МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН»
__________________________________________________________
141607, Московская область, г. Клин, ул. Трудовая, д.18 8(496)249-00-55; 8(496)247-68-02
Доклад на ШМО учителей предметников:
Гражданско-патриотическое воспитание на уроках чтения и письма
учитель: Акишина Вера Алексеевна
02.11.2018г
Воспитать человека интеллектуально,
не воспитав его нравственно, - значит
вырастить угрозу для общества.
Теодор Рузвельт
В последнее время повышается актуальность целенаправленного нравственного, гражданско - патриотического воспитания в образовательном процессе. Обучение в «Школе для обучающихся с ОВЗ» носит воспитывающий характер.
Патриотизм – это не природное, а социальное качество, и поэтому оно не наследуется, а формируется. Патриотизм должен формироваться в постоянном общении с родной природой, широком знакомстве с социальными условиями жизни народа.
Воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, и роль русского языка и литературного чтения в этом плане невозможно переоценить.
Русский язык как учебный предмет несет познавательную ценность: привитие чувства любви к родному языку, осмысление общечеловеческих ценностей, воспитание личности с высоким чувством патриотизма.
Воспитание гражданственности и патриотизма проявляется через любовь к своей стране, преданности ей. Хорошим подспорьем в этом является правильный подбор дидактического материала. В процессе проведения обучающих диктантов, изложений можно предложить учащимся определить основную мысль текста, акцентировать внимание на тех мыслях, чувствах, которые формируют патриотизм и гражданственность. Пример: Как проявилась храбрость русских людей, их верность Отчизне? Что помогло героям одержать победу над врагом? Смогли бы вы поступить также?
Любовь к родной природе – одно из проявлений любви к Родине. Воспитывая у детей любовь к природе, мы обращаемся к писателям, поэтам, создавших незабываемые картины родных лесов и полей, морей, гор. В упражнениях учебников много текстов – описаний природы классиков русской литературы.
С особой теплотой относятся учащиеся к теме родной природы, ее красоте и неповторимости. Образцы описания русской природы мы находим не только на страницах произведений Некрасова, Пушкина, Рыленкова, Исаковского и других. Подготовленное выразительное чтение, последующий анализ и чтение наизусть стихотворений о Родине, о Родной природе дают возможность обучающимся прочувствовать душевное состояние поэта через описание картин природы и передать свое восприятие и отношение к окружающему миру, развивают воображение, умение видеть и слышать природу.
Устное творчество любого народа содержит богатейший материал для воспитания в духе дружбы, взаимопонимания, трудолюбия, патриотизма. Этой цели служат пословицы, поговорки, загадки, песни, былины.
Уже имеющиеся у детей определённые представления об основных категориях нравственности - о добре и зле, о хорошем и плохом, об отношении к Родине, обществу, людям, труду очень часто наивны, своеобразны и в повседневной жизни школьники не всегда следуют нравственным нормам. Следовательно, возникла необходимость совершенствования работы по гражданско-патриотическому и нравственному воспитанию на всех уроках, в том числе уроках чтения и письма.
В своей работе я рассматриваю УНТ (Устное народное творчество) как средство и способ влияния на уровень воспитанности школьников с ОВЗ в процессе их обучения. Поэтому актуальность выбранной темы обусловлена следующими моментами:
- недостаточной изученностью влияния жанров УНТ на воспитание детей с нарушениями интеллектуального развития;
- значением изучения пословиц и поговорок для интеллектуального и нравственного уровня школьников;
- низким уровнем патриотизма, человеколюбия, трудолюбия в современном обществе.
Благодаря использованию произведений УНТ на уроках чтения и письма с учащимися, возможно повышение уровня воспитанности, сознательности, патриотизма, гражданственности, а также добросовестности и трудолюбия учащихся с ОВЗ.
Для этого сбор необходим сбор теоретической информации, а именно:
- подборка пословиц и поговорок по русскому языку, систематизированных в соответствии с изучаемой темой и правилами;
- работа с пословицами и поговорками на уроках;
- использование на уроках чтения в качестве речевых минуток кроссвордов и ребусов, составленных на материале пословиц;
- разработаны конспекты уроков-игр с элементами соревнования «Устное творчество русского народа».
Особую роль на уроках чтения и письма я отвожу работе с пословицами и поговорками. Остановлюсь на этом подробнее.
В пословицах заключена мудрость, накопленная народом в течение многовековой истории развития его культуры, быта, философии. Они представляют собой своеобразный свод правил, о всех сторонах жизни человека в обществе.
Пословицы и поговорки изучаются как самостоятельный раздел в рамках блока «Устное народное творчество» в начале каждого учебного года на уроках чтения. Кроме того, в качестве речевых разминок я использую их на всех последующих уроках в течение учебного года.
Прежде чем начать работу с пословицами и поговорками, учитель должен продумать объяснение их детям, ситуации и случаи применения их в речи, составить предложения, устно обыграть их.
Варианты применения пословиц и поговорок на различных уроках очень разнообразны.
Виды работ с пословицами:
1. дидактическая игра «Собери пословицу»:
Берётся достаточно узнаваемая пословица, все слова в ней меняются местами. Задача детей - восстановить исходное предложение, объяснить ее смысл и определить тему:
Учиться, пригодиться, смолоду, навек.
2. Из данных пословиц выбери ту, которая относится к теме «Родина».
3. Соедини части пословиц, объясни их смысл.
Разновидностью данного вида работы с пословицами является дидактическая игра «Домино».
5. Дидактическая игра «Поменялись местами»
В условии даны пословицы, имеющие чужой «часть», то есть соединены начало одной и конец другой. Надо найти соответствие между «началом» и «концом».
6. Дидактическая игра «Нарисуй пословицу».
7.Кроссворды, составленные по пословицам.
8.Можно использовать и такой вид работы с пословицами - учитель лишь намекает на пословицу, а дети сами продолжают пословицу:
Труд кормит, а что же лень?
Ученье свет, а неученье что?
Задача учителя - показать учащимся, что «пословица недаром молвится», что человек, включая народные изречения в свою речь, придаёт ей особую меткость, образность, выразительность; сверяет своё поведение и мысли с мнением народа.
Список используемой литературы.
1.Подласный И.П. Педагогика – М.: Владос, 2005.
2.Рожков М.И. Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
4.Рахимов А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности. // Классный руководитель. 2001. № 6.