СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Городской историко-краеведческий исследовательский проект "Географы и путешественники"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа выполнена в рамках Конкурса "Полярные исследователи" в формате музейного ориентирования по маршрутному листу Городского Детского Аничкова  Дворца Юных.

Просмотр содержимого документа
«Городской историко-краеведческий исследовательский проект "Географы и путешественники"»

V II городской историко-краеведческий исследовательский

проект учащихся

«Географы и путешественники Петербурга»


Городское ориентирование «Полярные исследования»




Дорогие друзья!


Вам предстоит изучить экспозицию музея Арктики и Антарктики. Для этого вам необходимо:

  • созвониться с сотрудниками музея по телефону 571-25-49 (Зоя Александровна, администратор), сказать пароль «Географы и путешественники Петербурга» и договориться о времени посещения музея. Музей готов вас принять с 07 октября по 25 ноября, в часы работы с 10:00 до 17:00. На музейное ориентирование вам может понадобиться около полутора часов;

  • распечатать маршрутный лист;

  • взять с собой ручки, планшет или фотоаппарат;

  • договориться о встрече с вашей командой и отправиться в путь!

  • помните, что фотографировать в музее принято БЕЗ ВСПЫШКИ.


Выполненные задания маршрутного листа (отсканированные в формате pdf), и два коллективных фото (где изображена вся команда) у объектов музея мы ждем на e-mail: [email protected] с темой письма «Географы/школа №…».


Ответы на вопросы оцениваются по балльной системе. Сколько команда может получить за каждый ответ на вопрос показывают звездочки (*) в начале каждого вопроса. 1 звездочка – максимум 1 балл, 2 звездочки – максимум 2 балла, 3 звездочки – максимум 3 балла.

Индивидуальное задание – оценивается по критериям: наличие основных частей эссе, аргументация позиции автора, логика изложения материала, достоверность предоставленных фактов, творческий подход (по каждому критерию максимум 3 балла), всего за индивидуальное задание – максимум 15 баллов.





1 этаж: Зал «История исследования и освоения Северного морского пути»


1 остановка: Начало маршрута от памятника полярнику.

* Найдите среди экспонатов модель старинного полярного судна. Как оно называется? Какие материалы использовались при изготовлении этого судна?

Старинное полярное судно Коч. На экспозиции представлена модель масштабом 1:30. Изготовлена штурманом дальнего плаванья С.А. Леонтьевым.

Использовались при изготовлении материалы: дубовые или лиственные доски, детали корабля сшивались сосновыми или еловыми корнями (вицами), пакля, пенька, смола, лен для парусов.


** Найдите в зале портреты полярных исследователей.

За пишите их имена и фамилии.










Георгий Яковлевич Седов

(23.04.1877-20.02.1914)

русский полярный исследователь

Степан Осипович Макаров

(27.12.1848-31.03.1904)

русский военно-морской деятель

Фритьоф Ведель Ярлсберг Нансен

(10.10.1861-13.05.1930)

норвежский исследователь

Эдуард Васильевич Толль

(02.03.1858-август 1902 года пропал без вести)

русский геолог, арктический исследователь




*** Попробуйте составить небольшую таблицу по макетам судов, представленных на 1 этаже. Расположите названия в ХРОНОЛОГИЧЕСКОМ порядке в соответствии с годом отправки в экспедиции.


1. Парусные суда: «Святой Фока», «Фрам».


Название корабля

Руководитель экспедиции

Дата начала экспедиции

1. «Фрам»

Г.Я. Седов

1893 год из района Новосибирских островов к северу.

2. «Святой Фока»

Фритьоф Нансен

1912 год из Архангельска на Северный полюс



2 остановка: «Ледоколы»

* Этот ледокол в Петербурге можно увидеть на набережной Невы. Найдите экспозицию, которая посвящена этому ледоколу. Какой момент хранители музея запечатлели?

Ледокол «Красин» стоящий на набережной Лейтенанта Шмидта, 23 линия.

В музее «Арктики и Антарктики» - это диорама, на которой изображен поход ледокола «Красин» для спасения итальянской экспедиции на дирижабле в 1928 году».

Художники: Н.Д. Травин; О.Х. Торосян.

* * Рассмотрите внимательно экспозицию. Отличается ли ледокол, представленный на диораме, от того, который стоит сейчас в Санкт-Петербурге. Запишите, какие различия Вы нашли.

1. Одна труба вместо двух.

2. Раньше были паровые машины, а после реконструкции - генератор.

3. В новой версии сделали вертолетную площадку.

4. Сделали локаторы и радиомачту более высокими.

5. Увеличили и подняли рубку управления.

6. Изменили внешний вид и окраску.

*** Попробуйте составить небольшую таблицу по макетам кораблей, представленных на 1 этаже. Расположите названия судов в ХРОНОЛОГИЧЕСКОМ порядке в соответствии с годом постройки.


2. Ледоколы: «Арктика», «Ленин», «Ермак», «Капитан Воронин»


Название корабля

Год постройки

Тип (атомный, паровой, дизель-электрический)

1. «Ермак»

(построен в Англии)

1899

Паровой

2. «Капитан Воронин»

(построен в Финляндии)

1955

дизель-электрический

3. Ленин»

(построен на Ленинградском Адмиралтействе)

1956

атомный, первое в мире судно с ядерной силовой установкой

4. Арктика» (построен на Балтийском заводе Санкт-Петербурга)

1972 (в музее указана только дата сдачи в эксплуатацию - 1975 год)

атомный


* Какие ещё транспортные средства использовали путешественники для покорения арктических земель?

Сани, запряженные людьми; шлюпки; собачьи упряжки; китобойное судно «Полярная звезда»; шхуна «Михаил Суворин»; самолеты; вертолеты; вездеходы; ледоколы «Таймыр», «Мурман» и другие; атомная подводная лодка «Nautilius»; парашют; колесные автомобили-амфибии; снегоходы; ледорезы; батискаф.




3 остановка:

«Природа Арктики»

* Русской Арктикой принято называть территорию, прилегающую к землям РФ и расположенную за полярным кругом. Рассмотрите внимательно макет и запишите названия морей, удовлетворяющих этим условиям.


Моря: Белое, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское, Баренцево.

* Чучела каких животных вы видите в зале?

Запишите названия животных и птиц.

Гага обыкновенная; песец голубой; белый песец, зимний мех; белый медведь; антарктический поморник средний и короткохвостый; лемминг; императорские пингвины; северный олень; морж; капский голубь; горностай (зимний и летний мех); серый буревестник; белая сова в зимнем оперении; белые куропатки; кайра; полярный волк; лисица обыкновенная; росомаха; конога большая; глупыш обыкновенный; тупик; моевка; морянка (самка и самец); белобрюшка; нарвал-единорог.

** Условия выживания в полярных широтах крайне сложны. Как животные и птицы приспособились к этим суровым условиям?

1. Густой меховой покров для удержания тепла.

2. Мех меняет цвет в зависимости от сезона (белый цвет - зимой по цвет снега, а бурый - летом), чтобы скрываться от хищников.

3. Толстый слой подкожного жира у водоплавающих, чтобы держать тепло в организме.

4. Впадение в спячку (чтобы сохранить энергетические ресурсы во время холодного периода и отсутствия еды (например, арктические суслики).

5. Часто живут колониями для большей безопасности, взаимопомощи (пингвины) и согреться друг о друга.

6. Птицы питаются исключительно рыбой, ее легче всего добыть из воды, так как закованная льдом суша не позволяет существовать живым организмам, которые могли бы служить им пищей.

7. Так как у берегов изобилие фитопланктона, то появляются планктонные морские животные.

*** Рассмотрите экспозицию «Дрейфующая станция СП-1». Как люди выживали в столь сложных условиях? Проанализируйте: чем питались полярники, как со­гревались, как связывались с Большой землей, где брали электричество.

12.05.1937-19.02.1938 гг.

274 дня шли работы.

Состав: начальник станции руководитель станции Иван Дмитриевич Папанин, метеоролог и геофизик Евгений Константинович Фёдоров, радист Эрнст Теодорович Кренкель, гидробиолог и океанограф Петр Петрович Ширшов.

Люди утепляли одежду и жилье. Питались продуктами, дающими длительный энергетический запас (шоколад, мясо, крупы и другие белковосодержащие продукты). Проходили инструктаж по выживанию в очень холодных условиях, знали опасных животных, хорошо разбирались в географии, метеорологии, геологии и других науках, были образованными людьми.

Питание полярников:

1. Консервы; 2. Чай плиточный; 3. Овсяная крупа «Геркулес»; 4. Шоколад ванильный; 5. Супы: гороховый, перловый, борщ, свежие щи, уха; 6. Котлеты куриные и мясные. 7. Охотничьи сосиски. 8. Пили: чай, кофе, како, компот, кисель. Продукты расфасовывались в металлические банки по 45 кг каждая.

Согревались:

1. Спичками; 2. Примусы и паяльные лампы; 3. Одежда морозоветрозащитная с электроподогревом; Одежда, утепленная мехом. 4. Палатки имели несколько слоев для утепления от ветра и снега: внутренний слой - парусина, потом слой гагачьего пуха, а сверху - брезент. Пол палатки был устелен фанерой, на которой лежали резиновые подушки.

Электричество: 1. Блоки сухих батарей СЦ-25; 2. Резервный источник электричества: двухколлекторная динамомашина «РМ-2» с комбинированным ножным и ручным приводом. Динамо мог приводить в действие ногами – 1 человек, руками -1-2 человека. 3. Основное электричество вырабатывалось дизельным генератором.

Связь: При помощи радиостанции «Дрейф», с мощностью передатчика 20 Ватт, прием информации происходил круглосуточно.


4 остановка:

«Освоение

Северного морского пути»

* Найдите на стенде карту «Полярные станции наземные и дрейфующие». Найдите ответ на вопрос: зачем нужны полярные станции?

1. Для исследования природы Арктики, занимаются гидробиологи и океанографы.

2. Для обслуживания Арктических навигаций.

3. Изучать физические явления Земли в холодных районах (геофизические явления - занимаются геофизики).

4. Залежи полезных ископаемых - геологи.

5. Географические исследования для составления карт - картографы.

* Сегодня дрейфующих станций в Арктике пока нет. Найдите на карте название последней из них и запишите дату окончания работ на этой станции.

Станция «Северный полюс - 2015». Проработала с 18 апреля по 9 августа 2015 года. Дальнейшие запуски станций не производились из-за финансовых проблем. В будущем планируют строительство и запуск всесезонных ледовых платформ.

*** На стенде найдите уни­кальный экспонат – ключ. Отчего этот ключ? Ключ имеет символический характер и не имеет никакого практического прим енения. Почему?

Символических ключа в музее «Арктики и Антарктики» 2 (два). Один называется «Ключ от Северного полюса, другой - «Ключ от Антарктиды».

Ключ от Антарктиды носит символический характер потому что Антарктида - это континент, проходящий через Южный полюс Земли. И чтобы посетить континент не нужны никакие ключи. Суша Антарктиды открыта для желающих и находится в свободном доступе для всех стран.

Ключ от Северного полюса также носит символический характер, так как Северный полюс - это только координаты крайней Северной точки, принятые людьми и никакие железные ключи не нужны, чтобы определить ее местоположение нужны: навигатор, компас и знания.

*** Найдите домик полярников. Узнайте фа­милию конструктора.

Найдите различия между палатками первых исследователей и этим домом.

Обратите внимание, что сейчас дверь открывается вовнутрь, но раньше она открывалась от себя. Почему именно так было?

Конструктор: С.А. Шапошников.

Палатка построена совсем из других материалов (есть в разделе как согревались полярники): брезент, гагачий пух, парусина, а домик полярников построен из древесины, многослойной фанеры, пропитанной бакелитом, пенопласт, поролон и обладает высокой термоизоляцией. С 1954 года является основным видом жилья на дрейфующих станциях в Арктике и выносных станциях в Антарктиде.

По правилам пожарной безопасности в любых помещениях двери всегда должны открываться от себя (на выход).

Но в условиях холодного климата бывают очень сильные ветра более 40 м/с и происходят заносы дверей снегом, и полярники не могли выйти наружу из-за снежных заносов. Так они помучались, помучались и переделали двери для открывания вовнутрь. Таким образом, снег можно расчистить, растопить и выйти.

** Освоение Северного морского пути невозможно представить без этого человека. Талантливый математик, альпинист, создатель Большой Советской энциклопедии. Ему принадлежала идея создания научной станции на льдине, он на ледокольном пароходе «Сибиряков» первым прошел Северный морской путь за одну навигацию, возглавлял Арктический институт. Найдите фотографию и бюст этого человека на экспозиции.


О ком идет речь? Речь идет об Отто Юльевиче Шмидте

18.09.1891-07.09.1956 гг.





5 остановка:

2 этаж, «Антарктида»

* Главная экспозиция зала рассказывает об открытии Антарктиды. Напишите имена и фамилии первооткрывателей.

Как назывались их суда?

Сколько длилось их путешествие?

Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев на шлюпах «Восток» и «Мирный» достигли берегов Антарктиды. Длилось путешествие 2 года, с 1819 по 1821 год.

Открытие Антарктиды произошло 28 января 1820 года (16 января по старому стилю).

*** Рассмотрите модель шлюпа «Восток». Какие материалы использовались для изготовления судов такого типа. Как вы думаете, с какими опасностями пришлось столкнуться судну в путешествии?

Для построения такого типа судов использовался сырой сосновый лес, скрепленный медными скобами. Подводные части корпусов обшили медью исключительно для плаванья в холодных водах. Был дубовый руль, парусина.


1. Лавирование судна из-за сильнейших южных ветров, мешающих передвижению шлюпам.

2. Мокрый снегопад сильно снижал видимость.

3. Непроходимые ледовые поля заставляли менять курс, а однажды выбили греф у форштевня.

4. Паруса и снасти люледенели, что повлекло к ослаблению рулевого устройства.

5. Во время шторма «Восток» получил сильнейшие повреждения, пришлось гамаки использовать вместо штормовых парусов.

6. Существовала постоянная угроза разбиться об айсберги.

* Как называлась первая советская антарктическая станция?

Сколько километров отделяет станцию от Санкт-Петербурга?

13 февраля 1956 года состоялось открытие первой Арктической станции «Мирный».

14893 км от Петербурга до Мирного.

** Станция «Восток» находится на полюсе холода. Рассмотрите экспозицию и найдите предметы одежды полярников, которые использовали на станции. Попробуйте разъяснить их применение.








1. Морозозащитная маска.

2. Электрические перчатки.

3. Меховые варежки.

4. Валенки.

5. Кротовая маска

6. Блендовые очки.

* Лев, леопард, слон, котик… Что объединяет этих животных и какое отношение они имеют к Антарктиде? Найдите стенд, который вам подскажет ответ на этот вопрос. Запишите названия других животных этого вида, которые водятся в Антарктиде.

Морские львы, морские котики, морские леопарды, морские слоны - млекопитающие отряда ластоногих, род тюленевых, обитающих в Антарктиде.

Еще в ней обитают представители семейства тюленевых: тюлень-крабоед, тюлень Уэделла, тюлень Росса.

** Вопрос НЕШУТОЧНЫЙ. Почему белые медведи не охотятся на пингвинов?

Эти животные проживают в разных полушариях - пингвины в Южном, а белые медведи - в Северном. Нельзя сказать, что именно на разных полюсах, так как понятие полюса - это точка с некими координатами. Пингвины встречаются и на юго-западе Африки, а медведи на северных окраинах Евразии и Северной Америки, что еще раз показывает именно проживание не в конкретной точке, а в разных полушариях.

** Подняв голову вверх, вы можете прочитать слова, относящиеся к Антарктиде. Запишите их.

Сколько флагов окружают эти слова и каким государствам они принадлежат? Запишите 3 государства.


«Антарктида - континент мира и дружбы».


12 флагов на экспозиции.

Флаги Японии, США, Германии, Великобритании, Австралии, Франции, СССР и другие.

Государства: Российская Федерация, Соединенные Штаты Америки, Япония...

** Найдите в зале информацию и запишите, в каких целях используется Антарктида с 01 декабря 1959 года.


1 декабря 1959 года 12 (двенадцать) стран, принимавших участие в изучении Антарктики, подписали договор об демилитаризации Антарктиды, то есть использовании материка исключительно в мирных целях.


Когда Вы пройдете весь маршрут и найдете ответы на все вопросы, не забудьте поразмышлять на важные темы…


Индивидуальный зачет1


Автор эссе: _______________________________________________________


Проведите мини-исследование и сформулируйте свою позицию по вопросу:

«Антарктида – континент мира и дружбы»

В Антарктиде запрещены любые военные действия, запрещены испытания оружия, запрещена добыча полезных ископаемых, запрещено содержание и выращивание любых животных и птиц… Почему так? И согласны ли вы, что именно такое отношение к огромному материку в наше время актуально?



1Задание выполняется индивидуально каждым членом команды.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!