СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Государство Усуней (2 век до н.э – 5 век н.э ) // (10-класс, История Кыргызстана)

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Государство Усуней (2 век до н.э – 5 век н.э ) // (10-класс, История Кыргызстана)»

Государство Усуней  (2 век до н.э – 5 век н.э )

Государство Усуней (2 век до н.э – 5 век н.э )

План 1. Политическое устройство 2. Общественное устройство 3. Хозяйство усуней

План

1. Политическое устройство

2. Общественное устройство

3. Хозяйство усуней

Этноним «усунь» вошёл в историю из китайских династических хроник и в переводе с древнетюркского означает Усуньское  «народ десяти родов» (ус — род, ун — десять). Согласно другой версии, этноним произошёл от названия реки Упсаг (Узун), протекающей в Восточном Туркестане. Значение слова «усунь» некоторые учёные связывают с этнонимом «асман» т. е. «небо» или «тенир». Анализ многочисленных генеалогических материалов и тюркских родословных преданий позволяет говорить, что усуни были ответвлением тюркских народов, хотя этнологический тип их не был характерен для коренного населения Туркестана: это были русобородые, голубоглазые люди.
  • Этноним «усунь» вошёл в историю из китайских династических хроник и в переводе с древнетюркского означает Усуньское «народ десяти родов» (ус — род, ун — десять). Согласно другой версии, этноним произошёл от названия реки Упсаг (Узун), протекающей в Восточном Туркестане.
  • Значение слова «усунь» некоторые учёные связывают с этнонимом «асман» т. е. «небо» или «тенир». Анализ многочисленных генеалогических материалов и тюркских родословных преданий позволяет говорить, что усуни были ответвлением тюркских народов, хотя этнологический тип их не был характерен для коренного населения Туркестана: это были русобородые, голубоглазые люди.
  • В исследовании Н. Аристова содержится ссылка на труд под названием «Си- юй-ту-чжи» работавшей в Джунгарии в 1756 году китайской комиссии, в котором содержался вывод о том, что усуни были предками бурутов (кыргызов, или кара- кыргызов), так как последние обитают в тех самых местах, которые занимали усуни, ведут такой же кочевой образ жизни.
  • Из источников известно, что первоначально усуни кочевали по соседству с хуннами и юэчжи - на территориях к западу от Великой китайской стены. Китайские агенты, следуя порождённому имперским шовинизмом принципу: истреблять варваров руками варваров, - вовлекли этот народ в междоусобный конфликт с хуннами. В результате степной войны усуни были разбиты. Часть из них в 160 г. до н. э., подчинив саков и юэчжи, переселилась на новые земли в районы Тенир- Тоо и Семиречья. В результате возникло новое государственное объединение, которое на востоке граничило с хуннами, на западе - с кангуями, расселившимися в долинах Таласа, на юге - с народами Ферганы и Восточного Туркестана. Южные владения усуней простирались до озера Балхаш. Столицей государства был город Чигу, или Чигучэн (в переводе «город Красной долины»).
1. Политическое устройство   Усуньское государство представляло собой монархическое государство кочевников. Монарх имел титул кюнбаг (кюнбий). Этот верховный титул власти усуньский монарх первым получил от представителя хуннской ветви династии Модэ-шаньюя.

1. Политическое устройство

  • Усуньское государство представляло собой монархическое государство кочевников. Монарх имел титул кюнбаг (кюнбий). Этот верховный титул власти усуньский монарх первым получил от представителя хуннской ветви династии Модэ-шаньюя.
Чжан Цянь, один из приближенных к хуннскому императорскому двору сановников, характеризовал усуней как «правую руку хунн». Но даже позднее, во времена самостоятельности государства, этот титул сохранился. Свою роль сыграло здесь и родство языков (не случайно в средневековых преданиях об Огуз-кагане одного из его потомков звали Кун-хан). Власть монарха была ограничена: прежде чем принять окончательное решение по важному государственному вопросу, его рассматривал и обсуждал совет старейшин. Кроме того, существовала организованная система управления государством. В государственном аппарате было не менее 16 тысяч чиновников. Усуни имели сильное войско. Поэтому с ними были вынуждены считаться и Ханьский Китай, и даже господствующие в Центральной Азии хунны.
  • Чжан Цянь, один из приближенных к хуннскому императорскому двору сановников, характеризовал усуней как «правую руку хунн».
  • Но даже позднее, во времена самостоятельности государства, этот титул сохранился. Свою роль сыграло здесь и родство языков (не случайно в средневековых преданиях об Огуз-кагане одного из его потомков звали Кун-хан). Власть монарха была ограничена: прежде чем принять окончательное решение по важному государственному вопросу, его рассматривал и обсуждал совет старейшин. Кроме того, существовала организованная система управления государством. В государственном аппарате было не менее 16 тысяч чиновников.
  • Усуни имели сильное войско. Поэтому с ними были вынуждены считаться и Ханьский Китай, и даже господствующие в Центральной Азии хунны.
2. Общественное устройство   В обществе все отчетливее проявляются признаки соци­ального неравенства: в руках родовой знати сосредоточива­ется власть и большая часть богатства, которое было создано и умножено трудом всех членов общины, и в первую очередь простыми скотоводами, полуоседлыми кочевниками, земледельцами и ремесленниками, т. е. принадлежало всему роду. Богатые усуни имели по четыре-пять тысяч голов лошадей. Они обладали преиму­щественным правом пользования пастбищами. Развитие производства требовало и дополнительной рабочей силы. Для этого использовался труд рабов, которыми, главным образом, становились пленённые воины. Однако основной производи­тельной силой являлись, конечно, бедные слои населения.

2. Общественное устройство

  • В обществе все отчетливее проявляются признаки соци­ального неравенства: в руках родовой знати сосредоточива­ется власть и большая часть богатства, которое было создано и умножено трудом всех членов общины, и в первую очередь простыми скотоводами, полуоседлыми кочевниками, земледельцами и ремесленниками, т. е. принадлежало всему роду.
  • Богатые усуни имели по четыре-пять тысяч голов лошадей. Они обладали преиму­щественным правом пользования пастбищами. Развитие производства требовало и дополнительной рабочей силы. Для этого использовался труд рабов, которыми, главным образом, становились пленённые воины. Однако основной производи­тельной силой являлись, конечно, бедные слои населения.
Основой брачно-семейных отношений в обществе являлись патриархально-родовые устои. Главной фигурой рода, семьи был мужчина -муж, отец семейства, было распространено многожёнство. Сохранялись также характерные для патриархально-родовых связей традиции левирата. По этому обычаю вдова после смерти мужа оставалась в его семье - становилась женой одного из братьев или другого родственника.
  • Основой брачно-семейных отношений в обществе являлись патриархально-родовые устои. Главной фигурой рода, семьи был мужчина -муж, отец семейства, было распространено многожёнство. Сохранялись также характерные для патриархально-родовых связей традиции левирата. По этому обычаю вдова после смерти мужа оставалась в его семье - становилась женой одного из братьев или другого родственника.
  • Начиная со второй половины II в. до н. э. Ханьская империя втягивает усуней в сферу своих политических интересов.
  • В 138 г. до н. э. император У-ди направил к усуням большую дипломатическую миссию с ценными подарками и невестой из именитой фамилии, чтобы брачными узами скрепить союз с кюнбагом. В Чигу прибывает посол и лазутчик императорского двора - крупный чиновник Чжан Цянь. Посольство выполнило возложенную на него задачу, и в 115 г. до н. э. был составлен договор о союзе с усунями. Чжан Цянь пишет о том, что владение Усунь насчитывало 630 тысяч человек. Численность их армии составляла 188 тысяч воинов.
  • В начале I в. до н. э. на престол усуньского государства взошел кюнбаг Унгуйми (тронное имя Фейван). Будучи женатым на китайской принцессе, он также был связан договором с Ханьской империей о совместной борьбе против хуннов. В 71 г. до н. э. объединённые силы союзников в составе 50-тысячной усуньской и 160- тысячной китайской армии нанесли сокрушительный удар по армии хуннов. Около 40 тысяч хуннских воинов было взято в плен.
  • Не давая передышки, в том же году китайцы предприняли ещё несколько походов против хуннов, чем окончательно подорвали их силы. Огромная могущественная держава хуннов была разгромлена.
С середины 60-х г. и до 45 г. до н. э., длилась острая борьба за власть между «ханьской» и «хуннской» ветвями усуньских правителей. Причём Китай по-прежнему оставался прямым и косвенным участником этой борьбы. После убийства кунбага Цылими (45-14 гг. до н.э.) государство усуней начало неудержимо разрушаться. Один за другим сменялись кюнбаги, сторонники опальных правителей были вынуждены искать убежища за пределами государства. Только в Кангуй перешло 80 тысяч человек. Последние сведения об усунях, относящиеся к началу нашей эры и ставшие известными нам, содержатся в отчёте усуньского посла Дун-Джиня, да-тируемом 435 г. В этот период усуни столкнулись с сильным давлением жуань- жуаней (аваров). Однако уже в V в. н. э. усуни влились в состав тюркоязычных племен.
  • С середины 60-х г. и до 45 г. до н. э., длилась острая борьба за власть между «ханьской» и «хуннской» ветвями усуньских правителей. Причём Китай по-прежнему оставался прямым и косвенным участником этой борьбы.
  • После убийства кунбага Цылими (45-14 гг. до н.э.) государство усуней начало неудержимо разрушаться. Один за другим сменялись кюнбаги, сторонники опальных правителей были вынуждены искать убежища за пределами государства. Только в Кангуй перешло 80 тысяч человек. Последние сведения об усунях, относящиеся к началу нашей эры и ставшие известными нам, содержатся в отчёте усуньского посла Дун-Джиня, да-тируемом 435 г. В этот период усуни столкнулись с сильным давлением жуань- жуаней (аваров). Однако уже в V в. н. э. усуни влились в состав тюркоязычных племен.
3. Хозяйство усуней   Основным видом деятельности усуней являлось скотоводство. Они разводили лошадей, коров, овец и коз. Китайские источники сообщают: «Усуни занимаются и земледелием, и садоводством. Они ведут кочевой образ жизни, переезжая с одного места на другое в поисках богатых травостоем пастбищ для скота, а также удобных для использования водотоков.» Эти сведения относятся к концу II в. до н. э. Одна часть усуней занималась кочевым скотоводством, а другая часть, освоив земледелие, создавала оседлые поселения. Обнаруженные археологами в Чуйской (район современного города Кара-Балта) и Иссык-Кульской долинах (Тюпский залив) остатки жилых поселений усуней являют собой яркий пример земледельческих поселений с разветвлённой сетью искусственного орошения .

3. Хозяйство усуней

  • Основным видом деятельности усуней являлось скотоводство. Они разводили лошадей, коров, овец и коз. Китайские источники сообщают: «Усуни занимаются и земледелием, и садоводством. Они ведут кочевой образ жизни, переезжая с одного места на другое в поисках богатых травостоем пастбищ для скота, а также удобных для использования водотоков.» Эти сведения относятся к концу II в. до н. э.
  • Одна часть усуней занималась кочевым скотоводством, а другая часть, освоив земледелие, создавала оседлые поселения. Обнаруженные археологами в Чуйской (район современного города Кара-Балта) и Иссык-Кульской долинах (Тюпский залив) остатки жилых поселений усуней являют собой яркий пример земледельческих поселений с разветвлённой сетью искусственного орошения .
Важную роль для усуней-кочевников играла охота, которая являлась дополнительным источником основного продукта питания - мяса. В местах зимовок усуни сооружали низкие глинобитные землянки. Остатки таких построек найдены в районе города Кара-Балта. Кроме того, возводились каменные сооружения (крепость Дароот-Курган) и деревянные дома (крепость Джергес). Для усуней и проживавших с ними представителей саков и других этносов был характерен высокий уровень развития ремесла. Подтверждение тому - разные виды керамической посуды, керамические веретёна, изделия из кости, бронзы, каменные зернотёрки, выполненные в «зверином стиле» металлические ювелирные изделия (из золота, бронзы, меди), железные наконечники стрел и другие находки из археологических раскопок
  • Важную роль для усуней-кочевников играла охота, которая являлась дополнительным источником основного продукта питания - мяса.
  • В местах зимовок усуни сооружали низкие глинобитные землянки. Остатки таких построек найдены в районе города Кара-Балта. Кроме того, возводились каменные сооружения (крепость Дароот-Курган) и деревянные дома (крепость Джергес).
  • Для усуней и проживавших с ними представителей саков и других этносов был характерен высокий уровень развития ремесла. Подтверждение тому - разные виды керамической посуды, керамические веретёна, изделия из кости, бронзы, каменные зернотёрки, выполненные в «зверином стиле» металлические ювелирные изделия (из золота, бронзы, меди), железные наконечники стрел и другие находки из археологических раскопок
Вопросы 1.  В чём особенности структуры усунского общества? 2.  Какова роль усуней в военных и исторических событиях той эпохи? 3.  Чем отличались усуни по занимаемой территории и государственному устройству от остальных саков? 4.  Каковы объективные причины заключения договоров с Китайской империей, в чём их противоречия?

Вопросы

  • 1. В чём особенности структуры усунского общества?
  • 2. Какова роль усуней в военных и исторических событиях той эпохи?
  • 3. Чем отличались усуни по занимаемой территории и государственному устройству от остальных саков?
  • 4. Каковы объективные причины заключения договоров с Китайской империей, в чём их противоречия?
Домашнее задание

Домашнее задание


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!