План-конспект открытого урока по литературе
(Учитель Сыроварова Елена Александровна)
ТЕМА: Грешники и праведники Н. С. Лескова. Обсуждение произведений: «Леди Макбет Мценского уезда» и «Несмертельный Голован».
УРОК №№
ТИП УРОКА: урок изучения нового материала с опорой на ранее изученный материал.
Логика процесса усвоения нового с закреплением и осмыслением ранее известного материала:
Актуализация опорных знаний и их коррекция.
Определение границ (возможностей) применения этих знаний: что с их помощью можно определить, где применить?
Пробное применение знаний.
Перенос знаний в новые условия.
ЦЕЛЬ УРОКА:
Познакомить учеников с новыми произведениями Н. С. Лескова.
Продолжать формирование навыков литературоведческого анализа.
ЗАДАЧИ УРОКА:
Образовательные задачи:
Углубить связи между восприятием произведения с опорой на методы реминисценции (аллюзия) интерпретацией и самостоятельной деятельностью.
Закреплять умение трактовать название произведения как ключ к пониманию текста.
Знакомиться с образами героев, анализируя заголовок, эпиграф и экспозицию очерка.
Исходя из заглавия, эпиграфа и экспозиции учиться формулировать, какие темы и проблемы ставит перед читателем автор.
Пользуясь приёмами сравнения и сопоставления, постараться увидеть главных героев произведений и оценить их поступки.
Развивать умение высказывать свою точку зрения, вести аргументированный разговор, делать выводы на основе анализа.
Общеучебные задачи:
Продолжать совершенствовать монологическую и диалогическую речь.
Совершенствовать навыки владения основными видами ответов (пересказ, выразительное чтение, тематический ответ, сообщение, доклад).
Развивающие задачи:
Развитие речи, мышления, эмоционально-волевой сферы личности (чувства, переживания, воля)
Развивать умственную деятельность (выполнять операции анализа, синтеза, классификации, способность наблюдать, делать выводы, определять цель и и способ деятельности).
Воспитательные задачи:
Формировать читателя, его духовный мир.
Воспитывать способность отличать поступки, проступки и преступления.
Учить с уважением относиться к товарищам и труду учителя.
ОБОРУДОВАНИЕ:
ПРИЁМЫ:
Запись в тетрадях темы, эпиграфа к ней, формулировок, вопросов, опорных пунктов плана.
Использование приёмов мышления (анализа, сравнения).
Использование ТСО и средств наглядности.
МЕТОДЫ:
Эвристическая беседа.
Исследовательский метод.
Проблемный.
Объяснительно-иллюстративный.
Сравнение и сопоставление образов героев.
ПЛАН УРОКА:
№ | Этап урока | Приёмы и методы | Время (мин.) |
1 | Приветствие. Организационный момент. Слайд №1 – 18. | Реализация домашнего задания. (Исполнение романса). Использование ТСО. Этап проверки домашнего задания. | 2-3 мин. |
2 | Беседа. Каким чувством проникнут романс. (Тревога, её нарастание, смятение чувств, вера и надежда). («Я словно…) Этап всесторонней проверки знаний. Иллюстрации к каким произведениям узнали. Работа с терминами. Соотнесите термины и их определения. 1. Противопоставление понятий, положений, образов – это… 2. Разновидность художественного произведения, объединяющая общими чертами разные произведения – это… 3. Средний эпический жанр, по характеру развития сюжета сложнее рассказа, но менее развёрнут, чем роман – это… 4. Изображение внешности героя как средство его характеристики – это… 5. Малый эпический жанр, в котором дано изображение какого-либо эпизода из жизни героя – это… 6. Нахождение общих и различных черт между двумя предметами, явлениями – это… 7. Знакомство в начале произведения с местом, временем действия, с героями произведения – это… 8. Переработанное воспроизведение чужого произведения, воспоминание о нём – это… 9. Выразительная подробность в произведении, несущая смысловую и эмоциональную нагрузку – это… Жанр, повесть, антитеза, рассказ, портрет, сравнение, художественная деталь, реминисценция, экспозиция | Объяснительно-иллюстративный. Сравнение и сопоставление. Беседа. Записываем эпиграф (на доске) к уроку. (Тему сформулируем позже). Да ведь в чём счастье полагать: есть счастье праведное, есть счастье грешное. Праведное ни через кого не переступит, а грешное всё перешагнёт. Они же первое возлюбили паче последнего. 12 глава (?) Работают с раздаточным материалом. Термины. | 5 мин. |
3 | Реализация д. з. (Элективный курс. Сочинения) Слайд 19-21 | Озвучиваем. (Читаем). | 2 мин. |
4 | Две Катерины в русской литературе. Слайд№22 - 26 | Раздаточный материал. Дописываем, догадываемся, сверяем. | 5 мин |
5 | Работа с названием (какая же леди? Ирония? Трагедия?) и эпиграфом. «Первую песенку зардевшись спеть». ??? Слайды 28 – 37. Мир купечества. Экспозиция. Время? (19 век). Место? (Россия. Купеческая среда). Героиня? Леди (женская тема). Макбет (Шекспир. Название трагедии. Кровь, трагедия, смерть, преступление.) Мценский уезд(русский уезд, типичный для России, российские темы и проблемы). | Реализация д.з. (Марина). ТСО. Раздаточный материал. Слайд №39. (Критики о К.) Катерина Измайлова – молния, порождённая самим мраком и лишь ярче подчёркивает непроглядную темень купеческого быта. В. Гебель Какая там «Гроза» Островского – тут не луч света, тут фонтан крови бьёт со дна души: «Анна Каренина» предвещает отмщение «бесовской страсти» Л. Аннинский | 5 мин |
6 | Жанр.? Рассказ? (но 15 гл.) Автор сам определяет как очерк. Почему? | Беседа. Работа с раздаточным материалом. Термины. | |
7 | Экспозиция очерка? Место – Россия, купеческая среда. Время – 19 век. Героиня – Катерина Львовна Измайлова. Вновь акцент на темах: Российская действительность 19 в. (Провинция). Тема русского национального характера. Тема судьбы женщины в России. Тема преступления, страшной драмы. | Беседа. | |
8 | Анализ образа Катерины Измайловой с точки зрения его развития в главах. | Реализация домашнего задания. | |
9 | Проверочная работа. Рефлексия. 1. Катерина Львовна Измайлова -….жена. 2. В очерке мы видим реминисценции из… 3. Портрет героини построен на… 4. У Катерины Измайловой в отличие от Катерины Кабановой нет… 5. «Ключевыми словами», характеризующими образ жизни Катерины Львовны в доме мужа, являются слова… | По очереди читают. Методика незаконченных предложений. | |
2 ур. | «Несмертельный Голован». | | |
1 | Грешник и праведник? Взгляд Лескова. | Беседа. Реализация домашнего задания. Методика незаконченных предложений. | |
2. | Работа по главам. Раскрытие образа Голована в главах. | Аналитическое чтение. | |
3. | В каком смысле Голован был прозван «несмертельным»? Чем, по Лескову, определена эта «несмертельность»? В чём состоит и чем утверждается праведность Голована? | | |
4. | Какие особенности композиции, повествовательной манеры, языка, стиля Лескова вы можете отметить? | | |
5. | Д. З. Можно ли оправдать преступление во имя любви? «Две Катерины русской литературы: Островский Лесков» Что нового в представлениях о народной жизни России | | |
ХОД УРОКА
УРОК №1
1.Ввод в урок. Приветствие. Настрой.
- Мы вчера приступили к более детальному изучению творчества Н. С. Лескова. Вспомнили факты биографии, известные, постарались понять эволюцию идейно-эстетической позиции писателя. Вы получили задание перечитать… и заполнить таблицу, проанализировав образы героев этих произведений.
- Вспомним взгляды Лескова на современную ему действительность. Тезисы. Можно прочитать. Читаем по очереди.
(Проверка домашнего задания).
- Два произведения в центре нашего внимания.
- Начнём с эпиграфа к уроку, а затем определим тему.
- Запишите эпиграф в тетрадь. Тема? Записываем.
Исполнение романса.
Каким чувством проникнут романс. (Тревога, её нарастание, смятение чувств, вера и надежда)..
- Иллюстрации к каким произведениям узнали?
- Тема? Любовь.
- Проблема? Женское счастье.
2. Постановка задач с опорой на ключевые слова темы.
(Будем анализировать заглавия повестей, эпиграфы, Знакомиться с экспозицией, местом, временем действия, с героями произведений.)
Актуализация.
Словарная литературоведческая разминка. Работа с терминами.
Две Катерины. Слайд 24. Беседа.
Работа с названием. Сначала назывался очерк «Леди Макбет нашего уезда».
Зачем автор изменил название? (Чтобы подчеркнуть черты типичности и одновременно указать на провинциальность героев.)
Комплексный анализ каждого слова. Слайд 40.
5. Проблема жанра. Поисковая работа. Слайд 48.
- Читаем высказывания критиков. Обсуждаем.
6. Работа с эпиграфом. Что это? Почему важен?
7. Имя героини. (Онимастика).
8. Анализ экспозиции.
9. Анализ образа Катерины Измайловой с точки зрения его развития в главах.
10. Проверочная работа. (Раздаточный материал). Рефлексия.
1. Катерина Львовна Измайлова -….жена.
2. В очерке мы видим реминисценции из…
3. Портрет героини построен на…
4. У Катерины Измайловой в отличие от Катерины Кабановой нет…
5. «Ключевыми словами», характеризующими образ жизни Катерины Львовны в доме мужа, являются слова…