«Гражданско-правовое воспитание младших школьников через внеурочную деятельность…»
(выступление Франк С. В., учителя начальных классов МБОУ СОШ №4 г.Десногорска, 26.11.2014г.)
В младшем школьном возрасте происходит начало осознанного восприятия мира. Поэтому этот возраст является одним из благоприятных периодов правового воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни.
Именно в этом возрасте закладываются не только основы знаний, но и формируются нормы поведения, убеждения, привычки, потребности личности.
Основные характеристики учащихся начальной школы:
1. Основной интерес у школьников данной возрастной группы направлен на узнавание своего «Я»;
2. Социальная деятельность младших школьников регулируется правилами, а не нормами права, поэтому доминирующими являются нравственные регуляторы;
3. Наибольший познавательный эффект достигается в игровой учебной деятельности.
Целью правового образования сегодня является подготовка учащихся к ответственной, осмысленной жизни и деятельности в гражданском обществе, правовом государстве. Это достигается формированием у них глубоких и устойчивых представлений о мире, обществе, государстве. Развитие личностных мотиваций и установок, которые соответствуют общечеловеческим, принятым в обществе ценностям, способствуют участию индивида в управлении страной, решении задач различного уровня - от общенациональных, государственных до семейно-бытовых.
Основными задачами правового образования детей в начальных классах являются:
1. Понимание школьниками ценностей человеческой жизни.
2. Формирование и развитие у детей правосознания, гражданской ответственности, сознательной дисциплины.
3. Формирование правового поведения, правильного понимания свободы и необходимости нести ответственность за правонарушения.
Ученики ежедневно вступают в различные взаимоотношения с другими людьми; круг их контактов расширяется после окончания школы. Но часто они не подозревают, что вступают в определенные правовые отношения, в основе которых лежат устойчивые и обязательные для всех правила поведения. Для соблюдения этих правил поведения необходима правовая подготовка, которая дает возможность принимать правильные нравственные и правовые решения, выполнять гражданские обязанности, избегать конфликтов, асоциальных поступков.
Гражданско-правовое воспитание имеет ярко выраженную практическую направленность, способствуя адаптации младших школьников к новым формам жизнедеятельности и к новым социальным ролям.
Поступив в школу, дети знакомятся с «Правилами для учащихся» и учатся их выполнять, соблюдать распорядок жизни школы; у них формируется отношение к людям, труду, природе; они приучаются к охране окружающей среды, заботе о здоровье, приобретаются навыки ориентировки в окружающей жизни, у них воспитывается дисциплина труда. Все эти полезные знания, умения и навыки являются положительной основой для формирования правовых знаний в старших классах.
Для начальной школы важно, чтобы дети последовательно осваивали возможности собственной активности и ответственного поведения в школе. Такие возможности предоставляет, например, дежурство в классе, а затем в школе первой ступени. Обязанности дежурных, их права и гарантии должны быть доступны для обсуждения, доработки и утверждения. В то же время, важным является соблюдение традиций в этой области и ясность их происхождения. Исключительно важно, чтобы правовые документы, регулирующие школьную жизнь, разрабатывались с участием всех субъектов этой жизни. Так в нашем классе «Памятка дежурного», «Законы жизни нашего класса» не просто вывешиваются в классном уголке, а постоянно обсуждаются, дополняются, перерабатываются, т.к. с возрастом меняются и обязанности обучающихся.
Чем старше становятся дети, тем с более сложными проблемами приходится им сталкиваться. И это проблема морального выбора – как поступить. У каждого ребёнка в жизни есть трудные ситуации. Помощь для их разрешения большинство предпочитает искать у родителей (52 %) или у друзей (21 %). 25% ребят выразили готовность обратиться за помощью к классному руководителю. А 2% - переживает свои проблемы в одиночку.
С введением ФГОС, а точнее введением внеурочной деятельности, появилось огромное поле деятельности. Работа в разных направлениях позволяет уделять внимание разным сторонам правового воспитания –
патриотическое воспитание: без осознания себя гражданином великой страны невозможна полноценная воспитательная работа,
сфера интеллектуального развития – это ежедневная обязанность каждого ученика и расширение его познавательных интересов,
эколого-краеведческое направление – в данный момент крайне актуальное – ведь от дальнейших действий Человека на планете Земля зависит и её будущее существование,
спортивно-оздоровительное направление – не менее актуальное на сегодняшний день – «здоровый человек – здоровое общество, здоровое поколение – здоровая Россия»,
художественно-эстетическое – позволяет ребятам проявить свои творческие наклонности, раскрыть таланты и оградить ребёнка от влияния улицы.
Сегодня мне хотелось бы поподробнее остановиться на одном из этих направлений – оздоровительном. Почему? Ни для кого не секрет что ¾ всех преступлений совершаются либо в состоянии алкогольного, либо наркотического опьянения. Характерной чертой преступлений несовершеннолетних становятся насилие и жестокость. При этом они зачастую преступают тот предел насилия и жестокости, который в конкретной ситуации был бы вполне достаточен для достижения цели.
За последние годы количество малолетних правонарушителей увеличилось более чем на 50%. Наблюдается тенденция “омоложения” преступности несовершеннолетних, повышение криминальной активности детей младшего возраста.
Исследования показывают, что более 2/3 малолетних преступников воспитывались в семьях, где постоянно присутствовали ссоры, скандалы, взаимные оскорбления, пьянство и разврат. Каждого 8-10, вставшего на преступный путь в раннем возрасте, в пьянство и совершение преступлений вовлекли родители, старшие братья, близкие родственники.
Хотелось бы, чтобы наши дети с самого раннего возраста понимали ценность своего здоровья и здоровья окружающих людей.
Акция «Пусть всегда будет ЗАВТРА!» стала для нас отправной точкой. С этого момента ежегодно в классе проводятся мероприятия, приуроченные к этой теме.
Ежегодно обновляется и уточняется социальный паспорт класса, списки учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации, нуждающихся в социальной и психолого-педагогической поддержке.
В классе существует стенд для учащихся и родителей « Права и обязанности несовершеннолетних», «Куда обратиться за помощью».
Мероприятия, проводимые в рамках Акции, затронули не только наш класс. Мы приглашали и свою параллель, и ребят из группы продленного дня, и даже старшеклассников.
Конечно, предшествовала огромная подготовительная работа:
- проведено анкетирование обучающихся
- стартовал проект «Мы – за жизнь, или Здоровая Россия» (создание презентаций и фильмов)
-конкурс рисунков, творческих работ: работы, победившие в конкурсе украсили закладочки и открытки .
- подготовка родителями различных буклетов-памяток
- проведение мероприятия «Пусть всегда будет Завтра!» волонтёрами группы «ЛУЧИК»
Данная работа ведётся круглогодично, а не эпизодически. В классе создан Совет по разрешению конфликтных ситуаций. В его составе ребята с непререкаемым положительным авторитетом.
Процесс взаимодействия семьи и школы я направляю на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность. Хочется отметить огромную роль семьи, без которой все наши усилия были бы тщетными. Родители отмечают, что больше времени стали уделять своим детям.
С родителями обсуждался вопрос «Ответственность родителей за правовое воспитание детей», за их поведение в школе и других общественных местах, проводились беседы по вопросам семейного воспитания, единства требований к ребенку семьи и школы и т.п.
Традиционными стали родительские собрания-праздники «Мы на ступеньку выше поднялись». Они проходят с участием детей и показывают продвижение каждого ученика по лестнице успеха. Отмечаются заслуги каждого ребёнка.
Результат своей работы вижу в активном участии детей в школьных, городских, областных, Всероссийских, Международных конкурсах.
Итог проделанной работы – на ВШК – 0%, преступлений и правонарушений, совершённых учениками моего класса – 0%. Все 100% обучающихся вовлечены в кружки, секции.
Становление гуманистических ценностных ориентаций должно способствовать формированию у младших школьников таких свойств личности, как:
1. чувство собственного достоинства, уважение к себе;
2. требовательность к себе, ответственность;
3. отрицательное отношение к унижению, оскорбительному обращению;
4. протест против любых проявлений насилия, стремление защитить свою честь;
5. жизнестойкость, уверенность в себе;
6. самообладание при промахе, ошибке;
7. умение не падать духом при неудачах;
8. умение радоваться жизни;
9. вера в добро, в справедливость.
Сегодня школа обязана обучать правовой культуре, как учащихся, так и родителей. Учитель должен формировать уважение к чужим правам и взглядам, проявлять терпимость и способность к компромиссам, а также уметь создать такую обстановку, в которой каждый ребенок чувствует себя личностью с ее индивидуальностью и неприкосновенностью.
3