Город – это не мир природы, но виды города принято называть городским пейзажем. Впервые достоверное изображение города появилось в период готики. В искусстве Возрождения, а затем и в более поздние времена художники, увлекаясь пространственными перспективными построениями, часто изображали несуществующую, придуманную архитектуру.
«Пейзаж с замком Берген»
Алберт Якопс Кейб
Потом появились мастера, которые, наоборот, создавали очень точные панорамные городские пейзажи. Они получили название ведута.
« Большой канал и Собор Санта-Мария делла Салюте » Джованни Антонио Каналлето
Голландский живописец Ян Вермеер впервые стал писать картины с натуры, что стало новшеством голландской живописи XVII века. Его работы «Вид города Делфта» и «Улочка Делфта» являются первыми образцами пленерной живописи.
«Вид города Делфта»
«Улочка Делфта »
В русском искусстве одним из первых мастеров городского пейзажа был Федор Яковлевич Алексеев , в 1800 году получивший задание императора Павла I запечатлеть виды Москвы. Он оставил нам яркий образ Москвы ещё до пожара 1812 г.
« Вид храма Василия Блаженного от Москворецкой улицы »
Петербург он изображал совсем по-другому, подчеркивая спокойствие и строгое величие его видов.
«Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости»
Совершенно новое значение образ города приобрел в творчестве художников, создавших объединение вокруг журнала «Мир искусства». Город здесь обрел таинственную одушевленность, изменчивость настроений.
«Дворцовая площадь» Александр Бенуа
В XIX веке городской пейзаж находит своё отражение в творчестве французского художника- импрессиониста Камиля Писсарро , который в своих картинах изображал текучесть жизни и переменчивость большого города.
«Оперный проезд в Париже»
В серии полотен, посвященных жизни парижских бульваров, Писсарро проявляет интерес к городской среде как сфере существования человека. Его городские пейзажи отличает стремление совершить широкий охват пространства, совмещая его с маленькими масштабами фигур и экипажей.
«Бульвар Монмартр в Париже»
В русском искусстве XX века изображения города чрезвычайно многолики и в живописи, и в графике.
Жанр лирического репортажа, сентиментальное любование праздничной суетой городского быта является стихией Юрия Пименова .
«Стюардесса»
Пименов часами гулял по Москве или мог уехать в один из подмосковных городков и изучать там местные улицы и пейзажи.
«Новая Москва»
Главный предмет наблюдения и поэтизации - окружающие Москву новые кварталы. Он любуется самой их неоконченностью и необжитостью, временным, еще не устроенным бытом.
«Первые модницы нового квартала»
Городской пейзаж сегодня привлекает внимание очень многих художников, ведь большинство людей живет в городах.
«Вечерняя Евпатория» Игорь Яровой
Ныне города – это ритмы стандартных многоэтажных домов, но ещё остаются уютные улицы с небольшими и разнообразными постройками.
«Огни старого города. Евпатория» Павел Голик
Художников всегда привлекает разнообразие этих форм и конструкций. Увлекателен и сам быт этих улиц, наполненных непрерывным движением.
«Переулки старого города» Павел Голик
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Нарисуйте композицию живописного городского пейзажа.