ОГКОУ «Кинешемская школа – интернат»
«Гражданско-патриотическое воспитание через внеурочную деятельность»
Воспитатель : Маркова Т.В.
2019 г.
Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. В современных условиях нет задачи важнее, чем задача формирования патриотизма. Вместе с тем нет задачи и сложнее. Но сложно не означает невозможно.
Патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций, коллектива школы, общественности, родителей по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое и гражданское воспитание. Мы определили следующую систему задач патриотического воспитания школьников: - воспитания у них любви к Отечеству, в котором чувство гражданина (готовность служить Родине, защищать её) сочетается с его любовью к малой родине (родной республике, области или национальному округу); - глубокого уважения к Конституции и другим законам Российской Федерации, к государственной символике, к общечеловеческим ценностям (мир, безопасность, свобода).Принципы патриотического воспитания составляют взаимосвязанную, целостную систему, руководствуясь которой педагоги обеспечивают эффективное выполнение целей и задач воспитания.
В школе-интернате с 2015 года функционирует программа по нравственно-патриотическому воспитанию.
Эта программа разработана с учетом возрастных особенностей детей ,т.е для начального , среднего и старшего звена . В программе есть такие разделы, как : «Нравственное сознание», «Мое Отечество», «Нравственные отношения», «Нравственная деятельность и этикет». В эти разделы входят занятия такие как: «Нравственная культура», «Нравственные нормы жизни в семье», «Человек и Родина», «Ты- гражданин», «Жить достойно» и другие. Эти занятия в сетке воспитательной работы проводятся по средам.
. (Слайд № 3 №4)
Гражданско-патриотическое воспитание реализуется не только на занятиях, но и на общешкольных мероприятиях. В школе традиционно проводятся такие мероприятия, как «День знаний», в этот день в каждом классе проводится "Урок Мира", так же в этот день, вспоминаем трагедию Беслана и чтим погибших минутой молчания.(СЛАЙД №5)
«День учителя», этот день начинается с поздравлений всех педагогов школы: работает поздравительная детская почта. Проходит праздничный концерт, на котором все стихи, песни и танцы посвящены педагогам. (СЛАЙД № 6 №7)
«День добра и мудрости». В этот день приглашаем всех работавших в нашей школе, которые в настоящее время находятся на заслуженном отдыхе на праздник. Дети поздравляют дорогих гостей - показывают концерт и подарят им открытки , сделанные своими руками, в которых пишут самые наилучшие пожелания . В свою очередь, ветераны всегда дают им напутственные слова. (Связь поколений)(СЛАЙД №8)
Традиционно проводятся дни здоровья , тематика которых разнообразна. Проводятся игры-соревнования «Безопасное колесо», с участием службы ППС, ГИБДД и МЧС,в которых ребята закрепляют знания по правилам дорожного движения, безопасного поведения на дорогах.(СЛАЙД№ 9)
В канун Дня защитника Отечества проходит спортивный праздник «Один день в Армии». Ребята соревнуются в силе, ловкости, смекалке, " примеряют " на себе армейские навыки. Гостями праздника являются шефы - офицеры кинешемской полиции.(СЛАЙД № 10 № 11)
Так же проходит смотр песни и строя. Где дети с воспитателем, учителямиУстиновой И.Л. и БарышевойЕ.Г.разучивают песни об армии и инсценируют их. (СЛАЙД № 12 № 13)
В преддверии празднования Дня защитника Отечества в школе проходят интересные встречи с шефами полиции. Где для старшеклассников проходит беседа о чести, совести и мужестве защитника России. (Слайд № 14)
В классах проходят классные часы ,где поздравляют мальчиков с праздником.(СЛАЙД № 15 №16)
«Торжественный концерт, посвященный ДНЮ ПОБЕДЫ». На праздник приходят ветераны фронтового тыла, для которых со школьной сцены звучат стихи и песни о войне, исполняются танцы.(СЛАЙД № 17)
Ветераны выступают перед детьми с напутственными словами Демонстрируется видео ролик " Бессмертный полк". Для этого все педагоги приносят фотографии из семейных архивов. Минутой молчания чтим память всех погибших в священной войне.(СЛАЙД № 18 № 19)
Присутствующим ветеранам дети дарят цветы и открытки, сделанные своими руками. Так же открытки дети делают не только к Дню Победы , но и к другим праздникам.
(СЛАЙД № 20)
На кануне празднования Дня победы в классах проводятся беседы на темы Победы в Великой Отечественной Войне, а так же встречи с ветеранами.( СЛАЙД № 21)
Проводятся экскурсии к памятным местам и возложение цветов и венков.(СЛАЙД № 22, 23,24)
В честь образования Иваново-Вознесенской губернии в школе-интернате проведено " Путешествие по родному краю". Участники перелистали страницы славной истории Ивановской области , узнали о прошлом и настоящем нашего края. В классах были оформлены тематические стенды. Звучали стихи ивановских поэтов, демонстрировался видеофильм "Иваново - Золотое кольцо России». Ребята с интересом отвечали на вопросы викторины "Люби и изучай свой край".( Слайд № 25)
Ежегодно в школе проходит неделя, посвященная многонациональной России. С целью формирования основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным историческим фактам, образу жизни представителей народов России. На этой неделе проходит ряд мероприятий: презентации о народах России с сопутствующим рассказом; выставка детского рисунка " Моя многонациональная Россия"; выставка детского прикладного творчества " Кукла в национальном костюме"; выставка рецептов национальной кухни; просмотр сказок народов мира; проводятся национальные подвижных игр.
(СЛАЙД№ № 26, 27 , 28)
Ежегодно в школе – интернате проходит акция «Покормите птиц зимой», где дети вместе с воспитателями и родителями изготавливают кормушки для птиц и заботятся о них. (СЛАЙД № 29)
Неоднократно были проведены рейды в приют для бездомных животных, где дети и педагоги всей школы собирали деньги и корм для животных. А так же просто подкармливали бездомных животных. (СЛАЙД № 30)
К внеурочной деятельности в рамках гражданско- патриотического воспитания относим участие в трудовом десанте «Чистый город». Уборка территории проходит не только в школьном дворе, но и за её пределами.Каждый год дети помогают очищать улицу от мусора местным жителям, которые сами создают стихийные свалки. (СЛАЙД № 31 № 32 )
Второй год в школе-интернате проходит акция " Бумажный БУМ". С большим энтузиазмом дети собирали макулатуру и в общем итоге сдали 1 тонну 300 кг. Таким образом спасли от гибели 10 деревьев. Акция становится школьной традицией.(СЛАЙД № 33)
Важной частью внеурочной деятельности гражданско - патриотического воспитания являются экскурсии. По родному городу, к памятным местам , в библиотеку , в музеи . ( СЛАЙД № 34 – 38). Но об этом подробнее расскажет нам Ольга Львовна.
Проблема:
1. Источником нравственной позиции наших детей, является главным образом – школа. Опасность для ребят в настоящее время представляют: средства массовой информации, интернет, телевидение, которые , казалось бы являются источником знаний и информации.
СМИ – жёлтая пресса.
Телевидение: боевики, негативная информация , показ сексуальных сцен и сцен насилия.
Интернет: а это самая – тяжелая артиллерия…
жестокие компьютерные игры , находят именно здесь . Это такие как:
Си́ний кит (а также «Тихий дом», «Разбуди меня в 4:20», «Море китов», «Млечный путь», «F57» и другие названия. финальной целью которых является доведение подростка до самоубийства и убийства.
2. Родители не уделяют должного внимания своим детям.( работа в другом городе, хроническая усталость, материальная бедность, низкий социальный уровень, некоторые родители, являются бывшими воспитанниками нашей коррекционной школы).
Отсюда свобода действий, связь с асоциальной средой, влияние асоциальных авторитетов.
Актуальность патриотического воспитания на сегодняшний день заключается в том, что нужно найти для детей новые ориентиры для подражания, новые методы воздействия на сознание, чувства современных школьников.
Один из вариантов гражданско-патриотического воспитания который мы предлагаем -это создание на базе школы музея. У нас есть небольшой уголок старинных вещей. Его можно расширить, пополнить экспозицию, но для этого нам потребуется помещение.