Просмотр содержимого документа
«Графический способ решения уравнений. Конструкт урока»
Конструкт урока математики
В 8 классе по теме « Графический способ решения уравнений»
Пояснительная записка
Цель: создание условий для формирования личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся в соответствии с
требованиями ФГОС при решении учебной задачи: систематизировать и расширить знания учащихся по теме "Графический способ решения уравнений", способствовать усвоению алгоритма решения уравнений графическим способом.
Личностные результаты: воспитание готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку; готовности и способности вести диалог с другими людьми.
Метапредметные результаты:
личностные УУД (мотивация): умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
регулятивные УУД (планирование): умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;.
коммуникативные УУД: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
познавательные УУД: осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение строить логические рассуждения и делать выводы;
личностные УУД (творчество): умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
регулятивные УУД (контроль и оценка): умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения, владение основами самоконтроля, самооценки; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Предметные результаты: сформировать умения решать квадратные уравнения графическим способом, выбирать наиболее рациональный способ решения квадратных уравнений графическим способом, сопоставлять графики с формулами, задающими функции.
Место урока в теме: урок № 1. (в теме 2 урока)
Тип урока: урок формирования знаний.
Вид урока: урок-практикум.
Методы урока: словесные, наглядные, практические.
Организационные формы общения: индивидуальная, коллективная.
Характеристика класса: в классе 27 человек, из них расширенный уровень знаний по математике имеют 7 человека. Все дети замотивированы на восприятие дополнительного материала.
Используемые технологии: проблемное обучение
Ожидаемые риски достижения цели, способы их избегания: не все обучающиеся станут использовать данные способы решения; требовать решения каждого уравнения различными способами.
Оборудование, раздаточный материал: экран, проектор.
№ | Этапы урока (решение учебной задачи) | Совместная деятельность | Ведущие УУД | Личностные результаты | Предметные результаты |
1. | Мотивационный | 1. Приветствие педагога и обучающихся, проверка готовности к уроку. | Личностные: Эмоционально-психологический настрой | | Готовность к восприятию нового материала |
1. | Мотивационный постановка проблемы | Учитель предлагает задание - В одной системе координат построить графики функции: 1 вариант:y= х2 - 2х – 3, Y= 0 2 вариант: y= х2 ; y= 2х + 3 3 вариант: y= х2 – 3; y= 2х 4 вариант: y= (х – 1)2 ; y= 4 5 вариант: y= x-2; y=![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/12/28/s_5a443044e9bbf/783470_1.png) Далее на заготовленных координатных плоскостях на доске один человек из каждого варианта показывает свое решение. А сейчас преобразуем наши уравнения: Перенести все слагаемые в левую часть уравнения; Раскрыть скобки, если они имеются; Привести подобные слагаемые; Привести уравнение к виду ax2+bx+c=0 Скажите, что у вас получилось? | личностные формирование мотивации | Развитие познавательного интереса | Осознание проблемы: Один и тот же пример можно решить разными графическими методами. |
2. | Принятие цели планирование деятельности | ЦЕЛЬ УРОКА: Сформулировать алгоритм решения квадратных уравнений графическим методом. | регулятивные целеполагание, действия по образцу | Ответственность, усвоение этических норм | Осознание цели деятельности и планируемого результата: Нахождение рациональных способов решения квадратных уравнений графическим способом. Вывод алгоритма решения квадратных уравнений графическим методом. |
3. | Выбор способов и действий актуализация прошлого опыта, недостаток опытных знаний | Итак, квадратное уравнение х2 - 2х - 3 = 0 мы решили графически пятью способами. Давайте проанализируем, в чем суть этих способов. I способ. Строят график функции у точки его пересечения с осью х. II способ. Преобразуют уравнение к виду ах2 = -bх - с, строят параболу у = ах2 и прямую у = -bх - с, находят точки их пересечения (корнями уравнения служат абсциссы точек пересечения, если, разумеется, таковые имеются). III способ. Преобразуют уравнение к виду ах2 + с = - bх, строят параболу у — ах2 + с и прямую у = -bх (она проходит через начало координат); находят точки их пересечения. IV способ. Применяя метод выделения полного квадрата, преобразуют уравнение к виду а (х + l)2 + m = О и далее а (х + I) = - m Строят параболу у = а (х + I)2 и прямую у = - m, параллельную оси х; находят точки пересечения параболы и прямой. | коммуникативные работа с информацией, работа в коллективе, в группе | Любознательность, доброжелательность к другим, усвоение норм морали | Осознание потребности в новом способе действий: развитие умений сравнивать, обобщать, правильно формулировать задачи, выводы |
3. | | V способ. Преобразуют уравнение к виду![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/12/28/s_5a443044e9bbf/783470_2.jpeg) Строят гиперболу (это — гипербола при условии, что ) и прямую у = — ах — b; находят точки их пересечения. | | | |
4. | Анализ открытие нового способа действий | Итак, мы рассмотрели 5 графических способов решить квадратное уравнение. Все ли из способов хороши и универсальны? Всегда ли можно их применить? Заметим, что первые четыре способа применимы к любым уравнениям вида ах2 + bх + с = 0, а пятый — только к тем, у которых . На практике можно выбирать тот способ, который вам кажется наиболее приспособленным к данному уравнению или который вам больше нравится (или более понятен). Несмотря на обилие способов графического решения квадратных уравнений, уверенности в том, что любое квадратное уравнение мы сможем решить графически, нет. Пусть, например, нужно решить уравнение х2 - х - 3 = 0 (специально возьмем уравнение, похожее на то, что было в рассмотренном примере). Попробуем его решить, например, вторым способом: преобразуем уравнение к виду х2 = х + 3, построим параболу у = х2 и прямую у = х + 3, они пересекаются в точках А и В, значит, уравнение имеет два корня. Но чему равны эти корни, мы с помощью чертежа сказать не можем — точки А и В имеют не такие «хорошие» координаты, как в приведенном выше примере. А теперь рассмотрим уравнение х2- 16х— 95 = 0. Попробуем его решить, скажем, третьим способом. Преобразуем уравнение к виду х2 — 95 = 16х. Здесь надо построить параболу у = х2 - 95 и прямую у = 16х. Но ограниченные размеры листа тетради не позволяют этого сделать, ведь параболу у = х2 надо опустить на 95 клеток вниз. Итак, графические способы решения квадратного уравнения красивы и приятны, но не дают стопроцентной гарантии решения любого квадратного уравнения. Учтем это в дальнейшем. | познавательные анализ | Формирование рефлексии | Освоение нового способа деятельности: Запись алгоритма решения квадратных уравнений графическим способом Анализ ошибок: Не всеми графическими способами можно решить квадратное уравнение. Не любое квадратное уравнение можно решить графически. |
| | Алгоритм решения квадратных уравнений графическим способом: Из уравнения выделяем знакомые нам функции; Строим графики функций в одной координатной плоскости; Находим координаты точек пересечения графиков; Из найденных координат выбираем значение абциссы, т.е. Х; Записываем ответ. | | | |
5. | Контроль и оценка решение заданий повышеннной сложности освоения нового способа действий | Решить уравнение двумя способами: аналитическим и графическим. ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/12/28/s_5a443044e9bbf/783470_6.png) ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/12/28/s_5a443044e9bbf/783470_6.png) ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/12/28/s_5a443044e9bbf/783470_8.png) ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/12/28/s_5a443044e9bbf/783470_9.png) Ответ: корней нет. | ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/12/28/s_5a443044e9bbf/783470_6.png) ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/12/28/s_5a443044e9bbf/783470_11.png) - парабола ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/12/28/s_5a443044e9bbf/783470_13.png) Y ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/12/28/s_5a443044e9bbf/783470_14.png) Y=2 ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/12/28/s_5a443044e9bbf/783470_15.png) 0
X ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/12/28/s_5a443044e9bbf/783470_17.png) Y=-2x2 Ответ: корней нет | | регулятивные контроль, коррекция, оценка | Формирование способности к самосовершенствованию | Оценка достижения планируемого результата: Задача, поставленная в начале урока решена, рассмотрены задания, предложенные учителем. Оценка и самооценка результатов деятельности. Домашнее задание: § - 23 часть 1. № 23.3 (в), № 23.7 (в) |
| | Решить уравнение: ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/12/28/s_5a443044e9bbf/783470_18.png)
1 Y=![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/12/28/s_5a443044e9bbf/783470_20.png) Y=![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/12/28/s_5a443044e9bbf/783470_21.png) Ответ: х=1. | | | |
Выводы о достижении целей урока: Цель урока достигнута.