СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Городской фестиваль педагогического мастерства Тема «Организация деятельности младших школьников в научном клубе «Ключ и Заря»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 Программа внеурочной  деятельности научного клуба «Ключ и Заря» ((ПНШ)  позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательной грамматике” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку.

Организация занятий основывается на следующих принципах:

добровольности участия;

научности;

сознательности и активности;

наглядности; доступности;

связи теории  с практикой;

индивидуального подхода.

Просмотр содержимого документа
«Городской фестиваль педагогического мастерства Тема «Организация деятельности младших школьников в научном клубе «Ключ и Заря»»

Городской фестиваль педагогического мастерства


Секция Начальные классы











Тема «Организация деятельности

младших школьников в

научном клубе «Ключ и Заря»







Выполнила:

Ичанская Надежда Александровна,

учитель начальных классов,

МОУ «СОШ № 53»







Саратов

2018 г.




Программа внеурочной деятельности научного клуба «Ключ и Заря» ((ПНШ) позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательной грамматике” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку.

Организация занятий основывается на следующих принципах:

добровольности участия;

научности;

сознательности и активности;

наглядности; доступности;

связи теории  с практикой;

индивидуального подхода.

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Эта программа обращает внимание учителя на все стороны языка, рассматривает слово в грамматическом и лексическом плане. Знание русского языка создает условие для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом, невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому на занятиях  задания направлены на развитие речи  учащихся, на воспитание у них чувства языка. Занятия должны убедить школьников в том, что родной язык надо изучать постоянно для того, чтобы понимать окружающую нас действительность и принимать активное участие в жизни.

Программа внеурочной деятельности научного клуба «Ключ и Заря» разработана как дополнение к учебному курсу «Русский язык», «Литературное чтение». Она развивает интерес к языку как учебному предмету, расширяет  и углубляет программный  материал, пробуждает у учащихся потребности к самостоятельной работе над познанием родного слова и над своей речью, совершенствует общее языковое  развитие  младших школьников.

В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, внеурочная деятельность научного клуба «Ключ и Заря» помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава российского общества»

Безусловно, занятия основаны на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативных умений – школьники анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правилами.

Занятия выстроены следующим образом:

Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.

Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.

Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и так далее).

Клуб «Ключ и заря» обладает широкими возможностями для организации внеурочной работы младших школьников. Он служит продолжением урока русского языка и предполагает участие всех учащихся по окончании занятий в классе.

Являясь предметом гуманитарного цикла, групповое занятие научного клуба «Ключ и Заря» даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.

Групповое занятие научного клуба «Ключ и заря» даёт широкие возможности для проведения школьных праздников, конкурсов, внеклассных мероприятий, выставок достижений учащихся – письменных работ (альбомов, газет, фотовыставок) и т.д.


В структуре программы  можно выделить два смысловых блока:

 Первый блок – «Общение» даёт представление о сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации;: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет).

 Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.

 Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения о тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях; типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении); речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности.      Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации) даёт возможность обучить тем видам высказываний, которые актуальны для младших школьников.

Темы занятий представлены в соответствии с основными содержательными линиями программы по русскому языку: фонетика, орфография, словообразование, морфология, лексика, синтаксис, пунктуация, развитие речи и основными содержательными линиями программы по литературному чтению: виды речевой и читательской деятельности, литературоведческая пропедевтика, элементы творческой деятельности, круг детского чтения.

Программа составлена для детей 7 – 10 летнего возраста.

Форма организации: школьное научное сообщество (научный клуб)

Форма организации деятельности учащихся: групповая, парная, индивидуальная, коллективная.

Продолжительность реализации программы: в течение учеб­ного года занятие один раз в неделю (32 ч — 1 класс, 34 ч — 2 класс, 34 ч — 3 класс, 34 ч — 4 класс).



Цель деятельности научного клуба младшего школьника «Ключ и Заря»:

• формировать универсальные учебные действия методом диалогового общения с «умным взрослым» посредством электронной или почтовой переписки.


Задачи:

• создать условия для развития устной и письменной речи;

• развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях;

• решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь.


Технологии

Игровые технологии: использование рифмовок, стихов, пословиц; создание игровых ситуаций при обучении грамоте позволяет сделать занятие более эффективным и занимательным.

Здоровьесберегающие: частая смена видов деятельности, что позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия.

ИКТ используется для развития познавательной активности, расширения кругозора. Использование мультимедийных презентаций позволяет разнообразить формы и методы работы на кружке на каждом его этапе.

















Содержание программы


Название разделов

Количество часов

1 класс


Карта Волшебного леса

15

Путешествие в страну Звуков

12

Путешествующие при луне

5

Итого

32

2 класс


В гостях у гостеприимного барсука

8

Вопросы от Учёного Кота

13

Необычные слова

13

Итого

34

3 класс


Незаметные предметы в твоём доме

10

Музейный Дом

17

Кронтик подводит итоги

7

Итого

34

4 класс


История одного узора

7

Главный закон общения

17

Кронтик и Елиса прощаются с друзьями

10

Итого

34


Программа внеурочной деятельности научного клуба «Ключ и Заря» связаны не только с освоением предметных областей учебного плана школы, но и с участием детей в разнообразных видах образовательной деятельности. Во внеурочной деятельности дети также имеют свои образовательные результаты, в которых можно выделить три уровня:

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь;

2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь;

3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.

Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности:

- формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;

- формирования у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной и др.

В области предметных планируемых результатов обучающие­ся научатся:

писать письма в процессе предметной переписки с научным клубом «Ключ и Заря» и освоят жанр письма;

свобод­но работать с текстом;

свободно работать с разными источника­ми информации;

устно и письменно делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями.


Обучающиеся получат возможность научиться:

понимать разные основания для оценки (жанровой, этической, эстетиче­ской) одного и того же текста;

понимать прозаические и поэтиче­ские тексты, посвященные формированию базовых нравственно-этических ценностей.















В 2015-2016 учебном году я начала работу по УМК «Перспективная начальная школа». Учебники УМК «ПНШ» приглашают учеников принять участие в работе клуба «Ключ и Заря». В конце учебного года мы с первоклассниками начали работу по переписке с научным клубом младших школьников

Через систему заданий в учебниках организовался обмен письмами между сюжетными героями комплекта (это брат и сестра – разновозрастные сверстники наших учеников) и школьниками.

 В учебнике Н.А. Чураковой Русский язык 1 класс на последних страницах детям предлагаются задания.

1группа-задания Анишит Йокоповны по русскому языку (слайд)

Задания для вступления в научный клуб «Ключ и Заря»

Задания Анишит Йокоповны.

Какие звуки могут сказать о себе:

не имею пары по мягкости

не имею пары по твердости

не имею пары по глухости

не имею пары по звонкости

Может ли буква быть твердой или мягкой?

Может ли буква не обозначать никакого звука?

Может ли буква обозначать одновременно два звука?

Выполняя задания 1-4 приведи примеры.

Может ли звук обозначаться двумя разными буквами? Приведи примеры.

Может ли один и тот же звук скрываться под видом четырех разных букв? Приведи примеры.

Помог ли тебе столбик со звуковыми подсказками ответить на эти вопросы? Укажи номера тех вопросов, отвечая на которые ты пользовался(лась) столбиком алфавита.


2 группа-задания Михаила Потаповича по литературному чтению (слайд )

Задания Михаила Потаповича.

Напиши, какой текст (сказка, рассказ, стихотворение) тебе больше всего понравился в твоих учебниках по литературному чтению. Точно назови автора и название произведения.

Выясни и напиши, книги каких писателей или поэтов, с которыми ты познакомился(лась) на уроках по литературному чтению, есть в твоей школьной библиотеке, у твоих друзей, у тебя дома.

Какие рисунки Юрия Васнецова из «Музейного Дома» тебе показались самыми интересными?



Анкета для будущих членов клуба.


Мое имя и моя фамилия.

Мой адрес: почтовый индекс, название области, название села (города).

Улица, номер дома и номер квартиры.

Номер моей школы.

Сколько человек в моем классе.

Фамилия, имя и отчество моей учительницы.

Все выполненные тобой задания и заполненную анкету ты можешь прислать по адресу:

Куда: 117997, Москва, ул. Профсоюзная, дом 90, комната 607.

Кому: Издательство «Академкнига/Учебник», клуб «Ключ и заря».

После повторения пройденного материала дети ответили на вопросы, заполнили анкету и им осталось только отправить выполненные задания по указанному адресу. Потом я объявила членов клуба своими помощниками, выбрали председателя нашего классного клуба.

На таких заседаниях созданы условия для формирования навыков делового общения, а это один из показателей эффективности урока. Работа в группах, способствует формированию общих учебных умений делового сотрудничества

( умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат обшей деятельности) Результативностью обучения в этом случае является уровень самостоятельности отдельных детей и классного коллектива

Дети почувствовали, что членство в клубе поднимает их на новую высоту, стали более активными и следующие задания выполняют с большим интересом.


Во 2 классе отправили письмо с заданиями по русскому языку.

Решили указать адрес школы и нашего класса. Дети были очень рады, когда прямо

класс дежурный принес 22 письма (зачитываю и показываю письмо)



В 3 классе в 1 части литературного чтения было задание:


И ребята сочинили свою историю. Они назвали такие незаметные предметы: стиральная машина, утюг, розетка, праздничный стол, шурупы, нитки. И очень интересно про них написали. (зачитываю 1-2)

И перед каникулами отправили письма в клуб.



















Итоговое задание по 1 части литературного чтения 3 класс:

Ребятам очень понравилось составлять сборники стихов. Председатель клуба разделил их на 2 группы.

Каждая группа получила задание. В конце занятия подвели итоги.





































Нам пришло сообщение.

«Ключ и заря» !

 Дорогие ребята, хочу сообщить вам, что теперь вы можете вести переписку с научными клубами младших школьников («Ключ и заря») по электронной почте.
Желающим участвовать в электронной переписке с клубами необходимо заполнить анкету и послать ее на электронный адрес: [email protected]. Только в этом случае вы будете получать ответы из клуба по электронной почте.

Не секрет, что в современном обществе интерес к эпистолярному жанру значительно снизился. На смену ему пришли мобильные средства связи. Частные письма несут всевозможную информацию: содержат размышления, наблюдения, исповедь, выражают эмоции, чувства, дают бытовые и автобиографические сведения. В письмах проявляется непосредственность мироощущения. Письма позволяют шаг за шагом пройти с автором жизненный путь, воссоздают черты характера, широкий круг интересов, его личные отношения к событиям. Они отражают изменения в судьбе, во взглядах, душевной настроенности автора. В письме пишущая личность выдвигается на первый план. 

В процессе переписки у ребят класса повысился интерес к предметам. Из простого игрового желания получить ответ на каждое своё письмо, советы и новые вопросы, членские билеты, поощрительные закладки и открытки – постепенно за три года родилась потребность в долговременном предметном общении.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!