СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Готовимся к ЕГЭ. Пишем сочинение-рассуждение. Задание №25

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовка выпускников к написанию  сочинения-рассуждения   не всегда может складываться успешно. Объясняется это тем, что современная молодёжь  неохотно читает художественную литературу, слабо ориентируется в  материале для аргументации,   не на должном уровне владеет понятийным словарём.

Рекомендациями  по подготовке к выполнению творческого задания могут быть следующие виды работы:

  1. Определение тематических блоков;
  2. Подбор ключевых слов;
  3. Знакомство с понятием;
  4. Составление словаря сочетаний;
  5. Формулировка  и анализ проблем;
  6. Формулировка тезисов;
  7. Подбор и анализ афоризмов, крылатых выражений;
  8. Подбор и анализ аргументов;
  9. Подбор заголовка  текста;
  10. Составление вопросов по тексту.

Просмотр содержимого документа
«Готовимся к ЕГЭ. Пишем сочинение-рассуждение. Задание №25»

Тематический блок . Язык и общество.

Ключевые слова.

мышление

богатство

преклоняться

понимание

мастерство

прекрасный

общение

выразительность

могучий

создание

чувствовать

гармоничный

речь

сохранять

поэтичный



Определение понятия.

Язык-система словесного выражения мыслей, которая обладает звуковыми, словарными, грамматическими средствами и служит для обмена мыслями и взаимного понимания и общения людей в обществе.



Словарь сочетаний

Язык сложный, красивый, гибкий, звучный, родной, иностранный, национальный, международный; яркий, выразительный, литературный…

Язык (чей?) жителей, аборигенов, народа; писателя, автора, Пушкина, Гоголя, произведения, романа…

Существование, происхождение, развитие, эволюция, состояние, система, нормы, история, богатство, особенность, благозвучие, бедность, примитивность… языка.

Исследовать, описывать, изучать, учить, выучить, знать, любить, понимать, забыть… язык.

На каком-либо языке говорить, писать, читать, объясняться, отражается.

Язык является чем-либо, представляет собой что-либо.

  • Язык представляет собой явление социальное.





Проблемы


Тезисы


Язык и общество


В языке отражаются изменения в обществе.


Состояние современного языка


Обеднение современного русского языка.


Развитие языка


Язык живой как жизнь.


Слово и дело


Слово-это тоже дело


Богатство и бедность нашей речи


Язык нужно бережно сохранять, как охраняют ценности

Язык литературный и разговорный


Борьба за язык есть борьба за культуру.


Речь человека и его мысли


Без слов нет мысли






Афоризмы, крылатые выражения, высказывания

  1. Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естественных понятий (В.Г. Белинский).

  2. У языка есть хранитель надёжный и верный; это – его же собственный и верный дух, гений (В.Г. Белинский)

  3. Язык есть исповедь народа, его душа и быт родной (П. А. Вяземский).

  4. Где не погибло слово, там и дело ещё не погибло (А.И. Герцен).

  5. Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то подарок: всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье ещё драгоценней самой вещи (Н.В.Гоголь).

  6. Бессмертие народа в его языке (Ч.А.Айтматов).

  7. Язык есть вековой труд целого поколения (В.И.Даль).

  8. Но с языком, с человеческим словом, с речью, безнаказанно шутить нельзя; словесная речь человека – это видимая, осязаемая связь, союзное звено между телом и духом: без слов нет сознательной мысли (В.И.Даль)

  9. О, как недостаточен, как бессилен язык человеческий для выражения высоких чувств души (М.Н.Загоскин)

  10. Богатство языка есть поступок (Н.М.Карамзин)

  11. Слово есть поступок (Л.Н.Толстой).

  12. Язык-это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью. (А.И.Куприн)

  13. Язык есть одежда мысли (С.Джонсон)

  14. Язык, язык! Это душа народов. В нём читаются их судьбы (П.Беранже).



Аргументы.

  1. Огромную ценность представляет для нас «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля. За полвека известный писатель, лексикограф, этнограф не только собрал более 200 тысяч русских слов, но и объяснил значение каждого, привёл примеры пословиц, поговорок. Слово, Отчизна, Правда - равнозначные понятия для В.И.Даля. он считает, что «великому народу дан и великий язык»

  2. «Мы сейчас недовольны языком, но попробуем разобраться – язык в этом виноват или что-то другое. Ведь язык подчиняется людям, которые им пользуются. Он приспосабливается к потребностям общества. Если в нашем обществе потребность думать о будущем, о крепкой семье, о счастье детей – то язык пойдёт в эту сторону. Если у нас главное – как, не работая, заработать миллион, секс, насилие, наркотики, то язык повернёт сюда» - утверждает русский учёный-лингвист В.Костомаров. Язык отражает состояние общества, так что сейчас исправлять надо не язык, а общество.

  3. Чувство гордости за свой народ, восхищение неисчерпаемым богатством его духа с особенной силой проявились у И.С.Тургенева, когда он думал о родном языке. Подлинным гимном родному языку звучит написанное в июне 1882 года стихотворение в прозе «Русский язык»: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!». Язык самого Тургенева бесконечно богатый, образный и музыкальный. Определяя роль Тургенева в истории русского литературного языка, с уверенностью можно сказать, что язык этот создали Пушкин, Тургенев, Чехов… Их язык велик, могуч и правдив.

  4. Карамзин Николай Михайлович, русский историк, автор знаменитого труда «История государства Российского», в одной из публицистических статей определяет роль русского языка. Писатель сравнивает его с гордой, величественной рекой, которая «шумит, гремит – и вдруг, если надобно, смягчается». Потом «журчит нежным ручейком» и вливается в нашу душу. Падения и возвышения человеческого голоса образуют богатство языка и богатство мыслей.



Текст

( 1)Задумывались ли вы над тем, что такое язык? (2) Один человек говорит, другой слушает и понимает его. (3) Вы читаете книгу, газету, журнал и тоже понимаете, что написано. (4) С помощью слов человек выражает свои мысли и передаёт их другим. (5) И это происходит благодаря языку.

(6) Лев Успенский в своей замечательной книге «Слово о словах» пишет: (7) «Язык – удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, передают друг другу свои мысли…» (8) Не случайно у многих народов два предмета, ничем не похожих один на другой, - подвижный орган вкуса, помещающийся во рту, и человеческая способность говорить и понимать собеседника – издавна именуются одним и тем же словом».

(9)Есть такая легенда о древнегреческом баснописце Эзопе. (10) Эзоп был рабом философа Ксанфа. (11)Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу и купить «самого лучшего, что есть на свете», и приготовить блюда. (12) Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. (13) Когда пришли гости, Эзоп подал на стол одни только языки: жареные, варёные, солёные.

(14)Ксанф удивился и спросил, почему Эзоп подаёт только языки. (15) Эзоп ответил: (16) «Ты велел купить самое лучшее. (17)А что может быть на свете лучше языка? (18)При помощи языка строятся города, развивается культура народов. (19) При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость, ласку, объясняться в любви. (20)Языком люди договариваются, устанавливают законы, рассуждают о мудрых вещах. (21)Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка».

(22)Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям. (23) В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрёл к обеду самое худшее. (24) Эзоп опять пошёл покупать языки. (25) Все удивились этому.

(26) Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: (27) «Ты велел мне сыскать самое худшее. (28)А что на свете хуже языка? (29) Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. (30) язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства. (31) Он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. (32)Может ли быть что-нибудь хуже языка?»

(33) Предание говорит, что не всем гостям было приятно слышать ответ Эзопа.

(по Л.Т. Григорян)

Задания к тексту

  1. Из предложения 8 выпишите слова, образованные приставочно-суффиксальным способом.

  2. Из предложений 17-21 выпишите все местоимения.

  3. Из предложений 13-14 выпишите словосочетание со связью примыкание.

  4. Среди предложений 20-30 найдите сложные предложения, включающие односоставные безличные. Напишите номера этих предложений.

  5. Среди предложений 1-8 найдите предложения с приложениями. Напишите номера этих предложений.

  6. Среди предложений 11-17 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным. Напишите номер этого предложения

  7. Среди предложений 26-32 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи союза и местоимения. Напишите номер этого предложения.



Варианты работы с материалом.

В правом столбце заявлены проблемы анализируемого текста. В левом – тезисы. Соотнесите проблемы и тезисы.

Проблемы


Тезисы


Язык и общество


Язык живой как жизнь.


Состояние современного языка


Слово-это тоже дело


Развитие языка


Борьба за язык есть борьба за культуру.


Слово и дело


Язык нужно бережно сохранять, как охраняют ценности

Богатство и бедность нашей речи

В языке отражаются изменения в обществе.


Язык литературный и разговорный


Без слов нет мысли


Речь человека и его мысли


Обеднение современного русского языка.


В правом столбце заявлены проблемы анализируемого текста. Сформулируйте тезисы.

Проблемы


Тезисы


Язык и общество


Состояние современного языка



Развитие языка



Слово и дело



Богатство и бедность нашей речи



Язык литературный и разговорный



Речь человека и его мысли



В левом столбце заявлены тезисы анализируемого текста. Сформулируйте проблемы.

Проблемы


Тезисы



В языке отражаются изменения в обществе.



Обеднение современного русского языка.



Язык живой как жизнь.



Слово-это тоже дело



Язык нужно бережно сохранять, как охраняют ценности


Борьба за язык есть борьба за культуру.



Без слов нет мысли


Ключи к тесту.

  1. Издавна, подвижный, собеседник.

  2. Что, мы, ничего.

  3. Почему подаёт.

  4. 21,29.

  5. 6,8.

  6. 14.

  7. 28.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!