Просмотр содержимого документа
«График плавления и отвердевания кристаллических тел»
Тема урока: График плавления и отвердевания кристаллических тел. Удельная теплота плавления. Решение задач.
Повторение изученного материала (4 мин)
Слайд 1: Тест из 4 вопросов с самопроверкой (уч-ся выполняют в тетрадях для дом.работ, используя таблицу 3 (с.32) в учебнике)
Изучение нового материала (13 мин)
Слайд 2: 1-й вопрос темы урока (запись в тетради)
Слайд 3: Рассмотрим график плавления льда (без записей в тетради)
Слайд 4: Рассмотрим, как графически изображают процесс плавления и отвердевания кристаллического тела с течением времени (график не строится - ссылка на учебник (см. стр.33), записывается вывод)
Процесс плавления объясняется тем, что при сообщении веществу энергии внутренняя энергия его увеличивается, а, следовательно, молекулы вещества начинают двигаться быстрее, что приводит к разрушению кристаллической решетки. Таким образом, вещество из твердого состояния переходит в жидкое. (При кристаллизации все происходит наоборот).
Температура вещества во время процесса плавления не меняется, так как вся поступающая энергия идет на увеличение внутренней энергии тела.
Слайд 5: 2-й вопрос темы урока (запись в тетради)
Слайд 6: Рассмотрим опыт с двумя веществами одинаковой массы… (рассм. опыт, запись в тетради понятия и единицы удельной теплоты плавления)
Слайд 7: Расчёт количества теплоты (записи в тетради)
Q=λm – количество теплоты, необходимое для плавления вещества, взятого при температуре плавления
Q=-λm - количество теплоты, выделяющееся при кристаллизации вещества, взятого при температуре кристаллизации
Закрепление (17 мин)
Слайд 8: Работа с таблицей «Удельная теплота плавления некоторых веществ» (табл.4 – с.37 учебника)
Слайд 9: Решение устных задач
Большее количество теплоты потребуется для плавления алюминиевого бруска. Большее на 1,8•105 Дж.
При плавлении внутренняя энергия свинца увеличится на 0,25•105 Дж, а железа – на 2,7•105 Дж.
Слайд 10: Решение графической задачи (ответы: ВС; 2 мин; 30 °С)
Слайд 11: Решение расчётных задач
Слайд 12: 1. (уровень «3»)
Дано: m = 400 г λ = 0,25•105 Дж/кг | СИ 0,4 кг | Решение: Q = λm Q = 0,25•105 Дж/кг • 0,4 кг = 0,1 •105 Дж = 10 кДж |
Q - ? |
Ответ: Q = 10 кДж |
Слайд 13: 2. (уровень «4»)
Дано: Q = 35,4 кДж λ = 0,59•105 Дж/кг | СИ 35400 Дж | Решение: Q = λm → |
m - ? |
Ответ: m = 600 г |
Слайд 14: 3. (уровень «5»)
Дано: V = 200 см3 t = 66 °С λ = 3,9•105 Дж/кг tпл = 660 °С ρ = 2700 кг/м3 с = 920Дж/кг•°С | СИ 0,0002 м3 | Решение: Q = Q1 + Q2 Q1 = сm(tпл – t) (нагревание алюминия) Q2 = λm (плавление алюминия) m = ρV m = 2700 кг/м3 •0,0002 м3 = 0,54 кг Q1 = 920Дж/кг•°С • 0,54 кг • (660 – 66)°С = =295099,2 Дж Q2 = 3,9•105 Дж/кг • 0,54 кг = 210600 Дж Q = 295099,2 Дж + 210600 Дж = 505699,2 Дж Q ≈ 506 кДж |
Q - ? |
Ответ: Q ≈ 506 кДж |
Домашнее задание (1 мин)
Слайд 15: §14,15; вопросы к § (устно); проч. §3(с.182); упр.8; №1088