СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Готовимся к экзаменам. "Биология" 6 класс.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал можно использовать для текущего контроля и для подготовки к экзаменам.

Просмотр содержимого документа
«Готовимся к экзаменам. "Биология" 6 класс.»

Корень.

Для одного из предложенных растений выберите соответствующие характеристики.

Названия растений: одуванчик, пшеница, морковь, свекла, рожь, георгин.

Тип корневой системы: 1- стержневая система

2- мочковатая система.

Строение корневой системы: 1- в корневой системе хорошо развит главный корень с отходящими от него боковыми корнями.

2- корневая система образована придаточными корнями, главный корень не выделяется или вообще отсутствует.

Образование корневой системы: 1- корни развиваются от нижней части побега,

2- корень развивается из зародышевого корешка семени

.видоизменение корней : 1- корень видоизменён в конусовидный корнеплод,

2- корень видоизменён в корневой клубень,

3- корень видоизменён в репчатый корнеплод,

4- видоизменений корней нет.

Функции корней:

1- способствуют закреплению растений в почве и обеспечивают минеральное питание,

2- способствуют закреплению растений в почве, обеспечивают минеральное питание и запасают питательные вещества.


Для одной из зон корня выберите определения, соответствующие её строению и функции.

Зоны корня: 1- корневой чехлик,

2- зона деления,

3- Зона роста,

4- зона всасывания,

5- зона проведения.

Тип ткани: 1- состоит из образовательной ткани,

2- состоит из покровной ткани,

3- состоит из всасывающих клеток основной ткани,

4- состоит из проводящей ткани,

5- клетки зоны не дифференцированы.

Особенности строения клеток зон корня:

1- клетки образуют наперстковидную оболочку на конце корня, постоянно стираются,

2- клетки зоны тонкие, удлиненные, с боковыми выростами - корневыми волосками

3- клетки зоны расположены за точкой роста, быстро растут, не делятся,

4- клетки зоны мелкие, тонкостенные, одинаковые по форме, постоянно делятся,

5- клетки ткани расположены в центре корня, на поперечном срезе звездчатой формы, состоят из сосудов и ситовидных трубок.

Функции зон корня: 1- клетки предохраняют кончик корня от повреждения,

2- клетки зоны за счет быстрого роста обеспечивают удлинение корня 3- клетки зоны обеспечивают рост корня в длину и дают начало всем тканям,

4- зона обеспечивает проведение воды и минеральных веществ от корня к стеблю и органических веществ от стебля в корень,

5- зона обеспечивает всасывание воды и минеральных веществ из почвы.












1. Как называют корень, возникший из зародышевого корешка:

  1. боковой

  2. придаточный

  3. главный?

2. Как называют корень, растущий от стебля или листа:

  1. боковой

  2. придаточный

  3. главный?

3. У каких растений хорошо развит главный корень:

1- мхи

2- папоротники

3- голосеменные

4- покрытосеменные, двудольные

5- однодольные?

4. Какую форму имеет система придаточных корней:

1- стержневая

2- мочковатая?

5. В какой зоне корня происходит митотическое деление клеток:

1- зона всасывания

2- зона проведения

3- зона деления

4- зона растяжения?

6. Что характерно для коры корня:

1- наличие проводящих тканей

2- отсутствие проводящих тканей?

7. Какие клетки представлены в центральном цилиндре корня:

1- покровные

2- проводящие

3- основные?

8. Какие ткани проводят воду с минеральными веществами:

1- ситовидные трубки

2- сосуды

3- волокна

4- камбий?

9. По каким тканям движутся углеводы:

1- сосуды

2- ситовидные трубки

3- камбий?

10. Как называется выращивание растений на дистиллированной воде с добавлением различных питательных солей:

1- гидропоника

2- водные культуры?

1-3; 2-2; 3-3,4; 4-2; 5-3; 6-2; 7-2; 8-2; 9-2; 10-1,2













Побег и почка.

Для одной из почек выберите соответствующие характеристики.

Виды почек: верхушечная почка, придаточная почка, пазушная почка.

Характеристика почки: 1- расположена в пазухе листа,

2- образуется вне пазухи листа,

3- находится на верхушке стебля.

Функция почки: 1- почка обеспечивает рост многолетнего побега в длину

2- почка обеспечивает ветвление побега,

3- из почки развивается случайный побег.

Тип побега, развивающийся из почки: 1- боковой побег,

2- главный побег.

Внешнее строение листьев.

Для одного из предложенных растений выберите характеристики его листьев.

Название растений: осина, дуб, кукуруза, акация желтая, орешник, сирень, ландыш, шиповник, каштан, клен.

Тип листа: 1- лист простой цельный,

2- лист простой, рассечённый,

3- лист сложный.

Лист по форме листовой пластинки: 1- сердцевидный 6- перистолопастной

2- овальный 7- пальчатолопастной

3- округлый 8- пальчатосложный

4- линейный 9- непарноперистосложный

5- ланцетный 10- парноперистосложный.

Тип прикрепления листа: 1- черешковый,

2- сидячий,

3- влагалищный.

Жилкование листа: 1- сетчатое, 2- параллельное, 3- дуговое.

Листорасположение: 1- мутовчатое, 2- супротивное, 3- очередное.


Внутреннее строение и функции листа.

Выберите один из структурных слоев клеток листа и соответствующие ему характеристики.

Название слоев листа: 1- эпидермис, 2- мякоть, 3- жилки, 4- устьица.

Строение слоев листа: 1- поры, окруженные замыкающими клетками с хлоропластами,

2- бесцветные клетки, выделяющие воскообразное вещество-кутин,

3- рыхлые и плотные слои клеток с хлоропластами,

4- представлен ситовидными трубками, сосудами и механическими волокнами.

Тип ткани: 1- основная (фотосинтезирующая),

2- проводящая и механическая,

3- покровная.

Функции клеток тканей листа:

1- защитная,

2- осуществление фотосинтеза,

3- связь листа со стеблем, передвижение органических веществ от листьев к стеблю, минеральных веществ и воды от стебля к листу,

4- клетки обеспечивают газообмен и испарение воды.










«Лист»

1. Из каких частей состоит лист злака:

а) черешок,

б) листовая пластинка,

в) листовое влагалище,

г) прилистники?

2. Для каких растений характерно пальчатое жилкование:

а) однодольные,

б) двудольные?

3. Встречаются ли у однодольных растений сложные листья:

а) да,

б) нет?

4. Видоизменением какого органа являются сочные чешуи у луковицы:

а) корень,

б) стебель,

в) лист?

5. Какие из названных тканей входят в состав листа:

а) кожица,

б) пробка,

в) ассимиляционная ткань,

г) проводящая ткань?

6. Какова роль жилок листа:

а) защита от испарения,

б) проведение веществ,

в) фотосинтез,

г) опора мякоти листа?

7. У каких растений устьица расположены на нижней стороне листовой пластинки:

а) водные,

б) сухопутные?

8. В какой части листа находится столбчатая ткань:

а) на стороне, обращенной к солнцу,

б) на стороне, обращенной к земле?

9. Что происходит в процессе фотосинтеза:

а) испарение воды,

б) газообмен,

в) ассимиляция углеводов,

г) выделение кислорода?


1-2,3; 2-2; 3-2; 4-3; 5-1,3,4; 6-2,4; 7-2; 8-1; 9-3,4















Внутреннее строение стебля.


Для одного из слоёв клеток стебля выберите соответствующие ему характеристики.

Название слоёв клеток: 1- кожица, 4- пробка, 7- лубяные волокна,

2- камбий, 5- сосуды, 8- ситовидные трубки,

3- сердцевина, 6- древесинные волокна.

Местонахождение в стебле: 1- расположены в древесине,

2- расположена в коре,

3- находится между корой и древесиной,

4- находится в центральной части стебля,

5- покрывает стебель снаружи.

Характеристика клеточного строения слоев:

  1. клетки мертвые, удлиненные с толстыми прочными оболочками,

  2. клетки образуют наружный слой стебля- эпидерму.

  3. Клетки живые, удлиненной формы с поперечными перегородками и отверстиями,

  4. Клетки мертвые, плотно прилегают друг к другу, имеют чечевички,

  5. Клетки с толстыми боковыми стенками, поперечные перегородки разрушены, образуют длинные трубки- сосуды,

  6. Клетки живые, длинные, узкие с тонкими оболочками, расположены в один слой,

  7. Клетки крупные с тонкими оболочками, расположены многослойно в центре стебля

  8. Клетки с толстыми прочными стенками, расположены под пробкой.

Тип ткани: 1- проводящая, 3- покровная, 5- образовательная.

2- механическая, 4- запасающая,

Функция слоёв клеток, 1- запас питательных веществ,

2- придают прочность и твердость,

3- передвижение органических веществ,

4- газообмен стебля и предохранение внутренних слоев от

иссушения,

5- образование клеток луба и древесины

6- проведение воды и минеральных веществ.

Из чего развивается стебель: 1- боковая почка, 3- почка зародыша семени.

2- верхушечная почка,

У каких растений в стебле между древесиной и лубом находится камбий:

1- однодольные, 2- двудольные.

Для стеблей каких растений характерны годичные кольца:

1- травянистые, 2- древесные?

Что находится в древесине: 1- пробка, 2- сосуды, 3- ситовидные трубки?

Что находится в лубе: 1- пробка, 2- сосуды, 3- ситовидные трубки?

Сколько камбиальных колец в стволе 15-летней яблони: 1- 15, 2- 1?

Что можно обнаружить на верхушке корневища пырея:

1- корневой чехлик, 2- верхушечную почку?

Видоизменением какого органа является кочан капусты:

1- цветок, 2- побег, 3- лист?

Какие корни вырастают при размножении крыжовника отводками:

1- боковые, 2- придаточные, 3- главный корень?










Биологические задачи.


  1. У некоторых растений основания листьев разрастаются и охватывают стебель над узлом. Как называется такое разросшееся основание листа и сам лист? У каких растений развиваются такие листья.


  1. В тропическом лесу много влаги. Большая влажность и на болоте. У растений, произрастающих в тропических условиях, листовые пластинки крупные, а у растений, произрастающих в условиях наших болот,- мелкие. Как можно объяснить такое явление?


  1. Листья растений имеют сетчатое, перистое, дуговое, параллельное жилкование. Какие из них характерны для двудольных растений. А какие - для однодольных?


  1. Лист, как и другие органы растения, дышит. Каким образом воздух проникает внутрь листа?


  1. У капусты поверхность листа словно восковая. Какое значение имеет покровная пленка, расположенная сверху кожицы листа?


  1. У одного и того же растения листья бывают теневые и световые. В каких условиях у сирени листья бывают световыми, а в каких – теневыми? Чем теневые листья отличаются от световых?


  1. У многолетних растений органические вещества откладываются в запас в клетках чешуи луковиц, корневищ, клубней, корневых шишек. Где откладываются в запас органические вещества у однолетних и двулетних растений?


  1. Значение листопада в жизни растений.

Лист.

Правильно или неправильно то или иное суждение.


  1. Лист – единственный орган цветкового растения, в котором происходит фотосинтез.

  2. Листья бывают простыми и сложными.

  3. Простой лист любого растения имеет черешок.

  4. Лист со стеблем соединяется основанием.

  5. Листовые пластинки сложного листа называют листочками.

  6. Лист клевера называют тройчатым.

  7. Все сложные листья называют перистосложными.

  8. Влагалищем листа называют его разросшееся основание.

  9. Примером листа с сетчатым жилкованием является лист осины.

  10. Сетчатое жилкование листьев встречается у растений гораздо реже, чем параллельное и дуговое.

  11. Жилки листа – это его каркас, механическая основа. Других функций они не выполняют.

  12. Прозрачность кожицы листа позволяет солнечному свету проникать внутрь листа.

  13. Устьичные клетки не имеют хлорофилла.

  14. В мякоти теневого листа столбчатая ткань развита лучше, чем в мякоти светового листа.

  15. Световые и теневые листья могут встречаться на одном и том же растении.

  16. В зеленом листе на свету образуется крахмал.

  17. Для образования органических веществ на свету необходимы: вода, углекислый газ и кислород.

  18. При дыхании листья растений используют углекислый газ.

  19. Дыхание листа связано с тратой органических веществ.

  20. Листья опадают как у листопадных растений, так и у вечнозеленых.

  21. Перед листопадом в клетках листьев интенсивность фотосинтеза и дыхания не снижается.

  22. Все вещества перед листопадом оттекают из листьев по проводящим тканям в другие органы растения.

Да: 2, 4,5,6,8,9,12,15,16,19,20,22



Строение и жизнедеятельность листа.

  1. Дуговое и параллельное жилкование листа характерно:

а) для двудольных растений,

б) для однодольных растений,

в) для тех и других.

2. У водных растений устьица находятся:

а) на верхней стороне листа,

б) на нижней стороне листа,

в) на краях листа.

3. Устьица находятся на обеих сторонах листа у растений, листья которых располагаются:

а) горизонтально,

б) вертикально,

в) мутовчато.

4. Листовая пластинка теневого листа:

а) толще, чем у светового,

б) тоньше, чем у светового,

в) не отличается по толщине.

5. Межклетники губчатой ткани листа заполнены:

а) воздухом,

б) водой,

в) воздухом и парами воды.

6. Органические вещества образуются на свету:

а) во всех тканях мякоти листа,

б) только в клетках столбчатой ткани,

в) только в клетках губчатой ткани.

7. Особенно много воды испаряют у растения:

а) молодые листья,

б) зрелые листья,

в) старые листья перед листопадом.

8. Колючки кактуса это –

а) видоизмененные побеги,

б) видоизмененные листья,

в) особые выросты клеток кожицы листа.

9. Усики гороха это видоизмененные:

а) прилистники,

б) листочки сложного листа,

в) боковые побеги.

10. Листопад связан с

а) обилием дождей или их отсутствием,

б) с наступление осенних холодов,

в) старением листьев.













Стебель.

Правильно или неправильно то или иное суждение.

  1. У большинства видов растений стебли прямостоячие.

  2. Все стелющиеся стебли не укореняются в почве.

  3. Вьющиеся стебли обвивают опору и цепляются за нее усиками или корнями прицепками.

  4. Стебли винограда цепляются за опору усиками.

  5. Стебель дерева состоит из коры, пробки, луба, камбия, древесины и сердцевины.

  6. Клетки пробки мертвые.

  7. Кожица стебля и пробка – покровные ткани.

  8. Дыхание стебля происходит через трещины коры и обломанные ветки.

  9. Ситовидные трубки входят в состав древесины.

  10. Лубяные волокна – вытянутые мертвые клетки с толстыми стенками.

  11. Камбий – образовательная ткань.

  12. Стебель растет в толщину непрерывно.

  13. Годичное кольцо образуется за весну, лето и осень.

  14. По годичным кольцам можно узнать возраст дерева и климатические условия в отдельные годы.

  15. Вода и минеральные соли передвигаются в стебле по сердцевине.

  16. На подземных побегах развиваются почки, видоизмененные листья и придаточные корни.

  17. На всех подземных побегах листья быстро отмирают, оставляя заметные рубцы.

  18. Корневище – видоизмененный боковой корень.

  19. Луковица состоит из укороченного стебля, видоизмененных листьев и почек.

  20. Клубни развиваются не на корнях, а на концах подземных побегов.

  21. В клубнях, луковицах и корневищах откладывается в запас крахмал.

  22. Вьюнок полевой имеет приподнимающийся побег.

  23. Прикорневая розетка – корни собраны в пучок.

  24. Листовая мозаика – чередование крупных и мелких листьев.

  25. Листья располагаются супротивно, мутовчато и параллельно.

  26. Растение со стержневой корневой системой имеет сетчатое жилкование и в семени – 2 доли.

  27. Любое растение можно размножить делением куста.

Да: 1,4,6,7,10,11,13,14,16,19,20,26



1. Побег растения — это:

а) участок стебля без почек и листьев

б) стебель с почками и листьями

в) ствол дерева

г) подземная часть стебля

2. Вегетативные почки растений состоят из:

а) зачаточных листьев

б) зачаточного стебля

в) зачаточных листьев, зачаточного стебля и почек

г) зачаточного стебля, зачаточных листьев, почек и цветков

3. Верхушечный и вставочный рост побегов растений происходит за счет деления клеток:

а) междоузлий

б) конуса нарастания

в) конуса нарастания и междоузлий

г) конуса нарастания и оснований листьев

4. Листья растений обеспечивают в основном:

а) воздушное питание и газообмен

б) размножение и запасание веществ

в) транспорт веществ и размножение

г) испарение воды и транспорт веществ

5. Простой лист растения состоит из:

а) одной листовой пластины

б) одной листвой пластины и черешка

в) нескольких листовых пластинок и черешка

г) одной или нескольких листовых пластинок

б. Какие из перечисленных растений имеют сложные листья:

а) клен, акация, дуб

б) дуб, шиповник, липа

в) липа, земляника, акация

г) акация, шиповник, земляника

7. В какой части листа идет процесс фотосинтеза?

а) в клетках кожицы

б) в зеленых клетках

в) в жилках

г) во всех клетках

8. Фотосинтез -. это процесс:

а) образования крахмала из углекислого газа и воды

б) поглощения энергии солнца

в) выделение кислорода на свету

г) другой ответ

9. Какое условие необходимо для процесса фотосинтеза?

а) свет и вода

б) вода, свет и минеральные вещества

в) углекислый газ и минеральные вещества

г) все выше перечисленные элементы

10. Изменение окраски листьев осенью обусловлено:

а) обилием дождей

б) разрушением хлорофилла

в) понижением температуры воздуха

г) другой ответ

11 Что из перечисленного не относится к видоизмененному побегу:

а) стебель картофеля

б) корневище ландыша

в) клубень картофеля

г) луковица тюльпана

12. Самый узкий слой на поперечном срезе древесного стебля — это:

а) кора

б) древесина

в) камбий

г) сердцевина

13. В какой части древесного стебля происходит накопление запасных веществ?

а) в камбии

б) в древесине

в) в сердцевине

г) в коре

14. Докажите, что луковица репчатого лука — видоизмененный побег.


15. Докажите, что клубень картофеля не является корнем.


16. Гусеницы повредили листья яблони. Как это отразится на урожае и почему?


17. В деревне при заготовке дров на зиму Ваня увидел кольца на спиле березе. Что это за кольца? Как они образовались? Какую информацию о растении можно узнать по этим кольцам?



Цветок и плод.

Решите, правильно или неправильно то или иное суждение.


1. Любой цветок имеет лепестки и чашелистики.

2. У цветка тюльпана и чашечка и венчик имеют яркую окраску.

3. На одном растении тыквы бывают как пестичные, так и тычиночные цветки.

4. Венчик у цветка огурца сростнолепестный, а чашечка сростнолистная.

5. В цветках всех растений имеется только по одному пестику.

6. Пестик может быть без столбика.

7. Рыльце пестика кукурузы достигает в длину до 20 см.

8. Ива, как и кукуруза, растение однодомное.

9. У самоопылителей рыльце пестика всегда расположено выше пыльников.

10. Внутри завязи пестика имеется одна или несколько семяпочек.

11. Из завязи развивается семя.

12. У большинства растений плоды развиваются из завязи.

13. В образовании плода огурца принимает участие цветоложе.

14. плод груши – яблоко.

15. Орех – односеменной плод.

16. Плод конского каштана – орех.

17. Все вкусные и сочные плоды – ягоды.

18. Если цветок имеет лепестки и чашелистики, то он – с двойным околоцветником.

19. Цветок ландыша имеет простой околоцветник.

20. У одуванчика соцветие – корзинка.

21. Кисть, початок, головка – простые соцветия.

22. Соцветие простой зонтик имеют морковь, укроп, борщевик.

23. У смородины соцветие – кисть.

24. На рябине образуются плоды – яблочки.

25. Плоды клевера – односемянные бобы.

26. Ветроопыляемые растения цветут одновременно с насекомоопыляемыми растениями.

27. Все самоопыляемые растения опыляются при помощи ветра.

28. Семена двудольных растений не имеют эндосперма.

29. В семенах однодольных растений зародыши имеют по одной семядоле.

30. Соцветие подорожника – простой колос.


Да: 3,4,6,7,10,12,14,15,18,19,20,21,23,24,25,29,30



Решите, правильно или неправильно то или иное суждение.

  1. Все растущие в воде растения – водоросли.

  2. Водоросли растут не только в воде, но и на суше.

  3. Улотрикс является нитчатой водорослью.

  4. Одноклеточная водоросль хламидомонада хорошо различима невооруженным глазом.

  5. Хламидомонада передвигается при помощи жгутиков.

  6. Красные морские водоросли могут расти даже на глубине 100 – 200 м., потому что они улавливают даже очень небольшое количество света.

  7. Оболочка хламидомонады имеет зеленую окраску.

  8. Тело многоклеточных водорослей называется «слоевище» или таллом.

  9. Хламидомонада питается как зеленое растение, используя солнечный свет.

  10. Хроматофор водорослей участвует в процессе дыхания.

  11. При наступлении неблагоприятных условий хламидомонада образует гаметы.

  12. При половом размножении хламидомонада образует зооспоры.

  13. Красные водоросли имеют корни и листья.

  14. У ламинарий имеются нитевидные выросты, похожие на корни, ризоиды.

  15. Морские водоросли накапливают в своем теле йод.


Биологические задачи.


  1. В пруду растут элодея, рдест, спирогира, камыш, улотрикс, ряска, стрелолист.

Можно ли все эти растения отнести к водорослям? Почему?

2. Летом во влажную погоду кора деревьев, крыши домов, садовые дорожки приобретают зеленый налет. Имеет ли такое явление связь с водорослями?

3. Из одноклеточных водорослей широкую известность получила хлорелла. Она даже побывала в космосе наряду с другими организмами. Чем эта водоросль заслужила такое внимание?

4. Хламидомонада размножается бесполым и половым путем. В каком случае эта водоросль образует зооспоры, а в каком – гаметы? Чем отличаются зооспоры от гамет?

5. Нитчатая водоросль Улотрикс в отличие от спирогиры ведет прикрепленный образ жизни. Каким образом эта водоросль держится на камнях и других подводных предметах?



Биологические задачи.


1. Водоросль спирогира распространяется в водоемах течением воды. Каким образом происходит распространение улотрикса при его прикрепленном образе жизни?

2. Спирогира и Улотрикс – нитчатые зеленые водоросли. Можно ли, рассматривая под микроскопом отдельные их клетки, установить, какая водоросль находится в поле зрения? Если да, то, по каким признакам?

3. Некоторые виды бурых водорослей имеют пищевое значение. Какие используемые в пищу водоросли называют морской капустой?

4. В морях красные водоросли встречаются на больших глубинах, чем бурые водоросли. Причем, чем глубже растут эти водоросли, тем они краснее. Как можно объяснить это явление?

5. В кондитерском производстве, в научных лабораториях широко используется вещество, получившее название агар – агар. Из каких водорослей его получают? Какими свойствами оно обладает?


Водоросли.

Выберите по каждому вопросу один, а может и два ответа, которые считаете правильными.

1. К одноклеточным зеленым водорослям относятся:

а) спирогира,

б) хлорелла,

в) Улотрикс.

2.Примером одноклеточных жгутиковых водорослей является:

а) хлорококк,

б)хламидомонада,

в) цистококк.

3. Одноклеточные водоросли, имеющие светочувствительный глазок:

а) хлорококк,

б) хламидомонада,

в) цистококк.

4. Пульсирующие вакуоли имеют:

а) все одноклеточные водоросли,

б) некоторые одноклеточные водоросли,

в) многие одноклеточные водоросли.

5. Размножение одноклеточных водорослей происходит:

а) бесполым путем,

б) половым путем,

в) бесполым и половым путем.

6. Зеленая водоросль Улотрикс встречается в:

а) стоячих водоемах,

б) пресных проточных водоемах,

в) в морях и пресных водоемах.

7. Хроматофор улотрикса имеет вид:

а) извитой ленты,

б) сеточки,

в) пояска.

8. Нитевидное тело улотрикса достигает:

а) 20 см.,

б) 50 см.,

в) 100 см.

9. Нитчатая водоросль спирогира встречается:

а) почти в любом пруду и заводи реки,

б) только в пресных водоемах с чистой прозрачной водой,

в) в любых пресных водоемах и морях.

10. Из многоклеточных водорослей в морях растут:

а) только бурые и красные водоросли,

б) зеленые, бурые и красные водоросли,

в) только зеленые и красные водоросли.

11. Тело многоклеточных морских водорослей:

а) не имеет ни корней, ни стеблей, ни листьев,

б) имеет небольшие корни и листья,

в) имеет листья и может иметь небольшие нитевидные корни.

12. Имеющиеся у многих бурых и красных водорослей ризоиды служат органами:

а) прикрепления к субстрату,

б) всасывания воды и растворенных в ней минеральных и органических веществ,

в) прикрепления к субстрату и всасывания воды и растворенных в ней веществ.

13. Наибольшие скопления бурых водорослей бывают на глубине:

а) до 10 м.,

б) до 15 м.,

в) до 20 м.

14. Красные водоросли преобладают на глубинах:

а) до 50 м.,

б) до 100 м.,

в) до 200 м.

15. Чем глубже находятся в морях красные водоросли, тем они:

а) становятся светлее,

б) становятся краснее,

в) становятся зеленее.



Водоросли.

Для одного из предложенных организмов выберите соответствующие характеристики.

1. Названия водорослей.

а) хламидомонада, г) ламинария,

б) хлорелла, д) порфира.

в) улотрикс, е) вольвокс.

2. Название отдела.

а) бурые водоросли,

б) красные водоросли,

в) зеленые водоросли.

3. характеристика организма.

а) колониальная форма,

б) одноклеточные организмы,

в) многоклеточные организмы.

4.Внешнее строение.

а) тело представляет собой тонкое нитчатое слоевище,

б) тело шарообразное , слизистое, сетчатое со множеством жгутиков,

в) тело продолговатое, на заостренном конце 2 жгутика,

г) тело – широкое лопастное слоевище,

д) тело шаровидное без жгутиков,

е) тело – длинное лентовидное слоевище.

5. Образ жизни.

а) прикрепляется к субстрату ризоидами,

б) передвигается с помощью жгутиков,

в) пассивно переносится течением воды.

6. Место обитания.

а) обитает в пресных водоемах,

б) обитает в морях и океанах.

7. Особенности строения хроматофора или хлоропластов.

а) хроматофор звездчатый с зелеными и красными пигментами,

б) хроматофор чашевидный с зеленым пигментом,

в) имеется несколько хлоропластов дисковидной формы с зеленым, оранжевым,

бурым пигментом,

г) хроматофор в виде незамкнутого кольца.

8. Размножение.

а) размножается с образованием 4 новых клеток,

б) размножаются 2 или 4 зооспорами,

в) размножаются слоевищем или зооспорами,

г) размножаются 4 зооспорами, образуя новую колонию.

9. Значение.

а) корм для рыб, используется человеком для получения кормов, богатых белком

б) используется для получения агар – агара и кормов,

в) используется в пищу человеком и в кормлении с/х животных,

г) корм для водных животных, вызывает цветение воды.


№1. Голосеменные.


Укажите правильные суждения.

  1. Голосеменные растения – исключительно древесные растения.

  2. Наибольшее число видов среди голосеменных занимают хвойные растения.

  3. Все хвойные растения – вечнозеленые.

  4. У всех хвойных растений узкие, игольчатые листья, получившие название хвои.

  5. Голосеменные растения не цветут и не образуют плодов.

  6. Семена голосеменных развиваются из семяпочек.

  7. У большинства голосеменных развиваются мужские и женские шишки.

  8. Семяпочки в женских шишках находятся на верхней поверхности кроющих чешуй шишек.

  9. Зрелый зародыш семени сосны состоит из зачаточного корешка, стебелька, семядолей и почечки.

  10. У зародыша семени сосны 2 семядоли.

  11. Семена у сосны обыкновенной созревают через 1,5 года после опыления.

  12. У сибирской сосны образуется плод орех.

  13. На ветвях ели иглы живут 2-3 года.

  14. Хвоинки у сосны растут по две на очень коротких побегах.

  15. Можжевельник – листопадный кустарник.

  16. Хвоинки ели растут на побегах по три.

  17. Иглы ели короткие и остроконечные.

  18. Ель и сосна – ветроопыляемые растения.

  19. Можжевельник образует плоды ягоды.

  20. Женские шишки у сосны растут тесными группами.

  21. Сосновые боры светлые, а еловые – темные.

  22. На болотистых почвах главный корень у сосны развивается лучше, чем на песчаных.

  23. У ели главный корень глубоко уходит в землю.

  24. Семена у ели высыпаются из шишек поздней осенью.



№ 2. Голосеменные.

Укажите правильный ответ.

1.К отделу голосеменных относятся растения:

А) имеющие цветки, но не образующие плодов,

Б) не имеющие цветков, но образующие семена из семяпочек,

В) размножающиеся спорами.

2. Современные голосеменные растения – это:

А) только хвойные – сосны, ели, лиственницы,

Б) не только хвойные, но и семенные папоротники,

В) разные виды сосен и елей.

3. К голосеменным относятся:

А) кипарис, секвойя, тисс,

Б) кокосовая пальма, самшит, саксаул,

В) инжир, саговая пальма, баньян.

4. Хвойные – это растения, которые:

А) имеют хвою,

Б) имеют листья-иголки,

В) имеют листья-иголки и чешуйчатые листья.

5. Самые долгоживущие из голосеменных:

А) секвойя,

Б) мамонтово дерево,

В) сосна остистая или долговечная

6. В отделе голосеменных хвойные имеют:

А) наибольшее число видов,

Б) несколько десятков видов,

В) около десятка видов.

7. Из хвойных деревьев, произрастающих в России, наибольшее число видов имеют:

А) род ель,

Б) род сосна,

В) род лиственница.

8. Кедровая сибирская сосна и кедр – это:

А) разные виды растений,

Б) один вид растений,

В) одно и тоже.

9. В отличие от ели, лиственница:

А) хвоя не колючая,

Б) хвоя ежегодно сбрасывается,

В) хвоя короче.

10. Среди современных голосеменных имеются:

А) только деревья,

Б) деревья и кустарники,

В) деревья, кустарники, травы.









№ 3. Голосеменные.

Укажите правильный ответ.

1. Из чего в процессе эволюции образовался семязачаток:

А) из зиготы

Б) из гаметы

В) гаметангия

Г) спорангия?

2. Где лежат семязачатки у сосны:

А) на хвоинках

Б) на чешуях шишки

В) на стеблях?

3. Что образуется внутри семязачатка:

А) споры

Б) заросток с архегониями

В) пыльца?

4. Что образуется в мужских шишках:

А) пыльца

Б) зигота

В) архегонии

Г) антеридии?

5. Как переносится пыльца на семязачатки:

А) насекомыми

Б) водой

В) ветром?

6. Сколько времени проходит от опыления до оплодотворения у сосны:

А) день

Б) месяц

В) год?

7. Как доставляются спермии к яйцеклеткам у сосны:

А) водой

Б) ветром

В) пыльцевой трубкой?

8. Сколько спермиев участвуют в оплодотворении у ели:

А) 1

Б) 2

В) много?

9. Что возникает в результате оплодотворения из семязачатка:

А) зигота

Б) спора

В) семя

Г) заросток?

10. Из чего образуется зародыш семени:

А) зигота

Б) эндосперм

В) спора?

11. Какой набор хромосом у зародыша семени:

А) гаплоидный

Б) диплоидный?

12. Какой набор хромосом у эндосперма семени голосеменных:

А) гаплоидный

Б) диплоидный

В) триплоидный?

13. Как используют хвою:

А) витаминные добавки

Б) парфюмерия

В) лечебное средство

Г) получение смолы?


№ 4. Голосеменные.

Укажите правильный ответ и объясните свой выбор.

1. Растения отдела голосеменных имеют:

А) плоды

Б) семена

В) плоды и семена

Г) цветки, плоды и семена.

2. У сосны обыкновенной женские и мужские шишки образуются:

А) на разных растениях

Б) на одном растении, но на разных побегах

В) на одном и том же побеге

Г) все варианты возможны.

3. Семена сосны обыкновенной образуются из:

А) пестика

Б) зиготы

В) семязачатка

Г) тычинки.

4. Микроспора сосны обыкновенной – одноядерная клетка, которая покрыта:

А) интегументом

Б) экзиной

В) интиной и экзиной

Г) интиной.

5. Женский заросток сосны – это:

А) нуцеллус

Б) первичный эндосперм

В) семязачаток

Г) интегумент.

6. У сосны в ядре зиготы 24 хромосомы, а в эндосперме:

А) 24

Б) 12

В) 36

Г) 48.

7. Женский гаметофит голосеменных образуется из:

А) архегония

Б) мегаспоры

В) нуцеллуса

Г) интегумента.


Ответы.

№ 1 № 2. № 3. № 4.

1-нет, д и к 1-б 1-г 1-б

2-да 2-б 2-б 2-б

3-нет 3-а 3-а, б 3-в

4-нет, уз и шир 4-в 4-а 4-в

5-нет 5-в 5-в 5-б

6-да 6-а 6-в 6-б

7-да 7-б 7-в 7-б

8-да 8-а 8-а

9-да 9-а 9-в

10-нет, 2-15 10-б 10-а

11-да 11-б

12-да 12-а

13-да 13-а,б,в

14-да

15-нет

16-нет

17-да

18-да

19

20-да

21-да

23-нет

24-нет

Интина – внутренняя оболочка, экзина – наружная оболочка

Интегумент – покров семяпочки, семенная кожура

Нуцеллус – центральная часть семяпочки, ядро


Реши задачу.

1. Мухомор, подосиновик, лисичка, мукор, пеницилл. По каким признакам эти организмы объединяются в царство грибов?

2. Собрали плоды малины и земляники и оставили их в стеклянной банке. Вскоре плоды дали сок, а через несколько дней он забродил. Что могло вызвать брожение сока?

3. Плодовое тело шляпочного гриба – это только небольшая часть организма. Что собой представляет весь шляпочный гриб?

4. На половицах жилых помещений в увлажненных местах часто поселяется домовый гриб, который в течение нескольких месяцев может сделать древесину досок трухлявой. Как можно объяснить это явление?


Реши задачу.

1. В тесто для выпечки хлеба обязательно добавляют небольшое количество пищевых дрожжей. С какой целью это делают?

2. Маслята, рыжики, лисички, сыроежки, шампиньоны, подберезовики, мухоморы, желчные грибы. Какие из названных грибов относятся к трубчатым, а какие – к пластинчатым? На какие еще группы можно разделить эти грибы?

3. Сходство и отличия грибов и растений.



Тест.

Решите, правильно или неправильно то или иное суждение.

1. Грибы – низшие растения.

2. Грибы не имеют хлоропластов.

3. Все грибы – многоклеточные организмы.

4. Клеточные стенки грибов содержат хитин.

5. Среди грибов имеются паразиты человека и животных.

6. Все трубчатые и пластинчатые грибы съедобны.

7. Все трубчатые и пластинчатые грибы растут в лесу.

8. Микориза – это то же. Что и мицелий.

9. Шампиньоны не образуют микоризу.

10. Грибы размножаются только спорами.

11. Пеницилл – белая плесень.

12. Дрожжи – одноклеточные грибы.

13. Дрожжи размножаются спорами.

14. Гриб - трутовик относится к сапрофитам.

15. На мухах паразитирует гриб эмпузия.

16. У человека грибы – паразиты поселяются в волосах, на ногтях и могут жить на коже.

17. Картофель и томат поражаются грибом фитофторой.

18. Лишайники – пионеры в освоении суши.

19. Лишайники не могут жить на камнях.

20. Лишайник – симбиоз двух организмов.

21. Лишайник растет в год на один миллиметр.

22. Грибница мукора это сильно разросшаяся клетка со множеством ядер.

23. ГРИБ – ТРУТОВИК РАЗРУШАЕТ СЕРДЦЕВИНУ.

24. Грибам для жизни нужны витамины.





Укажи правильный ответ.

1. Пеницилл относится к:

А) плесеням

Б) дрожжевым грибам

В) ржавчинным грибам

2. Пекарские дрожжи в природе:

А) не известны

Б) встречаются часто в нектаре, соке плодов

В) встречаются очень редко

3. Шляпочные грибы питаются:

А) органическими веществами, которые они всасывают вместе с водой и

минеральными веществами из корней деревьев и влажной почвы

б) органическими веществами, которые они всасывают гифами грибницы из

корней деревьев

в) только теми органическими веществами, которые они всасывают гифами грибницы из корней деревьев

4. Грибница головни развивается:

А) когда у злаков происходит образование цветков

Б) при прорастании зерновок

В) после отцветания в образующихся зерновках

5. Главное отличие грибов от растений состоит в том, что они:

А) имеют клеточное строение

Б) поглощают из почвы воду и минеральные соли

В) бывают одноклеточными и многоклеточными

Г) не содержат в клетках хлоропластов и хлорофилла

6. Какие особенности грибов указывают на их сходство с растениями:

А) накопление в оболочках клеток хитина

Б) неограниченный рост в течение всей жизни

В) потребление готовых органических веществ

Г) минерализация органических остатков

7. Грибы, по сравнению с бактериями, имеют высокий уровень организации, так как:

А) по способу питания – гетеротрофы

Б) их можно встретить в разных средах обитания

В) они выполняют роль разрушителей в экосистеме

Г) их клетки имеют оформленное ядро

8. Какие органоиды отсутствуют в клетках грибов:

А) пластиды

Б) ядро

В) рибосомы

Г) митохондрии

9. Для питания грибы – сапрофиты используют:

А) азот воздуха

Б) углекислый газ и кислород

В) органические вещества отмерших тел

Г) органические вещества, создаваемые ими в процессе фотосинтеза

10. Микориза гриба представляет собой:

А) грибницу, на которой развиваются плодовые тела

Б) совокупность клеток, выполняющих сходные функции

В) сложные переплетения гифов между собой

Г) сожительство гриба и корней растений.



Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их.

1. Грибы занимают особое положение в системе органического мира, их нельзя отнести ни к царству растений, ни к царству животных, хотя имеются некоторые черты сходства с ними. 2. Все грибы – многоклеточные организмы, основу тела которых составляет мицелий, или грибница. 3. По типу питания грибы гетеротрофы, но среди них встречаются автотрофы, сапрофиты, хищники и паразиты. 4. Как и растения, грибы имеют прочные стенки, состоящие из целлюлозы. 5. Грибы неподвижны и растут в течение всей жизни.



Выберите 3 правильных ответа.

Сходство клеток животных и бактерий состоит в том, что они имеют:

  1. оформленное ядро

  2. цитоплазму

  3. митохондрии

  4. плазматическую мембрану

  5. гликокаликс

  6. рибосомы.


Установите соответствие между признаком организмов и группой, для которой он характерен.

Признаки организмов Группы организмов

  1. Выделяют в особое царство 1. Грибы

  2. тело представляет собой слоевище 2. Лишайники

  3. имеют плодовое тело

  4. авто и гетеротрофы

  5. вступают в симбиоз с корнями растений

  6. представляют симбиоз грибов и водорослей.


Почему грибы выделяют в особое царство?


Жизнь на Земле невозможна без круговорота веществ, в котором бактерии и грибы выполняют роль

  1. Производителей органических веществ

  2. разрушителей органических веществ

  3. источника энергии для других организмов

  4. источника азота, воды и углекислого газа.


Установите соответствие между признаком строения клетки и царством, для которого он характерен.

Признак строения клетки царство

  1. имеют пластиды а) грибы

  2. отсутствуют хлоропласты б) растения

  3. запасное вещество – крахмал

  4. имеют вакуоли с клеточным соком

  5. клеточная стенка содержит клетчатку

  6. клеточная стенка содержит хитин



Выберите для одного из предложенных семейств соответствующие характеристики и выпишите их номера.


1. Семейства цветковых растений:

а) крестоцветные д) пасленовые

б) бобовые е) злаковые

в) розоцветные ж) лилейные.

г) сложноцветные

2. Представители семейств:

а) редька дикая и) дурман обыкновенный

б) паслен черный к) лилия даурская

в) василек синий л) земляника лесная.

г) клевер луговой м) горчица сарепская

д) тимофеевка луговая н) люпин однолетний

е) тюльпан о) одуванчик лекарственный

ж) пырей п) горох посевной

з) черемуха р) пастушья сумка.

3. Класс растений:

а) однодольные б) двудольные

4. Строение цветка:

а) формула цветка – О2 Т3 П 1

б) цветки пятичленные, спайнолепестные, язычковые, трубчатые, воронковидные, формула цветка- Л(5) Т5 П1

в) Ч5 Л5 Т П или Ч5 Л5 Т П 1

г) Ч(5) Л1+2+(2) Т(9)+1 П1

д) О3+3 Т3+3 П1

5. Типы плодов:

а) сухой боб г) стручок или стручочек

б) зерновка д) ягода или коробочка

в) костянка, ягода, многокостянка е) семянка

6. Типы корневой системы:

а) мочковатая или корневище

б) мочковатая, корневище, корнеклубень или луковица

в) стержневая с клубеньковыми бактериями

г) стержневая

7. Продолжительность жизни и жизненные формы:

а) многолетние травы, деревья встречаются редко

б) однолетние и многолетние травы

в) однолетние, многолетние, двулетние травы; кустарники и полукустарники

г) деревья, кустарники, травы, лианы

д) однолетние и многолетние травы, редко- деревья

8. Типы листьев:

а) простые и сложные с сетчатым жилкованием

б) простые с дуговым и параллельным жилкованием

в) сложные, редко- простые, с сетчатым жилкованием

9. Тип стебля:

а) полные, с камбием б) полые, без камбия.



Семейство крестоцветные.

Для одного из представителей семейства крестоцветных выберите соответствующие ему характеристики. Запишите номера, после которых даны эти сведения.

1. Представители семейства:

а) ярутка полевая

б) икотник серо- зеленый

в) пастушья сумка

2. Окраска цветка:

а) белая

б) желтая.

3.Типы плодов.

а) стручок шиловидный

б) стручок овальный

в) стручок с выемкой на верху

г) стручок обратно - треугольный

д) стручок цилиндрический.

4. Строение листьев.

а) листья ланцетные

б) листья овальные

в) листья перисторассеченные

г) листья перистораздельные.

5. Строение стебля:

а) стебель ветвистый

б) стебель прямостоячий

в) стебель ветвистый или прямой.

6. Значение растения:

а) сорное и лекарственное

б) медонос

в) лекарственное

г) сорное.


Семейство розоцветные.

Для одного из представителей семейства розоцветных выберите соответствующие ему характеристики. Запишите номера, после которых даны эти сведения.

1. Представители семейства:

а) лапчатка гусиная

б) шиповник коричный

в) земляника лесная

г) гравилат речной.

2. Жизненная форма.

а) дерево б) травянистое растение в) кустарник

3. Окраска цветка:

а) белая в) красная д) лиловая.

б) розовая г) желтая

4. Строение цветка:

а) Ч5Л5Т10П1 б) Ч5Л5Т П

5. Типы плодов:

а) яблоко в) многоорешек

б) орешки, сидящие на мясистом цветоложе.

6. Строение листьев:

а) листья тройчатые г) яйцевидные.

б) листья сложные непарноперистые

в) листья пальчатосложные

7. Строение стебля:

а) стелющийся или образует усы

б) деревянистый, прямостоячий

в) голый ребристый

г) прямостоячий, покрытый волосками

д) длинный, ползучий, укореняющийся в узлах.

8. Значение растений:

а) ценное пищевое растение

б) лекарственное.



Семейство бобовые.

Для одного из представителей семейства бобовых выберите соответствующие ему характеристики. Запишите номера, после которых даны эти сведения.

1. Представители семейства:

а) люцерна посевная в) клевер ползучий

б) донник лекарственный г) верблюжья колючка

2. Жизненная форма:

а) трава б) полукустарник

3. Окраска цветка:

а) синие в) желтые д) фиолетовые

б) белые г) розовые

4. Виды плодов:

а) прямой боб в) линейный боб

б) продолговатый боб г) боб с носиком

д) боб широколинейный

е) боб спирально закрученный

5. Строение листьев:

а) обратно - яйцевидные в) мелкозубчатые

б) с суженным основанием г) ланцетные

6. Строение стебля:

а) прямостоячий

б) ползучий

в) растение с толстым корневищем,

стебель прямостоячий

г) цепляющийся

д) сильно ветвистый, прямостоячий

7. Значение растения:

а) лекарственное, техническое, медоносное, кормовое

б) кормовое, лекарственное, медоносное

в) кормовое и топливное

г) лекарственное и медоносное.



Семейство пасленовые.

Для одного из представителей семейства пасленовых выберите соответствующие ему характеристики. Запишите номера, после которых даны эти сведения.

1. Представители семейства:

а) паслен черный в) махорка

б) дурман обыкновенный г) петуния гибридная

2. Жизненная форма:

а) трава б) полукустарник

3. Продолжительность жизни:

а) однолетнее б) многолетнее

4. Окраска цветка:

а) белый в) зеленоватый

б) лиловый г) белый или лиловый

5. Типы плодов

а) ягода яйцевидная

б) ягода шаровидная

в) коробочка

6. Типы листьев:

а) яйцевидные

б) яйцевидно- продолговатые

в) яйцевидные, заостренные

г) простые, цельные, крупные.

7. Строение стебля:

а) прямостоячий ветвистый

б) прямостоячий

в) растение имеет корневище с длинными стеблями, лазающими

8. Значение растения:

а) лекарственное

б) декоративное

в) лекарственное, ядовитое

г) ядовитое.




Семейство злаковые.

Для одного из представителей семейства злаковых выберите соответствующие ему характеристики. Запишите номера, после которых даны эти сведения.

1. Представители семейства:

а) мятлик луговой д) овес

б) тимофеевка луговая е) кукуруза

в) пшеница

г) рожь

2. Тип цветка:

а) цветки обоеполые б) цветки однополые

3. Соцветия:

а) султан в) початок и метелка

б) сложный колос г) метелка


4. Тип стебля:

а) полный внутри б) соломина

5. Высота растений:

а) от 1 до 1,5 м.

б) до 3 м.

в) 1 м.

6. Опыление:

а) самоопыление б) ветроопыление


7. Условия прорастания

а) культурное, теплолюбивое, требует хороших почв

б) культурное, холодостойкое, требует средних почв

в) дикорастущее, неприхотливое

8. Значение растений:

а) ценная зерновая культура

б) ценная зерновая и кормовая культура

в) кормовая культура

г) сорняк.




Семейство лилейные.

Для одного из представителей семейства лилейных выберите соответствующие ему характеристики. Запишите номера, после которых даны эти сведения.

1. Представители семейства:

а) тюльпан г) чеснок

б) ландыш майский д) пролеска сибирская

в) лук репчатый е) лилия Даурская.

2. Характеристика цветка:

а) мелкие белые г) белые или желтоватые

б) мелкие голубые д) желтые или оранжевые

в) крупные белые, красные, желтые

3. Соцветия:

а) головка в) кисть

б) одиночные

4. Характеристика околоцветника:

а) сростнолистный б) раздельнолистный

5. Характеристика листьев:

а) сердцевидные, широкие, с дуговым жилкованием

б) линейные, узкие, с параллельным жилкованием

в) ланцетные, широкие, с дуговым жилкованием.

6. Характеристика подземного побега:

а) видоизменен в корневище

б) видоизменен в луковицу

7. Плоды:

а) ягода

б) коробочка

8. Значение растений:

а) овощная культура

б) декоративная культура

в) дикорастущее растение

г) лекарственное, ядовитое, декоративное.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!