СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Графический способ решения уравнений. Конструкт урока

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

В помощь учителю предлагается конструкт урока математики 8 классе  по теме « Графический способ решения уравнений». 

Просмотр содержимого документа
«Графический способ решения уравнений. Конструкт урока»

Конструкт урока математики

В 8 классе по теме « Графический способ решения уравнений»


Пояснительная записка

Цель: создание условий для формирования личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся в соответствии с

требованиями ФГОС при решении учебной задачи: систематизировать и расширить знания учащихся по теме "Графический способ решения уравнений", способствовать усвоению алгоритма решения уравнений графическим способом.


Личностные результаты: воспитание готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку; готовности и способности вести диалог с другими людьми.

Метапредметные результаты:

личностные УУД (мотивация): умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

регулятивные УУД (планирование): умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;.

коммуникативные УУД: умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;

познавательные УУД: осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение строить  логические рассуждения и делать выводы;

личностные УУД (творчество): умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

регулятивные УУД (контроль и оценка): умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения, владение основами самоконтроля, самооценки; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Предметные результаты: сформировать умения решать квадратные уравнения графическим способом, выбирать наиболее рациональный способ решения квадратных уравнений графическим способом, сопоставлять графики с формулами, задающими функции.


Место урока в теме: урок № 1. (в теме 2 урока)

Тип урока: урок формирования знаний.

Вид урока: урок-практикум.

Методы урока: словесные, наглядные, практические.

Организационные формы общения: индивидуальная, коллективная.

Характеристика класса: в классе 27 человек, из них расширенный уровень знаний по математике имеют 7 человека. Все дети замотивированы на восприятие дополнительного материала.


Используемые технологии: проблемное обучение

Ожидаемые риски достижения цели, способы их избегания: не все обучающиеся станут использовать данные способы решения; требовать решения каждого уравнения различными способами.

Оборудование, раздаточный материал: экран, проектор.


Этапы урока

(решение учебной задачи)



Совместная деятельность

Ведущие

УУД


Личностные

результаты




Предметные

результаты



1.

Мотивационный


1. Приветствие педагога и обучающихся, проверка готовности к уроку.


Личностные:

Эмоционально-психологический настрой


Готовность к восприятию нового материала

1.

Мотивационный

постановка проблемы

Учитель предлагает задание - В одной системе координат построить графики функции:

1 вариант:y= х2 - 2х – 3, Y= 0

2 вариант: y= х2 ; y= 2х + 3

3 вариант: y= х2 – 3; y= 2х

4 вариант: y= (х – 1)2 ; y= 4

5 вариант: y= x-2; y=


Далее на заготовленных координатных плоскостях на доске один человек из каждого варианта показывает свое решение.

А сейчас преобразуем наши уравнения:

  1. Перенести все слагаемые в левую часть уравнения;

  2. Раскрыть скобки, если они имеются;

  3. Привести подобные слагаемые;

  4. Привести уравнение к виду ax2+bx+c=0


Скажите, что у вас получилось?


личностные

формирование мотивации

Развитие познавательного

интереса

Осознание проблемы:

Один и тот же пример можно решить разными графическими методами.


2.

Принятие цели

планирование

деятельности

ЦЕЛЬ УРОКА:

Сформулировать алгоритм решения квадратных уравнений графическим методом.

регулятивные

целеполагание, действия по образцу

Ответственность, усвоение этических норм


Осознание цели деятельности и планируемого результата:

Нахождение рациональных способов решения квадратных уравнений графическим способом. Вывод алгоритма решения квадратных уравнений графическим методом.




3.

Выбор способов и действий

актуализация прошлого опыта,

недостаток опытных знаний

Итак, квадратное уравнение х2 - 2х - 3 = 0 мы решили графически пятью способами. Давайте проанализируем, в чем суть этих способов.

I способ. Строят график функции у точки его пересечения с осью х.

II способ. Преобразуют уравнение к виду ах2 = -bх - с, строят параболу у = ах2 и прямую у = -bх - с, находят точки их пересечения (корнями уравнения служат абсциссы точек пересечения, если, разумеется, таковые имеются).

III способ. Преобразуют уравнение к виду ах2 + с = - bх, строят параболу у — ах2 + с и прямую у = -bх (она проходит через начало координат); находят точки их пересечения.

IV способ. Применяя метод выделения полного квадрата, преобразуют уравнение к виду

а (х + l)2 + m = О 
и далее 
а (х + I) = - m

Строят параболу у = а (х + I)2 и прямую у = - m, параллельную оси х; находят точки пересечения параболы и прямой.


коммуникативные

работа с информацией,

работа в коллективе, в группе


Любознательность,

доброжелательность к другим,

усвоение норм морали


Осознание потребности в новом способе действий:

 развитие умений сравнивать, обобщать, правильно формулировать задачи, выводы


3.


V способ. Преобразуют уравнение к виду

Строят гиперболу  (это — гипербола при условии, что ) и прямую у = — ах — b; находят точки их пересечения.








4.

Анализ

открытие нового способа действий

Итак, мы рассмотрели 5 графических способов решить квадратное уравнение. Все ли из способов хороши и универсальны? Всегда ли можно их применить?

Заметим, что первые четыре способа применимы к любым уравнениям вида ах2 + bх + с = 0, а пятый — только к тем, у которых  . На практике можно выбирать тот способ, который вам кажется наиболее приспособленным к данному уравнению или который вам больше нравится (или более понятен).

Несмотря на обилие способов графического решения квадратных уравнений, уверенности в том, что любое квадратное уравнение мы сможем решить графически, нет. Пусть, например, нужно решить уравнение х2 - х - 3 = 0 (специально возьмем уравнение, похожее на то, что было в рассмотренном примере). Попробуем его решить, например, вторым способом: преобразуем уравнение к виду х2 = х + 3, построим параболу

у = х2 и прямую у = х + 3, они пересекаются в точках А и В, значит, уравнение имеет два корня. Но чему равны эти корни, мы с помощью чертежа сказать не можем — точки А и В имеют не такие «хорошие» координаты, как в приведенном выше примере. А теперь рассмотрим уравнение х2- 16х— 95 = 0. Попробуем его решить, скажем, третьим способом. Преобразуем уравнение к виду х2 — 95 = 16х. Здесь надо построить параболу у = х2 - 95 и прямую у = 16х. Но ограниченные размеры листа тетради не позволяют этого сделать, ведь параболу

у = х2 надо опустить на 95 клеток вниз.

Итак, графические способы решения квадратного уравнения красивы и приятны, но не дают стопроцентной гарантии решения любого квадратного уравнения. Учтем это в дальнейшем.


познавательные

анализ

Формирование рефлексии

Освоение нового способа деятельности:

Запись алгоритма решения квадратных уравнений графическим способом


Анализ ошибок:

Не всеми графическими способами можно решить квадратное уравнение. Не любое квадратное уравнение можно решить графически.



Алгоритм решения квадратных уравнений графическим способом:

  1. Из уравнения выделяем знакомые нам функции;

  2. Строим графики функций в одной координатной плоскости;

  3. Находим координаты точек пересечения графиков;

  4. Из найденных координат выбираем значение абциссы, т.е. Х;

  5. Записываем ответ.




5.

Контроль и оценка

решение заданий повышеннной сложности








освоения нового способа действий

Решить уравнение двумя способами: аналитическим и графическим.



Ответ: корней нет.

- парабола

Y



Y=2





0


X



Y=-2x2




Ответ: корней нет





регулятивные

контроль, коррекция, оценка


Формирование способности

к самосовершенствованию


Оценка достижения планируемого результата:

Задача, поставленная в начале урока решена, рассмотрены задания, предложенные учителем.





Оценка и самооценка результатов деятельности.


Домашнее задание:

  1. § - 23 часть 1.

  2. № 23.3 (в), № 23.7 (в)



Решить уравнение:

1

Y=

Y=




















Ответ: х=1.





Выводы о достижении целей урока: Цель урока достигнута.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!