УДК 354
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/06/12/s_593e2ee64544d/646506_1.jpeg)
Шишкина Олеся
студентка гр. ЭК – 12, СКФ БГТУ им. В.Г. Шухова г. Минеральные Воды
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/06/12/s_593e2ee64544d/646506_2.jpeg)
Шендрик Наталья Ивановна
ст. преподаватель, СКФ БГТУ им. В.Г. Шухова г. Минеральные Воды
АННОТАЦИЯ
Данная работа посвящена вопросам функционирования государственного регулирования экономики, путям и формам его обеспечения. Многие фундаментальные проблемы современного общества не могут быть решены исключительно рыночными механизмами и нуждаются в государственном участии. Особенности развития экономики, исторически сложившиеся традиции, взаимодействие всех субъектов экономики страны- это далеко неполный перечень вопросов, решение которых подвластно государственному управлению.
Ключевые слова: государственное регулирование; методы и цели; средства и инструменты; централизованные механизмы.
Устойчивое развитие экономики предполагает реализацию комплекса мер, направленных на рост национального дохода, уменьшение дифференциации в доходах населения, сохранение жизни и здоровья человека, решение демографических проблем, искоренение бедности.
Государственное регулирование экономики - комплекс мер, действий, применяемых государством для коррекций и установления основных экономических процессов.
Государственное регулирование экономики охватывает все стороны общественного воспроизводства. Особое внимание уделяется регулированию отношений собственности и предпринимательства, социального развития и рынка труда, финансового рынка и денежного обращения, внешнеэкономической деятельности. И в этой связи, вмешательство государства в экономические и социальные процессы, необходимы.
В данном случае, государству отводится ведущая роль в создании экономических стимулов, заинтересованности граждан и юридических лиц в развитии производственных отношений; гарантии безопасности в политической, социальной, экологической, оборонной и других сферах; введении необходимых ограничений хозяйственной деятельности и контроле за их соблюдением. Практическое значение государственного регулирования экономики состоит в обеспечении развития инфраструктурных отраслей экономики, подавлении негативных проявлений рыночного механизма, осуществлении заботы о подрастающем поколении, поддерживании образования и культуры общества. Кроме того от государства требуется регулирование деятельности крупных монополий, пресечение недобросовестной конкуренции.
Государственное регулирование экономики — комплекс мер, действий, применяемых государством для коррекций и установления основных экономических процессов.
К данным мерам относятся:
Регулирование фискальной политики.
Корректировка монетарной политики.
Решение вопросов внешней торговли.
Правильное распределение доходов.
Все это достигается использованием следующих механизмов государственного регулирования:
бюджетно-финансовая система — деятельность государства в области налогообложения, регулирования государственных расходов и государственного бюджета. Она направлена на обеспечение стабильного развития экономики, предотвращения инфляции и обеспечение занятости населения.
кредитно-денежная система — единая совокупность мер по регулированию кредита и денежного обращения с целью поддержки стабильного развития экономики.
Методы, которые помогают регулировать экономику делятся на:
прямые: разработка стандартов, их поддержание (знаки качества, государственные стандарты), контроль над монополиями.
косвенные: денежная политика, контроль за доходами, социальная политика.
внешнеэкономическое регулирование.
Не обходится и без разных форм регулирования, к которым относятся:
государственные целевые программы (социальные) - комплекс мероприятий, обеспечивающий эффективное решение целевых задач, требующих государственной поддержки.
прогнозирование - это взгляд в будущее, оценка возможных путей развития, последствий тех или иных решений.
моделирование ситуаций.
Наиболее общая цель государственного регулирования экономики состоит в том, чтобы ограничить действие законов рынка определёнными рамками, исходя из интересов разных групп населения, поэтому общая стратегия государственного регулирования экономики основывается на следующих принципах:
государственное вмешательство в рыночные процессы более эффективно, если оно имеет рыночную форму;
государственное предпринимательство должно не конкурировать, а помогать развитию частного бизнеса. Игнорирование этого принципа способно привести к искусственному доминированию государственных предприятий над частными;
при прочих равных условиях предпочтение следует отдавать рыночным формам организации экономики. На практике это означает, что государство должно финансировать только те социально значимые отрасли, которые не привлекают частный бизнес (из-за малой прибыльности);
государственная финансовая, кредитная и налоговая политика должна способствовать экономическому росту и социальной стабильности;
усиление государственного регулирования осуществляется в целях контроля общехозяйственных кризисов, а также процессов в сфере межгосударственных экономических отношений.
Используя вышеперечисленные методы и механизмы в экономике государства должны быть достигнуты следующие цели:
создание финансовых, правовых и социальных предпосылок эффективного функционирования рыночной экономики;
обеспечение социальной защиты тех групп рыночного общества, положение которых в конкретной экономической ситуации становится наиболее уязвимым.
Из этих целей государственного регулирования вытекают различные цели второго уровня. К ним можно отнести: создание благоприятных институциональных условий, стимулирование умеренного экономического роста, сглаживание экономического цикла, обеспечение социально приемлемого уровня занятости населения, уменьшение дифференциации в доходах граждан страны, поддержание высокой конкурентоспособности национальных производителей на мировом рынке, удовлетворительное состояние окружающей среды.
Из целей первого и второго уровня вытекают цели третьего уровня и т.д. Число таких целей множество.
Методы достижения этих целей подразделяются:
Прямые методы государственного регулирования экономики основываются на административно-правовых способах воздействия на деятельность тех или иных субъектов хозяйствования (меры запрета, разрешения, ограничения).
Косвенные регуляторы отличаются от дирижистских методов тем, что они не ограничивают свободу экономического выбора, а наоборот, дают дополнительные стимулы при принятии рыночного решения. Основная область их применения — вся экономическая среда. Косвенные методы регулирования предполагают использование средств и возможностей финансовой и денежно-кредитной систем страны. Данные методы взаимосвязаны. Тем самым можно сделать следующие выводы:
1. Государственное регулирование экономики (госрегулирование) представляет собой процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной доктрине (концепции). Оно включает в себя момент целеполагания, целеустановки, причем для достижения поставленных целей используется определенный набор административно-правовых и экономических средств (инструментов).
2. В условиях быстрой интернационализации и глобализации хозяйственной жизни в современном мире внутриэкономическое и внешнеэкономическое госрегулирование тесно связаны и взаимопереплетены.
3. По объекту воздействия со стороны государства выделяются различные направления госрегулирования: инвестиций, сбыта (включая регулирование цен), рынка труда, НИОКР, экологическое, социальных отношений, внешнеэкономическое и т.д.
4. По характеру воздействия на процесс общественного воспроизводства выделяются две основные формы госрегулирования: краткосрочное (антициклическое), которое чаще всего именуется конъюнктурной политикой, и среднесрочное и долгосрочное целевое регулирование (оно включает структурную политику и политику общего стимулирования экономического роста на определенную перспективу), которое, как правило, осуществляется при помощи различного рода прогнозов и программ.
5. Нет никаких объективных оснований полагать, что госрегулирование в обозримой перспективе не обеспечило бы поддержание высокого уровня экономической, социальной, а на этой основе и политической стабильности. Для России и других стран с переходной экономикой опыт госрегулирования, эффективно адаптированный к своим специфическим условиям, имеет большое значение.
Список литературы
1. Экономика: Учебник по курсу «Экономическая теория» / Под ред. А.С.Булатов. – М.: БЕК, 2007. С 5-6.
2. Ефимова Е.Г. Потапова И.С., Заславская М.Д. Экономическая теория: Учебное
пособие. Ч. II 2-е изд., испр. и доп. – М.: МГИУ, 2008. С. 12-14.
3. Губин Е. Методы, свойства и формы государственного регулирования экономики. М., 2011. С. 65-67
4. Солнцев В. Государственное регулирование цен и контроль за их применением // Экономист, 1996, №9.
С.6-8.