СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Грешники и праведники Н. С. Лескова. Обсуждение произведений: "Леди Макбет Мценского уезда" и "Несмертельный Голован"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Такие образовательные задачи поможет решить данный урок:

  • Углубить связи между  восприятием произведения с опорой на методы реминисценции (аллюзия) интерпретацией и самостоятельной деятельностью.
  • Закрепить умение трактовать название произведения как ключ к пониманию текста.
  • Понакомиться с образами героев, анализируя заголовок, эпиграф и экспозицию очерка.
  • Исходя из заглавия, эпиграфа и экспозиции научиться формулировать, какие темы и проблемы ставит перед читателем автор.
  • Пользуясь приёмами сравнения и сопоставления, постараться увидеть главных героев произведений и оценить их поступки.
  • Развивать умение высказывать свою точку зрения, вести аргументированный разговор, делать выводы на основе анализа.

Просмотр содержимого документа
«Грешники и праведники Н. С. Лескова. Обсуждение произведений: "Леди Макбет Мценского уезда" и "Несмертельный Голован"»


План-конспект открытого урока по литературе

(Учитель Сыроварова Елена Александровна)

ТЕМА: Грешники и праведники Н. С. Лескова. Обсуждение произведений: «Леди Макбет Мценского уезда» и «Несмертельный Голован».

УРОК №№

ТИП УРОКА: урок изучения нового материала с опорой на ранее изученный материал.

Логика процесса усвоения нового с закреплением и осмыслением ранее известного материала:

  • Актуализация опорных знаний и их коррекция.

  • Определение границ (возможностей) применения этих знаний: что с их помощью можно определить, где применить?

  • Пробное применение знаний.

  • Перенос знаний в новые условия.

ЦЕЛЬ УРОКА:

  1. Познакомить учеников с новыми произведениями Н. С. Лескова.

  2. Продолжать формирование навыков литературоведческого анализа.

ЗАДАЧИ УРОКА:

  1. Образовательные задачи:

  • Углубить связи между восприятием произведения с опорой на методы реминисценции (аллюзия) интерпретацией и самостоятельной деятельностью.

  • Закреплять умение трактовать название произведения как ключ к пониманию текста.

  • Знакомиться с образами героев, анализируя заголовок, эпиграф и экспозицию очерка.

  • Исходя из заглавия, эпиграфа и экспозиции учиться формулировать, какие темы и проблемы ставит перед читателем автор.

  • Пользуясь приёмами сравнения и сопоставления, постараться увидеть главных героев произведений и оценить их поступки.

  • Развивать умение высказывать свою точку зрения, вести аргументированный разговор, делать выводы на основе анализа.

  1. Общеучебные задачи:

  • Продолжать совершенствовать монологическую и диалогическую речь.

  • Совершенствовать навыки владения основными видами ответов (пересказ, выразительное чтение, тематический ответ, сообщение, доклад).

  1. Развивающие задачи:

  • Развитие речи, мышления, эмоционально-волевой сферы личности (чувства, переживания, воля)

  • Развивать умственную деятельность (выполнять операции анализа, синтеза, классификации, способность наблюдать, делать выводы, определять цель и и способ деятельности).

  1. Воспитательные задачи:

  • Формировать читателя, его духовный мир.

  • Воспитывать способность отличать поступки, проступки и преступления.

  • Учить с уважением относиться к товарищам и труду учителя.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • Проектор.

  • Доска с записями.

  • Музыкальные инструменты (реализация домашнего задания).

  • Раздаточный материал.

ПРИЁМЫ:

  • Запись в тетрадях темы, эпиграфа к ней, формулировок, вопросов, опорных пунктов плана.

  • Использование приёмов мышления (анализа, сравнения).

  • Использование ТСО и средств наглядности.

МЕТОДЫ:

  • Эвристическая беседа.

  • Исследовательский метод.

  • Проблемный.

  • Объяснительно-иллюстративный.

  • Сравнение и сопоставление образов героев.

ПЛАН УРОКА:



Этап урока

Приёмы и методы

Время

(мин.)

1

Приветствие. Организационный момент.

Слайд №1 – 18.

Реализация домашнего задания. (Исполнение романса).

Использование ТСО. Этап проверки домашнего задания.

2-3 мин.

2

Беседа. Каким чувством проникнут романс. (Тревога, её нарастание, смятение чувств, вера и надежда). («Я словно…)

Этап всесторонней проверки знаний. Иллюстрации к каким произведениям узнали.

Работа с терминами.

Соотнесите термины и их определения.

1. Противопоставление понятий, положений, образов – это…

2. Разновидность художественного произведения, объединяющая общими чертами разные произведения – это…

3. Средний эпический жанр, по характеру развития сюжета сложнее рассказа, но менее развёрнут, чем роман – это…

4. Изображение внешности героя как средство его характеристики – это…

5. Малый эпический жанр, в котором дано изображение какого-либо эпизода из жизни героя – это…

6. Нахождение общих и различных черт между двумя предметами, явлениями – это…

7. Знакомство в начале произведения с местом, временем действия, с героями произведения – это…

8. Переработанное воспроизведение чужого произведения, воспоминание о нём – это…

9. Выразительная подробность в произведении, несущая смысловую и эмоциональную нагрузку – это…

Жанр, повесть, антитеза, рассказ, портрет, сравнение, художественная деталь, реминисценция, экспозиция

Объяснительно-иллюстративный. Сравнение и сопоставление. Беседа. Записываем эпиграф (на доске) к уроку. (Тему сформулируем позже).

Да ведь в чём счастье полагать:

есть счастье праведное,

есть счастье грешное.

Праведное ни через кого не переступит,

а грешное всё перешагнёт.

Они же первое возлюбили паче последнего.


12 глава (?)

Работают с раздаточным материалом. Термины.

5 мин.

3

Реализация д. з. (Элективный курс. Сочинения) Слайд 19-21

Озвучиваем. (Читаем).

2 мин.

4

Две Катерины в русской литературе.

Слайд№22 - 26

Раздаточный материал. Дописываем, догадываемся, сверяем.

5 мин

5

Работа с названием (какая же леди? Ирония? Трагедия?) и эпиграфом. «Первую песенку зардевшись спеть». ???

Слайды 28 – 37. Мир купечества. Экспозиция. Время? (19 век). Место? (Россия. Купеческая среда). Героиня?

Леди (женская тема).

Макбет (Шекспир. Название трагедии. Кровь, трагедия, смерть, преступление.)

Мценский уезд(русский уезд, типичный для России, российские темы и проблемы).



Реализация д.з. (Марина). ТСО.

Раздаточный материал. Слайд №39. (Критики о К.)

Катерина Измайлова – молния, порождённая самим мраком и лишь ярче подчёркивает непроглядную темень купеческого быта.

В. Гебель

Какая там «Гроза» Островского – тут не луч света, тут фонтан крови бьёт со дна души: «Анна Каренина» предвещает отмщение «бесовской страсти»

Л. Аннинский



5 мин

6

Жанр.? Рассказ? (но 15 гл.) Автор сам определяет как очерк. Почему?

Беседа.

Работа с раздаточным материалом. Термины.


7

Экспозиция очерка?

  • Место – Россия, купеческая среда.

  • Время – 19 век.

  • Героиня – Катерина Львовна Измайлова.

Вновь акцент на темах:

  • Российская действительность 19 в. (Провинция).

  • Тема русского национального характера.

  • Тема судьбы женщины в России.

  • Тема преступления, страшной драмы.

Беседа.


8

Анализ образа Катерины Измайловой с точки зрения его развития в главах.

Реализация домашнего задания.


9

Проверочная работа. Рефлексия.

1. Катерина Львовна Измайлова -….жена.

2. В очерке мы видим реминисценции из…

3. Портрет героини построен на…

4. У Катерины Измайловой в отличие от Катерины Кабановой нет…

5. «Ключевыми словами», характеризующими образ жизни Катерины Львовны в доме мужа, являются слова…


По очереди читают. Методика незаконченных предложений.


2 ур.

«Несмертельный Голован».




1

Грешник и праведник?

Взгляд Лескова.

Беседа.

Реализация домашнего задания.

Методика незаконченных предложений.


2.

Работа по главам. Раскрытие образа Голована в главах.

Аналитическое чтение.


3.

В каком смысле Голован был прозван «несмертельным»?

Чем, по Лескову, определена эта «несмертельность»?

В чём состоит и чем утверждается праведность Голована?



4.

Какие особенности композиции, повествовательной манеры, языка, стиля Лескова вы можете отметить?



5.

Д. З. Можно ли оправдать преступление во имя любви?

«Две Катерины русской литературы: Островский Лесков»

Что нового в представлениях о народной жизни России



















ХОД УРОКА

УРОК №1

1.Ввод в урок. Приветствие. Настрой.

- Мы вчера приступили к более детальному изучению творчества Н. С. Лескова. Вспомнили факты биографии, известные, постарались понять эволюцию идейно-эстетической позиции писателя. Вы получили задание перечитать… и заполнить таблицу, проанализировав образы героев этих произведений.

- Вспомним взгляды Лескова на современную ему действительность. Тезисы. Можно прочитать. Читаем по очереди.

(Проверка домашнего задания).

- Два произведения в центре нашего внимания.

- Начнём с эпиграфа к уроку, а затем определим тему.

- Запишите эпиграф в тетрадь. Тема? Записываем.

Исполнение романса.

Каким чувством проникнут романс. (Тревога, её нарастание, смятение чувств, вера и надежда)..

- Иллюстрации к каким произведениям узнали?

- Тема? Любовь.

- Проблема? Женское счастье.

2. Постановка задач с опорой на ключевые слова темы.

(Будем анализировать заглавия повестей, эпиграфы, Знакомиться с экспозицией, местом, временем действия, с героями произведений.)

  1. Актуализация.

Словарная литературоведческая разминка. Работа с терминами.

Две Катерины. Слайд 24. Беседа.

  1. Работа с названием. Сначала назывался очерк «Леди Макбет нашего уезда».

Зачем автор изменил название? (Чтобы подчеркнуть черты типичности и одновременно указать на провинциальность героев.)

Комплексный анализ каждого слова. Слайд 40.

5. Проблема жанра. Поисковая работа. Слайд 48.

- Читаем высказывания критиков. Обсуждаем.

6. Работа с эпиграфом. Что это? Почему важен?

7. Имя героини. (Онимастика).

8. Анализ экспозиции.

9. Анализ образа Катерины Измайловой с точки зрения его развития в главах.

10. Проверочная работа. (Раздаточный материал). Рефлексия.

1. Катерина Львовна Измайлова -….жена.

2. В очерке мы видим реминисценции из…

3. Портрет героини построен на…

4. У Катерины Измайловой в отличие от Катерины Кабановой нет…

5. «Ключевыми словами», характеризующими образ жизни Катерины Львовны в доме мужа, являются слова…







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!