Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
г. Берёзовский Кемеровской области
Урок физики
9 класс
Графическое представление прямолинейного равномерного движения
Составитель:
Берестнева Татьяна Витальевна
учитель физики
Цель: познакомить учащихся с графиками равномерного прямолинейного движения.
Задачи:
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Класс: 9
Методы обучения: объяснение нового материала и закрепление знаний
Организация пространства: фронтальная работа, эвристическая беседа, работа в малых группах.
План урока
-
Актуализация знаний
-
Объяснение нового материала
-
Закрепление
-
Домашнее задание
Ход урока
-
Актуализация знаний
Давайте ответим на вопросы.
-
Какое движение называется равномерным прямолинейным?
-
Приведите примеры равномерного прямолинейного движения.
-
Как определить скорость при равномерном прямолинейном движении?
-
Как можно определить проекцию перемещения, зная конечную и начальную координаты тела?
-
Запишите уравнение равномерного прямолинейного движения. Зависимость каких величин отражает это уравнение?
Как вы думаете, только ли формулой можно представить эту зависимость?
2. Объяснение нового материала
Существует несколько способов задания движения. С одним из них вы уже знакомы – это аналитический (координатный, векторный), то есть с помощью формулы. Так же задается движение с помощью таблицы и графика. Графический способ задания движения зачастую удобен по сравнению с аналитическим, так как по графику сразу видно, что из себя представляет функция и можно проанализировать ее поведение. Остановимся подробнее на графиках равномерного прямолинейного движения.
Пусть тело движется по прямой, тогда при движении изменяется только значение одной координаты x.
Пусть в моменты времени t0=0 с; t1=10 с; t2=20 с; t3=30 с тело находилось в точках с координатами x0=3 м; x1=4 м; x2=5 м; x3=6 м.
Тогда, отложив эти значения по осям, получим следующий график…
Такой график называют графиком движения.
По графику, как и по формуле, можно найти координату тела в любой момент времени.
Также по графику движения можно судить не только о положении тела, но и о его скорости.
Чем круче график движения (т.е. чем больше угол между графиком и горизонтальной осью абсцисс), тем больше скорость движения.)
Скорости графиков 1, 2, 3, 4 различны.
1, 2, 3 – тела движутся вдоль оси x (т.е. в «+» направлении);
4 – тело движется в противоположном направлении оси x
Как вы думаете, что может означать точка пересечения графиков движения?
П
о точке пересечения можно определить место и время встречи двух тел.
( рассмотреть случай, когда тела начинают движение из одной координаты, но в разный момент времени)
Из графика движения x(t) можно найти и перемещение тела за любой промежуток времени.
Допустим, нужно узнать какое перемещение совершило тело в промежуток времени между 2-ой и 5-ой секундами движения.
График показывает, что данное перемещение равно 1,5 м.
График модуля скорости
Г
рафик модуля скорости не может проходить в области отрицательных значений.
По графику модуля скорости можно определить скорость и модуль перемещения тела в любой момент времени.
М
одуль перемещения тела в любой момент времени – он равен площади прямоугольника, ограниченного осями координат, графиком скорости и прямой, проведённой перпендикулярно оси времени.
График проекции вектора скорости
Ч
ем отличается график проекции скорости от графика модуля скорости?
1 – тело движется по направлению оси x (vx0).
2 – тело движется в противоположном направлении оси x (vx
Какой из графиков, модуля скорости или проекции скорости, несёт в себе больше информации?
3. Закрепление новой темы.
1. На рисунке показаны положения двух маленьких шариков в начальный момент времени и их скорости. Запишите уравнения движения этих тел:
x1 = ___ ,
x2
= _____ .
Пользуясь условием предыдущего вопроса, постройте графики движения шариков и найдите время и место их столкновения:
t = ____________ ,
x = _____________ .
2. Материальная точка движется вдоль прямой согласно уравнению х = 5 − 2t [м]. Определите характеристики движения и координату точки через 5 с после начала движения.
Если осталось время можно провести работу в группах.
Класс делится на 5 групп, которые получают карточки с графиками. Необходимо как можно больше составить вопросов к графикам и ответить на них. Карточки у каждой группы одинаковые. При защите каждая группа дополняет ответ предыдущей.
Оценка знаний ребят.
4. Домашнее задание:
§4, упр.4[2], лекция.
Литература.
-
Газета. Физика, №48/96
-
Физика. 9 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.В.Перышкин, Е.М. Гутник.- М.: Дрофа, 2009.