СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Государства востока: традиционные общества в эпоху раннего нового времени

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

мПоказывают на карте территории крупнейших государств Азии ХVI-ХVIII вв. Выделяют особенности традиционных обществ. Сравнивают традиционное общество с европейским. Характеризуют государства Востока и Европы. Раскрывают основные черты экономической и политической жизни стран Азии в рассматриваемый период. Сравнивают развитие Китая, Индии и Японии в Новое время.Показывают на карте территории крупнейших государств Азии ХVI-ХVIII вв. Выделяют особенности традиционных обществ. Сравнивают традиционное общество с европейским. Характеризуют государства Востока и Европы. Раскрывают основные черты экономической и политической жизни стран Азии в рассматриваемый период. Сравнивают развитие Китая, Индии и Японии в Новое время

Просмотр содержимого документа
«Государства востока: традиционные общества в эпоху раннего нового времени»

58

ГОСУДАРСТВА ВОСТОКА: ТРАДИЦИОННЫЕ ОБЩЕСТВА В ЭПОХУ РАННЕГО НОВОГО ВРЕМЕНИ

Педагогические цели и задачи

Способствовать формированию у обучающихся представлений об особенностях традиционного общества Востока, его отличии от европейского; о восточных религиях; создать условия для использования ранее изученного материала для решения проблемных и познавательных задач, отстаивать свою точку зрения и соглашаться с чужой, если она является убедительной; анализировать и сравнивать, предъявлять результаты выполненного учебного задания

Тип, вид урока

Урок – конференция «круглый стол»

Ключевые компетенции

Ценностно-смысловые (осуществление действий и поступков на основе выбранных целевых и смысловых установок),

учебно-познавательные (постановка цели и организация ее достижения, умение пояснять свою цель; самостоятельная познавательная деятельность; поиск причин явлений, обозначение своего понимания или непонимания по отношению к изучаемой проблеме);

общекультурные (духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; осознание роли науки и религии в жизни человека); информационные (самостоятельный поиск, извлечение, систематизация, анализ и отбор необходимой для решения учебных задач информации, организация, преобразование, сохранение и передача ее; ориентация в информационных потоках, умение выделять в них главное и необходимое; умение осознанно воспринимать информацию);

коммуникативные (владеют приемами действий в ситуациях общения);

личностное самосовершенствование (интеллектуальное саморазвитие, эмоциональная саморегуляция)

Содержание темы (даты, понятия и термины, персоналии)

Земля принадлежит государству. Деревенская община и ее отличия в разных цивилизациях Востока. Государство - регулятор хозяйственной жизни. Замкнутость сословного общества. Разложение сословного строя. Города под контролем государства. Религии Востока - путь самосовершенствования.

Самурай, конфуцианство, буддизм, синтоизм

Характеристика основных видов деятельности

Показывают на карте территории крупнейших государств Азии ХVI-ХVIII вв. Выделяют особенности традиционных обществ. Сравнивают традиционное общество с европейским. Характеризуют государства Востока и Европы. Раскрывают основные черты экономической и политической жизни стран Азии в рассматриваемый период. Сравнивают развитие Китая, Индии и Японии в Новое время.

Образователь

ные ресурсы

Учебник, § 28; презентация

Карты «Великие географические открытия и колониальные захваты в XV - середине XVII в.» и «Индия, Китай, Япония в ХVI-ХVIII вв.»

Планируемые результаты

Предметные

Личностные

Метапредметные

Углубляют знания об основных чертах традиционных восточных обществ в ХVI-ХVII вв. и делают выводы об их отличиях от общес- тва европейского; убеждаются в зависимом от государства положе-нии человека в традиционном обществе. Овладевают целостными представлениями об историческом пути народов мира как необходи-мой основой для миропонимания и познания современного общества

Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний

Владеют умением работать с учеб-ной и внешкольной информацией, использовать современные источ-ники информации, в том числе материалы на электронных носи-телях; проявляют способность решать творческие и проблемные задачи; проявляют готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоению основ межкультурного взаимодейс твия в школе и обществе

Организационная структура урока



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I. Органи­зационный момент

Приветствие обучающихся.

Проверка готовности к уроку

Приветствуют учителя; организуют свое рабочее место

II. Постановка учебной задачи

Называет тему урока, просит сформулировать учебные задачи урока.

Предлагает воспользоваться текстом учебника (с. 276) перед пунктом 1 и ответить на вопросы: о чём мы будем говорить на уроке, какие вопросы рассматривать. (слайд 1-2)

Слушают учителя, предлагают формулировки учебных задач

III. Мотивация и актуализация знаний

Озвучивает познавательные задачи (приложение 1) – слайд 3

Пытаются ответить на поставленные проблемные вопросы.

IV. Усвоение новых знаний и способов действий

Организует работу с текстом § 28 и дополнительным материалом по плану круглого стола.

1. Земля принадлежит государству – ученик 1

Самурай – («самуру» - служить) – вассалы князей, феодалы. (слайд 4)

2. Деревенская община – ученик 2 (слайд 5)


Прочитайте рассказы из жизни представителей китайского общества XVII в. Укажите факты, подтверждающие, что общество было традиционным, и факты, свидетельствующие о его разложении (Приложение 1)


3. Государство регулирует хозяйственную жизнь.

Какие стороны жизни общества регулировало государство на Востоке (учебник с. 278) – слайд 6

4. Сословный строй – ученик 3, ученик 4

(слайд 7)

«Трудились не разгибая спины» - ученик 5.

Разместите на ступеньках лестницы сословия японского общества раннего Нового времени в соответствии с существовавшей иерархией.

Отметьте значком 0 самое многочисленное сословие, значком а сословие, которое считали «паразитом» - слайд 8.


В Японии крестьянство, нищее и замученное работой сословие, стояло на второй ступени иерархической лестницы - вслед за самураями. Купеческое сословие, более богатое и независимое, стояло на четвертой ступени иерархической лестницы - вслед за ремесленниками. Объясните такую иерархию сословий в Японии (Приложение 1).


5. Города под контролем государства (слайд 9)

6. Религии Востока – путь к самоусовершен-ствованию – ученик 6, ученик 7. (слайд 10)

Перед сообщением ученика 7 – задача про обезьянку (Приложение 3).


Религии Востока:

- буддизм (мировая)

- конфуцианство;

- синтоизм.


Подумайте, почему религии Востока называются «путем самоусовершенствования». Почему буддизм превратился в мировую религию? Почему он достаточно популярен и сегодня? (Приложение 1)

- читают учебный и дополнительный материал;

-- выступают с сообщениями;


Записывают определение в тетрадь.


-- выступают с сообщениями;




Работают с документом.



Работают с текстом учебника.


- выступают с сообщениями;



Размещают на доске на магниты сословия японского общества.












Отвечают на проблемный вопрос.







Слушают учителя.


- выступают с сообщениями;


- выполняют задание;



Запись в тетрадь и объясняют значения понятий: конфуцианство, буддизм, синтоизм



Отвечают на проблемный вопрос.

V. Закрепление знаний и способов действий

Предлагает сыграть в игру «да/нет», и решить первую проблемную задачу (Приложение 4). (слайд 11)


Выделите черты, характерные для обществ Востока в ХVI-ХVIII вв. Подумайте, существовали ли такие черты в жизни европейского общества: в Х-ХIII вв., в ХIV-ХV вв., в ХVI-ХVIII вв. Сделайте вывод о характере такого общества (Приложение 1) – слайд 12-13


Проверяет усвоение новых понятий и знаний с помощью исторического диктанта (Приложение 5)

Играют в игру, отвечая «да/нет» на предлагаемые вопросы.



Обсуждают проблемное и познавательное задание; раскрывают значение понятий




Выполняют письменно диктант в проверочных тетрадях.

VI. Рефлексия

- Закончите любое предложение, выразив свое мнение о сегодняшнем уроке.

- Самое интересное на уроке было...

- Мне понравилось...

- Сегодня на уроке я так и не понял...

- Меня заинтересовало...

- Хотел бы узнать подробнее о...

- Мне не понравилось...

- Я считаю, что сегодня мы... (слайд 14)

Отвечают на вопросы

VII. Инфор­мация о до­машнем за­дании

§ 28, понятия. Письменный рассказ (задание 1 рубрики «Подумайте»)

(слайд 15)

Выполните задание «Разгадайте шифрограмму, и вы прочитаете одно из положений религиозного учения»

Воспринимают задание, уточняют его



Приложение 1.

Познавательные и проблемные задания.

  1. Выделите черты, характерные для обществ Востока в ХVI-ХVIII вв. Подумайте, существовали ли такие черты в жизни европейского общества: в Х-ХIII вв., в ХIV-ХV вв., в ХVI-ХVIII вв. Сделайте вывод о характере такого общества.


  1. Подумайте, почему религии Востока называются «путем самоусовершенствования». Почему буддизм превратился в мировую религию? Почему он достаточно популярен и сегодня?


  1. В Японии крестьянство, нищее и замученное работой сословие, стояло на второй ступени иерархической лестницы - вслед за самураями. Купеческое сословие, более богатое и независимое, стояло на четвертой ступени иерархической лестницы - вслед за ремесленниками. Объясните такую иерархию сословий в Японии.

Приложение 2.

1. Прочитайте приведённые ниже рассказы из жизни представителей китайского общества XVII в. Укажите факты, подтверждающие, что общество было традиционным, и факты, свидетельствующие о его разложении.


В начале XVII в. министр императорского правительства Чжань Хань писал, что его предок Чжань И-ань занимался винной торговлей. Но однажды случилось наводнение, и всё заготовленное вино прокисло. Поэтому он оставил виноторговлю, и, раздобыв слиток серебра, купил один ткацкий станок, и ткал на нём тончайшие цветные полотна. Он не успевал снять ткань со станка, как уже не было отбоя от покупателей. В итоге он получал 20% прибыли. Через 20 дней он добавил ещё один станок, а впоследствии имел их более 20. В лавки купцов поступало большое количество его тканей, и всё же спрос не был удовлетворён. С тех пор его семья сильно разбогатела. Четыре поколения семьи Чжань И-аня продолжали дело, и каждый из них увеличивал богатство, которое в конце концов достигло нескольких тысяч золотых.

Ли Цзы-чэн родился в 1606 г. в Минчжи. Отец его, Ли Шоу-чжун, происходил из крестьян-собственников, но под конец разорился, выполняя повинности деревенского стражника. Ли Цзы-чэн в детстве учился всего несколько лет, а затем пас овец, принадлежавших помещику Ай. Он изучал фехтование и кулачный бой, потом служил курьером. По традиции после смерти отца повинность деревенского стражника должен выполнять сын. Это был период массового бегства крестьян из провинции Шэньси. Из каждых десяти дворов оставалось только один-два. Однако общая сумма налогов сохранялась прежней и раскладывалась на оставшихся крестьян. В случае неурожая крестьяне не в состоянии были выплатить налоги, даже продав всё своё имущество. Все недоимки по налогам должен был возместить деревенские стражники. Таким образом задолженность Ли Цзы-чэна росла. За это его часто пороли и сажали в колодки. Доведённый до отчаяния, он совершил убийство и бежал в Ганьсу, где стал солдатом.


Приложение 3.

Заполните пропуски в предложении.

Это положение олицетворяли вырезанные из дерева три обезьянки на дверях храма. Одна из них закрывала лапами ______, другая — ______, третья — ________.

Какое религиозное учение отражает данное положение? Почему?

Приложение 4.

Прочитайте и определите, верны ли следующие суждения. В случае если суждение неправильно, запишите его, исправив ошибки.

  1. Общество государств Востока было разделено на замкнутые общины, сословия, касты, семьи и т. д.

Да

Нет

  1. Идеалом в традиционном обществе считался человек гордый, высокомерный и строптивый.

Да

Нет

  1. Крестьянин в государствах Востока являлся полновластным собственником земли.

Да

Нет

  1. В традиционном обществе быстрыми темпами развивались рыночные отношения.

Да

Нет

  1. Китайское общество находилось под влиянием идей синтоизма.

Да

Нет


Приложение 5.

ГОСУДАРСТВА ВОСТОКА: ТРАДИЦИОННЫЕ ОБЩЕСТВА В ЭПОХУ РАННЕГО НОВОГО ВРЕМЕНИ

Вариант 1

Вставь пропущенное слово

  1. По древней традиции в странах Востока верховным собственником земли было __________.

  2. В Индии в сельской общине все должности __________.

  3. В Японии все жители подразделялись на ____ сословия, кроме тех, кто в сословия не входил.

  4. Китайское общество развивалось под влиянием идей древнего учёного _________.

  5. Основателем древнего религиозного учения в Индии был царевич Сиддхартха Гаутама, или ________ («просветлённый»).




ГОСУДАРСТВА ВОСТОКА: ТРАДИЦИОННЫЕ ОБЩЕСТВА В ЭПОХУ РАННЕГО НОВОГО ВРЕМЕНИ

Вариант 2

Вставь пропущенное слово

  1. В Индии земля предоставлялась в пользование знатному человеку не более чем на ____ лет.

  2. В Китае в сельской общине существовал принцип __________ (община несла ответственность за любой проступок всей деревней).

  3. Высшим сословием в Японии были воины-_________.

  4. Одна из мировых религий _____ выросла из религиозного учения Древней Индии.

  5. Национальной религией Японии является ________ (древняя языческая религия, включающая верования в добрых и злых духов, обряды)


Ответы

Вариант 1. Вариант 2

  1. Государство 1. 10

  2. Передавались по наследству 2. Круговой поруки

  3. 4 3. Самураи

  4. Конфуция 4. Буддизм

  5. Будда 5. Синтоизм



Разгадайте шифрограмму, и вы прочитаете одно из положений религиозного учения. Выполните задания.

1) Значение слова «бусидо». 2) Важнейший принцип организации жизни в общине.

3) Форма правления, при которой верховная власть принадлежит одному лицу — монарху.

4) Название переворота, связанного с именами Джона Кея, Джеймса Харгривса, Эдмунда Картрайта, Джеймса Уотта.

5) Специальное место, где осуществлялись купля и продажа товаров и ценных бумаг.

1)

1

2

3

4

1

5

6

4

5

7

8


5

9

10

11

12

9

4

13

2)

1

12

11

14

2

13

9

15


16

2

12

11

1

9


3)

9

17

5

2

18

19

7

8

20

10


4)

16

12

2

10

21

22

18

4

23

23

21

24


5)

17

8

12

25

9




23

8

6

4

14

2


23

4


13

8

25

11


23

8

6

4

14

2


23

4


5

18

21

22

11


23

8

6

4

14

2


23

4


14

2

13

2

12

19


Прочитайте высказывания Конфуция и выполните задания.


  1. Набирая учеников, Конфуций руководствовался принципом «В стремлении к знаниям не должно быть имущественных различий».


  1. Когда ученики спросили Конфуция о его желании, он ответил: «Старые должны жить в покое, друзья должны быть правдивыми, младшие должны проявлять заботу о старших».


  1. Конфуций говорил: «Когда отец жив — следуй его стремлениям; когда отец скончался — следуй его поступкам; если в течение трёх лет не изменять Пути отца, то про такого человека можно сказать, что он исполнил долг сыновней почтительности».


  1. Конфуций сказал: «Благородный муж, совершив проступок, исправляет его делами; низкий человек, совершив проступок, заглаживает его словами».


  1. Конфуция спросили: «Когда население столь многочисленно, то как быть с ним?» Учитель ответил: «Сначала обогатить, потом воспитывать».

  1. Конфуций говорил: «Высший — тот, кто знает от рождения; следующий — тот, кто познаёт в учении; следующий далее — учится, когда испытывает крайность; те же, кто в крайности не учатся, — люди низшие».


  1. «Что называется долгом человека?» — спрашивал Конфуций. И сам отвечал: «Отец должен проявлять родительские чувства, а сын — почтительность, старший брат — доброту, а младший — дружелюбие, муж — справедливость, а младшие — покорность, государь — человеколюбие, а подданные — преданность. Эти качества и именуются человеческим долгом. Проповедь верности и миролюбия именуется человеческой пользой. Борьба и взаимные убийства именуются людскими бедствиями...»


  1. Правитель одной из областей Китая спросил Конфуция: «Что нужно предпринять, чтобы народ подчинялся?» Конфуций ответил: «Если возвышать прямых и ставить их над кривыми, то народ сам подчинится. Если возвышать кривых и ставить их над прямыми, то народ не подчинится».


  1. Конфуция спросили: «Какой человек может быть назван сановником?» Учитель ответил: «Того, кто может чувствовать стыд за свои поступки и, будучи направленным в другие страны, не подведёт своего государя, можно называть сановником».


10. Конфуций сказал о себе: «Я приобрёл знания отнюдь не от рождения. Лишь благодаря любви к древности и настойчивости в учёбе я получил их».

1) Почему учение Конфуция нашло много последователей не только в Китае, но и в других странах?

2) Какие высказывания Конфуция, по вашему мнению, актуальны в наши дни? Укажите соответствующие номера.

3) Какими из высказываний вы руководствуетесь в своей жизни? Укажите соответствующие номера.


Собрались как-то богатые японские купцы в городе Эдо и заговорили о том, что нет у них своего кодекса, который установил бы для них правила поведения. Сказал один купец: «У самураев есть кодекс чести «бусидо», образ жизни крестьян зависит от самураев, а мы, купцы, можем сами установить для себя правила». Второй купец сказал: «Купцы, в отличие от самураев, не имеют жалованья и содержат семью на деньги, полученные от торговли. Так продолжается из поколения в поколение». А третий купец добавил: «Поэтому нам приходится быть скромными в одежде, еде, убранстве дома и откладывать сбережения на чёрный день: на случай болезни, пожара или землетрясения. А так как на жизнь мы получаем от своих клиентов, то нужно браться за любые самые маленькие сделки. Купцы не должны проявлять неучтивость даже к служанкам и детям». И все вместе приняли решение: написать правила поведения для купцов, да такие, чтобы помогали они зарабатывать деньги.

о/

Поразмышляйте, какими должны были быть эти правила. Запишите их.





1.Национальная одежда японцев



2. Моральный кодекс
самураев

3.Кто такой богдыхан?

4.Выдающийся мыслитель
и мудрец Китая?

5.Чем изобилуют индийские блюда?

6.Где впервые возник буддизм?

7.Самая высокая гора Японии?





Цели:

  • углубить знания об основных чертах традиционных обществ на Востоке в 16–17 вв.;

  • сделать выводы об отличиях традиционных обществ от обществ европейских;

  • убедиться в зависимом от государства положении личности в традиционном обществе;

  • развивать познавательный интерес школьников, умение работать с картой

Форма урока: комбинированный урок, работа в группах, заочное путешествие

Основные понятия и термины: традиционное общество ,монополия, сословие, каста, ценности.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Изучение нового материала на основе имеющихся знаний

(К доске прикреплена карта: “Евразия” с обозначенной границей.)

Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с удивительными странами нашего прекрасного мира, со странами Востока, поскольку: “Азия выступает по сравнению с крошечной Европой во всём величии своего огромного пространства, хронологически она представляется всеохватывающей основой, откуда вышли все люди. Она неизмерима, мощна по своему объёму и человеческим массам – нечто длящееся, медленно движущееся”. (Немецкий философ Карл Ясперс)

– Ребята! Многие из вас, наверное, как и я, любят путешествовать. Но какое же путешествие может быть в середине учебного года? И вот я вспомнила слова Александра Твардовского:

“Есть два разряда путешествий
Один – пускаться с места вдаль,
Другой – сидеть себе на месте,
Листать тихонько календарь…”

– Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие и в пространстве и во времени. При помощи карт, учебника, слайдов нашего компьютера, мы переносимся в восточную и южную часть материка – Евразия: в Китай, Японию, Индию периода 16–17 вв.

Профессиональные путешественники обычно ведут наблюдения, путевые дневники, где составляют описания увиденных земель, делают свои открытия.

– Например, вспомните, тверской купец Афанасий Никитин совершил путешествие (когда?,в каком году?)(куда?) и по итогам своего путешествия написал книгу (какую?)

– Вот и вам сегодня в результате нашего путешествия предстоит составить путевой лист по странам Востока 16-17 веков.

– В любом путешествии исследователи берут с собой проводников, показывающих дорогу, рассказывающих о традициях, обычаях дальних стран.

– Сегодня у нас на уроке проводниками будут специалисты по Китаю – …,Японии – …,Индии – … .

И я вам помогу в нашем путешествии. Ваши знания мы будем оценивать жетонами.

Итак, на нашем пути...

1-я остановка  “Государство”

Работа по карте “Китай. Япония. Индия в XVI–XVII вв.”

– Для успеха путешествия нам с вами предстоит взять карту. По ней мы определим местонахождение Китая, Японии и Индии.

(Специалисты-проводники выходят к доске с выступлениями.)

а) Историко-географическая справка. (Демонстрация слайдов.) См. Приложение 1Приложение 2

Китай

Япония

Индия

Китай – страна загадок и чудес с древней историей, уникаль-ными традициями и утончённой философией.

Китай расположен в Восточной и Центральную части Азии.

Китай – очень древнее государство. Учёные нашли в одной из его пещер остатки предков человека, обитавшего несколько сотен тысяч лет назад.

Вопрос:

– Вспомните, что изобрели китайцы?

Япония – это “игрушечная страна” с гейшами и бумажными фонариками, с цаплями, драконами и многочисленными старинными традициями, страна самураев, беспрекословного повиновения и дьявольской хитрости.

К востоку от тихоокеанского побережья Азии протянулась цепь островов – Хоккайдо, Хонсю, Сиккоку, Кюсю – самые крупные из них. Острова вытянуты с севера на юг.

Большая часть всей площади японских островов занята высокими и крутыми горами.

Вопрос:

– Кто знает, какая самая высокая гора в Японии, которая ещё является и вулканом?

Индия – родина шахмат, родина арифметических чисел, которыми мы привычно пользуемся сегодня.

Индия отличается причудливым переплетением различных народов, языков, религий, культурных и прочих традиций.

С древности Индию представляли страной чудес, несметных богатств.

От Китая Индию отделяет цепь высочайших на Земле гор – Гималаев. На склонах гор ещё сохранились густые вечно-зелёные леса – джунгли.

Вопрос:

– Вспомните, за какими индийскими товарами приходили корабли из других стран?

б) Определение древних и современных столиц стран.

Работа со школьными атласами по зарубежной истории (О.С.Сороко – Цюпа,В.В.Артёмов, Т.И.Тюляева)

– Откройте настольные атласы по зарубежной истории, определите столицы стран Китая, Японии, Индии.

Работа в путевых листах

– Назовите современные столицы стран Китая, Японии, Индии (Пекин, Токио, Дели). Запишите.

– А теперь посмотрим, как вы справились с домашним заданием и узнали о древних столицах этих стран.(Сиань, Киото, Хампи. Запишите. (Демонстрация слайдов.)

– Наша разминка и знакомство со странами Востока закончилась.

в) роль государства – регулятора хозяйственной жизни традиционных обществ Востока

– А теперь рассмотрим, что представляла собой хозяйственная жизнь в традиционных обществах Востока, таких государствах, как Китай, Япония, Индия?

Работа в словарях

– Но прежде, откроем словари, заглянем в лабиринт понятий и вспомним, что же такое традиционное общество?

– Молодцы! А теперь ответьте на следующий вопрос: – Какие черты хозяйственной жизни были характерны для традиционных обществ Востока? Ответить на этот вопрос поможет наш друг – учебник.

Работа по учебнику “Новая история” (А.Я.Юдовская, П.А.Баранов). 7-й класс, с. 264–265

– Сделаем выводы.

  1. Всевластие государства, характерное для восточных традиционных обществ, проявлялось в том, что оно являлось верховным собственником земель.

  2. Государство регулировало хозяйственную жизнь: устанавливало цены на товары, монополию на некоторые отрасли ремесла и торговли, увеличило налоги на ремесленников и купцов.

  3. Государство устанавливало правила жизни всех сословий и строго следило за их соблюдением.

Работа в словарях

– Вспомним, что же такое монополия?

2-я остановка – “Сословный строй”

– Итак, государство устанавливало правила жизни всех сословий и строго следило за их соблюдением.

Работа в словарях

– Заглянем в лабиринт понятий и вспомним что же такое сословие?

– Рассмотрим сословный строй каждой из страны. Специалисты-проводники приглашаются к доске. А все остальные будут работать в путевых листах.

Работа в путевых листах (Демонстрация слайдов.)

Китай

Япония

Индия

Императорская семья – проводила время в развлечениях, “купалась” в роскоши, принимала участие в оригинальных церемониях

Воины-самураи

Принадлежность к этому сословию передавалась по наследству.

Это – высшие военачальники: – князья, богатые феодалы,

простые солдаты, высшие чиновники, низшие чиновники.

Носили два меча, получали

пайки риса. Самураи разделялись на ранги. Подчинялись кодексу чести “бусидо”

Древние индусы подразделяли людей на четыре главные социальные группы – касты.

КАСТА (в словарь!) – обособленная общественная группа, связанная происхождением, правовым положением своих членов.

К наивысшей касте относились учёные и жрецы.

Чиновники (мандарины) – умели читать и писать. Вели учёт населения, собирали налоги, следили за исполнением законов, организовывали строительные работы

Крестьяне – основная масса населения, их жизнь протекала в тяжёлом труде и нищете. Они выращивали рис, сеяли пшеницу, ячмень, просо, хлопок, табак, чай, одевались в одежду, сделанную из конопли и шёлка

За ними следовали сановники, воины (кшатрии)

Крестьяне- обрабатывали вручную небольшие наделы, занимались сельским хозяйством

Ремесленники

Жили в городах. Сын наследовал профессию отца

Затем купцы и землевладельцы

Ремесленники – трудились, не зная отдыха, у них не было выходных. Изготовляли оружие и кухонную утварь, украшения из бронзы и яшмы, керамику и изящную мебель. За свой труд они получали одежду, пищу или деньги

Купцы

Их считали “паразитами”, которые сами ничего не производят

И к самой низшей касте относились крестьяне (вайшии) и слуги

Торговцы – наживались на торговле, ничего не производя. В обществе их не уважали.

Ниже последней стояла так называемая “каста неприкасаемых”

Это неквалифицированные, презиравшиеся обществом профессии – уборщики.

Работники на кладбищах, палачи

Вопрос: Объясните, почему в Китае и Японии крестьяне стояли по иерархической лестнице выше, чем купеческое сословие и торговцы?

3-я остановка – “Религии Востока”

– Понять внутренний мир и главные ценности, присущие людям традиционных обществ Востока необходимо не познакомившись с их религиозными учениями.

Работа в словарях

– Вспомним, что же такое ценности?

Работа в путевых листах (Демонстрация слайдов.)

Китай

Япония

Индия

“Три направления человеческой мысли”:

– конфуцианство;

– даосизм;

– буддизм

Религиозные верования:

– синтоизм;

– буддизм

Религиозные верования:

– индуизм;

– буддизм

– Какая из данных религий лежит в основе национальных религий этих стран?

– Если во всех странах исповедовался буддизм, то, что вы знаете о буддизме? (Демонстрация слайдов.)

Индия

Япония

Китай

Буддизм возник в 6 веке до н.э. в Индии. Основателем буддизма является Будда, т.е. “просветлённый”или посланник Бога

Буддизм принесли на японские острова корейские монахи. В 538 году они передали в дар императору статуи Будды. С конца 6 века буддизм превратился в религию императорского двора и богатых сановников.

В 1 в.н.э. чужеземные купцы познакомили китайцев с буддизмом. Это учение нашло много сторонников. Местные монахи начали высекать в скалах изображения Будды.

– О таких религиозных направлениях, как даосизм, синтоизм и индуизм вы познакомитесь в старших классах, а так же используя сведения учебника и дополнительной литературы.

4-я остановка – “В мире прекрасного”

(Звучит китайская музыка.)

– Устали? Предлагаю всем отдохнуть. (Демонстрация слайдов.)

Индия

Япония

Китай

– Вы знаете, к нам в гости из далёкой Индии пожаловали индийские купцы и привезли разнообразные пряности. Ваша задача распознать эти пряности.

(в трёх блюдцах – молотая гвоздика, корица, лавровый лист)

– Японцы создадут красоту недосказанного (составление икебан)

– А китайцы приготовят настоящий китайский чай в настоящем китайском сервизе

– Итак, какие пряности привезли из далёкой Индии купцы?

Рассказ учащегося-специалиста:

Индийские блюда изобилуют всевозможными пряностями.

Учёные обнаружили, что после употребления большого количества приправ, человек чувствует себя счастливым

-Посмотрим, какие икебаны составила команда “Япония”

Рассказ учащегося-специалиста:

Икебана – самостоятельный вид изобразительного искусства, цель которого выражать красоту природы.

Перевод слова “икебана” может быть разным:

  • аранжировка цветов;

  • искусство составления букетов;

  • цветы, которые живут

Прелесть недосказанности – главное в этом искусстве.

– Угощайтесь настоящим китайским чаем

Рассказ учащегося-специалиста:

К распитию чая китайцы относятся очень серьёзно, порой этот процесс может длиться несколько часов.

Это занятие называется чайной церемонией, которую проводят специальные обученные мастера.

– Отдохнули? Продолжаем наше путешествие.

5-я остановка – “Памятники культуры стран Востока”

(Демонстрация слайдов.)

– Перенесёмся в удивительный мир памятников культуры стран Востока и пусть каждый памятник архитектуры расскажет сам за себя.

Китай

Япония

Индия

Великая китайская стена

Построили более 2000 лет назад для защиты от захватчиков. Чтобы пройти по ней понадобится не менее 6 месяцев.

На строительстве стены трудились сотни тысяч крестьян. Многие умирали от непосильного труда, истощения, болезней. Умерших замуровывали в стену. Стена протянулась на 3500 км, её высота-9 м, 25 000 сторожевых башен были расположены через равные интервалы.

К сожалению, в современное время Великая Китайская стена исчезает. Резкое ухудшение экологической обстановки, возникновение песчаных бурь ведут к разрушению Великой Китайской стены.

Святилище Синто

В нём японцы совершают религиозные обряды

Храм Кантэйбо

Тадж-Махал

Сверкающий белый дворец Тадж-Махал – мавзолей в Агре.17 век.

Он был возведён почти четыре века назад убитым горем шахом в честь умершей молодой красавицы жены.

Джодхпур

– Наше путешествие подходит к концу. Любой путешественник в конце пути подводит итоги. Итогом нашего с вами путешествия является багаж знаний, накопленный на уроке. Давайте проверим ваш багаж знаний.

3. Закрепление пройденного материала

Отгадывание кроссворда

– Если вы правильно заполните кроссворд, то сможете назвать слово, зашифрованное в выделенном столбце.

(Демонстрация слайдов.)

  1. Национальная одежда японцев?

  2. Моральный кодекс самураев?

  3. Кто такой богдыхан?

  4. Выдающийся мыслитель и мудрец Китая?

  5. Чем изобилуют индийские блюда?

  6. Где впервые возник буддизм?

  7. Самая высокая гора в Японии?

– Итак, какое слово получилось?

“И как ни парадоксально, именно современность мнима, а история реальна” Л.Н.Гумилёв

4. Подведение итогов

– Посчитаем жетоны. У кого – 10? 9? 8?...2? 1?

– Как вы думаете, почему на жетоне каждой страны изображён тот или иной предмет? (Демонстрация слайдов.)

Китай – панда?

Япония – самурай?

Индия – корова?

Панда, или бамбуковый медведь – национальное достояние Китая, так как это животное находится под угрозой исчезновения

Самурай – один из самых колоритных персонажей всемирной истории, это японский рыцарь.

Корова – священное животное Индии. В корове воплощаются все божества. Есть мясо коровы – кощунство, а вот кормить корову – священное занятие.

– На этом наш урок, собственно говоря, закончен. Но мы не прощаемся со странами Востока и продолжим их изучение на следующем уроке.

5. Домашнее задание

– А домашнее задание к следующему уроку я вам вручаю:

  • 1-я группа – более подробно узнать о развитии сельского хозяйства в странах Востока

  • 2-я группа – найти материал о китайской, японской и индийской семьях

  • 3-я группа – найти информацию о школах и развитии образования в странах Китая, Японии и Индии.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!