Конспект классного часа
«Государственные символы: история и современность»
для 5-6 классов
Цель: дать представление о значении, преемственности и символике российских герба, флага (знамени), гимна.
Задачи:
- способствовать проявлению у учащихся интереса и потребности к изучению истории своего Отечества;
- развивать умение работать с материалом, предложенным учителем и искать необходимый дополнительный материал для полного ознакомления с темой; анализировать, выбирать главное.
- воспитывать уважительное отношение к историческим и государственным реликвиям.
Подготовительная работа к классному часу:
Подготовка плана проведения классного часа, определение заданий для рабочих групп:
Поиск и представление классу информации о государственном флаге (знамени): описание, иллюстрация, когда появился первый российский триколор, в каком государственном документе закреплено описание этого символа, какой день считают Днем государственного флага РФ?
Поиск и представление классу информации о государственном гербе. Основные составляющие: когда появился на Руси герб с двуглавым орлом? (во время царствования какого государя), когда был утвержден герб РФ? Где помещается изображение герба РФ?
Аналитическая работа с текстами гимнов СССР и РФ: изучение текстов и определение разницы между текстами гимнов.
Подготовка вопросов викторины.
Подготовка презентации на тему «Государственная символика России дореволюционной и Российской Федерации»
Викторина (проводит учитель для активизации детей, погружения в атмосферу темы):
Как называется государство, в котором мы живём? (Российская Федерация, Россия)
Что такое государственные символы? (символы – это предметы, изображения или слова, которые имеют для граждан государства особое значение)
Что является государственными символами? (государственные символы РФ – государственный флаг, государственный герб и государственный гимн)
Какой символ России поднимают во время государственных праздников, в случае побед наших спортсменов на международных соревнованиях? (Флаг)
Какая музыка при этом исполняется? (гимн)
Что такое гимн? (хвалебная песнь, музыкальное произведение торжественного характера)
Кто впервые ввел бело-сине-красный флаг? (Пётр Великий, 18 век)
Кто утвердил гимн РФ? (30.12.2000, Президент РФ В.В.Путин)
Как называется отличительный знак всякого государства или города? (Герб)
Начало презентации «Государственная символика Российской Федерации».
Государственный флаг (знамя)
На фоне слайда «флаг РФ», идёт выступление ребят первой рабочей группы с информацией классу.
Вопросы учителя группе выступающих:
Раньше на Руси знамя называли стягом. Они (стяги) имели большое значение в битвах – указывали местонахождение военачальника и отдельных отрядов. А когда на Руси стали называть знамя Флагом? (учитель слушает ответы детей, затем продолжает рассказывать). Слово голландское, появилось в конце 17 века в петровскую эпоху. С того времени российский триколор стал флагом торгового флота России.
Когда триколор становиться национальным флагом России? (ответы учащихся). Цвета флага любили на Руси, поэтому в XIX веке он становиться национальным флагом России. С 1883 по 1917 год он был государственным знаменем Российского государства и был отменен советской властью.
В каком году Государственным флагом России стало прямоугольное полотнище из трёх равновеликих полос: верхней – белого, средней – синего и нижней – красного цвета? (ответы учащихся). 22 августа 1991 г. – этот День стал Днём государственного флага РФ. Теперь в дни государственных праздников, во время торжественных церемоний, при выступлениях Президента РФ, он поднимается и является важнейшим атрибутом государственной власти и символом величия России.
На фоне слайда «герб РФ», идёт выступление ребят второй рабочей группы с информацией классу.
Вопросы учителя группе выступающих:
Что обозначает слово «герб»?. Когда и для чего возникли гербы? (ответы учащихся). Понятие герб происходит от немецкого слова «наследство» и является знаком отличия, важнейшей эмблемой государства, города. Его изображение помещается на флагах, монетах, печатях, чтобы показать принадлежность к тому или иному государству.
Изображение герба мы видим на слайде и слышали описание в выступлении ребят.
Когда на гербе России появился двуглавый орёл? Крылья орла подняты – почему? (ответы учащихся). Орёл показывает свою силу и мощь, чтобы все знали, что Россия – могучая страна.
Напомните, как называют всадника, изображенного на гербе? Что вы о нем знаете? (ответы учащихся). Это Георгий Победоносец. Почитание святого Георгия на Руси началось с XI века, со времени правления князя Ярослава Мудрого. Он олицетворяет добро и добродетель, убивает копьем черного змия – символ зла.
Продолжение вопросов учителя классу:
О каком символе России мы ещё не поговорили?
А вы знаете, что такое гимн? Это торжественная песня или просто мелодия. Она исполняется в особых торжественных случаях – каких?
Зачем это делают? Тем самым выражается уважение к стране. Когда исполняется гимн, люди встают, мужчины снимают головные уборы
На фоне слайда «тексты гимна РФ» - Выступление ребят третьей рабочей группы с информацией классу.
Вопросы учителя группе выступающих:
Что можно сказать о современном гимне России? (ответы учащихся). Он торжественен, проникнут чувством гордости за Отчизну. Его легко и свободно можно петь хором и индивидуально. Слова гимна очень патриотичны, они в полной мере соответствуют новому времени – Россия могучая огромная держава, которая сохраняя силу и мудрость народную, дает новым поколениям свободу для мирного творчества и мечты.
Нравиться ли он Вам?
Во всех странах при проведении торжественных мероприятий, спортивных соревнований звучит гимн. И все присутствующие с удовольствием исполняют главную песнь своей страны, своей Родины. Я предлагаю Вам всем сейчас спеть гимн нашей Великой Родины – России. На экране – слайд с текстом гимна РФ. Звучит запись гимна со словами.
Итак, мы проследили сегодня путь создания и бытования в современной России важнейших государственных символов: флага, герба и гимна. Они – символы и смыслы, заключенные в них, являются важнейшим наследством, доставшимся нам от наших предков. Мы, потомки людей, совершавших боевые и трудовые подвиги во имя славы и процветания Отчизны, должны понимать, что эти государственные символы не только интереснейший памятник прошлого, связанный с историей нашей страны.
Если мы будем уважать эти символы – то мы будем уважать и самих себя и страну, и связь времен не будет прерываться.
3