СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения на уроках истории

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения на уроках истории»

ГРАЖДАНСКО-патриотическое воспитание ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ на уроках истории


В условиях модернизации российского образования патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений в работе с детьми. Современное общество ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Очень важными сегодня являются возрождение в российском обществе чувства истинного патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, формирование у подростков граждански активных, социально значимых качеств.

В работе нашей школы важнейшей составляющей процесса воспитания является формирование и развитие патриотических чувств обучающихся. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности. Каждый учитель в школе стремиться с помощью различных средств, методов и приемов привить современному школьнику чувство патриотизма, которое гарантировало бы укрепление территориальной целостности России; любовь к ней; защиту Родины, как в мирное, так и в военное время.

Одним из основных факторов патриотического воспитания в школе является изучение истории, так как учитель  на основе мощного использования воспитательного потенциала истории России имеет уникальную возможность активно воспитывать подрастающее поколение в духе патриотизма и преданности Родине. В этом вопросе большая ответственность лежит на педагоге - историке. Именно он может взволновать  своих учеников, а значит, и сформировать у них патриотические взгляды и убеждения. Благодаря патриотизму и героизму народа, России удавалось выходить из самых тяжелых ситуаций в самые сложные периоды своей истории. Уроки истории призваны помочь школьникам пережить и осмыслить все положительное, что было в прошлом. Усвоение обучающимися идеи любви к Родине, ко всему человечеству, привитие общечеловеческих норм нравственности является важнейшим этапом формирования гражданственности, воспитания Гражданина России. Это достигается, когда идеи патриотизма раскрываются перед умом и сердцем воспитанника в ярких, эмоциональных образах, пробуждают в них чувства сопереживания, благодарности к мужественным борцам за торжество правды, справедливости. В тоже время, знания о Родине должны вызывать не только гордость за ее достижения, но и сердечную боль, тревогу, сопереживание.

Наиболее благодатный материал по воспитанию любви к Родине содержат в себе уроки, посвященные Великой Отечественной войне. Изучение периода Великой Отечественной войны является одним из главных в процессе патриотического воспитания, здесь не может быть упрощенного, схематичного подхода. Подвиг советского народа в этой войне еще не раскрыт, не оценен до конца. Подрастающее поколение, несмотря на особенности современной жизни, неравнодушно к подвигам своих предков.

Среди крупнейших событий второй мировой войны великая битва под Москвой занимает особое место. Именно здесь, на подступах к столице первого в мире социалистического государства, хваленая гитлеровская армия, в течение двух лет легким маршем прошедшая многие европейские страны, потерпела первое серьезное поражение. Разгром фашистских войск под Москвой явился началом коренного поворота в ходе войны. Окончательно был похоронен гитлеровский план «блицкрига»; перед всем миром была развенчана фальшивая легенда о «непобедимости» гитлеровской армии. Битва под Москвой – одна из самых плодотворных тем, которая позволяет затрагивать глубокое чувство патриотизма в детских душах.

В боях под Москвой проявился массовый героизм советских людей. Всему миру известны беспримерные подвиги 28-и гвардейцев Панфиловцев, летчика Виктора Талалихина, Лизы Чайкиной, Зои Космодемьянской и многих других. «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва!» – Эти слова политрука Василия Клочкова облетели весь фронт и стали крылатыми. Герои погибли, но не отступили. Победа в битве окружила ореолом немеркнущей славы своих героев. За образцовое выполнение боевых заданий и проявленные в битве под Москвой мужество и героизм свыше 180 человек удостоены звания Героя Советского Союза. Рассказ о любом герое позволяет затронуть сердца детей.

В этом году Россия отметит 70-летие героической обороны Москвы. Чем дальше уходят в историю те дни 1941 года, чем меньше остается свидетелей и участников боев, тем труднее осознать, особенно молодому поколению, трагизм и значение битвы за столицу. Учебники истории, особенно для старших классов, написаны труднодоступным, сухим языком, плохо иллюстрированы. Поэтому каждый урок я стараюсь оборудовать ярким фактическим материалом. Здесь широко использую картины, плакаты, портреты героев, художественную литературу, аудиозаписи, презентации школьников. Темы для презентаций ученики старших классов подбирают самостоятельно. Выбор тем разнообразен, например: «Великая битва под Москвой», «Партизанское движение под Москвой», «Командующие Московской битвой», «Герои Московской битвы», «Панфиловцы» и т.д.

Большой силой эмоционального воздействия обладают исторические документы. На мой взгляд, необходимо включать, как одно из условий патриотического воспитания, изучение дополнительного исторического материала. Чтобы заинтересовать ученика в этом, учитель вместе с детьми ведет работу с публицистикой, мемуарами, словарями, энциклопедиями и другими источниками. Особую роль в формировании чувства патриотизма играют те документы, в которых наиболее наглядно выражена нравственная позиция участников исторических событий, которые говорят не только о героических поступках совершенных во имя своего народа, но и о мотивах этих поступков. Это дневники и письма участников Московской битвы, воспоминания и размышления людей, которые трудились и погибли на благо своей Родины. В процессе обучения сильной эмоциональной окраской обладает метод проекта. Элементы метода проекта заставляют работать исследовательские и творческие способности учащихся. Когда дети сами работают с исторической литературой, с документами, готовят инсценировки о героях Московской битвы, они еще в большей степени осознают свою сопричастность к их подвигам.

К сожалению, нехватка времени на уроках не позволяет в полном объеме погрузиться в события 1941 года. Для более глубокого восприятия данной темы использую дополнительное время, например на просмотр фильма «Битва за Москву» режиссера И. Гутмана из киноэпопеи «Великая Отечественная», документального фильма «Битва за Москву» режиссера

Р. Кармена. Учебные диски и фильмы по истории имеют большое количество документов, при этом они позволяют услышать голос непосредственных участников исторических событий, которые делятся впечатлениями и размышлениями, увидеть документальные кадры. Это дает возможность не только наилучшим образом донести до учащихся тот строй мыслей, который в них заключен, но и ощутить особые чувства. Материал производит сильное впечатление, не позволяет ученикам оставаться равнодушными, заставляет задуматься о том, что значит для человека Родина. После просмотра фильма ученики стремятся осмыслить подвиг советского солдата, поставить себя на его место. Подобные внеклассные мероприятия оказывают огромное эмоциональное воздействие на ребят, вызывают чувство гордости за участников величайших событий истории, спасших мир от угрозы фашизма.

История Отечества как никакой другой предмет содержит большие возможности для патриотического и гражданского воспитания школьников. В ее учебных материалах можно найти множество примеров истинного патриотизма и честного служения отчизне. Многовековая история нашего народа свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к Родине. Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консолидации всего общества, является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности. От того, как будет поставлена работа по патриотическому воспитанию во всех школах нашей страны, и зависит во многом выполнение этой сложной проблемы современной жизни. Только объединив усилия воспитать новое поколение, которое выдержит все испытания и трудности, выпавшие на долю нашей отчизны, мы сможем сохранить Россию. 

Список использованной литературы

  1. Левкина Т. Патриотическое воспитание при изучении Отечественной истории // Воспитание школьников.-2007. №10.

  2. БуторинаТ.С. Воспитание патриотизма средствами образования/ Т.С. Буторина, Н.П. Овчинникова – СПб: КАРО, 2004.

  3. КасимоваТ.А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т.А. Касимова, Д.Е. Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2005.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!