СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Гос программа для 10-11 классов по географии ЕМН для школ Казахстана

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

гос программа для 10-11 классов для школ естественно-математического направления от 2013 года

Просмотр содержимого документа
«Гос программа для 10-11 классов по географии ЕМН для школ Казахстана»


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ИМ.Ы.АЛТЫНСАРИНА















УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ

по предметам образовательной области «Естествознание»

уровня общего среднего образования

(10-11 классы общественно-гуманитарного и естественно-математического направлений)


























Астана 2013

Утвержден приказом Министра образования и науки Республики Казахстан №115 от 3 апреля 2013 года

Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан №8424 от 10 апреля 2013 года



Учебные программы по предметам образовательной области «Естествознание» для 10-11 классов общественно-гуманитарного и естественно-математического направлений общеобразовательной школы. – Астана, 2013. – 106 стр.



































©Национальная академия

образования им.Ы.Алтынсарина, 2013






Учебная программа по предмету «География»

(естественно-математическое направление)

1. Пояснительная записка

1.

Учебная программа разработана в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом образования, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года №1080.

2.

Программа по курсу географии 10-11 классов отражает последовательность и непрерывность географического образования. Ставит цель усвоения учащимися разносторонних экономико-географических знаний при изучении современного мира, развитие, расширение функциональной грамотности и профильно-профессиональной ориентации учащихся.

3.

Курс географии естественно-математического направления определяет следующие задачи:

1)

дальнейшее развитие знаний и представлений о целостности природы планеты на основе обобщения знаний, понятий и идей об общих географических закономерностях, изученных в предыдущих классах;

2)

формирование политических, географических знаний в процессе изучения этапов формирования политической карты мира, мирового хозяйства, геополитических проблем и направлений развития современного общества;

3)

умение анализировать глобальные, региональнальные и локальные явления при изучении природных, социально-экономических, геоэкологических процессов;

4)

изучение типологии государств, выявление особенностей стран с разным уровнем социально-экономического развития национальных хозяйств;

5)

развитие и углубление экологической культуры в процессе изучения мировых природных ресурсов, технологий добычи и использования и региональные особенности;

6)

дальнейшее углубление знаний учащихся при изучении населения мира, системы мирового хозяйства, состава, структуры, особенности размещения, международных отношений и международного экономического сотрудничества;

7)

воспитание толерантности, уважения к другим народам и культурам;

8)

развитие профильно-профессиональной ориентации учащихся, способствование осознанному выбору будущей професии;

9)

обеспечение дальнейшего развития аналитических качеств при работе с картами, схемами, графиками, диаграммами, таблицами, интернетом, образовательными цифровыми ресурсами при сборе необходимых материалов из разнообразной экономико-географической литературы, речи и полиязычия, овладение навыками самостоятельной обработки и речевой интерпретации статистических, картографических и иных сведений;

10)

воспитание высоких патриотических чувств, уважения к Конституции Республики Казахстан, выработка активной гражданской, жизненной позиции.

4.

Все виды практической деятельности, указанные в программе, являются тренировочными и развивающими, обязательно оцениваемыми являются практические работы, имеющие номер.

5.

Межпредметные связи предмета:

1) с математикой при изучении рыночной экономики, современных фондовых биржах, акционерных формах капитала и типах экономики, при выполнении расчетных практических работ;

2) с историей при использовании исторических понятий и терминов характеризующие виды государственного и административно-территориального строя при изучении экономико-географического обзора мира и государственного устройства стран мира, исторических этапах мирового хозяйства, при изучении причин изменения политической карты мира, при изучении колониальной эпохи и последствиях того времени на современном состоянии экономики и общества;

3) с литературой и музыкой при использовании произведений великих казахских, казахстанских, русских, советских, зарубежных поэтов, писателей и композиторов; использование музыкальных произведений, песен, песенных фрагментов;

4) с химией при изучении химической промышленности стран мира;

5) с биологией при изучении биосферы, ее состава, структуры, природных зон, проблем охраны компонентов географической оболочки, географии растениеводства, животноводства и рыболовства;

6) с технологией при изучении народных, национальных ремесел стран мира.

В соответствии с типовым учебным планом на изучение курса «Географии» в 10-11 классах естественно-математического направления выделено 68 часов, по 2 часа в неделю.

2. Базовое содержание учебного предмета в 10 классе

Введение (1 час):

цели и задачи изучения предмета «География. Общий обзор мира. Страны СНГ».

8.

На изучение раздела «Общие географические закономерности» выделено 16 часов:

1)

«Земля как планета» (2 часа), краткие сведения о Земле, строение Земли;

2)

«Изображение Земли на карте» (3 часа):

географические карты, топографические карты, общие сведения о картографии, знакомство с глобальными навигационными системами Глонасс, GPS и Galileo, картографические проекции, измерительные ресурсы карт, условные знаки;

практическая работа №1 «Работа по измерительным ресурсам географических и топографических карт»;

3)

литосфера и земная кора (3 часа), геологическая история Земли, эпохи горообразования, литосфера и закономерности ее развития, рельеф Земли, закономерности развития;

4)

атмосфера и климат (3 часа), строение и состав атмосферы, ее свойства, атмосферная циркуляция, погода, климат и классификация;

5)

гидросфера (2 часа), Мировой океан, океаны, воды суши;

6)

биосфера (1 час), понятие биосферы, ее состав, структура, понятие о ноосфере;

7)

географическая оболочка (2 часа), понятие о географической оболочке, ее закономерностях, природных компонентах и комплексах, понятие о ландшафте и его видах;

географические пояса и природные зоны, проблемы охраны компонентов географической оболочки.

9.

На изучение раздела «Общая характеристика мира» выделено 17 часов:

1)

«Историко-географические регионы. Политическая карта мира» (5 часа):

историко-географические регионы и политическая карта мира – этапы формирования, формы государственного и административно-территориального устройства стран мира, независимые государства и зависимые территории;

многообразие типологии стран современного мира, понятия о мировых цивилизациях, геополитике, геополитическом положении, политической географии и политических отношениях, международные организации;

практическая работа №2 «Оценить геополитическое положение одной страны по выбору и дать прогноз его изменениям под влиянием ситуации в мире, определить страны с выгодным и невыгодным геополитическим положением и объяснить причины»;

2)

население мира (5 часов), численность и воспроизводство населения мира, демографическая политика, половозрастная структура населения, трудовые ресурсы;

плотность населения, особенности размещения и миграции населения, расовый, языковой, национальный состав населения и религии мира, виды населенных пунктов и урбанизация;

3)

природные ресурсы (4 часа), взаимодействие природы и общества, классификации природных ресурсов, понятие о ресурсообеспеченности, природные ресурсы мира (топливно-энергетические, рудные и нерудные);

другие виды природных ресурсов мира (земельные, водные, биологические, рекреационные, ресурсы Мирового океана);

практическая работа №3 «Определить страны с высокой, средней и низкой степенью обеспеченности природных ресурсов (топливно-энергетических, рудных, химических, водных, биологических, рекреационных), определить ресурсообеспеченность отдельных стран»;

4)

«Научно-техническая революция (НТР) и мировое хозяйство» (3 часа):

научно-техническая революция (её характерные черты, составные части, пути развития, главные направления);

факторы размещения отраслей мирового хозяйства, наука кибернетика и роль человеческого фактора в условиях НТР;

итоговый семинар (научно-техническое преобразование общества и экономики на современном этапе);

10.

На изучение раздела «Мировое хозяйство» выделено 16 часов:

1)

общий обзор мирового хозяйства (2 часа), формирование мирового хозяйства, основные этапы развития, структура, международное географическое разделение труда, отрасли международной специализации, международная экономическая интеграция, транснациональные корпорации (ТНК);

типы организации экономики, территориальные различия и главные центры мирового хозяйства;

2)

мировая промышленность (4 часа), закономерности и факторы размещения промышленности, топливно-энергетический комплекс, металлургия мира;

машиностроение мира, другие отрасли обрабатывающей промышленности;

3)

география сельского хозяйства (3 часа), общая характеристика сельского хозяйства (значение, аграрные отношения, направления развития), география растениеводства, животноводство и рыболовство;

4)

география транспорта (2 часа), география мирового транспорта, мировые пути сообщения (наземные, водные, воздушные), новейшие телекоммуникационные системы, интернет;

5)

международные экономические отношения (5 часов):

виды международных экономических связей, внешняя торговля, международная финансовая система, международные банки;

международный туризм, экономическое сотрудничество, экономическая интеграция и международные экологические проекты, Казахстан в системе международных экономических отношений;

практическая работа №4 «Составление характеристики отрасли мирового хозяйства (промышленности или сельского хозяйства)» по плану.

11.

На изучение раздела «Страны Независимых Государств (СНГ)» выделено 17 часов:

1)

обзор стран СНГ (1 час), общий обзор стран СНГ, краткая история возникновения, внутренние и внешние экономические связи, противоречия, Таможенный Союз;

2)

«Российская Федерация» (6 часов):

краткая историческая справка, геополитическое, экономико-географическое положение, природные условия и ресурсы;

население (демографические показатели, трудовые ресурсы, плотность и размещение, национальный, религиозный состав и урбанизация);

общая характеристика хозяйства России, промышленность, сельское хозяйство и транспорт;

экономические районы России и внешнеэкономические связи;

практическая работа №5 «составить краткую экономико-географическую характеристику двух регионов России расположенных в разных экономических зонах»;

3)

«Беларусь» (1 час), краткая историческая справка, геополитическое, экономико-географическое положение, природные условия и ресурсы, население, урбанизация, общая характеристика хозяйства, промышленность, сельское хозяйство, транспорт, внешнеэкономические связи;

4)

«Украина и Молдова» (2 часа), краткая историческая справка, геополитическое, экономико-географическое положение, природные условия и ресурсы, население, урбанизация, общая характеристика хозяйства;

внутренние различия, промышленность, сельское хозяйство, транспорт, внешнеэкономические связи;

5)

«Страны Закавказья» (2 часа), краткая историческая справка, геополитическое, экономико-географическое положение, природные условия и ресурсы, население, урбанизация, общая характеристика хозяйства;

Азербайджан, Армения, Грузия (внутренние различия в регионе);

6)

«Страны Центральной Азии (СНГ)» (5 часов):

Узбекистан, Кыргызстан, Туркменистан и Таджикистан;

краткая историческая справка, геополитическое, экономико-географическое положение, природные условия и ресурсы, население, урбанизация, общая характеристика хозяйства, промышленность, сельское хозяйство, транспорт, внешнеэкономические связи;

практическая работа №6 «Казахстан и четыре страны Центральной Азии (СНГ). Экономические отношения, сотрудничество и перспективы интеграции»;

политические, экономические и культурные связи Казахстана со странами СНГ и Таможенного союза;

Обобщение курса 10 класса (1 час).


4. Требования к уровню подготовки учащихся 10-класса

Предметные результаты. По завершении 10 класса учащиеся должны знать:

1)

основные параметры планеты Земля, ее свойства и место в Солнечной системе;

2)

содержание и виды географических карт, проекции, градусную сеть и измерительные свойства карт;

3)

геохронологическую таблицу, этапы геологической истории, эры, периоды, эпохи горообразований;

4)

литосферные плиты, их виды, крупные платформы и геосинклинальные пояса;

5)

крупные формы рельефа суши и дна океана (горы, равнины), их развитие, изменения;

6)

состав, строение и значение атмосферы, основные климатообразующие факторы, воздушные массы, климатические пояса;

7)

гидросферу и ее составные части, мировой океан и его части, воды суши, крупные реки, озера, водопады;

8)

состав, структуру и значение биосферы, понятие ноосферы, соотношение биомассы на Земле;

9)

понятия и общие закономерности географической оболочки, природного комплекса, географического пояса, природной зоны, ландшафта;

10)

проблемы охраны компонентов географической оболочки, животных и растений, включенных в международную и казахстанскую «Красную книгу»;

11)

специальную терминологию раздела;

12)

историко-географические регионы, этапы формирования политической карты мира;

13)

формы государственного и административно-территориального устройства стран мира, независимые государства и зависимые территории, типологию стран современного мира;

14)

понятие о мировых цивилизациях, геополитике, политической географии, геополитическом положении;

15)

понятие о политических отношениях, политических связях Республики Казахстан со странами ближнего и дальнего зарубежья;

16)

роль международных организаций в современном мире;

17)

численность населения Земли и его размещение;

18)

понятия воспроизводства населения, демографическая политика, трудовые ресурсы, экономически активное население (ЭАН), половозрастной состав населения, миграция, урбанизация – его уровни и формы, агломерация, мегалополис;

19)

классификацию народов мира, самые крупные народы, языки, мировые и национальные религии;

20)

роль Ассамблеи народа Казахстана в достижении сплочения, согласия и консолидации народов Республики Казахстан;

21)

основные расы на Земле, результаты исследования Н.Н.Миклухо-Маклая;

22)

понятие о природопользовании, географической среде, окружающей среде, ресурсообеспеченности;

23)

классификацию природных ресурсов (по происхождению, по использованию, по степени исчерпаемости), закономерности их размещения и концентрации по отдельным странам;

24)

особенности современного этапа взаимодействия общества и природы;

25)

основные направления решения экологических проблем;

26)

понятие НТР (характерные черты, составные части, пути развития техники и технологии, главные направления развития производства и факторы размещения отраслей в условиях НТР);

27)

направления научно-технического преобразования экономики и инновационно-индустриальной реформы в Казахстане;

28)

роль человеческого фактора в условиях НТР и значение качественного образования для социализации и профессиональной адаптации личности в современном обществе и производстве;

29)

понятия мирового хозяйства, его основные этапы развития, международного географического разделения труда, международной экономической интеграции, типы экономики;

30)

территориальные различия и главные центры мирового хозяйства, виды международных экономических связей;

31)

закономерности и основные факторы размещения отраслей мирового хозяйства;

32)

влияние НТР на отраслевую структуру, размещение производства и основные направления его развития;

33)

основные центры и регионы размещения ведущих отраслей мировой добывающей, энергетической и обрабатывающей промышленности;

34)

главные сельскохозяйственные районы мира;

35)

главные виды транспорта и мировые пути сообщения;

36)

виды международных экономических связей;

37)

страны СНГ, понятия ближнего, дальнего зарубежья, таможенного союза;

38)

характерные черты геополитического и экономико-географического положения стран СНГ;

39)

главные черты населения, природных условий и ресурсов, хозяйства и внутренние различия территорий отдельных стран СНГ;

40)

экономические реформы в странах СНГ и интеграционные процессы между ними.

По завершении 10 класса учащиеся должны уметь:

1)

объяснять совокупность терминов, понятий и закономерностей о Земле, месте Земли в Солнечной системе;

2)

объяснять совокупность терминов, понятий, особенностей и закономерностей оболочек Земли, их значение;

3)

читать карты разного содержания и назначения, показывать объекты, названные в разделе и использовать измерительные свойства карт;

4)

характеризовать геополитическое положение;

5)

показывать по настенной карте и отмечать в контурных картах объекты политической карты мира;

6)

анализировать тексты, публикации СМИ, политические события в мире и в стране;

7)

сравнивать население мира и отдельных стран по особенностям воспроизводства, половозрастной структуре, плотности населения и его размещении, демографической политике, расового, языкового, национального, религиозного состава, уровням урбанизации;

8)

характеризовать разные виды природопользования, используя различные источники информации;

9)

анализировать размещение минеральных ресурсов на Земле и определять ресурсообеспеченность различных стран;

10)

приводить конкретные примеры, подтверждающие научно-технического преобразования в быту, промышленности, торговле, транспорте, сельском хозяйстве;

11)

выявлять факторы размещения ведущих отраслей мирового хозяйства;

12)

анализировать материалы СМИ о состоянии отраслей мирового хозяйства;

13)

давать характеристику отраслям мирового хозяйства с использованием различных источников информации;

14)

показывать на настенных и контурных картах основные страны лидеры в отраслях мирового хозяйства;

15)

показывать территории стран СНГ на картах, в том числе в контурных картах;

16)

сравнивать страны СНГ, их территории по природным условиям и ресурсам, населению и особенностям хозяйства с целью установления сходства и различия между ними;

17)

составлять экономико-географическую характеристику стран и территорий.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!