу поэтапно.

Задачи:

  1. Образовательные:

  • Ознакомление с произведениями и историей развития Городецкой росписи и произведений промысла.

  • Познакомить с узорами в изделиях мастеров г. Городца и основными этапами росписи.

  • Учить детей составлять узор по мотивам Городецкой росписи.

  • Научить рисовать кистью основные элементы цветочного узора (розан и купавка), выполнять оживку.

  • Способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности.

  • Стимулировать стремление своими руками создавать красоту.

  1. Коррекционно-развивающие:

  • Развитие познавательной активности детей, творческой фантазии, художественного вкуса.

  • Формировать практические умения и навыки рисования с образца.

  • Развивать потребность в творческой деятельности, самовыражения, самоанализа.

  • Содействовать развитию аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать.

  • Ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка.

  • Развивать правильность восприятия формы, умение размещать элементы узора по шаблону.

  • Уметь использовать художественные материалы, выполнять орнамент, смешивать краски на палитре, использовать декоративные элементы для украшения своих изделий.

  • Совершенствовать навыки рисования кистью декоративных элементов Городецкой росписи.

3. Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к искусству Городецких мастеров, уважение к творческому наследию.

  • Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками.

  • Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.

Оборудование для ученика

  • модель для раскрашивания «Блюдо»

  • гуашь

  • кисти большие и маленькие

  • баночка для воды

  • лист бумаги

  • салфетка

  • простой карандаш

  • шаблон (3шт. больших круга, 1шт. маленький)



Оборудование для учителя



  • образцы городецкой росписи, слайды, репродукции.

  • Литературный ряд: стихи о городецкой прялке.

  • Музыкальный ряд: русские народные песни.

  • презентации «Городецкая роспись»


План проведения урока:



      1. Организационный момент.

Приветствие ученика.

Проверка готовности к уроку.

      1. Сообщение темы и цели урока.

Вводная беседа с демонстрацией городецкой росписи, презентаций.

      1. Актуализация знаний.

  • Проверка домашнего задания.

      1. Постановка художественной задачи.

      2. Физкультминутка

      3. Объяснение последовательности росписи.

      4. Практическая часть.

Самостоятельная роспись блюда.

      1. Заключительная часть. Подведение итогов.

      2. Домашнее задание.



Ход урока:

  1. Организационный момент.

Приветствие ученика.

Проверка готовности к уроку.

  1. Сообщение темы и цели урока.

- На прошлом уроке мы выполнили орнамент с элементом городецкой росписи. Сегодня мы побываем с тобой в тех местах, где родилась « Городецкая роспись». Познакомимся с историей развития Городецкой росписи и произведениями промысла. Сегодня - распишем блюдо с элементоми городецкой росписи, которое ты выполнила на уроке «Технологии» из папье-маше.

  1. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания: элемнеты городецкой росписи - поэтапное выполнение купавки с литьями.



Далее рассказ с показом презентации «Городецкая роспись», плакатом с поэтапной росписью.

- На берегу Волги стоит славный и древний город Городец. По преданию, основал его еще в 1152 году князь Юрий Долгорукий как сторожевую крепость. Называли Городец в те времена Малым Китежем. Во время нашествия хана Батыя враги сожгли, разграбили Городец. Но он, словно птица Феникс, отстроился заново.

- Городец стоял на бойком месте, по соседству со знаменитой Макарьевской ярмаркой. Шли по Волге баржи и суда с грузами, а по дорогам – конные обозы. На километры растягивались ряды, в которых торговля велась на разных языках, тысячи лавок и лавчонок переполнены товарами, привезенными не только со всей России, но и из других стран.

- Привозили все, что умели делать. По берегу Волги расползался щепной ряд, где продавали сделанные из дерева сани, кадки, корыта, коромысла, лапти. Жители Городца и окрестных селений (Курцево, Косково, Ахлебаиха) славились как умелые плотники, резчики по дереву. Леса давали дешевый и разнообразный материал, из которого делали все: от детских игрушек и колыбелей до кораблей. Особой известностью пользовались городецкие прялки. Их с удовольствием покупали во многом благодаря забавным расписным картинкам на донце прялки. После окончания работы, такое донце хозяйка вешала на стену вместо картины.

Городецкая роспись - как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

- Со временем мастера стали расписывали лубочные короба, игрушки, посуду, мебель и даже части дома - ставни, двери, ворота.

Желтый вечер, черный конь,
И купавки, как огонь,
Птицы смотрят из ларца –
Чудо-роспись Городца!
Л. Куликова.

- Благодаря знаменитому мастеру Лазарю Мельникову в 19 веке в росписи появились бутоны цветов, розаны, купавки. Розаны это стилизованное изображение цветка шиповника. Теперь они являются основными элементами цветочного узора в Городецкой росписи.

- Давай рассмотрим последовательность выполнения цветов городецкой росписи.

- В течение многих десятилетий мастера отрабатывали приемы рисования цветов (розана, купавки) и выработали определенные правила.

- Сначала готовят цветной фон (часто желтый, т.к. раньше окрашивали дерево луковой шелухой), на него наносят главные фигуры в виде крупных цветовых пятен. Розан выполняется обычно розовым цветом, а купавка - голубым. Этот этап называют «подмалевка».

- Следующий этап называют «теневка», т.к. здесь используются более темные краски бардовые или синие. Обозначают центр цветка и лепестки. У розана центр рисуют в середине цветка, у купавки он смещается влево или вправо. Центр обозначают небольшим кружком. Лепестки цветов имеют форму полукруглых дужек. Цвет дужек совпадает с цветом центра цветка.

- Завершающий этап росписи называют «оживка», т.к. именно после нее весь рисунок словно оживает. «Оживку» делают белой и черной краской.

4. Постановка художественной задачи.

Учитель: А сейчас мы с вами научимся изображать основные элементы городецкой росписи так, как это делают народные мастера. Мы познакомились с элементами росписи. Чтобы приблизиться к ее секретам, стать мастером, нужно учиться. А как называют учеников мастера?

Ответ: Подмастерья.

5. Физкультминутка

Две сороконожки Руки скрещены, пальцы каждой руки «бегут» по

Бежали по дорожке. предплечью, затем по плечу другой руки и сцепляются

Все бежали и бежали, в крепкий замок на затылке. При последних словах

Все друг дружку догоняли. игры дети разнимают руки (пальцы рук могут сцепляться

на макушке, на спине, под коленом).

Как друг дружечку догнали,

Так друг дружечку обняли,

Что едва ли их разняли!

Учитель: Так вот ты пока ученик - подмастерья. Начнем!

6. Педагогический рисунок:

- Объяснение последовательности росписи.



7. Практическая часть.

Самостоятельная роспись блюда

В процессе самостоятельной работы предоставить ученику творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. В конце урока демонстрация работы.

Оценка работы.

8. Заключительная часть. Подведение итогов.

Вопрос: С каким народным промыслом мы сегодня познакомились?

Ответ: С городецкой росписью.

Вопрос: Какие элементы городецкой росписи мы умеем расписывать?

Ответ: купавка.

Вопрос: На каких изделиях выполняется роспись?

Ответ: Она выполняется на деревянных изделиях (ларцах, шкатулках, мебели, предметах быта, посуде).

Вопрос: Какие изделия Городецких мастеров больше всего понравились?

8. Домашнее задание. Доработать роспись.


























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!