СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Готовимся к ЕГЭ по физике. Качественные задачи.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассмотрены примеры решения качественных задач для подготовки к ЕГэ по физике.

Просмотр содержимого документа
«Готовимся к ЕГЭ по физике. Качественные задачи.»

Готовимся к ЕГЭ по физике. Качественные задачи Мастер - класс учителя физики МКОУ «Глушковская СОШ» Гурова Николая Григорьевича

Готовимся к ЕГЭ по физике. Качественные задачи

Мастер - класс учителя физики МКОУ «Глушковская СОШ»

Гурова Николая Григорьевича

Подготовка к ЕГЭ - важный фактор обучения  Начинайте подготовку заблаговременно. При подготовке надо делать упор не на ЕГЭ, а на изучение самой физики! Многократное повторение учебного материала! Нужна тесная связь с математикой! Психологическая подготовка. Наберитесь терпения и выдержки, не падайте духом!

Подготовка к ЕГЭ - важный фактор обучения

  • Начинайте подготовку заблаговременно.
  • При подготовке надо делать упор не на ЕГЭ, а на изучение самой физики!
  • Многократное повторение учебного материала!
  • Нужна тесная связь с математикой!
  • Психологическая подготовка. Наберитесь терпения и выдержки, не падайте духом!

Основные принципы работы    1. Глубокое и качественное объяснение сути физических явлений, законов, понятий учителем. 2.Показ обучающимся алгоритмов решения основных тематических задач. 3. Самостоятельная деятельность для повторения и воспроизведения теоретического материала, решения задач. 4.Систематический опрос и проверка усвоения материала. 5.Создание своей системы обучения, основанной на взаимопонимании , пригодной для себя и своих обучающихся - которая приводит к усвоению учебного материала учащимися.

Основные принципы работы

  1. Глубокое и качественное объяснение сути физических явлений, законов, понятий учителем.

2.Показ обучающимся алгоритмов решения основных тематических задач.

3. Самостоятельная деятельность для повторения и воспроизведения теоретического материала, решения задач.

4.Систематический опрос и проверка усвоения материала.

5.Создание своей системы обучения, основанной на взаимопонимании , пригодной для себя и своих обучающихся - которая приводит к усвоению учебного материала учащимися.

Качественная задача «Задача, в которой ставится для разрешения одна из проблем, связанная с качественной стороной рассматриваемого физического явления, которая решается путем логических умозаключений, основывающихся на законах физики, построения чертежа или выполнения эксперимента, но без применения математических действий, называется качественной задачей».  Качественной задачей называем такую задачу, решение которой осуществляется путем построения логической цепочки рассуждений и не требует обязательных математических выкладок и вычислений, а используемые вычисления, не образуют строгую и полную логическую систему формальных выводов. Все формульные преобразования используются только для качественного анализа, а расчеты осуществляются для количественной прикидки.

Качественная задача

  • «Задача, в которой ставится для разрешения одна из проблем, связанная с качественной стороной рассматриваемого физического явления, которая решается путем логических умозаключений, основывающихся на законах физики, построения чертежа или выполнения эксперимента, но без применения математических действий, называется качественной задачей».
  • Качественной задачей называем такую задачу, решение которой осуществляется путем построения логической цепочки рассуждений и не требует обязательных математических выкладок и вычислений, а используемые вычисления, не образуют строгую и полную логическую систему формальных выводов. Все формульные преобразования используются только для качественного анализа, а расчеты осуществляются для количественной прикидки.
Качественная задача “ Решение качественных задач способствует более глубокому усвоению материала, развивает сообразительность, мышление, вызывает интерес к физике

Качественная задача

  • Решение качественных задач способствует более глубокому усвоению материала, развивает сообразительность, мышление, вызывает интерес к физике".

Тульчинский М. Е.

Качественная задача Качественные физические задачи имеют особую роль в обучении физике: с одной стороны, они позволяют понять, насколько человек понимает суть физических процессов - ведь при их решении нет необходимости (или почти нет) пользоваться сложными математическими расчётами. С другой стороны, решение таких задач требует точности формулировок, обязательного указания на основные физические процессы и описывающие их закономерности .

Качественная задача

Качественные физические задачи имеют особую роль в обучении физике: с одной стороны, они позволяют понять, насколько человек понимает суть физических процессов - ведь при их решении нет необходимости (или почти нет) пользоваться сложными математическими расчётами. С другой стороны, решение таких задач требует точности формулировок, обязательного указания на основные физические процессы и описывающие их закономерности .

 Алгоритм решения задачи Анализ условия задачи; Анализ физических явлений, описанных в задаче; Формулировка известного физического закона и осмысление его применения в данных условиях; Синтез условия данной задачи со своими логическими выводами .

Алгоритм решения задачи

  • Анализ условия задачи;
  • Анализ физических явлений, описанных в задаче;
  • Формулировка известного физического закона и осмысление его применения в данных условиях;
  • Синтез условия данной задачи со своими логическими выводами .
Оценивание задания 28 схема оценивания строится на основании трех элементов решения: формулировка ответа; объяснение; прямые указания на физические явления и законы.

Оценивание задания 28

схема оценивания строится на основании трех элементов решения:

  • формулировка ответа;
  • объяснение;
  • прямые указания на физические явления и законы.
 Решения задач повышенного уровня.1 этап.  Отыщи всему начало, и ты многое поймёшь!  (К.Прутков)

Решения задач повышенного уровня.1 этап.

Отыщи всему начало, и ты многое поймёшь!

(К.Прутков)

Задача №1

Задача №1

Задача №2 (демо)

На рисунке приведена электрическая цепь, состоящая из гальванического элемента, реостата, трансформатора, амперметра и вольтметра. В начальный момент времени ползунок реостата установлен посередине и неподвижен. Опираясь на законы электродинамики, объясните, как будут изменяться показания приборов в процессе перемещения ползунка реостата влево. ЭДС самоиндукции пренебречь по сравнению с ε.

1 . Во время перемещения движка реостата показания амперметра будут плавно увеличиваться, а вольтметр будет регистрировать напряжение на концах вторичной обмотки . Примечание: Для

полного ответа не требуется объяснения показаний приборов в крайнем левом положении. (Когда движок придет в крайнее левое положение и движение его прекратится, амперметр будет показывать постоянную силу тока в цепи, а напряжение, измеряемое вольтметром, окажется равным нулю.)

2 . При перемещении ползунка влево сопротивление цепи уменьшается, а сила тока увеличивается в соответствии с законом Ома для полной цепи I= ε/( R+r), где R – сопротивление внешней цепи.

3. Изменение тока, текущего в первичной обмотке реостата вызывает изменение индукции магнитного поля, создаваемого этой обмоткой. Это приводит к изменению магнитного потока через вторичную обмотку трансформатора.

4. В соответствии с законом индукции Фарадея возникает ЭДС индукции ε инд =- ΔΦ/Δt во вторичной обмотке, а следовательно, напряжение U на ее концах, регистрируемое вольтметром.

Задача №3( ЕГЭ-2017)

Задача №3( ЕГЭ-2017)

   Примеры решения задач высокого уровня сложности.2 этап Когда не знаешь, что делать – сделай шаг вперёд!  (Истина древних)

Примеры решения задач высокого уровня сложности.2 этап

Когда не знаешь, что делать –

сделай шаг вперёд!

(Истина древних)

Примеры решения задач высокого уровня сложности.  2 этап

Примеры решения задач высокого уровня сложности. 2 этап

Пример решения задачи 1 .

Пример решения задачи 1 .

1.Ускорение шарика направлено внутрь траектории.  2.На шарик действует сила натяжения нити Т, направленная вдоль нити к точке подвеса и сила тяжести mg, направленная вертикально вниз. Равнодействующая этих сил направлена внутрь траектории движения.(см. рисунок)  3.Согласно второму закону Ньютона F = ma, ускорение совпадает с направлением равнодействующей силы.

1.Ускорение шарика направлено внутрь траектории.

2.На шарик действует сила натяжения нити Т,

направленная вдоль нити к точке подвеса

и сила тяжести mg, направленная вертикально вниз.

Равнодействующая этих сил направлена внутрь

траектории движения.(см. рисунок)

3.Согласно второму закону Ньютона F = ma,

ускорение совпадает с направлением

равнодействующей силы.

Пример решения задачи 2 .

Пример решения задачи 2 .

1.Ответ: Масса жидкости в сосуде будет уменьшаться. 2.Вода и водяной пар длительное время находятся в закрытом сосуде, поэтому водяной пар является насыщенным. 3. При выдвигании поршня температура не изменялась, происходит изотермическое расширение пара. Давление и плотность насыщенного пара при этом процессе не меняются. Р = nkT, n = N/V, По условию объём увеличивается, следовательно и число молекул жидкости должно увеличиваться т.е.будет происходить испарение жидкости. А это значит, масса жидкости в сосуде будет уменьшаться.

1.Ответ: Масса жидкости в сосуде будет уменьшаться.

2.Вода и водяной пар длительное время находятся в закрытом сосуде, поэтому водяной пар является насыщенным.

3. При выдвигании поршня температура не изменялась, происходит изотермическое расширение пара. Давление и плотность насыщенного пара при этом процессе не меняются. Р = nkT, n = N/V, По условию объём увеличивается, следовательно и число молекул жидкости должно увеличиваться т.е.будет происходить испарение жидкости. А это значит, масса жидкости в сосуде будет уменьшаться.

Пример решения задачи 3 .

Пример решения задачи 3 .

1.Площадь поперечного сечения проводника на втором участке больше, чем на первом. 2.По проводнику течёт постоянный ток, поэтому напряжение по закону Ома для участка цепи U = IR. Сопротивление любой части проводника R определяется по формуле R = ρх/S, где х – длина той части проводника, на которой определяется напряжение, ρ – удельное сопротивление проводника, S – площадь поперечного сечения этой части проводника. 3.При 0

1.Площадь поперечного сечения проводника на втором участке больше, чем на первом.

2.По проводнику течёт постоянный ток, поэтому напряжение по закону Ома для участка цепи U = IR. Сопротивление любой части проводника R определяется по формуле R = ρх/S, где х – длина той части проводника, на которой определяется напряжение, ρ – удельное сопротивление проводника, S – площадь поперечного сечения этой части проводника.

3.При 0

 Решения задач повышенного уровня.3 этап.  Никогда не ставьте задачу, решение которой вам неизвестно…  (Законы Мэрфи)

Решения задач повышенного уровня.3 этап.

Никогда не ставьте задачу, решение которой вам неизвестно…

(Законы Мэрфи)

Проверка решения задач высокого уровня сложности.3 этап Задание 1 Постоянное количество одноатомного идеального газа участвует в процессе, график которого изображён на рисунке в координатах p  –  n , где p – давление  газа, n – его концентрация. Определите, получает газ теплоту или отдаёт в процессах 1–2 и 2–3. Ответ поясните, опираясь на законы молекулярной физики и термодинамики.        

Проверка решения задач высокого уровня сложности.3 этап

Задание 1

Постоянное количество одноатомного идеального газа участвует в процессе, график которого изображён на рисунке в координатах p  –  n , где p – давление газа, n – его концентрация. Определите, получает газ теплоту или отдаёт в процессах 1–2 и 2–3. Ответ поясните, опираясь на законы молекулярной физики и термодинамики.

   

 

 

Проверка решения задач высокого уровня сложности.3 этап Задание 2   Электрическая цепь состоит из двух лампочек, двух диодов и витка провода, соединённых, как показано на рисунке. Какая из лампочек загорится, если к витку приближать северный полюс магнита? Ответ объясните, указав, какие явления и закономерности Вы использовали при объяснении .

Проверка решения задач высокого уровня сложности.3 этап

Задание 2

  Электрическая цепь состоит из двух лампочек, двух диодов и витка провода, соединённых, как показано на рисунке. Какая из лампочек загорится, если к витку приближать северный полюс магнита? Ответ объясните, указав, какие явления и закономерности Вы использовали при объяснении .

Проверка решения задач высокого уровня сложности.3 этап Задание 3 Три одинаковых сосуда, содержащих разреженный газ, соединены друг с другом трубками малого диаметра: первый сосуд – со вторым, второй – с третьим. Первоначально давление газа в сосудах было равно соответственно р , 3 р и р . В ходе опыта сначала открыли и закрыли кран, соединяющий второй и третий сосуды, а затем открыли и закрыли кран, соединяющий первый сосуд со вторым. Как изменилось в итоге (уменьшилось, увеличилось или осталось неизменным) количество газа в первом сосуде? (Температура газа оставалась в течение всего опыта неизменной.) 

Проверка решения задач высокого уровня сложности.3 этап

Задание 3

Три одинаковых сосуда, содержащих разреженный газ, соединены друг с другом трубками малого диаметра: первый сосуд – со вторым, второй – с третьим. Первоначально давление газа в сосудах было равно соответственно р , 3 р и р . В ходе опыта сначала открыли и закрыли кран, соединяющий второй и третий сосуды, а затем открыли и закрыли кран, соединяющий первый сосуд со вторым. Как изменилось в итоге (уменьшилось, увеличилось или осталось неизменным) количество газа в первом сосуде? (Температура газа оставалась в течение всего опыта неизменной.) 

Рефлексия 1.Повторение и изучение тематического материала продолжается дома. С этой целью учащиеся используют блок «Модули по физике для подготовки к ЕГЭ» . 2. Слово экспертам(обучающимся)

Рефлексия

1.Повторение и изучение тематического материала продолжается дома. С этой целью учащиеся используют блок «Модули по физике для подготовки к ЕГЭ» .

2. Слово экспертам(обучающимся)

Литература.  Иттернет - поддержка. Качественные задачи по физике в средней школе. Тульчинский М.Е.Пособие для учителей.М.: Просвещение, 1972. - 240с. ЕГЭ.1000 задач с ответами и решениями. Физика. М.Ю.Демидова, В.А.Грибов, А.И.Гиголо. М.Экзамен 2017 Физика.Эксперт ЕГЭ.О.Ф.Кабардин М.Экзамен 2016. ЕГЭ-2017. Физика: тематические и типовые экзаменационные варианты: 32 варианта / Под ред. М.Ю. Демидовой. — М.: Издательство «Национальное образование», 2017. — (ЕГЭ-2017. ФИПИ-школе) http://phys.reshuege.ru/?redir=1  сайт «Решу ЕГЭ» (физика) http://interneturok.ru/ru сайт «Интернет урок» http://vk.com/ege_physics группа «Подготовка к ЕГЭ по физике» социальной сети «В контакте»

Литература. Иттернет - поддержка.

  • Качественные задачи по физике в средней школе. Тульчинский М.Е.Пособие для учителей.М.: Просвещение, 1972. - 240с.
  • ЕГЭ.1000 задач с ответами и решениями. Физика. М.Ю.Демидова, В.А.Грибов, А.И.Гиголо. М.Экзамен 2017
  • Физика.Эксперт ЕГЭ.О.Ф.Кабардин М.Экзамен 2016.
  • ЕГЭ-2017. Физика: тематические и типовые экзаменационные варианты: 32 варианта / Под ред. М.Ю. Демидовой. — М.: Издательство «Национальное образование», 2017. — (ЕГЭ-2017. ФИПИ-школе)
  • http://phys.reshuege.ru/?redir=1 сайт «Решу ЕГЭ» (физика)
  • http://interneturok.ru/ru сайт «Интернет урок»
  • http://vk.com/ege_physics группа «Подготовка к ЕГЭ по физике» социальной сети «В контакте»
 Спасибо  за  внимание!

Спасибо

за

внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!