Государственный выпускной экзамен в 2017 г.
Иванова А.В., учитель русского языка и литературы
УКП при ИК-2 с.Талицы
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1400 (в действующей редакции)
- ГИА проводится в форме государственного выпускного экзамена (далее - ГВЭ) с использованием текстов, тем, заданий, билетов - для обучающихся по образовательным программам среднего общего образования в … учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы… для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья или для обучающихся детей-инвалидов и инвалидов по образовательным программам среднего общего образования.
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. N 1394 (в действующей редакции)
в форме письменных и устных экзаменов с использованием текстов, тем, заданий, билетов (далее - государственный выпускной экзамен, ГВЭ) - для обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования …
в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, … а также для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся детей-инвалидов и инвалидов, освоивших образовательные программы основного общего образования…
Спецификации экзаменационных материалов для проведения ГВЭ «ФИПИ» ГВЭ -11 http://fipi.ru/ege-i-gve-11/gve-11 ГВЭ-9 http://fipi.ru/oge-i-gve-9/gve-9
- РУССКИЙ ЯЗЫК (устная форма) ГВЭ-11 2017 г. (248.8 Kb)
- РУССКИЙ ЯЗЫК (письменная форма) ГВЭ-11 2017 г. (346.2 Kb)
- Разъяснения ФГБНУ «ФИПИ» по вопросу организации изложения на ГВЭ-9 и ГВЭ-11 по русскому языку для следующих участников с ОВЗ: глухих и слабослышащих обучающихся, обучающихся с задержкой психического развития, с тяжёлыми нарушениями речи (199.2 Kb)
- А также спецификации по математике и по предметам по выбору
Содержание спецификации
- Особенности экзаменационной работы
- Форматы экзаменационной работы
- Особенности форматов экзаменационной работы
- Оценивание экзаменационной работы
- Критерии оценивания экзаменационной работы
- Образцы экзаменационных материалов
- Рекомендации по квалификации ошибок
Особенности экзаменационной работы ГВЭ по русскому языку (письменная форма)
- Письменный экзамен ГВЭ по русскому языку проводится в нескольких форматах в целях учёта возможностей разных категорий его участников: участников без ОВЗ и участников с ОВЗ .
- Участникам ГВЭ без ОВЗ предоставляется возможность выбора одной из форм экзаменационной работы: сочинение или изложение с творческим заданием ( номер экзаменационных материалов содержит помету «А»).
Форматы экзаменационной работы ГВЭ по русскому языку (письменная форма) для участников ГВЭ с ОВЗ
- 1. Э кзаменационные материалы содержат помету «А»– обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слабослышащие и позднооглохшие обучающиеся – изложение (сжатое) с творческим заданием или сочинение по выбору выпускника. Экзаменационные материалы аналогичны тем, что разрабатываются для обучающихся без ОВЗ.
- 2. Э кзаменационные материалы содержат помету «К» – глухие обучающиеся, обучающиеся с задержкой психического развития, с тяжёлыми нарушениями речи – изложение (сжатое) с творческим заданием ( в 9 кл. изложение сжатое или подробное) или сочинение по выбору выпускника.
- 3. Э кзаменационные материалы содержат помету «С» – слепые обучающиеся, слабовидящие и поздноослепшие обучающиеся, владеющие шрифтом Брайля – изложение (сжатое) с творческим заданием или сочинение по выбору выпускника.
- 4. Э кзаменационные материалы содержат помету «Д» – обучающиеся с расстройствами аутистического спектра – диктант с особыми критериями оценивания.
Формы ГВЭ (письменная форма)
- ГВЭ в форме сочинения
- ГВЭ в форме изложения с творческим заданием
- ГВЭ в форме диктанта
- Продолжительность экзаменационной работы - 3 часа 55 минут (235 минут).
Это время по желанию участника с ОВЗ может быть увеличено на 1,5 часа.
- Дополнительные материалы и оборудование
Участникам экзамена разрешается пользоваться орфографическими и толковыми словарями, предоставленными образовательной организацией.
Примерный комплект тем сочинений с маркировкой «А» и «С» (на свободную тему по философской или этико-нравственной проблематике)
9 класс
11 (12) класс
1. Умение видеть красоту природы делает человека богаче.
2. Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливым других.
1. Истинный патриотизм доказывается не словом, а делом. (В. Белинский)
2. Все ли средства хороши на пути к достижению благородной цели?
3. Нужны ли знания современному человеку?
4. Можно ли выбрать профессию на всю жизнь?
3. Язык есть исповедь народа, в нем слышится его природа, его душа и быт родной… (П. Вяземский)
4. Размышления о роли отдельного человека в судьбе Отечества…
5. Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь – это постоянный выбор?
(объём сочинения от 250 слов )
(объем сочинения от 300 слов )
ГВЭ-11 в форме изложения с творческим заданием
- Сжатое изложение с творческим заданием содержит текст, творческое задание. Текст для сжатого изложения представляет собой фрагмент статьи, очерка, рассказа философской, социальной, нравственной проблематики . Текст рассматривается как стимул для написания сочинения-рассуждения.
- Предложенный для изложения текст читается организатором в аудитории трижды.
- Творческое задание предполагает формулировку одной из проблем прочитанного текста и аргументацию собственной позиции.
ГВЭ-9 в форме изложения с творческим заданием
- Задание предполагает написание сжатого изложения по прослушанному тексту, творческое задание. Текст для изложения представляет собой фрагмент статьи, очерка, рассказа философской, социальной, нравственной проблематики. Текст рассматривается как стимул для написания сочинения-рассуждения.
- Предложенный для изложения текст читается организатором в аудитории трижды.
- Творческое задание формулируется в виде вопроса, связанного с проблематикой текста. Вопрос нацеливает на комментарий к поставленной проблеме и аргументацию собственной позиции.
Творческое задание с маркировкой «А» и «С»
9 класс
11 (12) класс
Дайте аргументированный ответ на вопрос:
Что значит любовь к родному краю?
Напишите сочинение по прослушанному тексту.
Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прослушанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения.
(объем от 200 слов )
(объём от 200 слов)
Оценивание результатов ГВЭ по русскому языку (письменная форма)
Изложение с творческим заданием оценивается по следующим критериям:
- критерии оценки сжатого (подробного) изложения – 4 первичных балла;
- критерии оценки выполнения творческого задания к изложению (сочинение)– 3 первичных балла;
- критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого – 10 первичных баллов.
Максимальный первичный балл за написание сжатого изложения и творческого задания (сочинения) – 17 .
Шкала пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной системе оценивания
Первичный балл
0-4
«2»
5-10
«3»
11-14
«4»
15-17
«5»
Критерии оценивания экзаменационной работы по русскому языку в форме ГВЭ (письменная форма)
- Критерии оценки сочинения на свободную тему
- Критерии оценки сжатого изложения
- Критерии оценки подробного изложения
- Критерии оценки творческого задания
- Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого
- Соблюдение орфографических норм
- Соблюдение пунктуационных норм
- Соблюдение грамматических норм
- Соблюдение речевых норм
- Фактическая точность письменной речи
Бланки государственного выпускного экзамена в 2017 году (Приложение к приказу Департамента образования Ивановской области от 16.03.2017 № 399-о)
Тренировочные сборники для подготовки к ГИА обучающихся с ОВЗ http://fipi.ru/sborniki-OVZ
Тематика сочинений в 11 (12)классе:
Проблемы, обозначенные в текстах для изложения:
1) Человек и страна, в которой он живёт
2) Добро и зло в современном мире
- Милосердие, сострадание
- Человек и природа
- Добрые, благие дела, радости бытия
- Роль музыки, искусства в жизни человека
- Богатство русского языка
- Следы войны
- Выбор в жизни человека
3) Языковые реалии современного общества
4) Человек – Личность – История
5) Выбор в жизни человека