МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ИМ.Ы.АЛТЫНСАРИНА
УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ
по предметам образовательной области «Естествознание»
уровня общего среднего образования
(10-11 классы общественно-гуманитарного и естественно-математического направлений)
Астана 2013
Утвержден приказом Министра образования и науки Республики Казахстан №115 от 3 апреля 2013 года
Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан №8424 от 10 апреля 2013 года
Учебные программы по предметам образовательной области «Естествознание» для 10-11 классов общественно-гуманитарного и естественно-математического направлений общеобразовательной школы. – Астана, 2013. – 106 стр.
©Национальная академия
образования им.Ы.Алтынсарина, 2013
Учебная программа по предмету «География»
(естественно-математическое направление)
1. Пояснительная записка
1.
Учебная программа разработана в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом образования, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года №1080.
2.
Программа по курсу географии 10-11 классов отражает последовательность и непрерывность географического образования. Ставит цель усвоения учащимися разносторонних экономико-географических знаний при изучении современного мира, развитие, расширение функциональной грамотности и профильно-профессиональной ориентации учащихся.
3.
Курс географии естественно-математического направления определяет следующие задачи:
1)
дальнейшее развитие знаний и представлений о целостности природы планеты на основе обобщения знаний, понятий и идей об общих географических закономерностях, изученных в предыдущих классах;
2)
формирование политических, географических знаний в процессе изучения этапов формирования политической карты мира, мирового хозяйства, геополитических проблем и направлений развития современного общества;
3)
умение анализировать глобальные, региональнальные и локальные явления при изучении природных, социально-экономических, геоэкологических процессов;
4)
изучение типологии государств, выявление особенностей стран с разным уровнем социально-экономического развития национальных хозяйств;
5)
развитие и углубление экологической культуры в процессе изучения мировых природных ресурсов, технологий добычи и использования и региональные особенности;
6)
дальнейшее углубление знаний учащихся при изучении населения мира, системы мирового хозяйства, состава, структуры, особенности размещения, международных отношений и международного экономического сотрудничества;
7)
воспитание толерантности, уважения к другим народам и культурам;
8)
развитие профильно-профессиональной ориентации учащихся, способствование осознанному выбору будущей професии;
9)
обеспечение дальнейшего развития аналитических качеств при работе с картами, схемами, графиками, диаграммами, таблицами, интернетом, образовательными цифровыми ресурсами при сборе необходимых материалов из разнообразной экономико-географической литературы, речи и полиязычия, овладение навыками самостоятельной обработки и речевой интерпретации статистических, картографических и иных сведений;
10)
воспитание высоких патриотических чувств, уважения к Конституции Республики Казахстан, выработка активной гражданской, жизненной позиции.
4.
Все виды практической деятельности, указанные в программе, являются тренировочными и развивающими, обязательно оцениваемыми являются практические работы, имеющие номер.
5.
Межпредметные связи предмета:
1) с математикой при изучении рыночной экономики, современных фондовых биржах, акционерных формах капитала и типах экономики, при выполнении расчетных практических работ;
2) с историей при использовании исторических понятий и терминов характеризующие виды государственного и административно-территориального строя при изучении экономико-географического обзора мира и государственного устройства стран мира, исторических этапах мирового хозяйства, при изучении причин изменения политической карты мира, при изучении колониальной эпохи и последствиях того времени на современном состоянии экономики и общества;
3) с литературой и музыкой при использовании произведений великих казахских, казахстанских, русских, советских, зарубежных поэтов, писателей и композиторов; использование музыкальных произведений, песен, песенных фрагментов;
4) с химией при изучении химической промышленности стран мира;
5) с биологией при изучении биосферы, ее состава, структуры, природных зон, проблем охраны компонентов географической оболочки, географии растениеводства, животноводства и рыболовства;
6) с технологией при изучении народных, национальных ремесел стран мира.
В соответствии с типовым учебным планом на изучение курса «Географии» в 10-11 классах естественно-математического направления выделено 68 часов, по 2 часа в неделю.
2. Базовое содержание учебного предмета в 10 классе
Введение (1 час):
цели и задачи изучения предмета «География. Общий обзор мира. Страны СНГ».
8.
На изучение раздела «Общие географические закономерности» выделено 16 часов:
1)
«Земля как планета» (2 часа), краткие сведения о Земле, строение Земли;
2)
«Изображение Земли на карте» (3 часа):
географические карты, топографические карты, общие сведения о картографии, знакомство с глобальными навигационными системами Глонасс, GPS и Galileo, картографические проекции, измерительные ресурсы карт, условные знаки;
практическая работа №1 «Работа по измерительным ресурсам географических и топографических карт»;
3)
литосфера и земная кора (3 часа), геологическая история Земли, эпохи горообразования, литосфера и закономерности ее развития, рельеф Земли, закономерности развития;
4)
атмосфера и климат (3 часа), строение и состав атмосферы, ее свойства, атмосферная циркуляция, погода, климат и классификация;
5)
гидросфера (2 часа), Мировой океан, океаны, воды суши;
6)
биосфера (1 час), понятие биосферы, ее состав, структура, понятие о ноосфере;
7)
географическая оболочка (2 часа), понятие о географической оболочке, ее закономерностях, природных компонентах и комплексах, понятие о ландшафте и его видах;
географические пояса и природные зоны, проблемы охраны компонентов географической оболочки.
9.
На изучение раздела «Общая характеристика мира» выделено 17 часов:
1)
«Историко-географические регионы. Политическая карта мира» (5 часа):
историко-географические регионы и политическая карта мира – этапы формирования, формы государственного и административно-территориального устройства стран мира, независимые государства и зависимые территории;
многообразие типологии стран современного мира, понятия о мировых цивилизациях, геополитике, геополитическом положении, политической географии и политических отношениях, международные организации;
практическая работа №2 «Оценить геополитическое положение одной страны по выбору и дать прогноз его изменениям под влиянием ситуации в мире, определить страны с выгодным и невыгодным геополитическим положением и объяснить причины»;
2)
население мира (5 часов), численность и воспроизводство населения мира, демографическая политика, половозрастная структура населения, трудовые ресурсы;
плотность населения, особенности размещения и миграции населения, расовый, языковой, национальный состав населения и религии мира, виды населенных пунктов и урбанизация;
3)
природные ресурсы (4 часа), взаимодействие природы и общества, классификации природных ресурсов, понятие о ресурсообеспеченности, природные ресурсы мира (топливно-энергетические, рудные и нерудные);
другие виды природных ресурсов мира (земельные, водные, биологические, рекреационные, ресурсы Мирового океана);
практическая работа №3 «Определить страны с высокой, средней и низкой степенью обеспеченности природных ресурсов (топливно-энергетических, рудных, химических, водных, биологических, рекреационных), определить ресурсообеспеченность отдельных стран»;
4)
«Научно-техническая революция (НТР) и мировое хозяйство» (3 часа):
научно-техническая революция (её характерные черты, составные части, пути развития, главные направления);
факторы размещения отраслей мирового хозяйства, наука кибернетика и роль человеческого фактора в условиях НТР;
итоговый семинар (научно-техническое преобразование общества и экономики на современном этапе);
10.
На изучение раздела «Мировое хозяйство» выделено 16 часов:
1)
общий обзор мирового хозяйства (2 часа), формирование мирового хозяйства, основные этапы развития, структура, международное географическое разделение труда, отрасли международной специализации, международная экономическая интеграция, транснациональные корпорации (ТНК);
типы организации экономики, территориальные различия и главные центры мирового хозяйства;
2)
мировая промышленность (4 часа), закономерности и факторы размещения промышленности, топливно-энергетический комплекс, металлургия мира;
машиностроение мира, другие отрасли обрабатывающей промышленности;
3)
география сельского хозяйства (3 часа), общая характеристика сельского хозяйства (значение, аграрные отношения, направления развития), география растениеводства, животноводство и рыболовство;
4)
география транспорта (2 часа), география мирового транспорта, мировые пути сообщения (наземные, водные, воздушные), новейшие телекоммуникационные системы, интернет;
5)
международные экономические отношения (5 часов):
виды международных экономических связей, внешняя торговля, международная финансовая система, международные банки;
международный туризм, экономическое сотрудничество, экономическая интеграция и международные экологические проекты, Казахстан в системе международных экономических отношений;
практическая работа №4 «Составление характеристики отрасли мирового хозяйства (промышленности или сельского хозяйства)» по плану.
11.
На изучение раздела «Страны Независимых Государств (СНГ)» выделено 17 часов:
1)
обзор стран СНГ (1 час), общий обзор стран СНГ, краткая история возникновения, внутренние и внешние экономические связи, противоречия, Таможенный Союз;
2)
«Российская Федерация» (6 часов):
краткая историческая справка, геополитическое, экономико-географическое положение, природные условия и ресурсы;
население (демографические показатели, трудовые ресурсы, плотность и размещение, национальный, религиозный состав и урбанизация);
общая характеристика хозяйства России, промышленность, сельское хозяйство и транспорт;
экономические районы России и внешнеэкономические связи;
практическая работа №5 «составить краткую экономико-географическую характеристику двух регионов России расположенных в разных экономических зонах»;
3)
«Беларусь» (1 час), краткая историческая справка, геополитическое, экономико-географическое положение, природные условия и ресурсы, население, урбанизация, общая характеристика хозяйства, промышленность, сельское хозяйство, транспорт, внешнеэкономические связи;
4)
«Украина и Молдова» (2 часа), краткая историческая справка, геополитическое, экономико-географическое положение, природные условия и ресурсы, население, урбанизация, общая характеристика хозяйства;
внутренние различия, промышленность, сельское хозяйство, транспорт, внешнеэкономические связи;
5)
«Страны Закавказья» (2 часа), краткая историческая справка, геополитическое, экономико-географическое положение, природные условия и ресурсы, население, урбанизация, общая характеристика хозяйства;
Азербайджан, Армения, Грузия (внутренние различия в регионе);
6)
«Страны Центральной Азии (СНГ)» (5 часов):
Узбекистан, Кыргызстан, Туркменистан и Таджикистан;
краткая историческая справка, геополитическое, экономико-географическое положение, природные условия и ресурсы, население, урбанизация, общая характеристика хозяйства, промышленность, сельское хозяйство, транспорт, внешнеэкономические связи;
практическая работа №6 «Казахстан и четыре страны Центральной Азии (СНГ). Экономические отношения, сотрудничество и перспективы интеграции»;
политические, экономические и культурные связи Казахстана со странами СНГ и Таможенного союза;
Обобщение курса 10 класса (1 час).
4. Требования к уровню подготовки учащихся 10-класса
Предметные результаты. По завершении 10 класса учащиеся должны знать:
1)
основные параметры планеты Земля, ее свойства и место в Солнечной системе;
2)
содержание и виды географических карт, проекции, градусную сеть и измерительные свойства карт;
3)
геохронологическую таблицу, этапы геологической истории, эры, периоды, эпохи горообразований;
4)
литосферные плиты, их виды, крупные платформы и геосинклинальные пояса;
5)
крупные формы рельефа суши и дна океана (горы, равнины), их развитие, изменения;
6)
состав, строение и значение атмосферы, основные климатообразующие факторы, воздушные массы, климатические пояса;
7)
гидросферу и ее составные части, мировой океан и его части, воды суши, крупные реки, озера, водопады;
8)
состав, структуру и значение биосферы, понятие ноосферы, соотношение биомассы на Земле;
9)
понятия и общие закономерности географической оболочки, природного комплекса, географического пояса, природной зоны, ландшафта;
10)
проблемы охраны компонентов географической оболочки, животных и растений, включенных в международную и казахстанскую «Красную книгу»;
11)
специальную терминологию раздела;
12)
историко-географические регионы, этапы формирования политической карты мира;
13)
формы государственного и административно-территориального устройства стран мира, независимые государства и зависимые территории, типологию стран современного мира;
14)
понятие о мировых цивилизациях, геополитике, политической географии, геополитическом положении;
15)
понятие о политических отношениях, политических связях Республики Казахстан со странами ближнего и дальнего зарубежья;
16)
роль международных организаций в современном мире;
17)
численность населения Земли и его размещение;
18)
понятия воспроизводства населения, демографическая политика, трудовые ресурсы, экономически активное население (ЭАН), половозрастной состав населения, миграция, урбанизация – его уровни и формы, агломерация, мегалополис;
19)
классификацию народов мира, самые крупные народы, языки, мировые и национальные религии;
20)
роль Ассамблеи народа Казахстана в достижении сплочения, согласия и консолидации народов Республики Казахстан;
21)
основные расы на Земле, результаты исследования Н.Н.Миклухо-Маклая;
22)
понятие о природопользовании, географической среде, окружающей среде, ресурсообеспеченности;
23)
классификацию природных ресурсов (по происхождению, по использованию, по степени исчерпаемости), закономерности их размещения и концентрации по отдельным странам;
24)
особенности современного этапа взаимодействия общества и природы;
25)
основные направления решения экологических проблем;
26)
понятие НТР (характерные черты, составные части, пути развития техники и технологии, главные направления развития производства и факторы размещения отраслей в условиях НТР);
27)
направления научно-технического преобразования экономики и инновационно-индустриальной реформы в Казахстане;
28)
роль человеческого фактора в условиях НТР и значение качественного образования для социализации и профессиональной адаптации личности в современном обществе и производстве;
29)
понятия мирового хозяйства, его основные этапы развития, международного географического разделения труда, международной экономической интеграции, типы экономики;
30)
территориальные различия и главные центры мирового хозяйства, виды международных экономических связей;
31)
закономерности и основные факторы размещения отраслей мирового хозяйства;
32)
влияние НТР на отраслевую структуру, размещение производства и основные направления его развития;
33)
основные центры и регионы размещения ведущих отраслей мировой добывающей, энергетической и обрабатывающей промышленности;
34)
главные сельскохозяйственные районы мира;
35)
главные виды транспорта и мировые пути сообщения;
36)
виды международных экономических связей;
37)
страны СНГ, понятия ближнего, дальнего зарубежья, таможенного союза;
38)
характерные черты геополитического и экономико-географического положения стран СНГ;
39)
главные черты населения, природных условий и ресурсов, хозяйства и внутренние различия территорий отдельных стран СНГ;
40)
экономические реформы в странах СНГ и интеграционные процессы между ними.
По завершении 10 класса учащиеся должны уметь:
1)
объяснять совокупность терминов, понятий и закономерностей о Земле, месте Земли в Солнечной системе;
2)
объяснять совокупность терминов, понятий, особенностей и закономерностей оболочек Земли, их значение;
3)
читать карты разного содержания и назначения, показывать объекты, названные в разделе и использовать измерительные свойства карт;
4)
характеризовать геополитическое положение;
5)
показывать по настенной карте и отмечать в контурных картах объекты политической карты мира;
6)
анализировать тексты, публикации СМИ, политические события в мире и в стране;
7)
сравнивать население мира и отдельных стран по особенностям воспроизводства, половозрастной структуре, плотности населения и его размещении, демографической политике, расового, языкового, национального, религиозного состава, уровням урбанизации;
8)
характеризовать разные виды природопользования, используя различные источники информации;
9)
анализировать размещение минеральных ресурсов на Земле и определять ресурсообеспеченность различных стран;
10)
приводить конкретные примеры, подтверждающие научно-технического преобразования в быту, промышленности, торговле, транспорте, сельском хозяйстве;
11)
выявлять факторы размещения ведущих отраслей мирового хозяйства;
12)
анализировать материалы СМИ о состоянии отраслей мирового хозяйства;
13)
давать характеристику отраслям мирового хозяйства с использованием различных источников информации;
14)
показывать на настенных и контурных картах основные страны лидеры в отраслях мирового хозяйства;
15)
показывать территории стран СНГ на картах, в том числе в контурных картах;
16)
сравнивать страны СНГ, их территории по природным условиям и ресурсам, населению и особенностям хозяйства с целью установления сходства и различия между ними;
17)
составлять экономико-географическую характеристику стран и территорий.