Готовимся к ЕГЭ по физике. Качественные задачи
Мастер - класс учителя физики МКОУ «Глушковская СОШ»
Гурова Николая Григорьевича
Подготовка к ЕГЭ - важный фактор обучения
- Начинайте подготовку заблаговременно.
- При подготовке надо делать упор не на ЕГЭ, а на изучение самой физики!
- Многократное повторение учебного материала!
- Нужна тесная связь с математикой!
- Психологическая подготовка. Наберитесь терпения и выдержки, не падайте духом!
Основные принципы работы
1. Глубокое и качественное объяснение сути физических явлений, законов, понятий учителем.
2.Показ обучающимся алгоритмов решения основных тематических задач.
3. Самостоятельная деятельность для повторения и воспроизведения теоретического материала, решения задач.
4.Систематический опрос и проверка усвоения материала.
5.Создание своей системы обучения, основанной на взаимопонимании , пригодной для себя и своих обучающихся - которая приводит к усвоению учебного материала учащимися.
Качественная задача
- «Задача, в которой ставится для разрешения одна из проблем, связанная с качественной стороной рассматриваемого физического явления, которая решается путем логических умозаключений, основывающихся на законах физики, построения чертежа или выполнения эксперимента, но без применения математических действий, называется качественной задачей».
- Качественной задачей называем такую задачу, решение которой осуществляется путем построения логической цепочки рассуждений и не требует обязательных математических выкладок и вычислений, а используемые вычисления, не образуют строгую и полную логическую систему формальных выводов. Все формульные преобразования используются только для качественного анализа, а расчеты осуществляются для количественной прикидки.
Качественная задача
- “ Решение качественных задач способствует более глубокому усвоению материала, развивает сообразительность, мышление, вызывает интерес к физике".
Тульчинский М. Е.
Качественная задача
Качественные физические задачи имеют особую роль в обучении физике: с одной стороны, они позволяют понять, насколько человек понимает суть физических процессов - ведь при их решении нет необходимости (или почти нет) пользоваться сложными математическими расчётами. С другой стороны, решение таких задач требует точности формулировок, обязательного указания на основные физические процессы и описывающие их закономерности .
Алгоритм решения задачи
- Анализ условия задачи;
- Анализ физических явлений, описанных в задаче;
- Формулировка известного физического закона и осмысление его применения в данных условиях;
- Синтез условия данной задачи со своими логическими выводами .
Оценивание задания 28
схема оценивания строится на основании трех элементов решения:
- формулировка ответа;
- объяснение;
- прямые указания на физические явления и законы.
Решения задач повышенного уровня.1 этап.
Отыщи всему начало, и ты многое поймёшь!
(К.Прутков)
Задача №1
Задача №2 (демо)
На рисунке приведена электрическая цепь, состоящая из гальванического элемента, реостата, трансформатора, амперметра и вольтметра. В начальный момент времени ползунок реостата установлен посередине и неподвижен. Опираясь на законы электродинамики, объясните, как будут изменяться показания приборов в процессе перемещения ползунка реостата влево. ЭДС самоиндукции пренебречь по сравнению с ε.
1 . Во время перемещения движка реостата показания амперметра будут плавно увеличиваться, а вольтметр будет регистрировать напряжение на концах вторичной обмотки . Примечание: Для
полного ответа не требуется объяснения показаний приборов в крайнем левом положении. (Когда движок придет в крайнее левое положение и движение его прекратится, амперметр будет показывать постоянную силу тока в цепи, а напряжение, измеряемое вольтметром, окажется равным нулю.)
2 . При перемещении ползунка влево сопротивление цепи уменьшается, а сила тока увеличивается в соответствии с законом Ома для полной цепи I= ε/( R+r), где R – сопротивление внешней цепи.
3. Изменение тока, текущего в первичной обмотке реостата вызывает изменение индукции магнитного поля, создаваемого этой обмоткой. Это приводит к изменению магнитного потока через вторичную обмотку трансформатора.
4. В соответствии с законом индукции Фарадея возникает ЭДС индукции ε инд =- ΔΦ/Δt во вторичной обмотке, а следовательно, напряжение U на ее концах, регистрируемое вольтметром.
Задача №3( ЕГЭ-2017)
Примеры решения задач высокого уровня сложности.2 этап
Когда не знаешь, что делать –
сделай шаг вперёд!
(Истина древних)
Примеры решения задач высокого уровня сложности. 2 этап
Пример решения задачи 1 .
1.Ускорение шарика направлено внутрь траектории.
2.На шарик действует сила натяжения нити Т,
направленная вдоль нити к точке подвеса
и сила тяжести mg, направленная вертикально вниз.
Равнодействующая этих сил направлена внутрь
траектории движения.(см. рисунок)
3.Согласно второму закону Ньютона F = ma,
ускорение совпадает с направлением
равнодействующей силы.
Пример решения задачи 2 .
1.Ответ: Масса жидкости в сосуде будет уменьшаться.
2.Вода и водяной пар длительное время находятся в закрытом сосуде, поэтому водяной пар является насыщенным.
3. При выдвигании поршня температура не изменялась, происходит изотермическое расширение пара. Давление и плотность насыщенного пара при этом процессе не меняются. Р = nkT, n = N/V, По условию объём увеличивается, следовательно и число молекул жидкости должно увеличиваться т.е.будет происходить испарение жидкости. А это значит, масса жидкости в сосуде будет уменьшаться.
Пример решения задачи 3 .
1.Площадь поперечного сечения проводника на втором участке больше, чем на первом.
2.По проводнику течёт постоянный ток, поэтому напряжение по закону Ома для участка цепи U = IR. Сопротивление любой части проводника R определяется по формуле R = ρх/S, где х – длина той части проводника, на которой определяется напряжение, ρ – удельное сопротивление проводника, S – площадь поперечного сечения этой части проводника.
3.При 0
Решения задач повышенного уровня.3 этап.
Никогда не ставьте задачу, решение которой вам неизвестно…
(Законы Мэрфи)
Проверка решения задач высокого уровня сложности.3 этап
Задание 1
Постоянное количество одноатомного идеального газа участвует в процессе, график которого изображён на рисунке в координатах p – n , где p – давление газа, n – его концентрация. Определите, получает газ теплоту или отдаёт в процессах 1–2 и 2–3. Ответ поясните, опираясь на законы молекулярной физики и термодинамики.
Проверка решения задач высокого уровня сложности.3 этап
Задание 2
Электрическая цепь состоит из двух лампочек, двух диодов и витка провода, соединённых, как показано на рисунке. Какая из лампочек загорится, если к витку приближать северный полюс магнита? Ответ объясните, указав, какие явления и закономерности Вы использовали при объяснении .
Проверка решения задач высокого уровня сложности.3 этап
Задание 3
Три одинаковых сосуда, содержащих разреженный газ, соединены друг с другом трубками малого диаметра: первый сосуд – со вторым, второй – с третьим. Первоначально давление газа в сосудах было равно соответственно р , 3 р и р . В ходе опыта сначала открыли и закрыли кран, соединяющий второй и третий сосуды, а затем открыли и закрыли кран, соединяющий первый сосуд со вторым. Как изменилось в итоге (уменьшилось, увеличилось или осталось неизменным) количество газа в первом сосуде? (Температура газа оставалась в течение всего опыта неизменной.)
Рефлексия
1.Повторение и изучение тематического материала продолжается дома. С этой целью учащиеся используют блок «Модули по физике для подготовки к ЕГЭ» .
2. Слово экспертам(обучающимся)
Литература. Иттернет - поддержка.
- Качественные задачи по физике в средней школе. Тульчинский М.Е.Пособие для учителей.М.: Просвещение, 1972. - 240с.
- ЕГЭ.1000 задач с ответами и решениями. Физика. М.Ю.Демидова, В.А.Грибов, А.И.Гиголо. М.Экзамен 2017
- Физика.Эксперт ЕГЭ.О.Ф.Кабардин М.Экзамен 2016.
- ЕГЭ-2017. Физика: тематические и типовые экзаменационные варианты: 32 варианта / Под ред. М.Ю. Демидовой. — М.: Издательство «Национальное образование», 2017. — (ЕГЭ-2017. ФИПИ-школе)
- http://phys.reshuege.ru/?redir=1 сайт «Решу ЕГЭ» (физика)
- http://interneturok.ru/ru сайт «Интернет урок»
- http://vk.com/ege_physics группа «Подготовка к ЕГЭ по физике» социальной сети «В контакте»
Спасибо
за
внимание!