МБУ ДО «Ялтинская художественная школа им. Ф.Васильева»
«Графическая иллюстрация к классическим произведениям русской и мировой литературы»
Презентация по предмету «композиция» для учащихся
5 классов по предпрофессиональной программе обучения «Живопись»
Составитель: преподаватель Яровая Е.В.
Задача презентации:
- познакомить учащихся с книжной графикой, как видом искусства.
- дать представление о тех элементах книжной графики, над которыми работают художники-иллюстраторы.
- познакомить учащихся с различными композиционными приемами и техниками, которые применяли известные художники-иллюстраторы в своих работах.
Книжная графика - один из видов графического искусства, отличительной особенностью которого является тесная связь с полиграфией.
Исходя из основных задач книжной графики, ее подразделяют на оформление и иллюстрирование книги.
И. Билибин.
Обложка к книге
Дж. Кеннана ”Сибирь и ссылка”.
И. Билибин.
Иллюстрация к сказке.
* К оформлению книги относят ее декоративный наряд, ее украшение, рисованные шрифтовые элементы, композиционное построение текстового набора и т.д. (обложка, титульный лист, шмуцтитул и пр.)
* Иллюстрирование книги (от лат. illustratio – наглядное изображение, описание) решает задачи образного раскрытия литературного текста при помощи рисунков (иллюстраций различного вида).
Сложный организм книги состоит из многих элементов. Ознакомимся с теми элементами, в решении которых художнику принадлежит ведущая роль.
Обложка (переплет) – художественное решение покрытия книги, в которое заключен книжный блок.
Решение обложки, в котором, как правило, применяется цвет, должно быть условно-декоративным, ясным, придавать книге красивый внешний вид, но в то же время давать точную характеристику книги, раскрывать ее основной смысл, стиль и образный строй.
На обложке должны быть шрифтовые элементы, отражающие основные заголовочные данные (автор и название книги).
Суперобложкой (от лат. super – сверху, над) называется художественно решенное бумажное покрытие книги поверх обложки .
Главная задача суперобложки – привлечь внимание к книге и на некоторое время предохранить обложку от повреждений.
Титул , или титульный лист – правая половина первого разворота книги .
Титул содержит более сложные шрифтовые элементы, поясняющие заголовочные и издательские данные.
Иногда эти данные распространяются на соседнюю, левую страницу – контртитул .
Такое решение носит название разворот-ного титула. Если на левой странице первого разворота помещается иллюстрация или печатается портрет автора, такая страница называется фронтисписом . Рисунок на титуле применяется сравнительно редко и имеет больше декоративное значение.
Шмуцтитулами называются отдельные листы, которыми открываются части, разделы книги.
На нём помещаются заголовок и несложный орнаментальный мотив или рисунок.
Н.И.Пискарев. Шмуцтитул к книге «Освобожденный Дон Кихот».
Заставка тесно связана с полосой набора и никогда не превращается в иллюстрацию.
Заставка – небольшая композиция орнаментального характера или в виде рисунка, открывающая какой-нибудь раздел текста (начало книги, части, главы).
Самокиш_Н._С.,_Заставка с гербом_города_Москвы.
Самокишь Н.С. Заставка с_изображением_дискоса,_потира_и_кадильницыка.
Концовка – небольшой рисунок или орнаментальный мотив, завершающий последнюю страницу какого-либо раздела или всей книги.
Инициал (от лат. initialis – начальный) – начальная буква какого либо раздела в тексте книги, рукописи, созданная художником.
В обиходе сохранилось древнерусское название инициала- буквица .
И. Билибин. Инициал.
Первая страница текста книги, обычно украшенная заставкой или буквицей, называется спуском или спусковой полосой .
Иллюстрации – это рисунки, образно раскрывающие литературный текст, подчиненные содержанию и стилю литературного произведения, одновременно украшающие книгу и обогащающие ее декоративный строй .
С. Бродский. Иллюстрация
к “Дон Кихоту”.
С. Бродский. Иллюстрация
к «Алым парусам».
Задачи иллюстрирования частично решаются также в рисунках на обложке, титуле, в заставках, концовках.
И. Билибин.
Соответственно целям, которые преследует изображение, иллюстрации можно подразделить на:
- научно-познавательные (карты, планы, схемы, чертежи и т.п.).
2. художественно-образные (истолкование литературного произведения средствами книжной графики).
Итак, какова же роль и задачи художественно-образной иллюстрации?
С.Бродский. Иллюстрация к поэме У.Шекспира
«Ромео и Джульетта».
Имея в виду сложный творческий характер работы художника-иллюстратора, В. А. Фаворский писал: «…художник становится и соавтором, который, не искажая первоначального замысла, обязан сделать произведение более прекрасным, гармоничным, доступным еще большему числу людей» .
Чтобы поверить в правду литературных образов, еще более приблизить произведение к читателю и не исказить при этом замысел автора, художнику необходимо прочувствовать его, выразить свое отношение к содержанию.
Иллюстрации М.Врубеля к поэме Ю.Лермонтова “Демон”.
Художнику-иллюстратору недостаточно только умом понять иллюстрируемое произведение, а необходимо вжиться в него.
Иллюстрации А.Бенуа к поэме А.Пушкина “Медный всадник”.
Иллюстрации Е.Лансере к поэме
Л.Толстого “Хаджи-Мурат”.
Иллюстрации М.Добужинского к повести Ф.Достоевкского “Белые ночи”.
Н.Кузьмин. Иллюстрации
к поэме А.Пушкина “Евгений Онегин”.
Иллюстрации к сказкам И.Билибина
Как связаны иллюстрации с сюжетом и текстом литературного произведения?
Наиболее привычны непосредственно связанные с сюжетом, изображающие то, что происходит в определенный момент в определенном месте.
Иллюстрации Д.Дубинского к роману А.Чехова
“ Дом с мезонином”.
Но существуют и иллюстрации, где связь с сюжетом усложнена, имеет другой характер. Например, портретные иллюстрации.
С. Бродский. Иллюстрация
С.Бродский к книге А.Грина “Блистающий мир.”
к повести “Алые паруса” А. Грина.
Они не относятся к какому-либо конкретному эпизоду. На такой иллюстрации художник показывает героя, сопоставляя и обобщая все, что говорится о нем на различных страницах литературного произведения.
Другой тип усложненной связи — многоплановое изображение .
Иллюстрации В.Фаворского
«Во всякой композиции интересно создавать многоплановость во времени и в пространстве»,— говорил Фаворский, который широко и всегда по-разному пользовался этим приемом.
Многоплановые изображения построены как бы методом монтажа.
Иллюстрации С.Бродского к роману Цвейга “Стюарт”.
С.Бродский. Иллюстрации
к роману Э.Войнича
“ Овод”.
А.Кравченко. Ил-я к стихотворению А.Пушкин.
“ Пир во время чумы”.
Особый тип более сложных отношений иллюстраций к литературному произведению — это косвенная, ассоциативная связь их с сюжетом , когда иллюстрации образуют как бы своего рода аккомпанемент к литературному произведению .
Особенно часто сопровождаются ассоциативными иллюстрациями лирические стихи.
Д.Бисти.Иллюстрации к книге Э.Вервериса “Сажайте розы в проклятую землю”.
Савва Бродский. Иллюстрации к роману Сервантеса “Дон Кихот”.
Сальвадор Дали. Иллюстрации к роману Сервантеса “Дон Кихот”.