ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА І-ІІІ СТУПЕНЕЙ
СЕЛО ПЕТРОПАВЛОВКА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ШАХТЕРСКА
ОТКРЫТОЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
«Горжусь тобой, родной Донбасс!»
Автор: Буряк Елена Николаевна учитель начальных классов
ОШ І- ІІІст. село Петропавловка
Шахтерск, 2016
Описание работы
Воспитательное мероприятие предназначено для обучающихся начальной школы. Методическая разработка посвящена культурно-историческому направлению патриотического воспитания и нацелена на формирование представлений о героической истории Донбасса; понятий «патриот», «патриотизм». Дает возможность показать на примерах из литературных произведений, жизненных ситуаций проявление патриотизма. Способствует развитию у школьников познавательного интереса к изучению исторического прошлого своего родного края; творческого потенциала учащихся. На протяжении мероприятия дети проникают чувством патриотизма, гордости и уважения к своей большой и малой Родине, осознают гражданскую ответственность за судьбу своей Родины, за сохранение мира.
При подготовке к воспитательному мероприятию учитель использует проектную деятельность, проблемно-поисковый метод. Проведению мероприятия предшествует подготовительная работа: дети работают в творческих группах, знакомятся с историческими фактами, готовят фотографии родного края, рисунки, стихотворения, инсценировку песен военных лет.
СОДЕРЖАНИЕ
Вступительная часть ………………………………………… с. 4-6
Основная часть …………………………………………………с. 6- 10
Заключительная часть………………………………………… с. 10
Список использованной литературы ………………………… с. 11
Внеклассное мероприятие
Тема: Горжусь тобой, родной Донбасс!
Класс: 4
Цели:
Методическая цель – показать нетрадиционные формы проведения классного часа с использованием интерактивных методов в патриотическом воспитании школьников.
Развивающая цель – расширить представления обучающихся о героической истории Донбасса; формировать понятия «патриот», «патриотизм»; показать на примерах из литературных произведений, жизненных ситуаций проявление патриотизма; развивать у школьников познавательный интерес к изучению исторического прошлого своего родного края; развитие творческого потенциала учащихся.
Воспитательная цель – воспитание чувства патриотизма, гордости и уважения к своей большой и малой Родине, воспитание гражданской ответственности за судьбу своей Родины, чувство долга, активную жизненную позицию.
Задачи:
1. Подвести обучающихся к пониманию Отечества как непреходящей ценности, связи с предыдущими поколениями.
2. Актуализировать и систематизировать знания учащихся о символах Донецкой Народной Республики.
3. Способствовать развитию творческих способностей обучающихся по составлению сочинения – рассуждения, стихотворений о Родине, умению самостоятельной работы по подбору и анализу информационно - справочных материалов, используя разные источники информации.
4. Содействовать формированию умения работать в команде, взаимодействовать, работать сообща.
Оборудование: интерактивное оборудование, мультимедийная презентация, аудио и видеоматериалы: гимн ДНР, видеоклип «Самые лучшие пейзажи Донбасса», карточки с поговорками и пословицами о Родине, фотографии Донбасса прошлых лет, карта Донецкой Народной Республики.
Предварительная работа:
1. Формирование участников творческой группы.
2. Планирование работы творческой группы по заданной теме.
3. Распределение обязанностей среди участников группы.
4. Подготовка сообщений по следующим вопросам:
Ожидаемый результат:
обучающиеся проникнутся пониманием Отечества как непреходящей ценности, связи с предыдущими поколениями;
расширят свои знания о героической истории народа Донбасса;
приобретут опыт работы совместной и поисковой деятельности, работы в команде.
Ход внеклассного мероприятия
I. Вступительная часть.
Создание эмоционального настроя (Прослушивание гимна Донецкой Народной Республики).
Приветствие.
- Здравствуйте, дети! Вы прослушали Гимн Донецкой Народной Республики. Какое чувство охватывает вас, когда вы слушаете гимн ДНР? (Ответы детей)
Сообщение темы и целей
– Ребята, внимательно послушайте стихотворение и скажите, о чем сегодня будет идти речь.
Люблю поле и березки,
И скамейку под окном,
Заскучаю — вытру слезки,
Вспоминая о родном.
Никуда я не уеду,
Буду здесь работать, жить,
Сердцу место дорогое
Буду я всегда любить!
Место это знаю я,
А вы знаете, друзья? (Родина)
- О каком крае идет речь в стихотворении? ( О родном крае, о Родине)
- Верно. Сегодня мы отправимся в путешествие по нашей Родине, побываем в героическом прошлом и помечтаем о мирном будущем Донбасса. Нам необходимо получить билеты для допуска в машину времени. А для этого вам необходимо выполнить задание.
2.Актуализация опорных знаний учащихся
2.1 Ассоциативный куст
- Вы родились в Донбассе. Какие ассоциации у вас с этим словом? На каждую букву из слова Донбасс назовите ассоциацию.
Д -
О -
Н -
Б -
А -
С -
С –
2.2 Мини-итог
- Молодцы! Вы справились с заданием, и мы отправляемся в путешествие.
Основная часть
1 – я станция «История заселения Донбасса»
- Человеку нужно знать свои корни, историю своей страны, чтить ее традиции и обычаи. И тогда такой человек может сказать о себе: «Я – гражданин своей страны», «Я – патриот». У каждого из вас есть билеты для путешествия. Прошу всех занять свои места в нашей машине времени.
( Просмотр видеоклипа «Донбасс – моя Родина!»
- Дети, вы увидели, как красива наша Родина. Но всегда ли она была такой? Когда на территории нашей республики появились первые поселения? Давайте вместе отправимся в далекое прошлое родного края.
(Выступление творческой группы. Учащиеся знакомят с историей Донбасса).
Донецкая земля была заселена в глубокой древности, начиная с эпохи палеолита. Ручное рубило с древней стоянки человека, найденное вблизи города Амвросиевка, было обтесано десятки тысяч лет назад.
После таяния ледников (14-12 тыс. лет назад) климат здешних мест приблизился к современному. Приазовские степи с их богатым разнотравьем были особенно привлекательны для разведения скота. В бронзовом веке донецкие степи заселили кочевники. Первыми из кочевых племен были киммерийцы. В IV веке из Азии в Приазовье пришли кочевники-скотоводы гунны. Восточно-славянские племена “руссы” (так называли людей с реки Рось) появились в донецкой степи в IX веке. В IX-XII веках по этим землям кочевали племена хазаров, торков, печенегов и половцев.
После нашествия монголо-татарских племен в XIII веке, территория края обезлюдела. Приазовье, донецкие и донские степи надолго стали именоваться Диким полем.
В XIV веке территория края входила в состав Крымского ханства, веком позже здесь возникли первые крепости Московского государства - Святогорская крепость (г. Святогорск) и Бахмутская сторожа (г. Краматорск).
Большую роль в заселении и защите донецких степей сыграли запорожские и донские казаки, основав здесь свои поселения - “зимовники” и “хутора”. Из таких поселений выросли многие города, в том числе Дружковка, Авдеевка, Макеевка.
Интенсивное хозяйственное освоение края началось в XVIII веке в связи с началом промышленной добычи угля, который был найден в 1721 году.
После отмены крепостного права началось массовое переселение в эти края жителей густонаселенных аграрных регионов Украины и России и развитие промышленности.
Такое понятие, как Донбасс существует с начала 19 века. Употребил это слово инженер Ковалевский, заключив геологическую карту земель Донбасса, которые прилегают к реке Донец (1827 год). Впоследствии здесь образовался мощный промышленно-экономический район, который охватывает Донецкую и Луганскую Народные Республики.
2 – я станция «Донбасс и Великая Отечественная Война»
- Наша машина времени отправляет нас в 1941 год.
Бомбежка началась под утро,
Ещё синели облака.
И неподвижно, горы будто –
Лежали возле городка.
-Начиная с первых дней войны, Донбасс ускоренными темпами перестроил промышленность и транспорт на выпуск военной продукции, что позволило дать фронту много нужной для неё техники. «Всё для фронта, всё для Победы!» - призыв, который навсегда остался в памяти людей.
- Боевые действия по освобождению Донбасса начались 30января 1943
Каждый год 8 сентября мы вспоминаем героев, которые встали на защиту родного края и освободили Донбасс от фашистских захватчиков.
Просмотр видеофрагмента «Освобождение Донбасса»
Работа в группах. Составление пословиц и поговорок о Родине.
- Для продолжения путешествия вам необходимо составить из данных слов пословицы о Родине:
Человек без Родины — соловей без (песни).
Тот герой, кто за Родину (горой).
Родина — мать, умей за нее (постоять).
Где кто родится, там и (пригодится).
Родина краше солнца, дороже (золота).
Для Отчизны не жаль (жизни).
Не тот человек, кто для себя живет, а кто за родину в бой (идет).
- Молодцы! А вам приходилось когда - либо испытывать чувство любви к своему Отечеству? На мой взгляд, это такое чувство, когда человек не может жить на чужой земле, тоскует по земле, где он родился и вырос. Это когда солдат, уходя на фронт, насыпал в кисет горсть родной земли и хранил её на груди, у сердца. Это когда, возвратившись с чужбины, он припадал устами к родной земле, равно как к губам матери, жены, детей.
3 –я станция «Музыкальная»
- Во время войны огромное значение имеет боевой дух, настрой солдат на победу, и в этом им также помогают героические песни. Ребята нашего класса приготовили музыкальную композицию.
Инсценизация песен военных лет.
4 –я станция «Донбасс сегодня»
- Начиная с 1945 года, наш народ строил мирную жизнь. Донбасс восстанавливали быстрыми темпами, открывались новые шахты, заводы, фабрики, высокие достижения были в сельском хозяйстве. Люди строили мирную жизнь, и, казалось, больше уже никогда не будет войны. Но война снова пришла в наш край внезапно, когда её никто не ждал. Дети, которые выросли под мирным небом Донбасса, вдруг узнали, что значит это слово.
Видеоклип «70 слов о войне».
- И снова на защиту родной земли поднялись храбрые сыновья Донбасса. Ополчение Донбасса не позволило украинским карателям захватить родную землю. (Учащиеся читают стихотворение Павла Беспощадного «Донбассу жить!»)
5 – я станция « Взгляд в будущее».
- Сейчас ещё продолжается освобождение Донецкой Народной Республи-ки. А мы с помощью нашей машины времени давайте отправимся в мирное будущее Донбасса и попробуем представить, какой будет наша Родина без войны.
Готовясь к нашему путешествию, вам необходимо было выполнить творческие задания на выбор.
1. Составить сочинение – рассуждение «Мы выбираем мир!».
2. Составить стихотворение о Донбассе.
3 . Нарисовать рисунок «Донбасс без войны».
4. Сделать фотографии родного края.
- Ребята, продемонстрируйте свои работы всему классу.
Презентация творческих работ.
6 – я станция «Завершающая»
Заключительная часть
- Молодцы, ребята, вы все сегодня активно работали, и я с уверенностью могу сказать, что вы настоящие патриоты. Цените, берегите и любите свой родной край! Гордитесь сильным и мужественным Донбассом!
Хрупок наш мир, как хрусталь, как стекло.
Мирное солнце, пусть светит оно.
В мире нам радостно, весело жить.
Будем, ребята в мире дружить!
- Кто знает, что является символом мира? (Белый голубь) Символ мира мы сегодня будем делать из бумаги. (Дети делают по шаблонам и пишут послание о мире на этих голубях) Давайте сделаем так, чтобы наши послания услышали в каждом доме, в каждой семье, в каждом маленьком селе и большом городе. Дети прикрепляют своих голубей на карту Донецкой Народной Республики. ( Музыкальное сопровождение под песню «Пусть всегда будет солнце».)
Список литературы и ресурсов сети Интернет:
ru.wikipedia.org
images.yandex.ru
www.bio.1september.ru
http://socrecepty.ru/recepty/7274-.html.