СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Готовимся к ЕГЭ по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе рекомендации для подготовки к ЕГЭ: готовые образцы сочинений, рекомендации для формулировки проблемы текста, авторской позиции.  

Просмотр содержимого документа
«Готовимся к ЕГЭ по русскому языку»

1. Словарик для формулировки ПРОБЛЕМЫ

ВАЖНО!
Слово ПРОБЛЕМА и ФАМИЛИЯ АВТОРА - обязательные элементы абзаца, в котором вы формулируете проблему текста.
Старайтесь не использовать конструкцию: "данного текста" - не всем экспертам это нравится. Лучше - "автор предложенного для анализа текста", "автор предложенного для анализа отрывка".

На экзамене часто попадаются такие тексты, в которых невозможно сформулировать проблему через простейшую конструкцию
ПРОБЛЕМА (чего?) : проблема одиночества, проблема отцов и детей и т.д.
Что делать?

1. Сформулировать проблему через вопрос:
Почему родители не понимают детей? Эту проблему рассматривает публицист М.Горлицкий, автор предложенного для анализа отрывка.

2. Использовать словосочетание (под Х будем понимать тему, ключевое слово):

если текст говорит о том, как люди понимают что-то - общий вопрос к тексту "что значит Х?"

- проблема содержания понятия (честь, совесть, милосердие и т.д.)
- проблема истинных и ложных представлений о (чести, героизме, гуманизме)
- проблема восприятия (искусства)
- проблема оценки (Х) взрослыми / современникам / потомками / городским человеком / далекими от искусства людьми
- проблема неоднозначности / противоречивости оценки (предательства, неправды)
- проблема возможности сопоставления (добра и зла)

Вопросы: Что представляет из себя Х? Как раскрывается Х? Как проявляется Х?

если текст говорит о том, как влияет что-то на что-то - общий вопрос к тексту "как влияет Х на У?"

- проблема влияния / воздействия Х на (современного человека / взрослого человека / формирование характера ребенка / формирование интереса к чтению)
- проблема роли/ назначения Х (в формировании характера/ в становлении личности / в становлении нравственных убеждений)
- проблема связи человека с (природой, Родиной, другими людьми)

если текст говорит о том, какие процессы мы наблюдаем - общий вопрос к тексту "что происходит?"

- проблема обретения (истины, способности воспринимать красоту природы / литературы)
- проблема воспитания (человека / характера / чувства крсоты)
- проблема сохранения (природы / культурных традиций)
- проблема вытеснения Х чем-либо
- проблема дефицита (внимания к мелочам/ к красоте / к искусству / к природе / к пожилым людям)
- проблема обесценивания (вечных ценностей / книг / авторитета взрослых)

2. Словарик для формулировки ПОЗИЦИИ АВТОРА

В этом абзаце обязательно должны быть ФАМИЛИЯ автора (не забываем про инициалы и про то, какого пола автор) и словосочетание ПОЗИЦИЯ АВТОРА.

Позиция автора может быть прямо сформулирована в тексте, выражена в словах одного из персонажей или вообще явно не выражена.
Чтобы определить ее, нужно ответить на вопросы:
1) Что хотел сказать автор читателю, для чего он написал этот текст?
2) Как автор оценивает описанную в тексте ситуацию?
3) Как бы вы описали автора? Это человек, убежденный в том, что ...

Формулируем авторскую позицию ТОЛЬКО ПО ПОСТАВЛЕННОЙ ПРОБЛЕМЕ.
Чтобы не запутаться, можно СНАЧАЛА найти и сформулировать позицию и только ПОТОМ формулировать проблему.

Позицию автора нужно формулировать кратко, одним-двумя предложениями. Не пересказываем текст, не цитируем целиком длинное предложение из текста. Не путаем позицию автора и те тезисы, к которыми автор не согласен.

Речевые модули:
1) Позиция автора этого текста довольно ясна и раскрывается в следующем предложении: "цитата". М.Голубкин убежден: нужно (нельзя) (формулируем сами).

2) Автор текста не выражает прямо свою точку зрения относительно поднятой проблемы, но подводит читателя к мысли о том, что (формулируем сами).

3) М.Голубкин озабочен (встревожен, обеспокоен) тем, что... В этом, на мой взгляд, и заключается позиция автора.

4) С горечью (с восхищением) говорит М.Голубкин о том, что (формулируем сами). В этом, на мой взгляд, и заключается позиция автора.

5) Свои рассуждения М.Голубкин завершает вполне закономерным выводом о том, что (формулируем сами). В этом, на мой взгляд, и заключается позиция автора.

Если текст содержит АВТОРСКУЮ ИРОНИЮ, и автору НЕ нравится то, что утверждает ПЕРСОНАЖ или считают ДРУГИЕ ЛЮДИ, то можем формулировать авторскую позицию "методом от противного":

"Очевидно, М.Голубкина не устраивает то, как .... Публицист протестует против подобного отношения к ... . В этом, на мой взгляд, заключается позиция автора."



3. ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ В АРГУМЕНТАЦИИ:
1. в сочинении аргументируется позиция автора ("автор прав, потому что...")
2. в сочинении просто приводятся дополнительные примеры ("и я читал об этом"; "об этом же пишет..."; "мне тоже приходилось видеть, как...")
3. Упоминается автор и название произведения, или даже только фамилия автора, без каких-либо пояснений" ("Об этом же говорил и Достоевский").
4. Упоминается только название произведения (без фамилии автора). ("Люблю грозу в начале мая!" - восклицает поэт")
5. Несогласие с автором выражено не этично ("Так утверждать может только ограниченный, глупый человек")

Допуская эти ошибки, вы ТЕРЯЕТЕ БАЛЛЫ!

Прежде чем подбирать аргументы, СФОРМУЛИРУЙТЕ СОБСТВЕННУЮ ПОЗИЦИЮ по поставленной автором проблеме.
Формулируя собственное мнение, недостаточно написать "я согласен с автором".
Важно подробно объяснить, на чем основано ваше согласие (или несогласие).

Краткая схема:

Я согласен с автором и считаю, что (ТЕЗИС). Это подтверждают и примеры из литературы. Вспомним, как в романе (ПРИМЕР)
С другой стороны, (ТЕЗИС). С этим нам часто приходится сталкиваться в жизни. (ПРИМЕР)

Важные правила:
Каждый аргумент начинаем с нового абзаца.
Аргумент должен доказывать Вашу позицию, а не позицию автора.
Аргумент строится по схеме: ТЕЗИС-ПРИМЕР-ВЫВОД. (ваше мнение - доказательство/объяснение/пример из литературы или из других источников - общий итог)



4. При оценке сочинения исправляются, но не учитываются следующие орфографические и пунктуационные ошибки:
ОРФОГРАФИЯ
- В переносе слов.
- Буквы э/е после согласных в иноязычных словах (рэкет, пленэр) и после гласных в собственных именах (Мариетта).
Прописная / строчная буквы
- В названиях, связанных с религией: М(м)асленица, Р(р)ождество, Б(б)ог.
- При переносном употреблении собственных имен (Обломовы и обломовы).
- В собственных именах нерусского происхождения; написание фамилий с первыми частями дон, ван, сент... (дон Педро и Дон Кихот).
Слитное / дефисное / раздельное написание
- Сложные существительные без соединительной гласной (в основном заимствования), не регулируемые правилами и не входящие в словарь-минимум (ленд-лиз, люля-кебаб, ноу-хау, папье-маше, перекати-поле, гуляй-город пресс-папье, но бефстроганов, метрдотель, портшез, прейскурант).
- На правила, которые не включены в школьную программу (например, правило слитного / раздельного написания наречных единиц / наречий с приставкой / предлогом, например: в разлив, за глаза ругать, под стать, в бегах, в рассрочку, на попятную, в диковинку, на ощупь, на подхвате, на попа ставить (ср. действующее написание напропалую, врассыпную).
ПУНКТУАЦИЯ
• Тире в неполном предложении.
• Обособление несогласованных определений, относящихся к нарицательным именам существительным.
• Запятые при ограничительно-выделительных оборотах.
• Различение омонимичных частиц и междометий и, соответственно, невыделение или выделение их запятыми.
• В передаче авторской пунктуации.

5. Задание: сформулировать проблему и позицию автора.

(1)Борис Евгеньевич Ермолкин был замечательный в своем роде редактор.
(2)Это был старый газетный волк, как он с гордостью себя называл.
(З)Ничем не примечательный с виду человек, обладал Ермолкин испепеляющей страстью — любую статью или заметку выправить от начала до конца так, чтобы читать её было совсем невозможно
(4)С утра до позднего вечера, не замечая ни дождя, ни солнца, ни времени суток, ни смены времён года, забыв о собственной семье, проводил он время в своём кабинете за чтением вёрстки.
(5)Ермолкину приносили серые листы, шершавые от вдавленного в них шрифта. (6)Эти листы и в руки-то взять было противно, а он вцеплялся в них, дрожа от нетерпения, расстилал на столе, и начиналось священнодействие.
(7)Нацелив на верстку острый карандаш, Ермолкин пристально вглядывался в напечатанные слова и ястребом кидался, если попадалось среди них хоть одно живое.
(8)Все обыкновенные слова казались ему недостойными важной темы, и он тут же выправлял слово «дом» на «здание» или «строение».
(9)Не было у него в газете ни крестьян, ни лошадей, ни верблюдов, а были труженики полей, конское поголовье и корабли пустыни.
(10)Люди не говорили, а заявляли, не спрашивали, а обращали свой вопрос...
(11)Особое место занимало у него в словаре слово «золото»
(12)Золотом называлось все, что хотите. (13)Уголь и нефть — «черное золото». (14)Хлопок — «белое золото». (15)Газ — «голубое золото». (16)Говорят, однажды ему попала заметка о старателях, добытчиках золота.
(17)Он вернул заметку секретарю с вопросом, какое именно золото имеется в виду. (18)Тот ответил: «Обыкновенное».
(19)Так потом и было написано в газете: добытчики золота обыкновенного.
(20)Как-то я был свидетелем его разговора с ответственным за раздел «Заметки фенолога».
(21 )Фенолог бегал из угла в угол и заламывал руки.
(22)Борис Евгеньевич, — взывал он к редактору.
(23)Я вас очень прошу, не правьте мою заметку, она такая маленькая!
(24)Ишь чего захотел, — ответил редактор, помешивая ложечкой остывший чай.
(25)Как не править, когда вы пишете: «Наступила пора бабьего лета». (2б)У нас женщины — труженицы, а вы их оскорбительно называете бабами.
(27)Я не их, я лето называю бабьим, так говорят в народе.
(28)Все слова, что в народе говорят, да в газету? — редактор покачал головой.
(29)Но ведь не писать же «женское лето», — сказал фенолог.
(30)Именно женское.
(31 )Борис Евгеньевич, — завопил фенолог, — вы меня убиваете. (32)Спросите у любого человека, хотя бы у этой посетительницы... (ЗЗ)Девушка, — обратился он к одной посетительнице, — вы вот, я вижу, из народа. (34)У вас такое время, когда осенью тепло, когда солнышко светит, как называют?
(35)Кто как хочет, так и называет, — сказала девушка уклончиво. (36)Ей не хотелось идти против редактора.
(37)Вот видите, — оживился редактор. — (38)А у нас газета. 39)Мы не можем называть кто как хочет...
(По В. Войновичу)

Автор поднимает проблему речевой культуры.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!