Автор: Шустикова А.В., учитель истории и обществознания
Гражданско-правовое воспитание на уроках истории и обществознания.
Из опыта работы
Воспитание в школе всегда было ориентировано на достижение определённого идеала, т.е. образа человека, имеющего приоритетное значение для общества в конкретно-исторических социокультурных условиях. Согласно современной «концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
И именно такая задача сегодня как никогда остро стоит перед школой. Современные школьники должны обучаться в духе мира, терпимости, равенства, уважения к человеческим правам и свободам. Поэтому одно из направлений воспитания обучающихся – это гражданско-правовое воспитание и формирование человеческой личности.
Гражданское воспитание школьников направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности.
Основные цели гражданского воспитания в школе:
1. повышение чувства ответственности за свои поступки, действия.
2.формирование устойчивой активной жизненной позиции гражданина – патриота своей Родины.
3. социализация личности.
4. формирование правосознания и правовой культуры обучающихся, воспитание в духе гражданственности и патриотизма.
Древнегреческий философ Плутарх говорил: «Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы они путем правильного воспитания сделались хорошими – это в нашей власти». Т.о. современное образование ставит перед собой вопрос не только, кем станут наши воспитанники, а главное – какими они будут. Как добиться того, чтобы каждый из них достойно нёс высокое звание гражданина своей Родины?
Содержание гражданско-правового образования реализуется во всех учебных курсах, но в первую очередь на уроках обществознания и истории, которые позволяют усвоить наиболее актуальные обобщенные знания о человеке, обществе, отношениях человека к природе, обществу, самому себе, об основных областях общественной жизни, помогают успешно ориентироваться в социальной реальности. На этих уроках дети приобретают опыт освоения основных социальных ролей (члена семьи, гражданина, избирателя, собственника и др.), усваивают идеалы и ценности демократического общества.
Изучение истории Древнего мира и истории средних веков позволяет обратить внимание на этапы становления гражданского права (если иметь в виду право как систему правил поведения людей), т.е. отслеживается цепочка обычай-мораль-право. В частности, роль обычаев, регулирующих отношения между людьми в первобытном обществе, можно отметить при изучении раздела «Жизнь первобытных людей» в 5 классе и на примере жизни германцев и древних славян в 6 классе. Мораль – следующий этап в становлении права и учебный материал позволяет уделить внимание данной системе правил поведения людей при изучении тем «Библейские сказания» и «католическая и православная церковь». Что касается права, то содержание учебного материала 5-6 классов даёт возможность связать его с появлением государства у древних народов мира и, в частности, у славян.
Основные направления, которые я использую на уроках истории по формированию гражданско-правовых знаний это:
Изучение текстов законов, исторических документов.
Изучение характеристик исторических личностей.
Изучение и сравнение положения различных слоёв населения в различные исторические эпохи.
Политические и правовые учения, теории, взгляды мыслителей прошлого.
Работа с политическими и правовыми терминами и понятиями.
Изучая историю древнего мира, дети знакомятся с такими понятиями как «государство», «гражданин», «закон», «демократия», «права и обязанности», «социальное неравенство», «республика», «выборы». Т.е. закладываются основы для дальнейшего восприятия и осознания процесса становления гражданско-правового общества и человека, как основного строителя такого общества.
На уроках истории дети знакомятся с историческими деятелями, дают характеристику их личностных качеств. Я останавливаюсь на тех исторических личностях, которые способствовали процветанию России, и на их примерах учу детей. Патриотизм известных исторических деятелей, писателей, героев национально-освободительных войн, благородный гражданский и нравственный опыт людей прошлого и современности побуждает школьников следовать их примеру, формирует потребность в нравственном самосовершенствовании. Изучая такие темы по истории России как «Борьба Руси с иноземными захватчиками», «Куликовская битва», я задаю детям вопрос: «Как вы думаете, почему русский народ одержал победу в Невской битве, Ледовом побоище, на Куликовом поле?» Дети отмечают мужество и самоотверженность воинов, их стремление защитить свою Родину и своих близких, но также выделяют личностные качества полководцев: талант военачальника, любовь к Родине, смелость, ловкость, бесстрашие.
Изучение исторических источников помогает более глубже понять те или иные процессы и события. Это и тексты законов, указов, описание исторических событий глазами современников. Это и «Русская правда» Ярослава Мудрого – первого письменного свода законов Киевской Руси, и «Поучение» Владимира Мономаха своим детям. Владимир рассказывает своим сыновьям историю служения своего Руси, просить быть едиными и помнить о том, что они дети своего отца и матери. Во всём произведении чувствуется страх и боль за землю русскую. Отец даёт наказ своим сыновьям и просит их не проходить мимо беды людской. Убеждает сыновей подавать нищему, помогать убогому и больному. После знакомства с «Поучением» дети понимают, что все вопросы, затронутые в нём, актуальны и сегодня. Это произведение древнерусской литературы имеет огромный воспитательный потенциал. Оно проповедует идеалы доброты, милосердия, сострадания, уважения к людям.
При изучении некоторых тем, обучающиеся получают дополнительные задания – написать реферат, сообщение по характеристике исторического деятеля, того или иного события. Дети самостоятельно находят и представляют новые факты, анализируют их и высказывают своё отношение к ним.
Усиливает воспитательный эффект и просмотр сюжетов из художественных и документальных фильмов, картины известных художников.
Работа в группах формирует навыки общения, сотрудничества, взаимопонимания и уважения.
Безусловно, огромную роль в решении данной проблемы играют уроки обществознания. Обществознание призвано формировать этические, гуманистические представления обучающихся, воспитать их в духе толерантности, уважения традиций народов России и мира, прививать школьникам знания о социально-экономической, политической и культурной сферах современного общества.
На уроках обществознания дети знакомятся с правами и обязанностями граждан. Сначала мы изучаем основные положения Конституции РФ, «Декларации о правах человека», «Конвенции о правах ребёнка», затем я предлагаю детям поиграть в игру «Юридическая консультация». Обучающиеся перевоплощаются в юристов. Раздаю им карточки с жизненными ситуациями, где нарушаются права человека и дети должны на основании полученных знаний объяснить какие права нарушены. При изучении этой темы делаю акцент на то, что прав без обязанностей не бывает и что необходимо не только заявлять о своих правах, но и соблюдать права других людей. Провожу беседу по вопросам: «Что такое закон? Почему необходимо соблюдать законы? Какие бывают законы?» Дети активно участвуют в обсуждении и высказывают свою точку зрения и выявляется понимание, что законы необходимы для того, что бы в обществе был порядок и что соблюдение законов – это обязанность каждого гражданина. Тема урока в 7 классе «Виновен – отвечай» формирует у обучающихся понимание неизбежности наказания за совершённое преступление, воспитывает у детей уважение к закону, понимание, что закон строго наказывает всех нарушителей, даже несовершеннолетних.
Тема «Символика России» знакомит детей с историей появления герба, гимна, флага Российской Федерации. Задаю дополнительное задание – подготовить сообщения о гербе, флаге, гимне Курской области и Суджанского района.
На уроке по теме «Мы – многонациональный народ» дети учатся уважать людей любой национальности. Прививается уважение к их культуре, языку. Знакомимся с основными правилами, которые говорят, как нужно относиться к людям другой национальности. И главное из них это библейское правило, которое люди назвали золотым: относись к людям так, как ты хочешь, чтобы другие относились к тебе.
В 7 классе изучаем тему «На страже закона». Эта тема знакомит обучающихся с деятельностью правоохранительных органов: полиции, прокуратуры, суда, адвокатуры, нотариата. После я организовываю игру «Куда вы обратитесь, если…» и привожу примеры: если вас обокрали, если необходимо написать доверенность или завещание, если вас обвиняют и т.д. То есть, как применить полученные знания на практике.
И опять таки на уроках обществознания невозможно обойтись без примеров из истории. Дополнительный материал, содержащийся в учебнике «Жил на свете человек», «Путешествие в прошлое» знакомят детей с интересными событиями и фактами из жизни людей, оставивших заметный след в памяти народа.
Но деятельность учителя по гражданско-правовому воспитанию не ограничивается уроками. Мною и воспитанниками 6 и 7 классов было проведено мероприятие для 1-5 классов «Я ребёнок – я человек». Мы с детьми подготовили и провели это мероприятие в театрализованной форме. Дети разыгрывали сюжеты народных сказок, где нарушались права героев. Воспитанники познакомились с основными правами детей, «Конвенцией о правах ребёнка».
На классном часе «Горжусь тобой моя Россия!» дети узнали интересные факты о России, читали патриотические стихотворения и в завершении исполнили песню «Ты живи, моя Россия!». Также были проведены уроки «Мир против нацизма», совместно с А.Н. Конопленко был проведён урок «Россия и Крым – вместе», посвящённом присоединению Крыма к России, «Пусть осень жизни будет золотой…», урок посвящённый дню пожилых людей и другие.
При подготовке таких мероприятий дети проявляют инициативу и активно в них участвуют.
Только благодаря целенаправленной, сознательной деятельности учителя и активному участию детей в изучении российской истории, истории родного края, в познавательной исследовательской и творческой деятельности возможно реализовать идеи гражданского и патриотического воспитания личности.
Качественный уровень воспитанности школьников может быть заметен в их поведении, в отношении к себе, к окружающим, к проблемам школы, города, страны, в их активной или пассивной гражданской позиции.