Готовимся к ОГЭ
Комплексное повторение заданий типа 8,9,10,11
Повторим теорию
Грамматическая основа
предложения
+
Подлежащее
=
Смысловой центр предложения
Сказуемое
В предложении грамматическая основа может состоять из
1.
+
Двусоставное предложение
Сказуемого
Подлежащего
2.
Подлежащего
или
Односоставное предложение
Сказуемого
Определите тип предложения по составу грамматической основы
(Предложение простое, двусоставное.)
(Предложение простое, односоставное.
Подлежащего нет.
Сказуемое состоит из двух слов: глагола стало и сравнительной степени наречия прохладнее.)
Односоставные
предложения
Главный член-
Главный член-
сказуемое
Подлежащие
Неопределенно-
Назывные
Безличные
Определенно-
личные
личные
Определённо-личные предложения
односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 1-го или 2-го лица (иду, идешь, идете, идем)
Неопределённо-личные предложения
односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 3-го лица множественного числа (они) настоящего и будущего времени , который обозначает действие , совершаемое неопределенными лицами.
Безличные предложения
разновидность односоставных предложений, в которых глагол-сказуемое стоит в "безличной" форме 3-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени.
Назывные предложения
это односоставные предложения, которые имеют один главный член- подлежащее .
Строение простого предложения
Грамматическая основа предложения
Предложение простое, нераспространённое.
Второстепенные члены предложения
Предложение простое, распространённое .
Осложняющие члены предложения
Предложение простое , распространённое, осложнённое.
Чем может быть осложнено простое предложение?
- Однородными членами.
- Вводными словами и предложениями.
- Обращениями.
- Обособленными членами предложения.
Какие члены предложения являются однородными в следующих примерах?
- Высоко в небе парил не то коршун,
не то ястреб.
- Вдали стоит дубовый лес и блестит, и алеет на солнце.
- Нигде не было видно ни воды, ни деревьев.
- Ветер срывал с берёз мокрые и пахучие листья.
- Тонкий дождь сеялся и на леса, и на поля, и на широкий Днепр.
Вводные слова –
это специальные слова или
сочетания, при помощи
которых говорящий выражает
своё отношение к тому, что
он сообщает.
На моё счастье , погода стала улучшаться.
Укажите пунктуационные ошибки в следующих предложениях:
,
- Кажется шепчут колосья друг другу. (Н.Некрасов.)
- Над станцией нависла грозная быть может смертельная опасность. (В.Санин.)
,
,
Вводные слова могут стоять в начале, середине и конце предложения. Они всегда выделяются запятыми.
Что такое обращение?
К кому обращаются с речью в следующих предложениях?
- Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?
- Расступитесь, леса тёмные, разойдитесь, реки быстрые.
- Не шуми ты, рожь, спелым колосом!
Какие обособленные члены предложения нам известны?
Обособленные члены предложения
Обособленные
определения
Обособленные обстоятельства
выраженные причастным оборотом
выраженные прилагательным с зависимыми словами
выраженные деепричастным оборотом
Установите соответствие
Предложение
Характеристика предложения
1. Мечтая о будущем, помни о своих поступках в прошлом.
А. Предложение осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
2. Человек, не помнящий прошлого, лишает себя грядущего..
Б. Предложение осложнено обособленным определением, выраженным прилагательным с зависимыми словами.
3. На окне, серебряном от инея, за ночь хризантемы расцвели.
В. Предложение осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
Практикум
Проверяем !
ОГЭ. Задание №8 Выпишите грамматическую основу предложения:
- Но календулы, уголёчков этих радостных, нигде нет…
- Всю красоту проспишь, соня.
- Этому можно научиться.
- Сама по себе природа вечна и почти неизменна.
- Закрыв глаза, закинув простоволосую белую голову чуть назад, он мог выводить целыми днями, помогая песне плавными взмахами руки.
ОГЭ. Задание №9. Среди данных предложений найдите предложение с обособленным определением.
Проверяем !
1 . Например, опишите вьющийся куст этих красных цветов, которые тянутся через ограду, хотят заглянуть в комнату, посмотреть через стеклянную дверь, что мы тут с вами делаем…
2. -Наконец, опишите воробья, – сказал Бунин, – я знаю: вы пришли в отчаяние от того, что всё уже сказано, все стихи написаны до вас, новых тем и новых чувств нет, все рифмы давно использованы и затрёпаны; размеры можно перечесть по пальцам… 3. В юности у меня тоже были подобные мысли, доводившие меня до сумасшествия. 4. Но это, милостивый государь, вздор.
Проверяем !
ОГЭ. Задание №10. Выпишите цифру(-ы), обозначающую (-ие) запятую(-ые) при обращении:
Например,(1) опишите вьющийся куст этих красных цветов,(2) которые тянутся через ограду,(3) хотят заглянуть в комнату,(4) посмотреть через стеклянную дверь,(5) что мы тут с вами делаем…
-Наконец,(6) опишите воробья,(7) – сказал Бунин,(8) – я знаю: вы пришли в отчаяние от того,(9) что всё уже сказано,(10) все стихи написаны до вас,(11) новых тем и новых чувств нет,(12) все рифмы давно использованы и затрёпаны; размеры можно перечесть по пальцам… В юности у меня тоже были подобные мысли,(13) доводившие меня до сумасшествия. Но это,(14) милостивый государь,(15) вздор.
ОГЭ. Задание №10 .Выпишите цифру(-ы), обозначающую (-ие) запятую(-ые) при вводном слове:
Проверяем !
Например,(1) опишите вьющийся куст этих красных цветов,(2) которые тянутся через ограду,(3) хотят заглянуть в комнату,(4) посмотреть через стеклянную дверь,(5) что мы тут с вами делаем…
-Наконец,(6) опишите воробья,(7) – сказал Бунин,(8) – я знаю: вы пришли в отчаяние от того,(9) что всё уже сказано,(10) все стихи написаны до вас,(11) новых тем и новых чувств нет,(12) все рифмы давно использованы и затрёпаны; размеры можно перечесть по пальцам… В юности у меня тоже были подобные мысли,(13) доводившие меня до сумасшествия. Но это,(14) милостивый государь,(15) вздор.
ОГЭ. Задание №11. Укажите количество грамматических основ в предложении:
1
Например,(1) опишите вьющийся куст этих красных цветов,(2) которые тянутся через ограду,(3) хотят заглянуть в комнату,(4) посмотреть через стеклянную дверь,(5) что мы тут с вами делаем…
2
3
4
5
Проверяем !
Домашнее задание
Успехов!
1. Презентацию подготовила Полякова Ольга Евгеньевна, учитель русского языка и литературы филиала МОУ ГСОШ д. Василёво, Калязинского района, Тверской области.
2. Источник шаблона: Мурысева Г И,
МОУ «СОШ №2 г.Калининска Саратовской области. Источник фона презентации: http://fotki.yandex.ru /