МОУ «ЛИЦЕЙ «СПЕКТР» Г. ТОРЕЗА»
Готовимся к ОГЭ
Подводные камни
тестовой части
Руководитель проблемной группы
Ельникова И.А.,
учитель русского языка
и литературы
Тестовая часть ОГЭ по русскому языку представлена 7 заданиями:
- 2.2 – синтаксический анализ предложения;
- 2.3 – пунктуационный анализ;
- 2.4 – синтаксический анализ словосочетания;
- 2.5 – орфографический анализ;
- 2.6-2.8 – анализ текста:
- 2.6 – анализ содержания текста; 2.7 – анализ средств выразительности; 2.8 – лексический анализ.
- 2.6 – анализ содержания текста; 2.7 – анализ средств выразительности; 2.8 – лексический анализ.
- 2.6 – анализ содержания текста;
- 2.7 – анализ средств выразительности;
- 2.8 – лексический анализ.
- Сложность заданий тестовой части заключается в том, что точно неизвестно, сколько вариантов ответов может быть верными: в некоторых случаях это один правильный ответ, а в некоторых только один вариант может быть неправильными.
«Ловушки» тестовой части ОГЭ по русскому языку
Часть 2. Задание 2 Синтаксический анализ
Два варианта задания:
- Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
- Укажите варианты ответов, в которых даны верные суждения . Запишите номера ответов.
Часть 2. Задание 2 Синтаксический анализ
Первый вариант:
Прочитайте текст.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
- 1) появление стало (предложение 1)
- 2) проблема возникновения жизни (предложение 2)
- 3) следы жизни обнаружены (предложение 3)
- 4) имелись атмосфера (и) гидросфера (предложение 4)
- 5) они безжизненны (предложение 5)
- Ответ: ___________________________.
(1)Уникальность нашей планеты заключается прежде всего в том, что на ней живём мы – разумные люди, появление которых стало вершиной эволюции. (2)Сама же проблема возникновения жизни до сих пор не решена. (3)Следы жизни были обнаружены в горных породах, возраст которых – около миллиарда лет. (4)Иными словами, около миллиарда лет жизнь на планете уже существовала, имелись атмосфера и гидросфера. (5)А вот другие планеты земной группы: Меркурий, Венера и Марс – похожи на планету Земля, но, в отличие от неё, они безжизненны.
Часть 2. Задание 2 Синтаксический анализ
Второй вариант:
Прочитайте текст.
Укажите варианты ответов, в которых даны верные суждения . Запишите номера ответов.
- 1) В бессоюзном предложении 1 одна из частей — односоставное безличное предложение.
- 2) Грамматическая основа предложения 2 — нежно пахнет.
- 3) Простое предложение 3 осложнено однородными сказуемыми.
- 4) Предложение 4 односоставное распространённое определённо-личное.
- 5) В предложении 5 составное глагольное сказуемое.
- Ответ: ___________________________.
(1) Хорошо лежать на опушке прозрачного перелеска и смотреть в ясное небо: там начинают неярко светиться первые звёздочки. (2) Нежно пахнет распускающимися дубовыми почками. (3) Сладко дремлется, и ломит от усталости босые ноги. (4)Но поднимаешься и идёшь в лес за сушняком. (5) Сейчас будем разводить костёр. (По В. Закруткину)
Что нужно повторить?
- Способы выражения грамматической основы предложения;
- виды сказуемого;
- виды односоставных предложений;
- чем может быть осложнено простое предложение;
- виды сложных предложений;
- виды придаточных предложений в СПП;
- способы подчинения придаточной части.
«Ловушки» задания 2.2
- Сложные случаи выражения подлежащего:
- Сытый голодного не разумеет. Провожавшие вышли из вагона. Готовиться к экзамену не так-то просто. Наконец пришло и послезавтра. Отец с сыном шли впереди. Отец с сыном шел впереди. «Из» – это предлог. В воздухе прокатилось «ура». Перед нами открылся безбрежный Тихий оке ан . Я купила книгу, которая является бестселлером.
- Сытый голодного не разумеет.
- Провожавшие вышли из вагона.
- Готовиться к экзамену не так-то просто.
- Наконец пришло и послезавтра.
- Отец с сыном шли впереди.
- Отец с сыном шел впереди.
- «Из» – это предлог.
- В воздухе прокатилось «ура».
- Перед нами открылся безбрежный Тихий оке ан .
- Я купила книгу, которая является бестселлером.
«Ловушки» задания 2.2
- Сложные случаи выражения подлежащего:
- Сытый голодного не разумеет. Провожавшие вышли из вагона. Готовиться к экзамену не так-то просто. Наконец пришло и послезавтра . Отец с сыном шли впереди. Отец с сыном шел впереди. «Из» – это предлог. В воздухе прокатилось «ура» . Перед нами открылся безбрежный Тихий океан . Я купила книгу, которая является бестселлером.
- Сытый голодного не разумеет.
- Провожавшие вышли из вагона.
- Готовиться к экзамену не так-то просто.
- Наконец пришло и послезавтра .
- Отец с сыном шли впереди.
- Отец с сыном шел впереди.
- «Из» – это предлог.
- В воздухе прокатилось «ура» .
- Перед нами открылся безбрежный Тихий океан .
- Я купила книгу, которая является бестселлером.
«Ловушки» задания 2.2
- Сложные случаи выражения подлежащего:
Способ выражения
Примеры
сущ. в И.п.+сущ. в Т.п.
Девочка с братом спрятались от грозы под навесом.
мест. в И.п.+сущ. в Р.п.
мест.+мест.
Кое-кто из учеников не был на уроке.
Любой из нас мог решить эту задачу.
колич.числ.+сущ. в Р.п.
За столом сидели три девочки .
неопределенно-количественное слово (много, мало, несколько, большинство, меньшинство) + сущ. (мест.) в Р.п.
Несколько человек стояли около класса.
Как мало нас от битвы уцелело!
«Ловушки» задания 2.2
- Предложения с приложением:
- Выпускник Петров хорошо сдал ОГЭ. По Ростовской области протекает река Дон .
- Выпускник Петров хорошо сдал ОГЭ.
- По Ростовской области протекает река Дон .
Сущ. нариц. + сущ. собств. одушевл .:
- Выпускник Петров хорошо сдал ОГЭ.
- Выпускник Петров хорошо сдал ОГЭ.
Сущ. нариц. + сущ. собств. неодушевл.:
- По Ростовской области протекает река Дон .
- По Ростовской области протекает река Дон .
«Ловушки» задания 2.2
- Дом стоит на перекрестке. Лес стоит праздничный, нарядный. Все сидят на своих местах. Отец и мальчик сидят без нее голодные. Он пришел с работы поздно. Он пришел с работы раздраженный. Я очень хотел поступать в театральный институт, а мои родители заставили меня учиться в медицинском.
- Дом стоит на перекрестке.
- Лес стоит праздничный, нарядный.
- Все сидят на своих местах.
- Отец и мальчик сидят без нее голодные.
- Он пришел с работы поздно.
- Он пришел с работы раздраженный.
- Я очень хотел поступать в театральный институт, а мои родители заставили меня учиться в медицинском.
«Ловушки» задания 2.2
Простое глагольное
Составное именное
Дом стоит на перекрестке.
Лес стоит праздничный, нарядный .
Все сидят на своих местах.
Отец и мальчик сидят без нее голодные .
Он пришел с работы поздно.
Он пришел с работы раздраженный .
«Ловушки» задания 2.2
глагол в спрягаемой форме + инфинитив
- Я очень хотел поступать в театральный институт, а мои родители заставили меня учиться в медицинском.
- Я очень хотел поступать в театральный институт, а мои родители заставили меня учиться в медицинском.
Кто выполняет действие?
субъект (я, родители) объект(меня)
хотел заставили
поступать учиться
«Ловушки» задания 2.2
- Односоставные и неполные предложения:
- Снова вижу родную школу и свой класс. Что посеешь, то и пожнешь. Пусть говорят! Мне весело сегодня. Покоя нет в моей душе. Надо поспеть за нею, ничего не упустить в ее чародействе. Неизвестно, что создал бы Пришвин, если бы остался агрономом.
- Снова вижу родную школу и свой класс.
- Что посеешь, то и пожнешь.
- Пусть говорят!
- Мне весело сегодня.
- Покоя нет в моей душе.
- Надо поспеть за нею, ничего не упустить в ее чародействе.
- Неизвестно, что создал бы Пришвин, если бы остался агрономом.
«Ловушки» задания 2.2
- Односоставные и неполные предложения:
- Снова вижу родную школу и свой класс. Что посеешь , то и пожнешь . Пусть говорят ! Мне весело сегодня. Покоя нет в моей душе. Надо поспеть за нею, ничего не упустить в ее чародействе. Неизвестно , что создал бы Пришвин, если бы остался агрономом.
- Снова вижу родную школу и свой класс.
- Что посеешь , то и пожнешь .
- Пусть говорят !
- Мне весело сегодня.
- Покоя нет в моей душе.
- Надо поспеть за нею, ничего не упустить в ее чародействе.
- Неизвестно , что создал бы Пришвин, если бы остался агрономом.
«Ловушки» задания 2.2
- Предложения со словами, которые могут быть как вводными, так и членами предложения :
- казалось, может быть, однако, вероятно, очевидно, к счастью, наконец, помнится, значит, верно, возможно, прежде всего, естественно, видно.
- казалось, может быть, однако, вероятно, очевидно, к счастью, наконец, помнится, значит, верно, возможно, прежде всего, естественно, видно.
Возможно , что глаза совы улавливают невидимые для нашего зрения инфракрасные, то есть тепловые, лучи.
«Ловушки» задания 2.2
- Сложные случаи использования обращения:
- Вы, сударь , камень, сударь , лед. (А.Грибоедов) Юноша бледный со взором горящим! Ныне даю я тебе три завета. (В.Брюсов) Отколе, умная , бредешь ты, голова ? (И.Крылов) Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сосновых давно, давно ты ждешь меня. (А.Пушкин)
- Вы, сударь , камень, сударь , лед. (А.Грибоедов)
- Юноша бледный со взором горящим! Ныне даю я тебе три завета. (В.Брюсов)
- Отколе, умная , бредешь ты, голова ? (И.Крылов)
- Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сосновых давно, давно ты ждешь меня. (А.Пушкин)
Часть 2. Задание 3 Пунктуационный анализ
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
- В Александрии работало немало выдающихся учёных (1) среди (2) которых географ и математик Эратосфен (3) сумевший вычислить диаметр Земли с высокой по тем временам точностью (4) математик Эвклид (5) написавший 13 томов «Начал» геометрии (6) астроном Аристарх Самосский (7) почти за две тысячи лет до Коперника установивший (8) что Земля — шар (9) вращающийся вокруг Солнца.
- Ответ: ___________________________.
«Ловушки» задания 2.3
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
- В Александрии работало немало выдающихся учёных , (1) среди (2) которых географ и математик Эратосфен , (3) сумевший вычислить диаметр Земли с высокой по тем временам точностью , (4) математик Эвклид , (5) написавший 13 томов «Начал» геометрии , (6) астроном Аристарх Самосский , (7) почти за две тысячи лет до Коперника установивший , (8) что Земля — шар , (9) вращающийся вокруг Солнца .
- Ответ: ____13456789_______________________.
«Ловушки» задания 2.3
- Волосы у девушки были словно золотые, и, когда она выходила из дома, все вокруг озарялось солнечным светом.
- Нам было жаль расставаться с Байкалом, и когда наступил день отъезда, то мы пришли попрощаться с озером.
- В зале было невыносимо шумно, так что если бы Иван не помнил текста, то он не понял бы ни слова из драмы.
«Ловушки» задания 2.3
- Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
- Люди не могут утешиться (1) когда их обманут враги (2) или им изменят друзья (3) но (4) когда они обманывают сами себя (5) то они бывают порой довольны.
- Люди не могут утешиться (1) когда их обманут враги (2) или им изменят друзья (3) но (4) когда они обманывают сами себя (5) то они бывают порой довольны.
- Ответ: ___________________________.
- Ответ: ___________________________.
«Ловушки» задания 2.3
- Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
- Люди не могут утешиться , (1) когда их обманут враги (2) или им изменят друзья , (3) но (4) когда они обманывают сами себя , (5) то они бывают порой довольны .
- Люди не могут утешиться , (1) когда их обманут враги (2) или им изменят друзья , (3) но (4) когда они обманывают сами себя , (5) то они бывают порой довольны .
- Ответ: ______135_____________________.
- Ответ: ______135_____________________.
Что нужно повторить?
- Знаки препинания при однородных членах предложения;
- обособленные члены предложения;
- вводные слова и вставные сочетания слов, обращения;
- знаки препинания в сложносочиненном, сложноподчиненном и бессоюзном сложных предложениях, в предложениях с разными видами связи;
- пунктуация в предложении с прямой речью.
- !!! Всегда выделять грамматическую основу
Часть 2. Задание 4 Синтаксический анализ
Виды подчинительной связи в словосочетании
Замените словосочетание «цель жизни» , построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование . Напишите получившееся словосочетание.
- Ответ: ___________________________.
ЧТО ПРОВЕРЯЕТСЯ
Степень сформированности навыка синтаксического разбора словосочетания:
- умение определять главное и зависимое слово в словосочетании;
- умение определять вид подчинительной связи в нем;
- умение подбирать синонимичное словосочетание с другим видом подчинительной связи.
ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ
- Замена данного словосочетания другим, тип подчинительной связи которого не соответствует заданным параметрам.
- Замена данного словосочетания сочетанием слов, которое не является словосочетанием
Часть 2. Задание 5 Орфографический анализ
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
- 1) РАСЦЕНИВАТЬ – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.
- 2) ПОДВЕДЕНЫ (итоги) – в краткой форме имени прилагательного пишется столько же Н, сколько и в полной форме этого прилагательного.
- 3) РАССТИЛАТЬСЯ – написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения.
- 4) (решил много) ЗАДАЧ – в форме множественного числа имени существительного 3-го склонения после шипящего буква Ь не пишется.
- 5) (говорил) ПО-АНГЛИЙСКИ – наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса -И.
Что нужно повторить?
- правописание корней слов: гласные и согласные орфограммы;
- правописание приставок: русских и иноязычных; букв И и Ы после приставок перед корнем;
- правописание суффиксов всех частей речи (от существительного до наречия). Этот раздел орфографии очень объемный и имеет много подводных камней. Один и тот же суффикс в словах разных частей речи имеет разное написание. Поэтому в первую очередь нужно обращать внимание на то, к какой части речи относится анализируемое слово;
- правописание окончаний в таких частях речи как существительное, прилагательное, глагол, причастие;
- правильное употребление твердого и мягкого знаков в словах;
- правописание служебных частей речи (нужно уметь отличать их от омонимичных самостоятельных);
- правописание частицы не со словами разных частей речи.
Алгоритм выполнения задания 2.5
- 1. Определить часть речи каждого исходного слова. Например, слово «читающий» — это причастие. Затем нужно посмотреть на формулировку правила в задании. Если в задании спрашивают о прилагательном, этот вариант сразу можно исключить.
- 2. Разобрать слово по составу, выделить часть слова, о которой говорится в правиле: приставка, корень, суффикс, окончание. Теперь снова сверяем с правилом в задании. Если в задании говорится о приставке, а приставка в слове отсутствует — данный вариант неверный.
- 3. Вспомнить правило для этой орфограммы и посмотреть формулировку правила в задании. Если в варианте идет речь о глаголе 1 спряжения, а в правиле говорится о глаголе 2 спряжения, то здесь тоже будет несоответствие .
- 4. Слово «всегда» может быть подсказкой, что ответ неверный, так как в русском языке есть исключения.
- !!! Чтобы правильно выполнить это задание, ученик должен хорошо помнить правила орфографии.
Часть 2. Задание 5 Орфографический анализ
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
- 1) РАСЦЕНИВАТЬ – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.
- 2) ПОДВЕДЕНЫ (итоги) – в краткой форме имени прилагательного пишется столько же Н, сколько и в полной форме этого прилагательного.
- 3) РАССТИЛАТЬСЯ – написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения .
- 4) (решил много) ЗАДАЧ – в форме множественного числа имени существительного 3-го склонения после шипящего буква Ь не пишется.
- 5) (говорил) ПО-АНГЛИЙСКИ – наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса -И.
ДОРОЖНАЯ КАРТА
Цикл консультаций для самостоятельной
подготовки обучающихся к ОРЭ (ОГЭ)
Структура:
- Документы, определяющие содержание КИМ ОРЭ.
- Характеристика и пример задания.
- Теоретический минимум:
- Что следует знать для выполнения задания?
- Где найти материал для повторения?
- Алгоритм действий при выполнении задания.
- Как научиться выполнять задания?
- Литература.
- Электронные ресурсы.
Что использовать для подготовки
- Открытый банк заданий ФИПИ: https://fipi.ru/oge/otkrytyy-bank-zadaniy-oge
- Тренажер ОГЭ в «Skysmart Классе»: https://edu.skysmart.ru/homework/new/1019?_ga=2.115607490.576755760.1653037411-1463014488.1653037411
- Н.А.Сенина: https://relasko.ru/forum/66-47775-1
- Д.Э.Розенталь: https://avidreaders.ru/book/russkiy-yazyk-v-uprazhneniyah-dlya-shkolnikov.html
- Драбкина С.В. Русский язык. Основной государственный экзамен. Готовимся к итоговой аттестации: [учебное пособие] /С.В.Драбкина, Д.И.Субботин. – Москва: Издательство «Интеллект-Центр», 2021. – 200 с.
- ОГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов / под ред. И.П.Цыбулько. – Москва: Издательство «Национальное образование», 2022. – 240 с. – (ОГЭ. ФИПИ – школе).
Полезные ссылки
- https://disk.yandex.ru/d/p25ztGb_3aE25g/%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA
Вебинар. Ловушки ЕГЭ. Сочинение (Русский язык) + презентация
Вебинар. Подводные камни ОГЭ по русскому языку + презентация
пособие Сенина Н.А. Русский язык. Подготовка к ОГЭ.
- СДАМ ГИА : РЕШУ ОГЭ
- Образовательный портал для подготовки к экзаменам
- https ://rus-oge.sdamgia.ru/prob_catalog
- ЯКласс
- https://www.yaklass.ru/p/osnovnoj-gosudarstvennyj-ekzamen/oge-russkij-yazyk
- 4ЕГЭ
- https://4ege.ru/gia-po-russkomu-jazyku/61706-sbornik-obuchenie-napisaniju-sochinenija-oge-93.html
- Онлайн-школа ctege.info
- https://ctege.info/teoriya-oge-po-russkomu-yazyiku/sochinenie-oge-po-russkomu-yazyiku.html
- https://ctege.info/sochinenie-oge/klishe-dlya-sochineniya-9-3.html