СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

График плавления и отвердевания кристаллических тел

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«График плавления и отвердевания кристаллических тел»


Тема урока: График плавления и отвердевания кристаллических тел. Удельная теплота плавления. Решение задач.


Повторение изученного материала (4 мин)

Слайд 1: Тест из 4 вопросов с самопроверкой (уч-ся выполняют в тетрадях для дом.работ, используя таблицу 3 (с.32) в учебнике)

Изучение нового материала (13 мин)

Слайд 2: 1-й вопрос темы урока (запись в тетради)

Слайд 3: Рассмотрим график плавления льда (без записей в тетради)

Слайд 4: Рассмотрим, как графически изображают процесс плавления и отвердевания кристаллического тела с течением времени (график не строится - ссылка на учебник (см. стр.33), записывается вывод)

  • Процесс плавления объясняется тем, что при сообщении веществу энергии внутренняя энергия его увеличивается, а, следовательно, молекулы вещества начинают двигаться быстрее, что приводит к разрушению кристаллической решетки. Таким образом, вещество из твердого состояния переходит в жидкое. (При кристаллизации все происходит наоборот).

  • Температура вещества во время процесса плавления не меняется, так как вся поступающая энергия идет на увеличение внутренней энергии тела.


Слайд 5: 2-й вопрос темы урока (запись в тетради)

Слайд 6: Рассмотрим опыт с двумя веществами одинаковой массы… (рассм. опыт, запись в тетради понятия и единицы удельной теплоты плавления)

Слайд 7: Расчёт количества теплоты (записи в тетради)

  • Q=λm – количество теплоты, необходимое для плавления вещества, взятого при температуре плавления

  • Q=-λm - количество теплоты, выделяющееся при кристаллизации вещества, взятого при температуре кристаллизации


Закрепление (17 мин)

Слайд 8: Работа с таблицей «Удельная теплота плавления некоторых веществ» (табл.4 – с.37 учебника)

Слайд 9: Решение устных задач

  1. Большее количество теплоты потребуется для плавления алюминиевого бруска. Большее на 1,8•105 Дж.

  2. При плавлении внутренняя энергия свинца увеличится на 0,25•105 Дж, а железа – на 2,7•105 Дж.

Слайд 10: Решение графической задачи (ответы: ВС; 2 мин; 30 °С)

Слайд 11: Решение расчётных задач

Слайд 12: 1. (уровень «3»)

Дано:

m = 400 г

λ = 0,25•105 Дж/кг

СИ

0,4 кг

Решение:

Q = λm

Q = 0,25•105 Дж/кг • 0,4 кг = 0,1 •105 Дж = 10 кДж


Q - ?



Ответ: Q = 10 кДж

Слайд 13: 2. (уровень «4»)

Дано:

Q = 35,4 кДж

λ = 0,59•105 Дж/кг

СИ

35400 Дж

Решение:

Q = λm →

m - ?



Ответ: m = 600 г

Слайд 14: 3. (уровень «5»)

Дано:

V = 200 см3

t = 66 °С

λ = 3,9•105 Дж/кг

tпл = 660 °С

ρ = 2700 кг/м3

с = 920Дж/кг•°С

СИ

0,0002 м3

Решение:

Q = Q1 + Q2

Q1 = сm(tпл – t) (нагревание алюминия)

Q2 = λm (плавление алюминия)

m = ρV

  1. m = 2700 кг/м3 •0,0002 м3 = 0,54 кг

  2. Q1 = 920Дж/кг•°С • 0,54 кг • (660 – 66)°С = =295099,2 Дж

  3. Q2 = 3,9•105 Дж/кг • 0,54 кг = 210600 Дж

  4. Q = 295099,2 Дж + 210600 Дж = 505699,2 Дж

Q ≈ 506 кДж

Q - ?



Ответ: Q ≈ 506 кДж


Домашнее задание (1 мин)

Слайд 15: §14,15; вопросы к § (устно); проч. §3(с.182); упр.8; №1088


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!