СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Готовимся к ОГЭ. Задание 6. Правописание приставок.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном материале рассматриваются все правила правописания приставок. Также дан алгоритм выполнения задания 6 ОГЭ (нумерация заданий по демоверсии 2024 г.). Подобраны примеры из открытого банка заданий ФИПИ.

Просмотр содержимого документа
«Готовимся к ОГЭ. Задание 6. Правописание приставок.»

Правописание

приставок

Готовимся к ОГЭ

Задание 6



правописание

неизменяемых приставок










ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

Правописание неизменяемых приставок НЕ ЗАВИСИТ НИ ОТ ЧЕГО! Эти приставки ВСЕГДА пишутся одинаково.


Гласные и согласные в неизменяемых приставках можно проверить, изменив слово или подобрав другое с данной приставкой так, чтобы гласные и согласные в них слышались отчётливо. Например: отдава́ть – о́тдан, отпуска́ть – о́тпуск.




правописание приставок, оканчивающихся на –з/-с







ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

Правописание приставок, оканчивающихся на –З и –С зависит от ПЕРВОЙ БУКВЫ КОРНЯ!


ЗАПОМНИТЕ!

В словах воздвигать, издеваться, развитие, восхищаться, истребить, расточительство приставки срослись с корнем и являются частью корня.









правописание приставок

при-/ПРЕ-





ОБРАЗЕЦ РАССУЖДЕНИЯ: Пр..скакать – это слово обозначает приближение, поэтому в приставке нужно писать букву и.

Пр..любопытный – слово обозначает «очень любопытный», поэтому в приставке нужно писать букву е.


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

Правописание приставок ПРИ- и ПРЕ- зависит от лексического значения!


ЗАПОМНИТЕ!

правописание И, Ы

после приставок











При решении задания № 6 нужно обращать внимание на формулировку правила!


ПРИШКОЛЬНЫЙ – написание приставки определяется её значением – расположение вблизи.

АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ:

1. Так как в формулировке говорится о приставке, то выполню морфемный анализ слов (разберу слово по составу):

Окончание - -ЫЙ, основа – ПРИШКОЛЬН, корень – ШКОЛЬ, приставка – ПРИ-, суффикс – Н.


2. В слове есть приставка.

3. Определю ее значение: приставка ПРИ- может иметь значение «расположение вблизи, значение пространственной близости».

4. Слово ПРИШКОЛЬНЫЙ обозначает расположение вблизи со школой.

5. ВЫВОД: утверждение верное.


ПРОГЛОТИТЬ – правописание приставки объясняется её неизменяемостью.

АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ:

1. Так как в формулировке говорится о приставке, то выполню морфемный анализ слов (разберу слово по составу):

Окончание – -ТЬ, основа – ПРОГЛОТИ, корень – ГЛОТ, приставка –ПРО-, суффикс – И.


2. В слове есть приставка: ПОД-.

3. Она действительно относится к группе неизменяемых приставок и всегда пишется одинаково.

4. ВЫВОД: утверждение верное.


ЗДЕШНИЙ – в приставке перед буквой, обозначающий звонкий согласный, пишется буква З.

АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ:

1. Так как в формулировке говорится о приставке, то выполню морфемный анализ слов (разберу слово по составу):

Окончание - -ИЙ, основа – ЗДЕШН, корень – ЗДЕШ, приставка – НЕТ!, суффикс – Н.

2. В слове ЗДЕШНИЙ НЕТ приставки.

3. ВЫВОД: утверждение неверное.


ИСПОДЛОБЬЯ – приставка ИС- пишется всегда одинаково.

АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ:

1. Так как в формулировке говорится о приставке, то выполню морфемный анализ слов (разберу слово по составу):

Окончание – т.к. это наречие, то окончания у него нет (наречие неизменяемая часть речи), основа – ИСПОДЛОБЬЯ, корень – ЛОБ, приставки – ИС- и ПОД- , суффикс – Я.


2. В слове есть две приставки: ИС- и ПОД-

3. Первая приставка оканчивается на букву С и относится к группе приставок на –З/-С, ее написание зависит от следующей звонкости/глухости следующей согласной.

А вот приставка ПОД- - неизменяемая и всегда пишется одинаково.

4. Но в задании говорится о приставке ИС-.

5. ВЫВОД: утверждение неверное.


БЕЗЫНТЕРЕСНЫЙ – после исконно русской приставки, оканчивающейся на согласный, пишется буква Ы.

АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ:

1. Так как в формулировке говорится о приставке, то выполню морфемный анализ слов (разберу слово по составу):

Окончание – -ЫЙ, основа – БЕЗЫНТЕРЕСН, корень – ИНТЕРЕС, приставка – БЕЗ- , суффикс – Н.


2. В слове есть приставка: БЕЗ-.

3. Приставка исконно русская, оканчивается на согласный. Значит, в корне буква И заменится на букву Ы.

4. ВЫВОД: утверждение верное.











ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

1. В каждой паре слов найдите и подчеркните слово с приставкой.


Высокий – вытаскивать; привинтить – встречаться; передумать – паутина; законный – бесполезный; подставка – дикарь; восьмёрка – сбрасывать; малодушный – разбег; норматив – отговорка; переделать – популярный; нисходящий – скандальный.


2. Подчеркните слова с приставками, правописание которых зависит от лексического значения.


Подобрать, распилить, притушить, пригородный, сбиться, подстеречь, приблизиться, преогромный, подделка, прекрасный.


3. Подчеркните слова, у которых правописание зависит от глухости/звонкости последующего согласного.


Подтолкнуть, отбиться, расположение, излагать, искатели, безгласный, воздержаться, бесконечный, истратить, воздавать, раскованный, надписать.


4. Подчеркните в предложении слово(-а), в котором(-ых) правописание приставки зависит от глухости/звонкости последующего согласного.


1. Мама, ласково улыбаясь, расплела дочери косы.

2. Мне хотелось расплакаться, но сейчас моей сестре нужны были не беспомощные рыдания, а моя поддержка.

3. Останавливались, грелись по избам бездомные люди и шли дальше.

4. Всем, кто приехал ночью, разрешили расположиться на ночлег прямо в холле.

5. Пока мать разговаривала с соседкой, мы сбегали в сад и набрали малины.

6. Только ближе к вечеру люди стали расходиться по домам, молчаливые, нахмуренные, отяжелённые раздумьями.

7. Гость снисходительно посмотрел на меня и протянул мне потрёпанную бумажку, на которой кто-то безграмотно нацарапал слово «записка», сделав там три ошибки.

8. К вечеру город уснул, только кое-где на пустых улицах вспыхивали огни проезжавших машин и слышались будто приглушённые гудки в порту.

9. Когда провозгласили победителя олимпиады, то у многих от удивления челюсти отвисли: победителем стал незаметный и неказистый тихоня Толик Мальцев.

10. За окном простиралась бесконечная равнина, покрытая редкой зеленью, изрезанная кривыми просёлками.


5. Подчеркните в предложении слово(-а), в котором(-ых) правописание приставки определяется её лексическим значением.


1. Когда вечером пришёл домой дед, его всегдашнее место на лежанке было занято, и в эту ночь ему пришлось улечься на сундуке.

2. Валентинка приподнялась, посмотрела вокруг: солнечные полосы на стенах стали ярко-жёлтыми, на замороженных стёклах заиграли огоньки.

3. Алёшка, приободрённый словами отца, с сияющими от радости глазами помчался в школу.

4. Теперь, когда я уже пресытился новыми впечатлениями, хотелось отойти в сторону и спокойно разложить по полочкам в памяти всё, что я увидел.

5. Весь июнь беспрестанно лили дожди, и нам приходилось иногда целыми днями безвылазно сидеть дома, с тоской наблюдая за озябшими кустами вишни, которая росла у нас под окном.

6. На привокзальной площади гудела большая толпа: обсуждали вчерашний случай, который, несмотря на обилие очевидцев, все казался невероятным.

7. Но Петькина попытка провести в доме коренные преобразования сразу же провалились, потому что мама категорически запретила выносить из комнаты кожаный диван и захламлять свободное место колбами и опасными растворами.

8. Когда налили чай, она придвинула Валентинке синюю мисочку и улыбнулась ей.

9. Хотя Петька и утверждал, что книжка «Кортик» преинтересная, что он её проглотил за день, но я не очень доверял его своеобразному вкусу, поэтому зелёную повесть Рыбакова поначалу читал с неохотой и предубеждением.

10. И в одежде у Ерохи преобладал чёрный цвет, который, как он упорно считал, придаёт его тщедушной фигурке зловещую силу бесстрашной и стремительной пантеры.


6. Заполните таблицу: найдите в приведённых ниже предложениях слова, в которых правописание приставка определяется её значением, запишите эти слова в соответствующие строки таблицы.


Значение приставки

Слова

Приближение


Пространственная близость


Неполнота действия


Высшая степень признака (= очень)


Смысловая близость к приставке ПЕРЕ-



1) В непроглядном мраке беспрестанно гудел сильный ветер.

2) Мы смогли причалить к берегу только на рассвете, когда ветер утих и волна ослабла.

3) «Мы встретимся с вами с превеликим удовольствием, покажем наш город, непременно сходим в музей, вы увидите наши замечательные пейзажи», - сладко улыбаясь, ворковал Никодимов, чёркая что-то на листочке.

4) Увидев вошедшего, Герасимов нахмурился и, едва привстав, с видимой неохотой кивнул на стул, приглашая гостя сесть.

5) «Можно спорить, можно не соглашаться, можно не принимать чужую точку зрения, но преступать черту порядочности во имя какой-то умозрительной справедливости нельзя!» - гремел Илья Петрович, глядя на нахохлившегося Генку, который стал красным как свёкла от стыда.

6) Самолёт прилетал поздно вечером, и у нас оставался свободным целый день, поэтому я решил, что успею повидаться с братом, который жил на берегу моря в рыбацком посёлке.

7) Но едва мы приоткрыли калитку, пружина предательски звякнула, и пёс, сонно дремавший в вольере, мгновенно встрепенулся и метнулся к открытой двери.

8) Тяжело дыша, Серёжка грёб обломком весла, глядя на нас, он делал ртом какие-то пугающие движения, пытаясь беззвучно что-то выговорить, и, только когда ложка ткнулась носом в берег, он шепнул: «Там змея… преогромная… типа анаконды…»

9) Уже потянулись пригородные дачи, а Тимка уже, наверное, в сотый раз повторял историю со змеёй, исторгая из нас уже не смех, а какое-то обессиленное повизгиванье, и даже Серёжка, хоть и хмурился, но нет-нет да и улыбка пробегала по губам.

10) Михайловка была типичным прибрежным посёлком, где днём жгло солнце, на берегу сверкал, будто сахар, белый песок, а люди, прячась в душной тени чайханы, говорили одно и то же уже много лет: прежней рыбы нет, рыбалка никого не прокормит и надо уезжать в другие места.


7. Прочитайте словосочетания. Вставьте пропущенные буквы. Объясните свой выбор.


1. ..биться с пути (_________________________________________).

2. Умело под..грать (_______________________________________).

3. Пр..усадебное хозяйство (_________________________________).

4. Ра..чётливый хозяин (_____________________________________).

5. Пр..сели на пенёк (_______________________________________).

6. Для пр..готовления красок (________________________________).

7. По..толкнуть к работе (____________________________________).

8. Пр..обладал зелёный цвет (_________________________________).

9. С пр..большим интересом (_________________________________).

10. Совершенно бе..чувственный (_____________________________).

11. Бе..корыстный человек (__________________________________).

12. Пр..градил дорогу (______________________________________).

13. Бе..страстный судья (_____________________________________).

14. Бе..пр..пятственно пройти (________________________________).

15. Сохранить ..доровье (____________________________________).


8. Прочитайте словосочетания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы. Выполните задания.


1) тяжёлое и..пытание.

2) пр..одолеть пр..грады

3) из-за бе(с,сс)мысленной вражды

4) въехать бе..препятственно

5) и..давать пр..глушённый стон

6) распространять дез..нформацию

7) предпр..нимать бе..плодные попытки

8) пр..подняться с кровати

9) не пр..вышал полномочий

10) по..тянуться на перекладине

11) не мириться с бе..душным отношением

12) с пр..увеличенным восторгом

13) без..нициативный работник

14) тяготился бе..дельем

15) пр..плыть к пристани

16) в пр..странном одеянии

17) пр..ехать в пр..морский посёлок

18) поо ни..ходящей траектории

19) пр..ободрить ра(с,сс)троенного друга

20) работал на пр..усадебном участке


Найдите слово(-а), написание которого (-ых) соотвествует (-ют) следующему правилу. Запишите номера словосочетаний м ним(-и).

А. Согласные и гласные в большинстве приставок пишутся одинаково, не отражая изменений в произношении.

Ответ: ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­__________________________________________________

Б. После русских приставок, заканчивающихся на согласную, кроме сверх- и меж-, первая буква корня И переходит в Ы.

Ответ: ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­__________________________________________________

В. Приставка ПРЕ- пишется, если слово обозначает высшую степень действия или качества.

Ответ: ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­__________________________________________________


9. Прочитайте предложене(-я) и выполните задания.

1. Путники долго искали себе пристанища в ночном городе, стучали в закрытые наглухо ворота, пытаясь разбудить хозяев, жалобно кричали в тёмные окна, пока наконец не распахнулись двери одинокой избушки, которую освещал огонёк свечки.

Выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «Если за приставкой следует буква, обозначающая звонкий согласный звук, то на конце приставки пишется буква З».

Ответ: ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­__________________________________________________


2. На футбольное поле мы пришли с небольшим опозданием, когда все наши ребята уже переоделись и вяло перепинывали мяч, озадаченно посматривая на прихрамывающего вратаря Стёпу Гудько, вчера подвернувшего ногу на лестнице.

Выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – неполнота действия.

Ответ: ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­__________________________________________________


3. Возле притихших болельщиков как неприкаянный болтался Санёк Терещенко, он чуть ли не шёпотом, но так, чтобы слышали все, кто сидел рядом, объявлял очередной тактический ход, который мог бы изменить счёт игры, но так как его толковые советы бестолковый тренер не желает слушать, то наша команда точно проиграет всухую.

Выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «Если за приставкой следует буква, обозначающая глухой согласный звук, то на конце приставки пишется буква С».

Ответ: ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­__________________________________________________


4. Бои гремели за рекой, а тут, в прифронтовой полосе, которая была отгорожена от войны толстой стеной густого леса, текла мирная жизнь: весело постукивали молотки в отремонтированной школе, пастух гнал коров на пастбище, по субботам топились бани.

Выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – пространственная близость.

Ответ: ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­__________________________________________________


5. Когда путь нам преградили два парня, одетые в чёрные куртки, то у меня от неожиданности сердце ушло в пятки и я испытал то самое пренеприятное чувство, какое известно каждому, когда тебе идти вперёд страшно, а отступать нельзя ни в коем случае.

Выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением, синонимичным слову «очень».

Ответ: ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­__________________________________________________


6. Теперь уже бесполезно было спорить: судья ни за что не отменит своего безжалостного, но справедливого решения, которое, скорее всего, полностью поменяет ход игры, и теперь из-за дурацкой выходки Колобка все наши тактические расчёты пошли прахом.

Выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «Если за приставкой следует буква, обозначающая звонкий гласный звук, то на конце приставки пишется буква З».

Ответ: ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­__________________________________________________


7. Такой уж выдался сегодня день злосчастный, какого не пожелаешь и врагу! Это надо же было, торопясь на свидание, срезать путь через двор мимо хоккейной коробки в ту самую минуту, когда мастер кистевого броска Петруччио Седёлки лупит по воротам, но попадает шайбой не в ворота, а в крошечную щель между досками в ограждении! И вот теперь – куда пойдёшь с разбитым лицом?! От бессильной злости хотелось плакать.

Выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «Если за приставкой следует буква, обозначающая глухой согласный звук, то на конце приставки пишется буква С».

Ответ: ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­__________________________________________________


8. Женька, конечно, был не прав, потому что каждый человек имеет право слушать ту музыку, которая ему нравится, поэтому нечего придираться к тем, кому не нравится твой рэп. Живём в эпоху свободы! Но мой друг не имел привычки прислушиваться к чужим советам именно тогда, когда ощущал свою неправоту.

Выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – неполнота действия.

Ответ: ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­__________________________________________________


10. Прочитайте задания. Выберите правильный ответ и запишите его номер.

1. Среди приведённых ниже выделенных слов найдите слово, написание которого соответствует следующему правилу орфографии: «Приставки на -З/-С пишутся с буквой З перед гласными и звонкими согласными».


1) ..дравомыслящий(человек)

2) ..дружиться (за время похода)

3) бе..корыстная (помощь)

4) ра..громили (захватчиков)

5) (по) ни..ходящей (траектории)

Ответ: ____________________________________________


2. Среди приведённых ниже выделенных слов найдите слово, написание которого соответствует следующему правилу орфографии: «Приставка С- остаётся неизменной, независимо от того, находится она перед глухими или звонкими согласными».

1) в (двухэтажном) ..дании

2) ..беречь (для потомков)

3) ни..вергающийся (водопад)

4) (только) ..десь (и сейчас)

5) и..пугались (темноты)


3. Среди приведённых ниже выделенных слов найдите слово, написание которого соответствует следующему правилу орфографии: «В сложносокращённых словах сохраняется начальная И второго корня».

1) с..грать (вничью)

2) от..скать (родник)

3) до..сторический (период)

4) с без..дейным (выступлением)

5) (учился) в пед..нституте


4. Среди приведённых ниже выделенных слов найдите слово, написание которого соответствует следующему правилу орфографии: «Приставка ПРЕ- придаёт словам значение «через», «по-иному».

1) пр..стать (к берегу)

2) (внезапно) пр..образился

3) (выбрали) пр..зидентом

4) (с) пр..великим (удовольствием)

5) пр..готовить (завтрак)


5. Среди приведённых ниже выделенных слов найдите слово, написание которого соответствует следующему правилу орфографии: «Приставка ПРИ- придаёт словам значение пространственной близости».

1) пр..вратился (в богатыря)

2) (обладать) пр..вилегиями

3) непр..ходящие (ценности)

4) (на) пр..вокзальной (площади)

5) пр..ободрить (взглядом)



РЕШАЕМ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ

«ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК»

ИЗ ОТКРЫТОГО БАНКА ЗАДАНИЙ ФИПИ

РАСХОДНЫЙ (материал) – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.

ПРИДУМАТЬ – написание приставки определяется её значением – расположение вблизи.

БЕЗЫМЯННЫЙ – после русской приставки, оканчивающейся на согласный, пишется буква Ы.

ОТДАТЬ – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква Т.

ПРИТОРМОЗИТЬ – написание приставки определяется её значением – присоединение.

БЕСШУМНЫЙ – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный, пишется буква С.

ПРИОСТАНОВИТЬ (работу) – написание приставки определяется её значением – расположение вблизи.

ПРЕГРАЖДАТЬ – написание приставки определяется её значением, близким к слову очень.

БЕСЦЕЛЬНЫЙ – на конце приставки перед буквой, обозначающей звонкий согласный звук, пишется буква С.

ПРИПОДНЯТЬ – написание приставки определяется её значением – неполнота действия.

ВОСХИЩАТЬСЯ – на конце приставки перед буквой, обозначающей звонкий согласный, пишется буква С.

ПРЕГРАДА – написание приставки определяется её значением, близким к значению приставки пере-.

ВСКРИКНУТЬ – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.

СТЕРПЕТЬ – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.

ПРЕУСПЕВАТЬ – написание приставки определяется её значением, близким к значению приставки пере-.

БЕЗВРЕДНЫЙ – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный, пишется буква З.

РАСЦАРАПАТЬ – на конце приставки перед буквой, обозначающей звонкий согласный звук, пишется буква С.

ПОДЫТОЖИТЬ – после русскоязычной приставки, оканчивающейся на согласный, пишется буква Ы.

ПРЕГРАДА – выбор приставки определяется её значением, близким к значению слова очень.

БЕЗЫНИЦИАТИВНЫЙ – после русскоязычной приставки, оканчивающейся на согласную, пишется буква Ы.

ПРИШКОЛЬНЫЙ – написание приставки определяется её значением – расположение вблизи.

ПРИЛЕТЕТЬ – написание приставки определяется её значением – неполнота действия.

ПРИОТКРЫТЬ (окно) – написание первой приставки определяется её значением – неполнота действия.

БЕСХИТРОСТНЫЙ – на конце приставки БЕС- всегда пишется буква С.

ПРЕРВАТЬ – написание приставки определяется её значением, близким к значению приставки пере-.

ЗДАНИЕ – в приставке перед буквой, обозначающей звонкий согласный, пишется буква З.

СТАЩИТЬ – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный, пишется буква С.

РАСЦАРАПАТЬ – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.

БЕЗЫНИЦИАТИВНЫЙ – после русскоязычной приставки, оканчивающейся на согласный, пишется буква Ы.

ПРИПЛЫТЬ – написание приставки определяется её значением – неполнота действия.

НИСХОДЯЩАЯ (линия) – в слове приставка НИС-, которая пишется всегда одинаково независимо от произношения.

ПРИВЕТСТВОВАТЬ – написание приставки определяется её значением – приближение.

БЕСКОНЕЧНЫЙ – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.

СВЕРХИЗЫСКАННЫЙ – после иноязычной приставки, оканчивающейся на согласный, пишется буква И.

СЦЕПЛЕНИЕ – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный, пишется буква С.

ПОДДЕРЖАТЬ – на конце приставки перед звонким согласным пишется буква Д.

СКАТИТЬСЯ – пишется приставка С-, потому что стоит перед буквой, обозначающей глухой согласный звук.

СКОСИТЬ (траву) – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.

РАСЦВЕТАТЬ – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.

ПОДЫСКИВАТЬ – после русскоязычной приставки, оканчивающейся на согласный, пишется буква Ы.

СУПЕРИГРА – после приставки иноязычного происхождения, оканчивающейся на согласный, пишется буква И.

РАСЦЕНИВАТЬ – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.

ПРЕДЫДУЩИЙ – после русскоязычной приставки, оканчивающейся на согласный, пишется буква Ы.

БЕССМЕРТНЫЙ (подвиг) – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.

ОТЦЕПИТЬ – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква Т.

БЕЗЗАБОТНЫЙ – на конце приставки перед буквой, обозначающей звонкий согласный звук, пишется буква З.

ПРЕМУДРЫЙ – написание приставки определяется её значением, близким к значению приставки пере-.

ПРИОТКРЫТЬ (окно) – написание приставки определяется её значением – неполнота действия.

СФОТОГРАФИРОВАТЬ – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.

ПРЕРВАТЬ – правописание приставки определяется её значением, близким к значению слова очень.

СТИХНЕТ (ветер) – на конце приставки перед буквой, обозначающей звонкий согласный звук, пишется буква С.

ПРИБЕЖАТЬ – написание приставки определяется её значением – приближение.


ПРОЧИТАЙТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЕ.

1. (34)Автобус тронулся. (35)Старый и седой, Шарик сидел в клубах дорожной пыли и угрюмо смотрел в землю...

– (36)Стой! (37)Тормози!

(38)Водитель, недовольный, остановил автобус, и я, видя только счастливые глаза Шарика и уже не поникший хвост, выскочил на пыльную просёлочную дорогу. (39)Выскочил, чтобы уже больше никогда не расставаться с самым преданным в моей жизни другом...


Из предложений 34––39 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости –– звонкости последующего согласного.


2. (1)Метрах в пяти от огромного офисного здания на обледенелом грязном асфальте стояла на трёх ногах худая бездомная собака со слезящимися глазами и кого-то высматривала в дверях. (2)Больная нога, видимо, мёрзла, и собака, прижимая её к животу, невольно приседала. (3)Выражающим муку, загнанным взглядом она равнодушно провожала одних, заискивающе виляла хвостом перед другими, третьи бросали ей что-то вроде: «Ну что, Жучка?» – и её глаза загорались надеждой. 


Из предложений 1––3 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением –– «присоединение».


3. (1)Я тащился по улице и вдруг увидел толпу... (2)Мальчишек десять, старшеклассники, а сбоку, в сторонке, стоял Газовый Баллон, главный зачинщик всех самых «неправильных», бесчестных дел.

(3)Мальчишки торопливо наклонялись к земле, лепили снежки и швыряли в стену нового дома: там, по шероховатой бетонной стене, карабкалась белка.


Из предложений 1––3 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости –– звонкости последующего согласного.


4. (4)И среди них Аниска увидела чужую девочку: она была в коротком красном платье, аккуратно заплетённые косички с большими бантами лежали на плечах. (5)Лиза кружилась возле неё, щупала её платье, разглядывала пуговки на груди. (6)Конечно, и Танюшка щебетала, как воробей.


Из предложений 4–6 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного.


5. – (13)Ты... ты за что меня, Ванька?! – возопил я, задыхаясь и от страшной боли, и от жгучей обиды. – (14)За что-о-о?!

– (15)А ты... ты за что?! – в свою очередь закричал Ванька и вдруг размахнулся и ударил меня в лицо.

(16)Помутившись разумом, слепые в ярости, мы начали дубасить друг дружку с превеликим усердием. (17)Откуда нам было знать, что наш одноклассник незаметно, очень умело подтолкнул Жукова так, что тот угодил головой в мой подбородок в момент, когда я кинулся к товарищу.


Из предложений 13––17 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости –– звонкости последующего согласного.


6. (7)На самом деле ни один из нас не зависел от другого, но душевное превосходство было на стороне Павлика. (8)Его нравственный кодекс был строже и чище моего. (9)Павлик не признавал сделок с совестью, тут он становился беспощаден.


Из предложений 7––9 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости –– звонкости последующего согласного.


7. (4)Давно уже содержимое ящиков письменного стола потеряло для меня всякий интерес, но, чтобы развлечь гостя, я показал ему какие-то инструменты, коллекцию пересохших, почти рассыпающихся бабочек в коробке под стеклом, толстый, в красном тиснёном переплёте альбом с марками, финский нож и пистолет.

(5)В альбоме с марками его привлекли портреты царей, шахов, султанов, магараджей, президентов и прочих правителей кануна мировой войны, когда этот альбом был выпущен, – коллекцией моей он пренебрёг. 


Из предложений 4–5 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного.


8. (55)Смирнова ушла, оставив радостное, счастливое, солнечное чувство, как будто бы ему только что вручили не кружку с черникой, а какую-то большую награду.

(56)Он ел не торопясь, растягивая удовольствие. (57)И каждая ягодка отдавалась в нём радостью, словно это были не ягоды, а волшебные таблетки, которые вылечивали его от страшной человеческой болезни – от одиночества...


Из предложений 55–57 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости –  звонкости последующего согласного.


9. (9)Он уже любил, когда хозяин с ним разговаривал, но понимал пока всего лишь два слова: «Бим» и «нельзя». (10)И всё же очень, очень интересно наблюдать, как свисают на лоб белые волосы, шевелятся добрые губы и как прикасаются к шёрстке тёплые, ласковые пальцы.


Из предложений 9–10 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – «приближение, присоединение».


10. (1)У меня был закадычный друг, чернявый, густоволосый, подстриженный под девочку Митя Гребенников. (2)Наша с ним дружба началась, кажется, ещё в возрасте четырёх лет.

(3)Митя был жителем нашего дома, но недавно его родители поменяли квартиру. (4)Митя оказался по соседству в большом шестиэтажном доме и ужасно заважничал. (5)Дом был правда хоть куда: с роскошными парадными, тяжёлыми дверями и просторным бесшумным лифтом.


Из предложений 1––5 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости –– звонкости последующего согласного.


11. (13)И тогда Костя предложил Льву оставить меня, как самого слабого, в машине, а самим, двоим крепким парням, пойти, наперекор стихии, искать дорогу и постараться выйти к людям. (14)Больше ни Костя, ни я не успели и рта раскрыть, как Лев заявил, что у него есть продукты и он, разумеется, никуда из машины не пойдёт! (15)Так что у нас с Костей выбора не было.

…(16)Ветер валил с ног. (17)Недавно мне сделали операцию, и, конечно, мне было трудно.


Из предложений 13––17 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от звонкости –– глухости последующего согласного.















23



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!