Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа№7»
Муниципального образования город Ноябрьск
Опыт работы по гражданско-патриотическому направлению:
«Гражданско – патриотическое воспитание через организацию деятельности детской организации «Колорит» и детских органов самоуправления»
Выполнил:
заместитель директора, учитель обществознания
Подгурская Людмила Анатольевна
2017 год
Гражданско – патриотическое воспитание через организацию деятельности детской организации «Колорит» и детских органов самоуправления.
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышенных чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества.
Истинный патриотизм по своей сущности гуманистичен, включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений.
Понятие патриотизм включает в себя:
чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
уважительное отношение к языку своего народа;
заботу об интересах Родины;
осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);
проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;
уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;
ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;
гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.
Истинный патриотизм предполагает формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Патриотизм выступает в единстве с духовностью, гражданственностью и социальной активностью личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством.
Гражданско-патриотическое воспитание – это нравственный процесс подготовки подрастающего поколения, направленный на формирование у учащихся качеств гражданина и патриота страны. В формирование такой гражданской личности, которая сочетает в себе правовую, нравственную, политическую культуру, должна внести ощутимый вклад школа. Наиболее оптимальным возрастом для старта гражданско-патриотического воспитания школьников является детский возраст, так как именно в этот период происходит самоутверждение ребенка, активное развитие социальных интересов. Но реализовать гражданско-патриотическое воспитание нельзя без знаний форм и методов гражданско-патриотического воспитания.
Реализовывать задачи гражданско-патриотического воспитания школьников должны не только педагоги работающие в школе но и все ее сотрудники с активным включением в учебно – воспитательный процесс родительской, семейной (братья, сестры, дедушки и бабушки, тети и дяди) общественностью, с участием ведущих специалистов тренерского дела, работников культурно – досугового, правового общества.
Социально - досуговая деятельность обучающихся направлена на реализацию целевых проектов Комплексной программы воспитания в образовательной системе МБОУ СОШ №7:
ПРОЕКТ - Патриотическое воспитание название проекта : «Дом, в котором я живу» реализуется через организацию походов, экскурсий, акций, коллективных творческих дел, поддержку и развитие детского объединения «РиТМ», развитие детской общественной организации «Колорит », волонтерского движения «Гармония», музейно-краеведческой комнаты «Седой Ямал», систему классных часов о Родине, библиотечные часы, цикл мероприятий посвященным памятным датам, высадке «Десанта ветеранов», встречи с героями и участниками локальных войн и т.д. благотворительные акции. ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/04/17/s_5cb7416583c26/1141633_1.jpeg)
ПРОЕКТ - «Город добрых сердец»: проведение благотворительных акций: «Помощь бездомным животным», «Подарок ветерану», помощь Донбассу, участие в организации жизнедеятельности людей с ограниченными возможностями, вовлечение их в социально-значимые мероприятия, развитие направления «Милосердия» в рамках деятельности объединения волонтеров «Гармония».
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/04/17/s_5cb7416583c26/1141633_2.jpeg)
ПРОЕКТ - «Здоровье»: целенаправленная просветительская и социально значимая деятельность, направленная на сохранение и укрепление здоровья детей, систематическое проведение школьных спортивно-массовых соревнований, активное участие в городской Спартакиаде, поддержка деятельности спортивных секций, активное участие в Двухмесячнике, посвященном здоровому образу жизни «Мой выбор».
Содержание образовательной деятельности МБОУ СОШ №7 направлено на гражданско-патриотическое воспитание в целях формирования базовой культуры личности. Что в свою очередь положительно сказывается на развитии интегративного качества личности, заключающего в себе уважение к государственной власти, любовь к Родине, чувство собственного достоинства, дисциплинированность, гармоничное проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения. Формы работы:
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/04/17/s_5cb7416583c26/1141633_4.jpeg)
- изучение значения символики Российской Федерации;
- торжественное принятие флага, Гимна МБОУ №7.
В рамках учебной и внеклассной деятельности проводится работа по изучению истории возникновения государственного герба, флага и гимна. В школе действуют, как постоянные, так сменные экспозиции и уголки: уголок государственных символов Российской Федерации, уголок символики ЯНАО.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/04/17/s_5cb7416583c26/1141633_5.jpeg)
Согласно законодательству в области развития образования, большое место в учебно-воспитательном процессе отводится изучению истории и культуры родного края, формированию у детей гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора, развитию познавательных способностей, овладению практическими навыками поисковой и исследовательской деятельности, приобщению к культурным ценностям народа. Данное направление успешно реализуется в системе деятельности музейно-краеведческой комнаты «Седой Ямал». Важной формой работы музейной краеведческой комнаты является сбор и обработка материалов из истории ЯНАО, на основе которых за отчетный период было подготовлено 3 исследовательские работы. Оформлены экспозиции, посвященные ко Дню Победы в Великой Отечественной войне, обновлены фото-экспозиция «Наш край», стенды «История нашей школы», «Мой город», подготовлены выставки «Ямал – жемчужина России», «Достижения Ямала», «Никто не забыт, ничто не забыто», «Этапы Великой Отечественной войны». Большую значимость в формировании патриотических чувств учащихся 1- 4 классов стало проведение классного часа на тему:«Хлеб всему голова». Мероприятие позволило прикоснуться к жестокому времени исторических фактов выживания человечества и в тоже время свершения героических подвигов советского народа во время блокады Ленинграда. По мнению детей и взрослых в памяти остались не забываемые чувства гордости, сострадания, великодушия к людям пережившим Блокадное время войны. ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/04/17/s_5cb7416583c26/1141633_6.jpeg)
Работа с допризывной молодежью занимает важное место в системе учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения и осуществляется в соответствии с целевой программой «Патриот». Команда старшеклассников МБОУ СОШ №7 является участниками Спартакиады допризывной молодежи, пятидневных учебно-полевых сборов, соревнований «Ямальский орешек», активным участником окружных военно-патриотических игр «Командарм», «Патриот». Преподавателем-организатором ОБЖ создана эффективная система тренировочных и тематических занятий, направленных на физическое и духовное развитие будущего защитника своего Отчества.
Одним из направлений формирования гражданина и патриота Отечества, развития общественной активности учащихся МБОУ СОШ №7 является создание условий для развития детских общественных объединений, ученического самоуправления в школе.
В общеобразовательном учреждении сформировано многопрофильное, разновозрастное общественное детское объединение «Колорит» куда входят (5 – 11 классы), а так же классные сообщества с 1 по 11 класс. Детским общественным движением охвачено 1238 человека (100%).
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/04/17/s_5cb7416583c26/1141633_7.png)
Детское объединение «Колорит» работает в составе союза детских объединений «СДО «Я-МАЛ»», который является региональным отделением Общероссийского общественного детского экологического движения «Зеленая планета». Экологическое направление стало приоритетным в деятельности Содружества. Заключен договор о совместной работе в этом направлении с ОО «Региональный центр экологической экспертизы».
Органы ученического самоуправления МБОУ СОШ №7 представлены следующими формами:
Совет старшеклассников «РиТМ» - 48 человек, (9-11 классы), (18%)
ученический актив учащихся:
2-4 кл. – 234 (50%)
5-9 кл. -308 (50 %)
10-11 кл. – 70 (49 %)
Совет дела создавался в период подготовки школьным мероприятиям, что способствует увеличению числа активных участников коллективных творческих дел и социальных акций, развитию лидерских способностей обучающихся.
Работа ведется и через профориентационное направление образовательного учреждения.
Таким образом, приоритетные задачи гражданско - патриотического воспитания учащихся реализуются через различные формы урочной и внеурочной деятельности и направлены на дальнейшее развитие и формирование современной модели выпускника, высоко социо - культурной личности.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/04/17/s_5cb7416583c26/1141633_8.jpeg)