Готов ли Ваш ребёнок к школе?
Ваш малыш уже совсем "взрослый". Он многое умеет и многое знает. И основной вопрос, который возникает перед детьми и родителями, касается школы. Скоро его первое 1 сентября!
А готов ли он к школе?
Нелепый вопрос, - скажете вы . Во-первых, до школы еще полгода, а во вторых, он уже читает, считает до 100 и умеет писать письменные буквы! Так с гордостью отвечают мамы и папы, бабушки и дедушки будущих первоклассников. Родители заранее предвкушают не только серьезные финансовые затраты, но и значительное прибавление забот. Но самое главное - возникает масса вопросов. Вдруг ребенок не оправдает надежды и будет плохо учиться? Как тогда смотреть в глаза знакомым? И чтобы не ударить в грязь лицом, они начинают "натаскивать" ребенка по грамоте и письму в соответствии со своими представлениями о методах обучения. Учителям приходиться терпеливо объяснять, что до школы ребенку не столько нужна скорость чтения и счет, сколько звуковой анализ слова, знание состава числа и другие составляющие методик обучения грамоте и письму, которым обучают юных педагогов в институтах на протяжении четырех лет. Многие же бабушки, дедушки, папы и мамы считают, что особой премудрости здесь нет, и смело берутся за обучение внучат.
Но тем более горькими бывают разочарования, огорчения и растерянность, когда малыш, придя в школу, уже через несколько недель, а то и дней начинает испытывать трудности. Никак не налаживаются отношения с ребятами, учитель недоволен его поведением, много ошибок, не успевает за классом и т.д. Все чаще и чаще вы замечаете, что он плаксив и раздражителен. И чем больше времени вы уделяете дополнительным занятиям, тем хуже идут дела в школе.
Типичная картина для многих семей. Но давайте вернемся назад. На улице весна и вы готовите ребенка к школе. Многие родители имеют не совсем точное представление о таком термине как "готовность к школе". Наиболее хорошо известна всем интеллектуальная готовность - это знания и умения ребенка. Однако это не только умение читать, писать и считать. Гораздо важнее уметь обобщать, сравнивать, анализировать. Важнейшим показателем интеллектуальной готовности ребенка к школе является овладение им связной, грамматически и фонетически правильной речью. Умение не только понимать речь, но и самостоятельно строить предложения, подбирать слова, различать на слух сходные звукосочетания. Уметь пересказывать и составлять рассказы. Все это, несомненно, залог успешного усвоения школьных знаний. Но есть еще и второй момент, это физическая готовность, которая подразумевает зрелость организма, его функциональных систем. Как бы хорошо не был подготовлен ребенок к школе, учебные занятия потребуют от него напряжения умственных и физических сил, что может привести к рецидивам и осложнениям. Поэтому во избежании нежелательных отклонений, появления различного рода заболеваний необходимо проверить и этот вид готовности. Сделать это можно у вашего педиатра. И если он посоветует отложить обучение на год или перейти на домашнее обучение, то стоит прислушаться к его советам.
Третий момент - социальная готовность к обучению. Это настрой ребенка на работу, умение сотрудничать с другими людьми, умение подчиняться правилам. Если ребенок не ходил в детский сад, на улицу, почти не играл со сверстниками, то снежным комом нарастает еще одна проблема. "Вася ни с кем не может играть, все его обижают" или "Мой - драчун какой-то, всех задевает, не может ничего поделить!", - жалуются родители. Да, в школе такой ребенок не найдет друзей - он не умеет общаться со сверстниками, решать конфликты, уступать, делиться, сопереживать. Все то, что необходимо для полноценного общения и настоящей дружбы, азы которых постигаются в детском коллективе, на улице или в детском саду. А сейчас все чаще многим детям такое общение заменяет компьютер или телевизор.
Родители не видят ничего страшного в том, что ребенок месяцами не играет со сверстниками, не рассматривает детских книжек, не притрагивается к конструктору, все это заменяет ему компьютер или бабушка с дедушкой, которые становятся "товарищами" его детских игр. В школе такой малыш будет немало озадачен тем, что никто не пытается угодить ему, подладиться под него, уступить и развлечь его. Это приведет к быстрому разочарованию в школе и часто родители начинают винить учителя, ребят, не понимая того, что правила детского коллектива остались неусвоенными. Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии интеллектуальной готовности ему будет трудно учиться. Успехи таких детей, как правило, носят кратковременный характер. И последний, четвертый момент - мотивационная готовность. Спросите своего малыша хочет ли он в школу и если он да, то зачем. Если он готов туда пойти потому, что там много детей и весело, то ему может не понравится учиться. Значит, ребенок еще не наигрался, у него не появилась тяга к теоретическим знаниям. Погружение в атмосферу суровой школьной дисциплины и ежедневных учебных занятий будет тяжелейшим испытанием для него. А время, проведенное в стенах школы будет восприниматься как украденное у беззаботного детства.
Определить школьную готовность можно самостоятельно. О мотивационной готовности мы уже говорили, а для диагностики социальной готовности достаточно понаблюдать за ребенком во время игры. Подчиняется ли он правилам игры, навязывает ли он свой стиль игры, умеет ли он работать в группе, может ли он выполнять инструкции - все это поможет вам понять, как будет действовать ваш малыш в условиях группового обучения. А для определения интеллектуальной готовности предложите ему выполнить ряд заданий.
1. Назови одним словом: Стол, стул, диван - это ... Синий, красный, голубой - это ... Тарелка, вилка, чайник - это ... 2. Найди лишнее слово: медведь, кот, коза; собака, лев , тигр; малина, клубника, огурец. 3. Сколько звуков в словах: ЛЕС, РЕКА.
4. Назови число на единицу меньше пяти. Что больше - шесть пуговиц или четыре карандаша? Чем похожи круг и овал? Чем отличаются круг и квадрат? Какое число стоит между тройкой и пятеркой? 5. Составь рассказ по картинке (можно предложить серию картинок). 6. На чистом нелинованном листе нарисуйте круг, квадрат и треугольник. Попросите ребенка перерисовать. Семилетний ребенок должен справиться с заданием сохранив все пропорции. 7. Разрежьте открытки на шесть, семь и восемь частей. Попросите ребенка собрать их. Шести- семилетние дети с хорошо развитым восприятием легко справляются с картинкой из шести частей. 8. Попросите ребенка сравнить две картинки с десятью отличительными признаками. В норме ребенок должен справиться с заданием за пять минут. 9. В течении 20 секунд дайте рассмотреть ребенку картинку с изображением девяти предметов. После чего уберите картинку и попросите его назвать предметы, которые он запомнил. Если ребенок запомнил 6-7 предметов - отлично; 4-5 - средний уровень; менее 3 - стоит поупражнять память.
Определение школьной готовности - процедура длительная (до одного часа) и во избежании неверной интерпретации лучше доверить ее детскому психологу, который определит упущенное звено и подберет коррекционные игры и упражнения. Развитие ребенка в этом возрасте идет быстро и не всегда равномерно. Преуспевание в одном поможет малышу справиться с отставанием в другом. За полгода, даже за один - два месяца степень готовности может достичь уровня, достаточного для начала обучения. Есть еще время как следует подготовиться к школе и сделать обучение радостью.